Хрущевка вконтакте: ♫ ХРУЩЕВКА • ВКонтакте ♫ Институт музыкальных инициатив (ИМИ)

♫ ХРУЩЕВКА • ВКонтакте ♫ Институт музыкальных инициатив (ИМИ)

♫ ХРУЩЕВКА • ВКонтакте ♫ Институт музыкальных инициатив (ИМИ)

Институт музыкальных инициативИнститут музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65ИМИ (Институт Музыкальных Инициатив)

@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

источникhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/sources/vkcommunity/1106/image/main-899d687a2effcb9d6127918f2ef7c321.jpeg

ТворчествоVKИсточники

ТворчествоVKИсточники

Описание

VK-сообщество творческого объединения «ХРУЩЕВКА», созданного Иваном Бортниковым. Авторы публикуют обзоры на отечественные андерграундные новинки, интервью, документальные фильмы и многое другое — от до магнитоальбомов советского рока до кассет с vaporwave.

Ссылка

https://vk.com/hrushevkaorg

Другие VK-сообщества

VK-сообществаИМИ

В нашем VK-сообществе мы публикуем новости музыкальной индустрии, материалы «ИМИ. Журнала», подборки интересных источников, анонсы вебинаров, актуальные вакансии и многое другое.

ИсследованиеМедиаИМИ

VK-сообществаSOUND UP

VK-страница фестиваля современной музыки SOUND UP. Внутри — анонсы новых событий, информация об артистах проекта и анонсы подкаста команды фестиваля.

ФестивалиVKИсточники

VK-сообществаalbum covers

Паблик, посвященный обложкам музыкальных релизов (как и следует из названия) — как отечественных, так и зарубежных.

ТворчествоИсточникиVK

VK-сообществаMDR

Страница московского лейбла Music Development Russia, сотрудники которого делятся новостями музыкального издательства, а также релизами и анонсами концертов своих артистов.

ИсточникиЛейблыVK

VK-сообществаLukashev Studio

ВК-сообщество звукорежиссера и музыкального продюсера Ильи Лукашева, где он делится образовательными материалами и советами для начинающих продюсеров.

ПродакшнVKИсточники

VK-сообществаResonance Moscow

VK-паблик музыкального лейбла Resonance Moscow, основанного электронным музыкантом Никитой Забелиным.

VKЛейблыИсточники

VK-сообществаVST-ПЛАГИНЫ

Полезные плагины, а также программы для сведения, мастеринга и создания музыки.

ПродакшнVKИсточники

VK-сообществаsoundartist.ru

Сообщество независимых артистов в областях экспериментального звука и технологических искусств. В паблике публикуют выставки, конкурсы и курсы для саунд-артистов.

ПродакшнТворчествоVK

VK-сообществаСтарье!

Паблик с классическими и редкими электронными релизами. В плейлисте сообщества — Richie Hawtin, DJ Sneak, Omar S, James Holden и другие.

VKИсточникиЭлектронная музыка

VK-сообществаНикита и инди-музыка

Паблик маркетолога и SMM-менеджера Никиты Суслова. В сообществе Никита рассказывает инди-музыкантам о полезных инструментах для работы над музыкальным проектом и делится своим опытом.

SMMСоцсетиПромо

23456789101112

Книги ИМИ в свободном доступе

Серия «Новая критика» и история поп-музыки «Не надо стесняться» теперь доступны для свободного скачивания

Будущее петербургской хрущёвки

Москва собирается избавиться от хрущевок. А что ждёт эти дома Петербурге? И чем советская хрущевка лучше студии в новостройке? Репортаж Лидии Виэльбы.

Юрий Зинчук, ведущий: «Ну а тем временем в Москве начинает разворачиваться беспрецедентный по своим масштабам строительный проект. Перефразируя известный лозунг французской революции, можно этот проект назвать так – «мир новострйкам – война хрущёвкам». Реновация сравнима с революцией. Уже определяют адресную базу домов, подлежащих сносу. Речь идёт о тысяче московских хрущёвок. Но, как известно, если в Москве аукнется, то в России откликнется.

А что у нас в Петербурге? Ведь у нас тоже на сегодняшний день насчитывается около 10 тысяч домов подобного типа. В настоящее время доля хрущевок в общем объеме жилого фонда Санкт-Петербурга составляет 29,8%, в них проживает около 12% горожан. Приблизительно 600 тысяч – более полумиллиона петербуржцев. Так что для нас эта тема не менее актуальна, чем для Москвы.

Но когда эта война против хрущёвок докатится до Петербурга? И, самое главное, чем она закончится для обычных горожан? Об этом в репортаже Лидии Виэльбе».

