Архитектура сада – Ландшафтный дизайн и архитектура русского сада

Содержание

Ландшафтный дизайн и архитектура русского сада

Русский сад — это оформленное пространство, в котором сочетается практичность, красота, где непринуждённая и естественная обстановка зимой и летом. Воображение рисует аллею, ведущую к усадьбе, яблони, берёзки… Это — летняя кухня в окружении малины, смородины, крыжовника. Терасса в запахах сирени, увитая вьюном. Хаотично высаженные вдоль дорожки ноготки, настурция, ромашки, астры.

Русский сад: каковы стилистические особенности?

Деловой подход

От строгого классицизма и чопорности ампира данный ландшафт отличается тем, что человек чувствует себя в нём раскрепощённо и раскованно. Практицизм в сочетании с очарованием — цветущие клумбы рядом с огородом, причём последний — любых размеров: от большого до маленького. Такое соседство и есть главное несходство с другими садиками и парками.

Подлинность

Этот пейзаж — не «казарменный порядок», когда «чайки летают строем», а легкая «растрепанность» и «непричесанность».  Сохраняется впечатление обжитого места, в отличие чётко распланированных голландских или немецких. Эффект небольшой запущенности — иллюзия, которую сформировать даже сложнее, чем «прилизанность» с обилием экзотики. Такая роскошь, когда «всё растёт само», возможна только при тщательно продуманной композиции и опыте. Вместо газонов — лужок с мятой и чабрецом.

Характерные приметы заключены в простоте, чистоте и совместимости. Всякая «необычность» с замысловатыми структурами вкупе, фонтанами разных силуэтов и уровней, причудливыми камнями — для других видов и стилей. Хотя, эклектика присутствует. Первостепенную позицию занимает продуманность расположения растений, деревьев, цветов и других элементов.

Садовые строения

Следующим показателем называют достаточное количество деревянных сооружений, т.е. малых архитектурных форм: лавочек, скамеек, беседок, навесов, качелей.

Чтобы выполнять функцию и быть элементом ландшафтного дизайна, размещаются там, где необходимо, а не хаотично, как вздумается.

Имеет значение и окружающая местность, которая продолжается за оградой.  Резкое несоответствие расширяющегося ландшафта способно разрушить объём и явиться причиной напряжённости и насилия над естеством.

Лучшая планировка та, что стирает границы, сотворяет уют и притягательность на выбранной делянке, как проникновение тенденции природного своеобразия.

Ландшафтный дизайн и архитектура

Русский дизайн предполагает не столько эстетическое оформление, сколько функциональное. Это выражается в целевом назначении и удобстве.

Посадки

Высаженные группами вишни, груши, яблони, сливы преображают пространство для людей. А дети-счастливчики, которые растут в таком волшебном саду, понимают устройство мира и становятся гармоничными. На полянах, находящихся в середине каждой группы, увеличивается энергетическая составляющая, что помогает обрести счастье и осуществить мечты.

Знающие символику, насаждения формируют как очертания символов, рун или слов. В уютных закутках, образованных знаками, комфортно размышлять на вечные темы.

Процессы усиливаются, если труд по благоустройству бескорыстный, не для собственного блага, а во имя красоты Земли-матушки, Рода, народа. Широкая душа предков обнимала не только личный надел.

И малина тогда зреет более сладкая, смородина обретает восстанавливающие свойства, вишни оздоравливают, а яблоки омолаживают.

Советы

Разделите участок на функциональные зоны: огород, палисадник, хозяйственная часть, сад. На территории возле дома разбейте клумбы, поставьте лавочки.

Никаких искусственных материалов для оформления, никаких пластмассовых бабочек, цветочков. Не забывайте о многолетних цветах: флоксах, люпинах, аконитах, турецкой гвоздики, садовой ромашке и колокольчиках.

Мощёные тротуарной плиткой тропы исключены. Все максимально натурально: либо грунтовая тропинка, либо засыпанная корой или каменной крошкой.

Засейте водяную мяту, бедренец и чабрец вместе с газонными травами. Когда ходишь по такой траве, воздух наполняется потрясающими ароматами.

Суметь организовать объёмную пространственную среду для жизни и деятельности личности, семьи, поселения, города — это искусство, которое есть зодчество. Ему можно и нужно научиться, чтобы творить согласованность на земле.

Видео по теме:

arhi1.ru

виды и стили, разработка проекта

Разработка ландшафта проекта участка – это не только озеленение земельной площади травами, цветами и плодовыми деревьями. Это настоящее искусство заполнения ограниченной территории растительностью, искусственными водоёмами, камнями, малыми архитектурными элементами. Оно органично сочетает такие сферы деятельности, как проектирование садового участка, растениеводство, строительство, архитектура при непосредственном влиянии культурного наследия и даже философского миропонимания.

Оригинальный ландшафтный дизайн сада

Владелец участка, прежде чем приступить к его оформлению палисадника своими руками, должен определиться, каким бы он хотел видеть свой сад. Достаточно иметь общее представление, чтобы разбить его на части и каждой зоне выделить конкретные элементы ландшафтного дизайна. Разобравшись в этих вопросах, можно приступать к созданию уютной и красивой атмосферы, которая объединит прямоугольные формы урбанизации и элементы ландшафтного пейзажа в единый ансамбль.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Виды садов

Разведением садов занимаются не только для сбора плодов и ягод. Их выращивают, чтобы создать своими руками уголок природы, воплотившего идеи и замыслы владельца. К тому же такой ботанический мир – это замечательное место отдыха.

Садоводы различают следующие виды садов в ландшафтном дизайне:

  • коллекционный;
  • сад природных камней;
  • сельский;
  • русский;
  • травянистый;
  • ботанический;
  • белый.

Коллекционный сад, судя по названию, собран владельцем из любимых видов растительного мира: ягодных кустарников, цветочных растений, фруктовых деревьев. Есть даже любители собирать частные коллекции больших камней. Привлекательно смотрится ассортимент роз, фиалок, но вершиной искусства является подбор тропических орхидей. В средних широтах для их выращивания строят ботанический цветник, потому что они очень требовательны к окружающей среде.

Особое место в оформительском искусстве занимает ландшафтный дизайн сада камней. Он воплотил в себя японский стиль. Место для каждого малого и большого валуна следует хорошо продумать: они должны казаться разбросанными хаотично, но по три в группе, сообразно буддийской триаде. Фоном для них может быть белый морской песок. В целом архитектура оформления предельно проста.

Проект ландшафтного дизайна с прудом

Сельский – это современный классический вариант садов, в которых растут деревья, приносящие плоды, плодовый кустарник, цветы, а на грядках огорода обилие овощей и пряностей. Планировка свободная, без каких-либо правил и требований. Есть два их варианта: русский и кантри, которые практически мало чем различаются. В Ландшафтный дизайн русского сада часто включают плетёный забор, а во дворе завоевателей Дикого Запада ставят крытую телегу и вешают седло ковбоя.

Травяной сад: название говорит о его содержании: вся площадь садового участка засевается пахучими травами или цветами, запах которых разносится по всей округе. Цветочные растения могут иметь различный оттенок: белый, красный, жёлтый, голубой. Чтобы наслаждаться их красотой и ароматом, следует построить беседку на дачном участке.


А разнообразить дизайн территории поможет грядка огорода, пора кустиков или камней, садовая дорожка из гальки или битого кирпича. Белым садом ландшафтного дизайна называют такой, который наполняют белоснежные цветы. Он должен быть монохромным, одноцветным, кроме малого добавления цвета зелёных листьев. Подобрать растения для него поможет ботанический атлас.

Оформленный в такой тональности японский садовый участок, обитатели островного государства называют лунным.