Лидия Виэльба, корреспондент: «Минимализм и экономия – доведённый до абсурда главный принцип постсталинского строительства. Кухня – 4 квадратных метра. Все на расстоянии вытянутой руки. Не вставая с табуретки можно достать из холодильника продукты, тут же нарезать, накрыть на стол, все убрать и вымыть посуду».

Исключительно ленинградский экземпляр – серия ГИ. Коридоров вообще нет. Зато четыре комнаты. И все двери ведут в «тамбур».

Лидия Виэльба: «В этих стенах и родился анекдот: Хрущёв успел объединить туалет с ванной, но не успел соединить пол с потолком. Высота здесь 2:30. Ниже в Петербурге нет!».

Если представить себе невозможное – основателя Петербурга Петра поселить в хрущевке, – то с его ростом 2 метра 4 сантиметра император треуголкой задевал бы потолок.

Война уничтожила треть жилья в стране. Забота о народе заявлялась партией как главная цель. Именно тогда было принято решение о строительстве. Делать это надо было быстро. В Ленинграде бригада рабочих установила рекорд – собрала пятиэтажку за пять дней. О качестве тогда не думали. Норму в 9 метров на человека разработали гигиенисты — учли каждое действие: от уборки до поливки цветов. Не было в таблице только графы «личное пространство». Но многим ленинградцам после бараков, подвалов и коммуналок, пусть крошечная, но своя квартира – казалась роскошью.

Лидия Мазина, житель блокадного Ленинграда: «Ну, не замечали этого. Все радовались, и дети радовались, каждому по комнате, и мы отдельно, очень довольны».

Сегодня жителей хрущевок довольными не назовешь. Они с грустью смотрят на тех, кто одним нажатием кнопки преодолевает расстояние в пять этажей.

Именно Петербург стал пионером жилищной реформы – здесь разработали радикальную программу «реновация». На месте снесённых пятиэтажек должны были вырасти высотки. Экспериментальным кварталом стала Ульянка в Кировском районе.

Лидия Виэльба: «По плану реновация здесь должна завершиться через год. Но ни одну хрущёвку до сих пор не снесли. Помешал новый высотный регламент для новостроек. С 75-ти метров максимальную высоту понизили до 30. В результате застройщик все квартиры был вынужден отдать дольщикам вот этой несостоявшейся башни. На потенциальных переселенцев жилья не хватило».

Головоломку под названием «судьба ленинградской хрущёвки» начали решать молодые архитекторы. Предложили альтернативу сносу: утепление, замена коммуникаций, перепланировка и надстройка 2-3 этажей.

Ксения Веретенникова, лауреат конкурса «Будущий Петербург 2016»: «13 700 высота дома и еще плюс 6 метров. Посмотрите, сколько здесь деревьев, при массовом строительство все придется срубить».

Даниил Веретенников, лауреат конкурса «Будущий Петербург 2016»: «Вот в тех двух этажах квартиры комфортабельнее, девелопер от продажи квартир еще и зарабатывает по нашим подсчетам 20 процентов».

Некоторые идеи откровенно абсурдны: авторы добавили 17 виртуальных этажей. Жильцов переселили повыше, а на месте хрущёвки сделали многоуровневый паркинг. Правда, на время работ люди оказались под домашним арестом, ни зайти, ни выйти.

Есть в Петербурге и реальный пример реанимированной хрущёвки – на Торжковской улице. Датчане построили мансарду. За счёт продажи квартир на 6 этаже отремонтировали дом. Срок жизни малоэтажки — отнюдь не 25 лет. Такую цифру называли из других соображений.

Ксения Шарлыгина, главный архитектор ЛЕНЖИЛНИИПРОЕКТА: «Ну что мы такие бедные, вот поживем и построим лучшие квартиры».

В соседней Финляндии дома немного напоминают петербургские. Блочные, без подвалов и лифтов, расставленные строго по меридиану с севера на юг. Но на этом сходство заканчивается. У финнов общий сарай, парковка, сауна. Мангал с площадкой для барбекю. Внутри так называемые квартиры-студии — в два раза просторнее, чем в российских новостройках.

Владимир Линов архитектор, урбанист: «Это порождение новой проблемы эти студии. Новое гетто, они морально устареют вообще через 10 лет, очень много высотных домов с маленькими квартирами в Европе уже взорвано. А хрущевки могут и постоять».

В Москве через два года не останется ни одной хрущёвки, отрапортовал недавно мэр Сергей Собянин. Петербург пойдет своим, более осторожным путем. Главное, чтобы громкие заявления не остались лишь на бумаге. А слово реновация стало символом достойного жилья, а не синонимом хрущоб.

советских евреев при Хрущеве: все еще тотальное государство

Два эксперта по России рассматривают последние повороты в советской политике в отношении евреев.

_____________

 

 

Даже Никита Хрущев не утверждает, что спустя 41 год после большевистской революции Советский Союз «решил еврейскую проблему». В интервью французскому журналисту Сержу Груссару, опубликованном в журнале Figaro в апреле прошлого года, он выразил сожаление по поводу нежелания евреев принять «замечательный подарок» Биробиджана и пожаловался, что советские евреи предпочитают интеллектуальные занятия таким «массовым занятиям», как строительство. торговли и металлургии. Хотя Московское радио осудило рассказ Груссара об интервью как «провокационную подделку», почти нет сомнений в том, что заявления, приписываемые Хрущеву, отражают атмосферу враждебности и дискриминации, в которой вынуждены жить три миллиона советских евреев. Конечно, террор, который пережили советские евреи в последние годы правления Сталина, резко контрастировал с эгалитарными надеждами 19-го века.17, обещая освобождение евреев. И до сих пор трудно составить точную картину того, насколько изменилось положение рядового еврея за шесть лет после смерти Сталина.

Есть еще, конечно, знаменитые удостоверения личности, обязательные для всех советских граждан, в которых указывается национальность предъявителя и маркируется еврей как таковой; в сложившейся атмосфере советские евреи считают это помехой. В то же время сегодня в Совете Министров СССР или в Президиуме Коммунистической партии нет ни одного еврея, а в Верховном Совете и ЦК партии гораздо меньше евреев, чем было поколение назад. Наличие или отсутствие в самых верхах режима коммунистов еврейского происхождения, конечно, не является неопровержимым свидетельством официально спонсируемой антисемитской политики. Ведь Лазарь Каганович был членом Политбюро (а другой еврей, Л. В. Мехлис, возглавлял полицию безопасности) в разгар сталинской антиеврейской кампании, в самое тяжелое время, которое евреи пережили при советской власти. Когда Кагановича лишили полномочий и званий в 1957, это было не потому, что он был евреем, а потому, что он присоединился к Георгию Маленкову, Вячеславу Молотову, Николаю Булганину и Дмитрию Шепилову (все неевреи) в оппозиции Хрущеву. Тем не менее верно и знаменательно, что сегодня мало евреев можно найти среди руководящих деятелей коммунистической партии, среди высших офицеров Советской Армии, 1 или в дипломатическом корпусе.

Многие отдельные евреи, видные деятели искусства и науки, примирившиеся с советским режимом, продолжают процветать как члены элиты. Музыканты вроде Давида Ойстраха, политические пропагандисты вроде Ильи Эренбурга и Давида Заславского, гроссмейстер Михаил Ботвинник тому пример. В апреле прошлого года трое еврейских физиков, Самуил Маркович Оссоветец, Сталий Иосифович Брагинский и Натан Аронович Явлинский, получили Ленинскую премию за свои исследования в области получения плазмы при высоких температурах. В крупных городах, таких как Москва, Ленинград и Киев, есть много менее известных еврейских ученых, врачей, ученых и учителей. Тем не менее почти все недавние посетившие СССР на основании бесед с советскими евреями сообщают, что молодым студентам-евреям становится все труднее поступать в высшие учебные заведения. Будь то официальный, полуофициальный или неофициальный, своего рода numerus clausus сталкивается с молодым поколением советских евреев. В то же время еврейские религиозные и культурные учреждения, подвергшиеся беспощадным преследованиям в период с 1948 по 1953 год, так и не были восстановлены. И официальное давление на еврейскую общину как таковую лишь немного ослабло за последние три года в рамках усилий Хрущева по успокоению международного общественного мнения. Россия остается трудной землей для евреев, даже если период полуночных арестов и массовых убийств прошел со смертью Сталина.

_____________

 

Большевистская революция не может быть обвинена в жестоком антисемитизме, распространенном среди отсталых земледельческих народов России и Восточной Европы. Тем не менее, несмотря на частые заявления о том, что советский режим «отменил антисемитизм», спорадические попытки коммунистов бороться с ним в 1920-х и 30-х годах явно провалились. Конечно, циничный союз Сталина с нацистской Германией мало что сделал для того, чтобы воспрепятствовать распространению традиционного антисемитизма среди широких слоев населения. Во время Второй мировой войны, когда советские евреи столкнулись с угрозой расправы со стороны вторгшихся нацистов, лучшее, что они могли ожидать от большинства своих соседей-неевреев, — это не протягивать руку помощи в резне. (Есть много сообщений о том, как граждане Украины и Белоруссии сотрудничали в депортации и уничтожении евреев нацистами.) Действительно, послевоенное возрождение народного антисемитизма во многом обязано нацистской пропаганде в регионах. территории СССР, оккупированной немецкой армией во время войны. Благосклонный прием, оказанный тогда расистским идеям нацизма, показал, как мало сделал советский режим для борьбы с антисемитизмом между 1917 и 1939.