Белый цвет успокаивает, освежает, создаёт праздничное настроение. Он успешно осветляет затемнённые уголки садов, создаёт иллюзорное расширение малого пространства. Можно даже подобрать деревья с бледно-зелёными листьями, имеющими серебристо-белый оттенок. Садовая мебель, а также архитектура малых форм дизайна должна быть такого же цвета.

Кованная садовая мебель в ландшафтном дизайне садаВернуться к оглавлению

Принципы разработки

Ландшафтный дизайн и архитектура сада разрабатываются с соблюдением следующих принципов:

  1. Завершённость композиции. Она создаётся равномерным размещением в ландшафтном пространстве дизайнерских элементов с такими характеристиками, как архитектура строений, цвет, размер, текстура.
  2. Симметричность. Оформление территории должно подчёркивать симметричное расположение всех объектов относительно визуального центра, которым может выступать современный жилой дом.
  3. Простота и равновесие. В ландшафте садов не место сложным деталям, которые своими размерами или цветом нарушают ландшафтный баланс элементов дизайна и не вписываются в общий ансамбль пейзажа. Эта задача легко решается добавлением камней как предметов декора.
  4. Последовательность переходов. Проект и планировка ландшафтного дизайна сада и участка

    Этому правилу следует каждый современный ландшафтный дизайн сада. При высадке растительности задний план должны украшать деревья или высокие растения, затем пониже плодовый кустарник и так до передних самых низких цветов и трав. Использование камней также должно подчиняться этому правилу.

  5. Естественность. Проекты с нагромождением малых архитектурных объектов, имеющих правильные геометрические формы, отдаляют ландшафтный дизайн малого сада от природы. Он становится неестественным и неуютным. А вот размещение пары-тройки камней подчёркивает близость его к окружающему миру.
  6. Наилучшие цветовые решения. Для фона оптимальным является нейтральный цвет: белый или серый. Такой окраски бывает прибрежный морской песок или речная галька.
    Пример оформления пруда в ландшафтном дизайне сада

    Однако ландшафтный дизайн сада, когда он оформляется своими руками, не всегда включает эти материалы. Поэтому объекты и элементы пейзажа чаще всего размещают на зелёном газоне.

  7. Соблюдение стиля. Если оформление выдержано в определённом стилистическом ландшафтном жанре, то это характеризует хороший вкус хозяина, его мастерство создавать своими руками замечательные садовые композиции.

На основе рассмотренных принципов разрабатывается ландшафтный дизайн ботанического сада. Хотя там в некоторой мере замкнутом пространстве обязательно соблюдение некоторых требований и норм. Это касается в первую очередь оборудования коммуникаций и оформление освещения территории.

Вернуться к оглавлению

Последовательность разработки

Владелец участка может сам разработать ландшафтный дизайн сада, чтобы воплотить в нём свои идеи и предпочтения. Воплощение их своими руками осуществимо примерно в такой последовательности:

  • анализ участка;
  • выбор стиля оформления;
  • составление общего плана территории сада;
  • создание разбивочного ландшафтного чертежа со строениями, насаждениями, дорожками и другими компонентами;
  • подготовка проекта дизайна малых объектов архитектуры: беседок, пергол, мостиков, ступенек, перил;
  • компоновка, размещение ландшафтных модулей – уже имеющихся готовых композиций сада;
  • составление схем ландшафтного освещения, подсветки садовых дорожек и автополива садовой растительности и грядок огорода;
  • 3D визуализация готового ландшафтного проекта.

Анализ участка

Прежде чем разрабатывать ландшафтный дизайн участка сада, следует проанализировать всё, что имеется. Рассмотреть, какова архитектура построек и как их вписать в общий пейзаж наилучшим образом. Это необходимо также для того, чтобы определить, какие элементы ландшафта оставить неизменным, а какие следует изменить или убрать совсем.

Если есть естественный пруд на даче, обнесённый соснами, его, конечно же, удалять не следует. Достаточно обустроить его своими руками так, чтобы он не был в запустении и вписывался в современный ансамбль. На берегу не лишней будет пара больших камней и беседка с мостиком, где приятно отдыхать, наслаждаясь запахом хвойного леса.

Для разработки ландшафтного проекта очень важным фактором является имеющийся рельеф местности. Площадь малого склона можно использовать для обустройства альпинария, каскадных клумб.

Использование рельефа местности в ландшафтном дизайне сада

На склонах великолепно смотрятся панорамные арабески из трав и цветов, изображающие различные виды орнаментальных композиций, или животных, насекомых, птиц.

Перед воплощением собственных идей не помешает анализ таких факторов, как определение розы ветров, время погружения отдельных участков в тень. Это надо знать при выборе растений: не все любят тень и тихие уголки. При быстро просыхающей на солнце почве огорода потребуется частый полив растительности.

Немаловажным фактором является анализ грунта участка с целью выявления его кислотности и содержания химических элементов. Состав земли может не подойти для будущей растительности. Если указанного исследования не провести, то не сразу становится ясной причина, почему некоторые виды зелёных насаждений не могут прижиться в новом саду.

Стили

Проекты ландшафтного дизайна сада разрабатываются в соответствии с избранным жанром. Сегодня популярны следующие стили ландшафтного дизайна:

Итальянский стиль дизайна считается в Европе одним из древних. Ландшафт состоит из зелёных насаждений и малого дворика, обнесённого высокой глухой стеной или живой изгородью. Владельцы и гости проводят всё свободное время в саду ландшафтного дизайна. Вокруг садовая мебель из поддонов, цветы и скульптуры, которыми украшается архитектура патио.

Самый распространённый и простой русский, а наиболее сложный японский стиль. Не менее привлекательно английское направление оформления садов. В нём доминируют природные мотивы без заметного вмешательства человека, кроме газона, который всегда аккуратно подстрижен.

Стили, зародившиеся во Франции, имеют свою особенность: постоянный акцент на подчинённости природы человеку.

Пример французского стиля ландшафтного дизайна в оформлении сада

Композиции дизайна строго симметричные, плотная крона деревьев и кустарников всегда пострижена.
Симметрия подчёркивается расположением огорода, дорожек, клумб и цветников. Её соблюдает архитектура малых объектов.

Сегодня в моде стили, которые вызывают ностальгию по тем временам, когда на земле преобладала тихая сельская жизнь. К ним относятся такие направления ландшафтного оформления, как кантри, напоминающего время завоевания американского Дикого Запада, а также русский деревенский жанр. Оба не требует больших денежных и трудовых затрат, а зелёным насаждениям не нужна стрижка. Оба замечательно смотрится при оформлении малого кусочка земли с использованием пасторальных мотивов.

Широкое распространение получили экзотические стили. Для некоторых из них присущи яркие краски, необычные формы и причудливые сочетания, характерные для садов Южной Америки и Африканского континента. Воспроизвести их своими руками в широтах Евразии довольно сложно.

Экзотическим является и японский стиль. В отличие от других, он простой и в то же время загадочный, излучает покой и внутреннюю гармонию. Для него важен вкус, чувство меры. Ландшафтный дизайн японского сада не допускает симметричное расположение компонентов декора. Каждый его элемент, будь то дерево, группа камней или маленький водоём, несёт смысловую философскую нагрузку.

Вернуться к оглавлению

Компоненты ландшафтного дизайна

Они многообразны, при рассмотрении их лучше объединять в группы:

Здания

На территории участка всегда находятся одно или многоэтажные постройки, архитектура которых и предназначение самое разное. В центре дизайнерского проекта должен находиться жилой дом, к которому примыкает планировка сада и огорода. Он разрабатывается так, чтобы строгие неестественные линии строений гармонировали с хаотичной средой растительного мира. Если корпус здания белый, то такой нейтральный цвет проще вписать в общий колорит пейзажа.