Сталинская чистка еврейских культурных деятелей и сопровождавшая ее кампания против «безродных космополитов» в течение последних пяти лет жизни диктатора 2 еще больше разожгли антисемитизм среди населения в целом. И когда Хрущев осудил преступления Сталина на XX съезде партии, знаменательно, что он умолчал об уничтожении еврейских писателей и культурных деятелей. Варшаве Фолькштимме было поручено поднимать вопросы об уничтожении идишской культуры в СССР. То, что Хрущев не упомянул об этих безобразиях, означало бы, что, по его собственному мнению, эти вопросы были политически не очень важными — или, по крайней мере, не такими важными, как дело о еврейском «заговоре врачей», которое он обсуждал.

После XX съезда судебное убийство перестало быть инструментом политики в СССР, и евреи получили от него такую ​​же выгоду, как и другие советские граждане. Но некоторые внутренние изменения Хрущева, тем не менее, привели к усилению дискриминации евреев. Например, децентрализация советской промышленности дала большую власть местным властям, а в неславянских республиках это затруднило евреям сохранение своих рабочих мест или получение новых. Такие области были колонизированы русскими — как язычниками, так и евреями, — и местные чувства были сильны против этих представителей чуждого централизма. В связи с этим, как сообщают недавние посетители СССР, евреев дважды проклинают: как это ни парадоксально, как «русских», традиционно как «жиди». (Хрущев вежливо сказал посетителям французских социалистов в 1919 г.57: «Естественно, если бы евреи сейчас попытались занять руководящие посты в республиках, местные жители возражали бы». тенденция к нарастанию дискриминационного давления на евреев. Нет никаких свидетельств того, что советские власти препятствуют этой тенденции; действительно, они, кажется, готовы использовать его как средство для отвода недовольства, вызванного некоторыми политиками Хрущева. Таким образом, в московской, а также в провинциальной советской печати появился поток статей, в которых подчеркивались антиобщественные действия лиц, носивших явно еврейские имена. Такие статьи входят в число устоявшихся методов привлечения внимания к воровству, хищениям, махинациям и т. д., и преступники с нееврейскими именами также получают свою долю огласки. Но евреи получают больше своей доли; если понимать советскую прессу буквально, то почти половина мелких уголовников в СССР носит такие имена, как Рубинштейн, Файнберг, Флаксман, Блонштейн. Эти газетные статьи начали появляться 19 июня.57 и, таким образом, относятся к периоду личного правления Хрущева, т. е. после поражения «антипартийного блока».

Можно утверждать, что новые народные антисемитские тенденции одобрены советской властью, но тем не менее не являются результатом провозглашенного официального замысла. Однако в двух сферах Хрущев должен нести личную ответственность за политику, направленную против еврейской общины. Несмотря на противоположные обещания советских официальных лиц французским и другим делегациям, культурная жизнь на идиш не возобновилась. И, прежде всего, дорога в Израиль остается закрытой для российских евреев, желающих эмигрировать.

Стремление русских евреев быть признанными в качестве отдельной культурной общности отвергается на том основании, что еврейская группа не отвечает требованиям, предъявляемым Сталиным для образования национальности. Покойный диктатор писал в своем знаменитом эссе «Марксизм и национальный вопрос »: «Нация — это исторически сложившееся устойчивое сообщество людей, сформировавшееся на основе общего языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общей культуре. . . . Достаточно, чтобы хотя бы одна из этих характеристик отсутствовала, и нация перестает быть нацией». 3

Евреи, разбросанные вдоль и поперек СССР, явно не могут выполнить эти требования, и попытка СССР создать отдельную Еврейскую автономную область потерпела неудачу. Безусловно, даже в сталинские времена идишская культура время от времени допускалась, вопреки догме, когда это соответствовало советской политике. Во время Второй мировой войны Еврейский антифашистский комитет, сформированный в Москве, поощрялся к своей задаче по объединению мирового еврейского мнения против нацизма и к более милосердному взгляду на Советскую Россию как на союзника демократий. Однако после окончания войны Комитет был распущен. К 1948, были применены все железные правила сталинской доктрины национальности. С тех пор только евреи в Биробиджане могли читать книги или газеты на идише, хотя там проживает всего 2 процента советских евреев, а в Москве, например, проживает 200 000 человек. Только в прошлом году Хрущев сказал, что, по его мнению, все евреи могут переехать в Биробиджан и создать там еврейское государство, но он не готов позволить открывать еврейские школы по всей России. 4

_____________

 

Коммунисты утверждают, что сами советские евреи не интересуются идишскими книгами или идишским театром, и что культуру идиша лучше увековечивать переводами на русский язык. (Например, недавно были переведены несколько книг Шолом-Алейхема, а в этом году обещают собрание сочинений.) В июне прошлого года советский писатель Борис Полевой заявил буэнос-айресской идишской газете Tribune , что еврейские авторы, пишущие на идиш, ищут переводить на русский язык, потому что им стыдно издавать издания на идише тиражом менее 5000 экземпляров. Он не привел никаких доказательств своего утверждения о том, что книга на идиш может найти не более 5000 покупателей в Советском Союзе. 5 Действительно, противоположное впечатление производит тот факт, что Варшава Folkshtimme была запрещена в СССР и что Варшавское радио прекратило свои передачи на идиш, которые раньше имели большую аудиторию в западных частях СССР. Кроме того, большую популярность приобрел ряд музыкальных вечеров на идише, недавно проведенных в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Минске и других городах. Данилов, заместитель министра культуры СССР, сказал, что три миллиона человек посетили концерты на идише в 1919 году.57. Министерство также выпустило различные фонографические записи народных песен на идише. Трудно сказать, что побудило советские власти разрешить эту музыкальную деятельность; в любом случае не было никаких признаков того, что это предвестник большей свободы.

Параллельно с запретами на идиш действуют ограничения на иудаизм как религию. Местным еврейским религиозным общинам не разрешили создать общенациональную организацию. Не хватает синагог, молитвенников и раввинов. В англоязычной передаче от 18 октября прошлого года Московское радио заявило, что к Великим праздникам было напечатано 4000 молитвенников на иврите, и что еще одно издание «готовится». В нем также утверждалось, что в Москве имеется сотня еврейских молитвенных домов, но это категорически отрицается всеми недавними посетителями СССР. Предположительно, в передаче речь шла о временном жилье, устроенном на время отпуска. Во всяком случае, в Ташкенте в Средней Азии одна маленькая синагога обслуживает более 50 000 евреев, а осенью 1958 служб там провел проповедник-мирянин. Московская раввинская школа невелика и не может удовлетворить спрос на подготовленных раввинов.

Несмотря на трудности, с которыми сталкивается соблюдение еврейских религиозных обрядов, синагоги по всему Советскому Союзу были переполнены верующими всех возрастов в Рош ха-Шана и Йом Киппур в 1958 году. И в последний Рош ха-Шана главный раввин Москвы обменивался сообщениями с израильскими, британскими и раввины. Это может быть признаком того, что советские власти готовы допустить некоторые бреши в изоляции советского еврейства. Однако более вероятно, что это очередная пропагандистская попытка компенсировать всемирное осуждение обращения Советского Союза с российскими евреями.

Вне всякого сомнения, Хрущев знает о последствиях на Западе, вызванных разоблачением сталинских антиеврейских чисток. За исключением подавления венгерского восстания, ни один другой аспект советской политики с 1953 года не сделал так много, чтобы смутить коммунистическое движение в Европе и Америке. Неосмотрительность Хрущева в отношении евреев ничуть не облегчила задачу официальных апологетов. Теперь эти пропагандисты, похоже, решили, что Биробиджан — единственная карта, которую можно разыграть, и активно разыгрывают ее. Советская пресса и радио проводят согласованную кампанию по популяризации территории Восточной Сибири как альтернативы Израилю. Ее изображают плодородной землей с быстро развивающейся промышленностью, землей с двумя официальными языками — идиш и русским, — где еврейские колхозники живут идиллической жизнью. Много делается и о военных подвигах еврейских ветеранов Советской Армии, проживающих ныне в Биробиджане. А наличие около 2000 книг в «еврейском отделе» Биробиджанской библиотеки им. Шолом-Алейхема недавно приводилось Московским радио как свидетельство расцвета идишской культуры. 6

Теперь трезвый факт в том, что Биробиджан, вероятно, не лучше и не хуже некоторых других частей СССР, но советские евреи просто не хотят туда ехать. Сам Хрущев признает, что многие из уехавших в Биробиджан не остались. «Они приходят туда, полные энтузиазма, — сказал он Груссару, — а затем один за другим уходят». В июне прошлого года Хрущев сказал корреспонденту Der Tog , что «остались только вывески на идиш на вокзалах, но евреев там не осталось». Поскольку Еврейская автономная область не является ни еврейской, ни автономной, советские евреи считают ее не более чем потенциальным массовым гетто.