Композиционное сочетание зданий на садовом участке определяет пространственный вид ландшафта, контрастность света и тени.

Вариант оформления здания в ландшафтном дизайне участка

Это следует учитывать не только при разбивке огорода, но при дизайнерском оформлении маленького участка. В солнце нуждается любой плодовый сад в ландшафтном дизайне.

Газоны

Виды газонов, которые используются для разработки ландшафта садов:

  1. Английский газон, который называют ещё партерным. Уход за ним несложный: удобрение почвы, стрижка, полив. На нём, как правило, не размещают кустов, деревьев, камней и клумб. Это главный, а по масштабам самый большой объект оформления сада ландшафтного дизайна. Поэтому он обычно находится в центре дизайнерской композиции.
  2. Мавританский или луговой газон. Для него используются злаковые многолетние травы с добавлением малого количества семян дикорастущих цветов местного региона. Весной, летом и осенью они создают цветущий луг, которому практически не требуется постоянный уход. Стрижку его производят крайне редко. А растения подбираются такие, у которых различные периоды цветения. Празднично, нарядно смотрятся уголки сада ландшафтного дизайна, где имеются покрытия указанного стиля.
  3. Обычный садово-парковый газон. Его стригут очень редко. Первоначально он напоминает кусочек огорода. Но через некоторое время его растительность становится очень густой, а уже после первой стрижки он похож на партерное газонное покрытие, способное украсить различные типы садов в ландшафтном дизайне.
  4. Спортивный газон. Его главное качество – повышенная устойчивость к вытаптыванию. Для этого используются злаки, обладающие подобающими свойствами. Он не так декоративен, как партерный или мавританский, но стоит дороже. Используется для обустройства стадионов с футбольными полями, теннисных кортов и детских площадок.

    Оформление спортивного газона в ландшафтном дизайне сада

  5. Природный газон участка. Выглядит просто и естественно, словно территория огорода. Богат разнотравьем, которое придаёт ему неповторимый вид. После скашивания травы высокие сорняки становятся почвопокровными растениями. Такое газонное покрытие удачно украсит ландшафтный дизайн хвойного сада.

Зелёные насаждения

Значительным фактором, влияющим на проектирование ландшафтного дизайна сада, является климат. От него зависит важнейший компонент ландшафта – зелёная растительность. Выбирают её для садового участка в зависимости от формы, цветовой гаммы, особенностей ухода. Правда, некоторые владельцы желают видеть у себя дома ботанический уголок с экзотическими растениями и строят для этого тепличные помещения.

Чтобы в зимнюю пору садовый участок не казался пустым и заброшенным, словно территория огорода, подбирают вечнозелёные растения.

Зеленые насаждения в ландшафтном дизайне

В средней полосе зимой и летом зеленеют в основном сосново-еловые деревья. Поэтому ландшафтный дизайн частных садов разрабатывается с учётом этого обстоятельства. Зелёную растительность образует ботанический набор растений. Общим фоном для них являются газонные покрытия, подчёркивающие конкретные стили садов в ландшафтном дизайне.

Например, английский газон: строгая ровная поверхность из подстриженных злаковых трав, мавританский — имеет различные асимметричные цветники с яркими цветами. Русский оформительский жанр изобилует набором трав и деревьев, а японский может обойтись без них.

Плодовый кустарник стричь нельзя, а вот декоративный забор из кустарника ботанический стрижкой можно превратить в различные фигуры: шар, куб или животное. Высокие кусты для садов используются в качестве ландшафтного фона или зелёной изгороди из ели для участка.

Стрижкой из них можно своими руками создавать оригинальные композиции дизайна.

Водные сооружения

Вода всегда притягивает внимание, независимо от того, она находится в динамичном или статичном состоянии. Лучший сад в ландшафтном дизайне тот, который имеет водные сооружения. Виды их следующие:

Ландшафтный дизайн маленьких садов значительно оживляется, если ботанический мир растений дополняется каким-либо водным сооружением.

Вариант оформления пруда в саду

Даже родники, ручьи, каскады можно устроить искусственно, не говоря уже о фонтанах и водоёмах. Главное правило при их создании своими руками – избегать симметрии, чтобы всё выглядело естественно, как в живой природе.

Некоторые любители в своём саду устанавливают уличные садовые аквариумы, типы которых практически не отличаются от обычных аквариумных ёмкостей. У них могут быть все стенки стеклянными, но достаточно и одной. Своими руками создать его довольно сложно. В условиях средней полосы, где зимы бывают суровыми, на зиму всех рыбок вместе с травой переселяют в тёплые помещения.

Архитектурные формы

Это малые вспомогательные архитектурные сооружения, получившие в дизайне название МАФ. В их состав входят следующие декоративные элементы сада:

  • скульптуры;
  • обелиски;
  • мебель в саду;
  • лестницы;
  • мостики;
  • ограды;
  • двухэтажные беседки;
  • декоративные фонари.

Все эти элементы дизайна подбираются так, чтобы они подчёркивали стилистическую общность оформления. Если создаётся белый вариант садовой территории, то все малые формы архитектуры красят в такой же цвет. Японский ландшафт может обойтись без компонентов МАФ. А русский стиль с их использованием дизайнеры стали применять в своей практике сравнительно недавно. Цветовая гамма МАФ является немаловажным фактором.

Различные варианты использования фонарей в ландшафтном дизайне сада

Яркими цветовыми пятнами можно замаскировать дизайнерские недостатки участка, но не рекомендуется допускать в оформлении излишнюю пестроту. А белый цвет создаёт праздничное чувство и усиливает нарядность оформления садов. После окончательной разработки ландшафтного проекта необходим просмотр результатов в формате 3D, чтобы увидеть, как выглядит плодовый сад в ландшафтном дизайне. Это поможет заметить все недочёты, которые следует учесть и исправить. А увиденные положительные стороны можно подчеркнуть, усилить, чтобы садовый участок выглядел ещё лучше.

proekt-sam.ru

Стили оформления сада

На протяжении истории развития садово-паркового искусства в разных странах мира формировались свои уникальные типы садов и стили их оформления. Несмотря на то, что часть из них успела утратить к нашему времени свои первозданные черты – их базовая концепция и принципы организации по сегодняшний день выступают источником вдохновения ландшафтных дизайнеров, проектирующих современные приусадебные территории.

Основные типы садов и стили их оформления

В ландшафтном дизайне выделяют два основных, базовых принципа, в соответствии с которыми формируется будущий образ благоустраиваемой территории – это так называемый формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный) стили.

Формальный или регулярный стиль оформления сада основывается на следовании правилам симметрии при его закладке.

Данный принцип предполагает соблюдение одинакового расстояния между растениями каждого вида, создание строгих геометрических форм при размещении кустов и деревьев. На территориях, выполненных в регулярном стиле, четко просматривается прямолинейность рядов, посадок и дорожек.

Ландшафтный или пейзажный стиль, напротив, предусматривает свободную планировку размещения, близкую к той, которая свойственна живой природе. На территориях, оформленных по правилам ландшафтного стиля, отчетливо прослеживается отсутствие симметрии, прямых линий и строгих геометрических фигур (прямоугольников, квадратов и пр.) в расположении деревьев, кустарников и цветов.

Обращаясь к классификации типов садов в соответствии со страной их происхождения, можно отметить такие необычные и эффектные примеры.