_____________

 

Принимая во внимание энтузиазм советских евреев по отношению к Израилю, ребяческие попытки режима дискредитировать новое государство не должны быть услышаны. Тем не менее попытки продолжаются. Недавно в советской прессе были опубликованы письма якобы советских евреев, проживающих ныне в Израиле, с предупреждением их родственникам и друзьям на родине не следовать их примеру. Г. Плоткин, член небольшой советской делегации, посетившей Израиль в июле 1958 г., нарисовал картину тамошней жизни (в статьях, опубликованных в Литературная газета и Вечерняя Москва ), которые израильтяне могли найти только смешными. Плоткин утверждал, что видел толпы, осаждающие советское посольство и польское дипломатическое представительство в Тель-Авиве, умоляющие разрешить им вернуться на свою прежнюю родину; он также утверждал, что ни один мужчина старше сорока не может найти работу в Израиле, что новоприбывшие редко находят работу даже один день в неделю и что бывшим советским гражданам предлагается только ручной труд. В статье в Советская Культура 9В № 0004 (25 марта 1958 г.) под названием «Ад в израильском раю» писатель Юльский описывает, как жен новых иммигрантов заставляли заниматься проституцией, чтобы заработать на хлеб для своих семей. Юльский заявляет, что расстояние между израильскими «шовинистами» и нацистами было «не больше клюва воробья».

Несмотря на такую ​​пропаганду, советские евреи предпринимали отчаянные попытки попасть в Израиль, и некоторым удалось это сделать, отправившись сначала в Польшу, которая в 1956 году приняла более либеральную политику в отношении еврейской эмиграции. В соответствии с польско-советским соглашением о репатриации, подписанным в том же году, не только бывшие польские евреи, но и многие советские евреи уехали в Польшу, а оттуда в Израиль. К началу 1958, в Польшу из СССР вернулось всего около 10 000 евреев. Поток советских евреев в Польшу и Израиль, по сообщениям из Варшавы, встревожил советские власти, и в 1957 году были приняты меры, чтобы замедлить этот восточноевропейский аналог «подземной железной дороги». К июлю 1958 г. из СССР в Польшу уезжало не более 300 евреев в месяц. И если в период с июля 1956 г. по март 1957 г. из Польши в Израиль уехало 35 000 евреев, то польские власти остановили еврейскую эмиграцию с марта по октябрь того же года, а затем возобновили ее только в резко сокращенной форме.

Эта «подземная железная дорога» в Польшу, кажется, была непреднамеренным следствием советской политики. В самой России Хрущев оставался непреклонным в запрете еврейской миграции в Израиль или куда-либо еще, если уж на то пошло. Если он действительно верит, как он говорит, что основная масса евреев счастливее в СССР, чем они были бы за границей, он должен подвергнуть свою веру испытанию; но крайне сомнительно, что он это сделает. Коммунистическая доктрина, как и реалии советской политики, препятствуют такому курсу.

Помимо общего подозрительного отношения коммунистов к религиозным группам и этническим меньшинствам, советские евреи используются в качестве пешек в международной борьбе. Вот уже почти десятилетие СССР проводит проарабскую и антиизраильскую политику на Ближнем Востоке, и коммунисты ссылаются на жестокое обращение с советскими евреями, чтобы произвести впечатление на приезжих арабов. Пока такая политика продолжает приносить дивиденды как на Ближнем Востоке, так и в ограниченной степени дома, нет оснований ожидать, что советское руководство изменит свою линию. Хрущев, несомненно, анализирует относительную значимость отвращения Запада и одобрения арабов; пока последний кажется более желательным, мало что изменится.

Выпуск евреев из России означал бы еще более серьезный отход от коммунистической доктрины. Это означало бы признание перед всем миром, что большое количество советских граждан стремится покинуть «родину социализма». Это могло бы побудить другие угнетенные национальности в СССР более энергично добиваться аналогичных прав. Сразу приходит на ум привлекательность Турции для тюркских племен советской Средней Азии. Поскольку ни одному советскому гражданину не разрешается эмигрировать, за исключением отдельных случаев из соображений сострадания, в коммунистическом порядке вещей неизбежно, что евреи должны подвергаться таким же ограничениям. Новая попытка приукрасить Биробиджан, как и продолжающиеся нападки на Израиль в советской прессе, направлены на то, чтобы помешать очевидному желанию евреев эмигрировать. Первая советская книга об Израиле, Государство Израиль: его позиция и политика , К. Иванов и З. Шейнис, изданная в 1958 г., пытается убедить советских евреев в том, что Израиль – это искусственно созданная нация, существующая в наихудших условиях капитализма. Книга также заставит российского читателя отождествить каждого еврея с «узким буржуазным национализмом» израильских лидеров, который описывается как империалистические инструменты и угроза миру.

Ближайшие перспективы советского еврейства мрачны, но не безнадежны. Немыслимо, чтобы Хрущев или любой другой советский лидер подражал нацистскому геноциду или испанской инквизиции. С другой стороны, советские власти могут усилить официальное давление с целью ассимиляции. Они, конечно же, не допустят эмиграции в Израиль, если они также не откажутся от арабского дела и значительной части своих собственных идеологических рамок. Это вряд ли произойдет в мире, разделенном холодной войной, и никакое моральное давление со стороны мирового еврейства не сможет заставить русских изменить свое мнение. В настоящее время советские евреи подвергаются множеству давлений с разных сторон, направленных на ассимиляцию. Но антисемитизм обычно усиливал еврейскую солидарность, и современный Советский Союз в этом отношении не является исключением. Какими бы изолированными ни были советские евреи, они не брошены. Их поддерживают в испытаниях духовные запасы их наследия, существование Израиля, поддержка мирового еврейства и, что не менее важно, сочувствие всех свободных людей.

_____________

 

1 Однако по крайней мере один генерал-еврей, репрессированный в 1930-е годы, бывший начальник штаба Ян Б. Гамарник, был посмертно «реабилитирован» после XX съезда партии в 1956 г. См.

2 90 «Советская политика и еврейская судьба», В. З. Лакер, КОММЕНТАРИЙ, октябрь 1956 г.

3 В том же году, когда Сталин опубликовал это эссе (1913 г.), Ленин писал: лозунг наших врагов».

4 См. интервью с Хрущевым, опубликованное в Der Tog , Нью-Йорк, 13 июня 1958 года. , и что Квитко был в добром здравии и работал, тогда как на самом деле последний был арестован в 1949 году и убит в 1952 году. См. Fast’s The Naked God (Praeger, 1957).

6 Обеспокоенные сообщениями о том, что советские власти планировали новую кампанию по переселению большого количества евреев в Биробиджан, лидеры Американского еврейского комитета подняли этот вопрос перед вице-премьером СССР Анастасом Микояном во время его турне по США в прошлом месяце. Он охарактеризовал отчеты как «безосновательные» (прим. ред.).

От кубинских ракет до путинского кризиса

НЬЮ-ЙОРК. Через шестьдесят лет после кубинского ракетного кризиса мир снова столкнулся с призраком ядерной конфронтации. Поскольку президент России Владимир Путин, похоже, проигрывает войну на Украине, он продолжает усиливать свои угрозы, утверждая , что ему, возможно, придется применить ядерное оружие для защиты России, включая ее недавно «аннексированные» украинские территории. Поскольку Путин ставит мир на грань, теперь вопрос в том, отступит ли он от нее, как это сделал советский лидер Никита Хрущев в 19 году.62.

Тем летом, в ответ на решение Соединенных Штатов разместить ядерное оружие в странах НАТО, включая Турцию, и нацелить его на советские города, Хрущев попытался уравнять правила игры, приказав тайно разместить ядерное оружие средней дальности. ядерные ракеты на Кубе. Оружие также защитит кубинский режим от вторжения США.

Когда президент США Джон Ф.

Кеннеди узнал о том, что сделал Хрущев – 16 октября – он был в ярости. Мало того, что Советы установили ядерное оружие недалеко от берегов Америки; они держали их там месяцами без ведома США.

В течение двух недель Кеннеди и Хрущев обменивались письмами и публичными заявлениями. С точки зрения Хрущева, ответ Кеннеди отражал его неопытность, а советский лидер пытался избежать провокаций, не в последнюю очередь воздерживаясь от освещения американских ракет в Турции. Хотя это могло послужить его интересам, уравняв моральные правила игры, это также могло спровоцировать нападение США на Кубу. Вместо этого Хрущев объяснил, что это было просто стремление к паритету, и он не собирался размещать ракеты.

Но Кеннеди не собирался отступать, поэтому Хрущев, не желая рисковать ядерной войной, скорректировал свою стратегию. Было достигнуто соглашение: Советы выведут свое оружие с Кубы, а США выведут свои баллистические ракеты «Юпитер» из Турции и не вторгнуться на Кубу.