Сады китайские

Выполнены в непринужденном пейзажном стиле. Основной концепцией их создания (а в старину их создавали исключительно у дворцов императоров и членов императорской семьи) являлось и является, по сей день отражение гармонии, которая должна существовать между человеком и природой. Одним из примеров воплощения подобного замысла является классический китайский сад Юй Юань, расположенный в Шанхае.

 
Основные элементы классического китайского стиля в ландшафтном дизайне – это, в первую очередь:

— камни;

— вода;

— растительность;

— архитектурные сооружения.

Примечательно, что все указанные элементы в общей композиции объединяются таким образом, чтобы посетитель не сумел сразу охватить взглядом всю территорию парка, а мог бы во время прогулки любоваться открывающимися видами, проходя по его обособленным пространствам — «зеленым комнатам», павильонам, дворикам и залам.

Голландские сады  

Их можно считать образцом эффективного и максимально рационального использования пространства. Для большинства из них характерны черты формального стиля: здесь можно наблюдать ту же строгую симметрию, продуманное расположение геометрических элементов и форм. Однако в некоторых вариациях оформления голландских садов присутствует явно выраженный пейзажный стиль, наряду с которым отмечается эффективное использование пространства и света.

Такая тенденция объясняется довольно просто: Нидерланды являются одной из самых густонаселенных европейских стран, поэтому площадь здешних территорий, как правило, невелика, и требует профессионального подхода к своей организации и обустройству.

Отличительной особенностью является обилие цветов – тюльпанов, крокусов, гиацинтов, подснежников, нарциссов. Ярким примером здесь может выступить всемирно известный Кёкенхоф – королевский парк цветов в Нидерландах.

Английские пейзажные сады

Относятся к одному из старейших направлений в садово-парковом искусстве. Сформировавшись впервые в Англии в начале XVIII века, этот пейзажный стиль стал активно ра

dizaynland.ru

Архитектура — детям: лучшее :: Статьи

Почти половина всех детей мира сегодня проживает в мегаполисах, но насколько наши города приспособлены для подрастающего поколения? Достаточно ли построить много детских садов, школ и игровых площадок для того, чтобы город приобрел статус «children friendly»? И какие именно архитектурные и конструктивные решения способны сделать эти объекты подлинными центрами притяжения социальной активности и драйверами образовательного процесса?

Два раздела экспозиции представляют российский и европейский опыт реализации объектов «детской» типологии. Причем объекты, хотя и разделены по географическому признаку, не противопоставлены друг другу — скорее, это разные грани одного «бриллианта» под названием «современный город».

МОСКОВСКИЙ ОПЫТ

Российские законы и нормативы не запрещают строить школы по индивидуальным проектам. Однако случаи, когда возможность создать по-настоящему яркое и креативное пространство для детей действительно используется, можно пересчитать по пальцам. Дорого, сложно, по большому счету — никому не нужно: вот наиболее часто высказываемые мнения.

Исключение составляет Москва: одним из приоритетов новой градостроительной политики столицы является качество архитектуры объектов для детей. И если еще несколько лет назад сами понятия «школа» и «детский сад» воспринимались в российской столице как синонимы чего-то однообразно-унылого, то сегодня московские объекты, наоборот, иногда подвергаются критике за излишнюю яркость. Впрочем, активное использование цвета вряд ли может считаться преступлением против архитектуры для детей — в нашей экспозиции мы собрали шесть примеров успешно работающих московских «детских новостроек», которые и в архитектурном отношении украсили свои районы, и в социальном стали очень востребованными.

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

Детская площадка в Саду Баумана одновременно напоминает американские горки, пиратский корабль и тренировочный комплекс для космонавтов. Она спроектирована с учетом потребностей детей разного возраста и рассчитана, в том числе, на посетителей с ограниченными возможностями.

Ее территория разделена на участки для детей разного возраста: одна для самых маленьких, две других — для детей от 7 до 10-ти и от 10 до 14 лет. Зона для малышей закрыта и защищена, а для тех, кто постарше, наоборот, сделано более открытое пространство, стимулирующее к активным играм и тренировкам ловкости. Конструкции для лазанья позаимствованы у канатных парков, а по внешнему периметру площадка ограждена разноуровневым пандусом. На одном из участков под опорами пандуса также построена стена с тоннелями, которая стала излюбленным местом для игр в прятки.

К сожалению, не все задуманное архитекторами удалось осуществить: в частности, предполагалось, что частью пандуса станет амфитеатр, возле которого должна была появиться стена для фотографирования по мотивам картин Казимира Малевича «Атлеты» и «Женщина с граблями».

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Заказ на проектирование этого детского сада архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий получили уже практически на стадии котлована. Иными словами, садик начали строить по проекту, разработанному другим бюро и уже утвержденному, но так и не доведенному «до ума». От «Атриума» требовалось «дорисовать» фасады и интерьеры — но архитекторы не стали подходить к делу формально и проработали все разделы проекта, включая технологическую схему, и сделав комплекс для дошкольников максимально удобным и при этом ярким.

Здание общей площадью 2330 кв.м получило выразительную композицию, построенную на чередовании смещенных друг относительно друга блоков ярких цветов. Каждый из блоков имеет индивидуальное колористическое решение, которое напрямую зависит от функции. Бирюзовые и красные с круглыми окнами-иллюминаторами — это лестницы. Салатово-зеленые и оранжевые с прорезанными зигзагообразными вертикалями окон скрывают за собой актовый и спортивный залы, а также большой бассейн на первом этаже. За белыми стенами находятся детские спальни и игровые комнаты — впрочем, и их окна украшены яркими квадратными рамами.

Интересно, что изначально архитекторы собирались сделать все фасады здания не только разноцветными, но и разнофактурными. Позже от этой идеи пришлось отказаться, однако и за счет сочетания цветов, и благодаря нестандартной конфигурации окон детский сад приобрел яркий индивидуальный облик, сделавший его достопримечательностью всего района.

Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014

Школа, рассчитанная на 825 учеников, функционально разделена на две части: блок классов и зальный корпус. Помимо основных учебных кабинетов, в ней предусмотрены специализированные комнаты для факультативов, большая библиотека с секцией для индивидуальных занятий, два спортзала, актовый зал и даже камерный кинотеатр. Для самой младшей группы учащихся созданы классы в другой части здания с рекреационными зонами, игровыми комнатами и спальнями для дневного сна.

Пожалуй, главной особенностью этой школы является то, что учебная часть здесь отделена от общественной — концертные, спортивные и танцевальные залы, а также бассейн и библиотека доступны для всех жителей, делая учебное заведение важным культурно-общественным центром всего района.

Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Трехэтажный садик в Куркино — одна из первых построек архитектора Ольги Бумагиной, чье бюро успело стать ключевым проектировщиком московских детских учреждений нового поколения. Проект этого трехэтажного детского сада разработан специально для условий плотной городской застройки — за счет предельно рациональной прямоугольной формы его площадь минимизирована до 1253 кв.м, на которой, тем не менее, нашлось место и для спортивного зала, и для бассейна, и для собственно групповых помещений.

Конструктивная схема здания (каркасно-стеновая, с поперечными и продольными несущими стенами) позволяет использовать принцип свободной планировки. Колористическое решение фасадов построено на контрасте темно-серого фона и ярких прямоугольных и квадратных вставок, окружающих оконные проемы и витражи. Кажущаяся случайность в чередовании цветов и размерах пятен придают зданию современный динамичный характер.

ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Детский сад общей площадью 4000 кв. м представляет собой достаточно компактное, прямоугольное в плане здание высотой 3 этажа. Центром его внутренней планировки стала входная группа главного входа и центральная двухмаршевая лестница.

Три этажа здания поделены между группами таким образом, что на более верхних этажах занимаются более старшие воспитанники. Спортивно-общественные зоны также расположены на первом этаже детского сада.

В наружной отделке здания применены «вентилируемые» фасады с облицовкой фиброцементными плитами, а его сдержанное светлое колористическое решение продиктовано окружающей жилой застройкой.

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Проект реализован в рамках Адресной инвестиционной программы г. Москвы и рассчитан на 450 учеников. Протяженный корпус школы визуально и функционально разделен на две части — учебную и общественно-спортивную, между которыми в качестве связующего звена расположена вместительная рекреация.

Учебные помещения, в свою очередь, тоже сгруппированы в две секции — для средних (5-9) и для старших (10-11) классов, а общественно-спортивное звено сформировано спортивным и актовым залами, столовой и библиотекой-медиацентром.

Особое внимание в проекте уделено дизайну фасадов. С учетом планировочной структуры здания разработана двухчастная вертикальная композиция фасадов, с асимметричным расположением цветовых пятен открытых, желтых, салатовых и оранжевых оттенков, а также с дополнительными акцентами на центральной входной зоне и в угловых торцах здания.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Подрастающее поколение сегодня как никогда раньше находится в центре внимания архитекторов и градостроителей, что, в общем, неудивительно для эпохи, когда инвестиции в человеческий потенциал признаны самыми перспективными. Своего максимального разнообразия сегодня достигла, прежде всего, сама типология архитектуры для детей — за развитие таких бесценных навыков, как любознательность, креативность и умение коммуницировать, теперь отвечают не только привычные детские сады и школы, но также всевозможные спортивно-досуговые центры, музеи, библиотеки, специально организованные общественные пространства и игровые зоны. В разделе «Европейский опыт» мы собрали наиболее яркие, на наш взгляд, примеры, реализованные в различных странах Европы за последние годы.

Детская библиотека Niños Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Это один из ключевых объектов нового городского парка Монтеррея, созданного на месте бывшего металлургического завода. Вытянутый ангар разделен на несколько функциональных зон: помимо собственно библиотеки, здесь есть «Комната искусств и ремесел», театральная студия, выставочное пространство и образовательный центр для взрослых.

Привычный читальный зал заменила ступенчатая платформа, отсылающая к горному ландшафту Монтеррея. «Возвышенности» служат дополнительными полками для книг и одновременно сиденьями для маленьких читателей. Ярко-желтые вставки — «внутренности» систем хранения и края платформы — расцвечивают серые «горы» и бурые кирпичные стены, подхватывая неоновое буйство под крышей. В этой непринужденной, интригующей цветом и динамичными формами обстановке общение с книгами — а собрание библиотеки насчитывает 5000 томов — становится частью игры, покорением новых вершин и в прямом, и в переносном смысле.

Чтобы снизить воздействие сооружения на окружающую среду, в здании была установлена система пассивной вентиляции. Воздуховоды, а также открытые конструкции кровли раскрашены в дерзкие цвета — ультрамарин и фуксию — и выступили самыми заметными элементами декора лофтового пространства. Чувствительная, но грамотно дозированная инъекция цвета стала в этом проекте одним из главных способов трансформации сурового цехового здания в дружелюбное и привлекательное для детей.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILÉAS, 2013

Образовательный комплекс включает в себя детский сад, школу и студенческое общежитие. Архитекторы стремились максимально наполнить дневным светом все пространства, а близость парка использовали для того, чтобы сделать архитектуру школы не только абсолютно экологичной, но и визуально интегрированной в новый зеленый городской ландшафт.

Комплекс действительно максимально раскрыт на парк: архитекторы дробят жилой массив на несколько обособленных объемов, чтобы они не перекрывали визуальные связи с парком и создавали наилучшие условия по инсоляции. Чтобы усилить миметическое перетекание школы в парк, ее стены отделаны панелями зеленого цвета и местами украшены вертикальным озеленением. Жилые же башни «оплетены» более узкими рейками «под дерево».

От фасада жилых помещений школу отделяет широкий козырек-навес. Его нижняя поверхность представляет собой перфорированное зеркало из нержавеющей стали, что создает на школьной площадке для игр особую атмосферу. В озеленении этой площадки растения искусно подобраны по цветам, а плавный переход от площадки к парку трактован как огород. Так возникает впечатление островка спокойствия и природы среди плотной городской застройки.

Школа открылась в сентябре 2013 года и получила французские сертификаты HQE (высокое качество окружающей среды) и BBC (низкие энергозатраты). Что до энергопотребления, то оно действительно соответствует самым экономным нормативам: 36 киловатт в час на 1 кв. м для школы, 42 киловатта в час на 1 кв. м для жилья.

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

Архитектурное бюро Carve — один из лидеров Нидерландов в области ландшафтно-средового дизайна и, в частности, ярких нестандартных уличных игровых зон для детей самого разного возраста. В основу проекта этой игровой площадки положен принцип подражания. Архитекторы исходили из того, что если ребенок приобретает свои первые навыки, подражая взрослым, то почему бы и детской площадке не стать образом и подобием архитектуры жилого массива, для которого она предназначена?

В роли «родительской» архитектуры здесь выступает комплекс, спроектированный бюро OMA в виде множества шестиэтажных жилых блоков, которые сложены друг на друга в свободном порядке. Сама площадка также представляет собой динамичную конструкцию из нескольких параллелепипедов, выкрашенных в ярко-синий цвет. Каждый из них заключает в себе целую систему спортивных снарядов.

Многочисленные отверстия на разных уровнях превращают площадку в сложный лабиринт, а перфорация стен этих «контейнеров» позволяет создать внутри каждого из них комфортный микроклимат.

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

В состав центра входят детский сад, начальная школа, досуговый комплекс и библиотека. С географией, правда, ему повезло куда меньше, чем с функциональной программой: участок со всех сторон окружен автомобильными магистралями, что, собственно, и вынудило архитекторов решить здание общей площадью 5000 кв. м в виде неправильного треугольника, внутри которого «вырезан» школьный двор.

«Обнимающие» двор крылья получили разную высоту: с северной стороны у школы три этажа, с южной — два. Это сделано для того, чтобы в помещения, где учатся дети младших классов, через огромные витражные окна попадало как можно больше солнечного света.

Образованные за счет такой композиции террасы озеленены, а фасады облицованы расположенными в мозаичном порядке панелями из массива древесины различных оттенков, что сделало новый образовательный центр заметным ориентиром в панораме района. Крыша здания также превращена в газон, и школа смотрится настоящим зеленым оазисом посреди индустриального города.

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Этот сад решен как мини-город на отдельно взятом участке. Он расположен в довольно старом районе Копенгагена, застроенном невысокими домами из кирпича. Чтобы постройка гармонировала с соседними зданиями, авторы в качестве основного материала тоже выбрали кирпич, но, стремясь подчеркнуть его современное происхождение, нарезали его на тонкие вертикальные «ламели», внешне больше напоминающие деревянные рейки.

Именно из них и набраны как фасады всех пяти корпусов детского «городка», так и забор, ограждающий принадлежащую садику уличную игровую зону. Причем архитекторы постоянно экспериментируют с шириной зазора между планками: где-то они образуют совершенно глухую поверхность, а где-то превращаются просто в жалюзи (например, на оконных проемах) или почти условную ширму (ограждение со стороны улицы и на эксплуатируемых кровлях). Столь изобретательная отделка помогла сгладить и все острые углы постройки, придав ей нарочито плавные очертания.

Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010

Пространство для маленьких постояльцев отеля David Citadel занимает площадь 100 кв. м, которые распределены между несколькими перетекающими друг в друга игровым зонами для малышей и компьютерным залом для подростков. Пространство постоянно меняет свою тематику и масштаб, предлагая детям как открытые зоны, наполненные всевозможными игрушками и аттракционами, так и более обособленные уголки, дающие чувство уюта и защищенности.

В состав игрового центра также включены объекты, напоминающие знаковые достопримечательности Иерусалима, —знаменитые туннели у Стены плача, Ветряная мельница Монтефиоре, рынок Механе Йегуда.

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Комплекс детского сада расположен на участке с сильным перепадом рельефа и состоит из трех объемов, каждый из которых получил архетипичную форму «домика». К дороге садик обращен «экранирующим» объемом, обшитым темным металлом, из которого затем по склону «прорастают» два дома побольше — красный (предназначен для младшей группы из 15 человек) и желтый (вмещает 25 детей постарше).

Спальни и игровые в обеих группах расположены не рядом, а друг над другом и связаны между собой лестницами, трактованными как пространственный аттракцион и важное с точки зрения коммуникации пространство.

Двор детского сада, за счет перепада рельефа, также разделен на несколько уровней, каждый из которых обозначен собственным цветом.

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

Учтя расположение на холме, существующие ограничения по высоте и необходимость сделать помещения максимально светлыми, а само здание — по возможности запоминающимся, архитектор предложил динамичную, горизонтально ориентированную композицию из четырех спаянных объемов, вместе образующих что-то вроде ленты Мебиуса.

К жилому району детский сад обращен выразительной консолью, которой на уровне земли вторят глубокие ниши, вырезанные в теле основного объема. Подобная «пещера» есть у каждой группы: они используются для хранения колясок, инвентаря и просто прогулок в ненастную погоду.

В облицовке фасадов применено дерево, медленно и благородно темнеющее под частыми дождями этого края. А вот в интерьерах оно, наоборот, совершенно не тронуто патиной времени: натуральную палитру светло-медовых поверхностей оттеняют вкрапления ярких цветов — в виде мебели, ковровых покрытий и винтовых лестниц.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Эта школа изначально задумывалась не только как учебное заведение, но и как общественный центр коммуны, для которой построена. Архитекторы разделили ее на собственно классы и публичные пространства, разработав сценарии, как последние можно использовать после уроков.

Ради более гибкой планировки авторы отказались от коридорной системы, а сама «пористая» структура здания и обилие в интерьерах стекла объясняется их желанием максимально усилить визуальные связи между разными частями и этажами комплекса. Это позволяет детям разных возрастов больше общаться друг с другом.

Впрочем, школа есть школа, и здесь необходимо еще и учиться. Поэтому сами классы выгорожены частично непрозрачными стенами — примерно до высоты 1,3 м они матовые. Внутренний и внешний дворы также отделены от помещений школы прозрачными раздвижными дверями, что позволяет внешнему и внутреннему пространству органично сосуществовать.

«Работу над каждым своим проектом мы начинаем с тщательного анализа бизнес-плана, — рассказывает Мария Алессандра Сегантини, основатель и партнер бюро C+S Architects. — И если честно, всегда в первую очередь думаем о том, на чем можем сэкономить без ущерба для качества проекта. Если можно не использовать утеплитель, мы его не используем, если можно не закрывать его, мы тоже этого не делаем. Конечно, мы всегда особое внимание уделяем местам и материалам, с которым дети непосредственно контактируют, но в отделке просто „для красоты“ ни смысла, ни выгоды нет. Cекрет проектирования объектов для детей в том, чтобы находить баланс между возможным и необходимым, всегда оставляя пространства для дальнейшего развития».

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Центр рассчитан на посетителей в возрасте от 0 до 18 лет. Его необычная форма продиктована близостью к жилым домам: чтобы не затенять окна последних, архитекторы сильно занизили высоту центральной угловой части секции нового здания.

Фасады и кровля детского дома культуры облицованы одинаковыми стальными панелями, за счет чего создается иллюзия отсутствия у здания «начала» и «конца»: кажется, что это фрагмент ленты Мебиуса, случайно попавший в традиционную застройку квартала. Единообразие поверхностей подчеркнуто и с помощью одинаково оформленных окон: квадратные проемы в широких деревянных рамах обращены как к обеим улицам, так и к небу.

Интерьер «Амар» тоже совершенно не похож на традиционные учреждения подобного типа: здесь нет ни привычных кабинетов, ни изолированных игровых комнат. Все помещения так или иначе связаны между собой, а в роли центральной коммуникационной зоны выступают лестница и скалодром. Появление последнего, по мнению архитекторов, более чем закономерно: в соответствии со своей формой, два крыла центра трактованы как горные склоны, покорить которые под силу даже самым маленьким посетителям.

«В детских объектах мы постоянно ищем баланс — между инновационностью и нормами, между безопасностью и креативностью, — рассказала в интервью нашему журналу Дорте Мандруп. — Очень важной я также считаю тему оптимального соотношения мест, где дети взаимодействуют друг с другом, и мест, где они остаются наедине с собой и учатся быть в одиночестве. Знаете, учителя ведь помешаны на том, чтобы все помещения просматривались и контролировались, — но насколько это гуманно по отношению к ребенку? Насколько это способствует его гармоничному развитию? Это вопрос, который нас как архитекторов постоянно занимает. Мы уверены в том, что в каждом образовательном центре, будь то детский сад или школа, обязательно должны быть места, в которых дети бы не чувствовали себя как в учреждении».

Фото © Илья Иванов, ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», «Терра Аури», Anagrama, Sergio Grazia, Tucky’s Photography, Florian Kleinfenn, Adam Mørk, Amit Geron, Conveyer, Thomas Bjørnflaten, Alessandra Bello, Jens Lindhe

Авторы экспозиции: Анна Мартовицкая (куратор), Ирина Кузнецова (продюсер), Агния Стерлигова (дизайн экпозиции), Игорь Сон (верстка)

Время и место работы: 27–31 мая 2015 года, Центральный дом художника, 17 зал

Благодарим за помощь в организации партнеров мероприятия: AGC (генеральный партнер экспозиции, предоставил рисовальные доски из цветного безопасного стекла), nora systems GmbH (каучуковое напольное покрытие специально для детских учреждений), Barcelona Design (игровой домик SmartHouse и пуфы).

archspeech.com

определение, особенности, стили и интересные факты

Скорее всего, не найдется человека, который не обратил бы внимание на облагороженные скульптурами и объектами живой и неживой природы аллеи парков, скверов и бульваров. Их красота способна вызывать у человека определенные чувства и настроение. И если это происходит, особая благодарность ландшафтным дизайнерам, создающим шедевры садово-парковой архитектуры.

Украшением жилищ и местности, прилегающей к ним, занимались тысячелетия назад, о чем свидетельствуют артефакты, найденные при раскопках в тех или иных местах земного шара, или рисунки на папирусах и рельефы на камнях.

Стили садово-паркового искусства

Садово-парковая архитектура, как одна из областей архитектуры, формирует эстетически усовершенствованную среду для жизни и отдыха людей. Она формировалась веками и никогда не существовала сама по себе, являлась всегда частью культуры общества и отражением эпохи.

В настоящее время существует пять стилей, можно сказать, сотворения природы и человека:

  • Регулярный стиль.
  • Пейзажный стиль.
  • Мусульманские сады.
  • Пейзажные сады Китая.
  • Японские сады.

Рассмотрим более подробно каждый из стилей.

Дворцово-парковый ансамбль

К формам садово-парковой архитектуры относится так называемый регулярный стиль. Его еще называют дворцово-парковым ансамблем. В этом стиле была оформлена всемирно известная резиденция французского короля Людовика XIV — Версаль. Новый подход в формировании парковой архитектуры — заслуга мастера садово-паркового искусства Андре Ленотра (1613—1700 гг.). При формировании Версальского комплекса было учтено все, чтобы поразить изысканную публику величием композиции и красивыми, долго сохраняющими подстриженную форму растениями. Пораженные красотой резиденции французского короля, многие европейские монархи подражали этому стилю в устройстве своих загородных дворцов.

Стиль уместен в наше время в загородных резиденциях, где происходит прием гостей, которых нужно удивить изысканностью вкуса и достатком хозяев.

Английский пейзажный стиль

Пейзажный стиль зародился в Англии в XVIII веке в эпоху Просвещения. Духовное стремление общества выражено в лозунге французского философа, писателя и мыслителя этой эпохи Жан-Жака Руссо — «Назад, к природе». Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства олицетворяли эту идею — «естественный человек на фоне естественной природы».

Смысл пейзажного стиля был в копировании природы. В этом стиле создаются частные сады и большие общественные парки, к примеру, Булонский лес. Он был создан в середине XIX века известными архитекторами Альфеном и Хаус-манном. Садово-парковая архитектура на Руси имела свои особенности в пейзажном стиле, выраженные в формировании монастырских садов.

Знакомство европейских стран с культурой Китая в XVIII веке повлияло на идеи формирования садов и парков косвенно, прикоснувшись лишь ко внешней стороне китайской философии. В обустройстве парковых зон можно было наблюдать мостики, павильоны и беседки. Символизм и простота китайской философии стали понятны европейцам в XX веке.

В наше время ландшафтные дизайнеры в пейзажном стиле выполняют планировку загородных домов и дач. Чтобы создать естественную природную зону, дизайнер должен обладать поистине тонким вкусом.

Архитектура мусульманских садов

Архитектура и садово-парковое искусство мусульманских садов сводится к формированию на земле райского уголка. Мусульманский сад формировался устроителями в соблюдении законов ислама. Основой сада было пространство, состоящее из четырех квадратов, разграниченных дорожками. В центрах квадратов всегда располагались либо фонтаны, либо бассейны, выложенные мрамором и керамической плиткой.

В Испании, которая долгое время находилась под арабским влиянием, также закладывались мусульманские сады, но со временем появились мавританские. Они были похожи на большие комнаты под открытым небом, обвитые плетями роз и лозами винограда. Главным украшением сада были водоемы, цветы и пряности.

Философия садов Китая

Если обратиться к истории, то можно узнать, что уже во II веке до н. э. в Китае наряду со строительством дворцов и храмов возникали вокруг них первые сады. Планировка садов была свободная (не вмешательство в природу, а любование природой) и была в гармоничном сочетании со зданиями и постройками. Все, благодаря умелым создателям садово-парковой архитектуры пейзажного сада, было подчинено одной цели — нахождению пункта обзора, откуда открывался вид на красивый пейзаж.

Китайские создатели естественно выглядевших садов формировали их в соответствии со своей философией:

  • Смеющийся сад — яркий с цветами и свежей зеленью, журчащим ручейком. Этот сад дарит положительные эмоции, пришедшим в него отдохнуть.
  • Угрожающий сад — хмурый, с темной листвой на деревьях, порой изломанных и причудливых. Внешне он поход на уголок леса, который скрыт от людских глаз.
  • Идиллический сад — это полная гармония во всем: деревья, цветы, водоемы, где можно отдохнуть и прогуляться.

Разные парки и сады Японии

В Японии сформировалось направление в развитии садово-паркового искусства под воздействием идеи формирования садов в Китае. Но со временем основная суть японского сада была пересмотрена. Японский архитектор Макото Накамура, подчеркнул, что красота сада в его миниатюризации, символизме и подчинении правилам построения сада.

Символизм, используемый в проектах японских садов, сможет понять подготовленный человек, знающий значения этих символов. Пейзажи сада должны сменять друг друга по определенным правилам, причем растения в саду должны быть подобраны так, чтобы подчеркнуть индивидуальность хозяина.

К японским садам относятся созданные по определенным правилам каменистые сады. В них приходят для созерцания и медитаций просветления. Есть сады чайных церемоний, в которых, подчиняясь определенным правилам, выложены дорожки из каменных плит, возвышающиеся над землей. Идя по этим плитам с чашкой чая, «выпиваешь» красоту сада.

Существует еще множество стилей садов и парков менее известных и не оказавших существенного влияния на распространенные в наши дни стили.

fb.ru

Малая архитектура. Какие декоративные предметы помогут украсить сад | Стройка и дизайн | Дача

Опоры для лиан

Трудно представить себе сад без устремлённых вверх «зелёных стен». При их создании сложно обойтись без лиан, особенно на небольших участках, ведь они успешно играют свою роль, но на земле занимают совсем мало места! «Встать на ноги» вьющимся или лазающим растениям помогают специальные конструкции — арки и садовые экраны (решётки, шпалеры или трельяжи). При этом эффектные лианы выигрывают только «в паре» с красивыми и грамотно расположенными опорами — неудачная конструкция скомпрометирует даже самое роскошное растение.

Где поставить? Решётка поможет отвлечь взгляд от не блещущих красотой или скучных мест — например от огорода (фото 1).

Арки и садовые экраны служат не только для поддержки лиан, но и для разделения участка на функциональные зоны. На фото 2 показано, как «занавеска» из девичьего винограда и винограда Куанье визуально отделяет огород от дома. Эта живая ширма всегда выглядит замечательно, а осенью её красота сражает наповал.

(Фото 2). Фото: Татьяна Шиканян

При помощи череды арок можно оформить переход из одной части сада в другую.

Как выбрать? Опоры должны не только соответствовать дому и общей идее сада, но и подходить лиане физически и визуально. То есть арка или экран для крупного и тяжёлого растения должны обладать крепостью и солидностью, а изящному растительному «кружеву» нужна лёгкая ажурная «стеночка». Кроме всего прочего, следует учитывать способ прикрепления лианы к опоре.

Размеры арки должны быть такими, чтобы люди спокойно могли проходить и стоять под ней. Её минимальная ширина – 1,2–1,5 м, высота – не менее 2,1–2,2 м. Кроме того, арка обязательно должна обладать «толщиной» от 50 см и более – боковой стенкой, около которой, собственно, и будут расти лианы. Форма свода арки может быть самой разнообразной – круглой, прямоугольной, треугольной и т. д.

Перголы

Эти малые архитектурные формы тоже увивают вьющимися растениями. Но в отличие от предыдущей группы опор пергола представляет собой нечто вроде прозрачного «навеса» или «тоннеля».

С помощью пергол можно разделить участок на функциональные зоны или, наоборот, объединить элементы сада в единое целое. Они позволяют замаскировать неинтересную постройку, украсить дом и отгородить уютные уголки от посторонних глаз.

Именно перголы создают объёмы в молодом саду, в котором ещё не подросли деревья. Высокие вертикали буквально преображают любую плоскую равнину.

На большинстве садовых участков есть беспорядочно разбросанные постройки, которые разумнее всего сгруппировать. Объединить их можно при помощи перголы. Ко всему прочему эти малые архитектурные формы создают в саду особую атмосферу.

Где поставить? Чаще всего основное назначение перголы — создавать перекрытие над дорожкой: в этом случае она простирается от одного садового элемента до другого — как череда связанных между собой арок или как своеобразный тоннель (фото 3). На другом конце этого «коридора» должно располагаться нечто привлекательное, вызывающее желание подойти к нему, — дерево, скульптура, солнечные часы и т. п.

(Фото 3). Фото: Татьяна Шиканян

Пергола может «работать» как разделитель. На фото 4 показано, как она делит участок на две неравные части, отделяя входную зону от другой, более приватной. Подобный вариант как нельзя лучше подходит для плетистых роз и клематисов — он красив и одновременно прост в изготовлении. Столбы из бруса, поставленные через одинаковые промежутки, соединяются горизонтальными перекладинами из точно такого же пиломатериала. В свою очередь, они увенчаны поперечинами из более тонкого бруса. Промежутки между столбами заполнены рамами с сетчатым экраном из деревянных реек. Пергола выкрашена в приятный светло-зелёный цвет и состоит из пяти секций слева от арки и пяти секций справа от неё. Ширина каждой секции и арки — 1,5 м.

(Фото 4). Фото: Татьяна Шиканян

Если вам хочется создать уединённую атмосферу в каком-то месте сада, организуйте над ним горизонтальную плоскость. Прозрачная крыша перголы подойдёт идеально (фото 5).

(Фото 5). Фото: Татьяна Шиканян

Пергола может отгородить около дома гостиную на свежем воздухе (фото 6). Одновременно она украшает фасад. Если пергола пристраивается к дому, её называют пристенной, а перекладины крепятся к стене с помощью металлических башмаков либо прикрепляются сверху к горизонтально расположенной балке.

(Фото 6). Фото: Татьяна Шиканян Не стоит увивать лианами все столбы – пусть какие-то (и даже многие!) останутся свободными.

Как выбрать? Перголы с опорами из квадратного бруса со стороной 10–15 см можно считать универсальными. Для природных садов или сада в стиле кантри хороши варианты из стволов деревьев: «дикие» конструкции придают ухоженному саду особое очарование, а при наличии умельца в семье и леса поблизости это удовольствие получится бесплатным. Хороши перголы из комбинации двух видов материалов, например, натурального камня и металла, кирпича и дерева.

Конструкция перголы должна быть рассчитана на вес зелёной массы увивающих её растений, быть жёсткой, прочной, надёжной и устойчивой к порывам ветра.

Деревянная пергола чаще всего состоит из трёх взаимно увязанных частей — столбов (стоек), балок и перекладин. Столбы выполняют из деревянного бруса, брёвен, грубо обработанных или необработанных жердей. Балки (прогоны) укладывают сверху на столбы, на них перпендикулярно балкам равномерно кладут перекладины (чаще всего их выполняют из доски размером 20×5 см и располагают отвесно).

Минимальная высота столбов – 2,4–2,5 м. Они должны быть поставлены на индивидуальный или ленточный фундамент либо установлены на металлических костылях, вбитых на глубину 45–60 см. Важно сделать перголу пропорциональной: ширина конструкции должна быть больше высоты (либо по крайней мере они должны быть равными). Шаг между стойками вдоль перголы обычно составляет не более 3–3,5 м, чаще всего он на треть или четверть больше ширины «коридора». Длина выбирается, исходя из размеров конкретного места, которое эта конструкция будет украшать.

Искусство имитации

Существует множество ухищрений, при помощи которых можно зрительно расширять, видоизменять или «перестраивать» пространство сада, используя всего лишь шпалерные решётки, краски или зеркала. Для таких элементов даже существует специальный термин — «садовые обманки».

Где сделать? Как правило, оптические иллюзии устраивают на стенах строений или на оградах. Также с их помощью можно привлечь внимание к красивому фрагменту сада или, наоборот, отвлечь от некрасивого или замаскировать его.

Довольно популярный приём — пейзаж, нарисованный на глухой и скучной стене (фото 7). С близкого расстояния видно, что это всего лишь роспись, но чем дальше вы находитесь от рисунка, тем сильнее иллюзия объёмного пространства, реальности предметов и форм. Обманка как бы ломает грань между реальностью и фантазией.

(Фото 7). Фото: Татьяна Шиканян Рисовать «волшебный пейзаж» лучше на северной или северо-восточной свободной стене или заборе. Картина не должна освещаться прямыми солнечными лучами – они сведут на нет все усилия художника. Пользуйтесь красками, стойкими к атмосферным воздействиям. Подберите сюжет, который не надоест вам слишком быстро. Для создания иллюзорного пейзажа нужен талант художника, иначе можно испортить весь сад. Если вы не очень уверены в своих силах, изобразите картину поменьше и попроще, например ложное окно, которое можно дополнить настоящим оконным ящиком и живыми растениями в нём.

Не слишком привлекательные стены или заборы часто советуют декорировать решётками и лианами. Но и их можно «замаскировать» с помощью живописного панно. Например, морским пейзажем с лодочками и дальним берегом, на котором расположилась деревушка (фото 8). Рисунок на стене или заборе — это замечательная возможность зрительно увеличить пространство и превратить скучную плоскую вертикальную поверхность в море или уходящий в перспективу сад. Сюжет может быть любым — не забудьте лишь, что в Центральной России бывает не только лето. Если вы живёте за городом постоянно, а участок невелик, подумайте, хорошо ли будет смотреться деревенька с коровами или буйные тропические джунгли на фоне сугробов.

(Фото 8). Фото: Татьяна Шиканян

В глухом заборе можно устроить садовую калитку, за которой якобы находится соседский сад, или врезать в него дверь. Если потянуть за ручку этой двери (фото 9) или просто хорошенько к ней приглядеться, вы узнаете «страшную тайну» — она никуда не ведёт, а просто украшает уголок для приготовления шашлыка рядом с беседкой. Как некомфортно было бы здесь, если бы взгляд упирался в глухой забор!

(Фото 9). Фото: Татьяна Шиканян

Если вам особенно удался какой-то участок сада, заключите его в деревянную или металлическую раму большого размера, например 2,4×4 м, установленную перед ним.

Видоизменить пространство можно также с помощью садового зеркала. Идея устанавливать большое зеркало в конце парковой аллеи насчитывает сотни лет, но её и сейчас можно с успехом использовать не только для большого, но и для маленького пространства. Ещё вариант — закрыть зеркалом последний арочный пролёт. Дорожка к такой псевдоарке должна идти под углом, чтобы человек увидел своё отражение лишь в нескольких шагах от неё.

Встроенная в забор арка из деревянных планок, обрамляющих зеркало, создаст иллюзию прохода в другой, следующий сад. Можно также преобразить сплошной забор в «домик с крышей» (фото 10) и «окошками», в которых зеркала вставлены вместо стёкол. Получится нечто вроде театральной декорации или садовой мистификации. По такому же принципу можно скрыть от посторонних глаз контейнер для компоста, заключив его в стены деревянной беседки и застеклив окна зеркалами.

(Фото 10). Фото: Татьяна Шиканян

Если поставить напротив какой-то привлекательной садовой композиции большое зеркало в шикарной раме, вы получите прекрасную картину, которая будет меняться в соответствии с сезонными изменениями. Тщательно продумайте, откуда вы будете ею любоваться.

Зеркала можно вставить и в дверцы шкафа для хранения садовых инструментов, установленного недалеко от садовой дорожки. В результате он «исчезнет» — вместо шкафа вы будете видеть отражение сада.

Штучки для птиц

Среди малых архитектурных форм бывают предметы особого рода — предназначенные специально для птиц. Эти чудесные пернатые создания на даче совершенно необходимы: они не только радуют взор, отвлекают от грустных мыслей и повседневной рутины, услаждают слух своим пением, но и уничтожают вредителей, а значит, помогают растениям оставаться здоровыми.

Как выбрать? Можно привлечь птиц, установив кормушки. Сразу продумайте: будет ли эта «столовая» круглогодичной или только зимней? В первом случае кормушки должны выглядеть симпатично (фото 11), хотя самих голодных птиц дизайнерские изыски обычно не волнуют.

(Фото 11). Фото: Татьяна Шиканян