Стоит отметить, что о выводе США своих ракет из Турции стало известно лишь спустя годы; Хрущев позволил Кеннеди заявить о своей победе. Как покойный  Михаил Горбачев  в 1985 году отметил: «У обеих сторон и их лидеров хватило мудрости и смелости принять несколько очень важных решений. История очень интересна в этом смысле, когда пытаешься извлечь из нее уроки».

К сожалению, сегодня лишь немногие лидеры пытаются извлечь уроки из истории. Они, видимо, предпочитают ждать, пока история накажет нас за невыученные уроки, как заметил русский историк XIX века Василий Ключевский. Нигде это не так очевидно, как в путинском Кремле.

Недовольство , предшествовавшее вторжению России в Украину, перекликается с теми, которые подтолкнули Хрущева к решению разместить ядерное оружие на Кубе: возглавляемая США НАТО вторгается в то, что Кремль считает своей сферой влияния, и окружает Россию своими системами вооружения. И так же, как Хрущев недооценил Кеннеди, Путин, похоже, недооценил приверженность президента США Джо Байдена помощи Украине.

Здесь две истории расходятся. Вместо того, чтобы пересмотреть свою стратегию, чтобы избежать катастрофы, как это сделал Хрущев, Путин удваивает свои угрозы, которые затмевают периодические заверения Кремля в том, что он не планирует применять ядерное оружие.

Более того, если Хрущев и Кеннеди никогда лично не оскорбляли друг друга (несмотря на горячие публичные речи), деятели с обеих сторон не пытались обуздать свою риторику. Путин обвинил Запад во всевозможных грехах – по сути, в «чистом сатанизме». Со своей стороны, Байден эффективно выступал за смену режима в России, а Жозеп Боррель, Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности, призывает к победе на поле боя для Украины.

В то же время, в отличие от 1962 года, здесь, кажется, нет закулисной дипломатии. Все мосты для прагматических дискуссий, публичных или нет, сожжены — еще один урок кубинского ракетного кризиса проигнорирован.

Безусловно, Байден до сих пор избегал ловушки, выдвигая собственные ядерные угрозы. Вместо этого он подчеркнул опасность, предупредив, что мир может столкнуться с «Армагеддоном», если Путин применит тактическое ядерное оружие в Украине.

Вместо этого Путин изменил свой подход к эскалации, обвинив украинцев в планировании применения радиологической «грязной бомбы», поскольку Россия методично наносит удары по гражданскому населению и гражданской инфраструктуре Украины с помощью обычных вооружений. Учитывая эту очевидную уловку, у нас просто нет оснований полагать, что о ядерной атаке для Путина не может быть и речи.

Для Хрущева, наоборот, было. 27 октября 1962 года, в так называемую «черную субботу», над Кубой вопреки приказу Хрущева был сбит американский самолет-разведчик У-2. Лидер Кубы Фидель Кастро потребовал, чтобы Хрущев инициировал немедленный ядерный удар по США, чтобы предотвратить нападение на Кубу, в неизбежности которого он был уверен.

Хрущев, конечно, не внял призыву Кастро; он также не ответил, когда позже в тот же день другой U-2 по ошибке ненадолго вошел в советское воздушное пространство. Вместо этого он извлек важный урок: когда речь идет о ядерном оружии, даже небольшие аварии могут иметь ужасные последствия. А когда напряженность высока, такой исход становится почти неизбежным. Это побудило его вести переговоры по урегулированию кризиса.

Когда в 1964 году Хрущева свергли, его коллеги по Политбюро обвинили его в том, что он выставил Советский Союз слабым, выведя свои ракеты с Кубы.

Но у него хватило мудрости не начинать апокалиптическую войну просто для того, чтобы сохранить лицо. Лучше договориться о решении, которое отвечает глубинным интересам СССР, включая защиту союзника, вывод американского оружия массового уничтожения из Турции и начало разговора о ядерном разоружении. Путин не проявил такой мудрости.

Наверное, не стоит удивляться тому, что Кремль ничему не научился из событий 1962. Хрущев был в основе своей политиком. Путин был и всегда будет офицером КГБ среднего звена.

 

*Нина Л. Хрущева, профессор международных отношений Новой школы, является соавтором (вместе с Джеффри Тейлером) книги «По следам Путина: в поисках души империи одиннадцать раз в России». Зоны  (St. Martin’s Press, 2019 г.).

Авторские права: Project Syndicate, 2022.
www.project-syndicate.org

Несмотря на преследование и цензуру режима Ортеги-Мурильо, мы продолжаем информировать население в условиях, когда это карается тюремным заключением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *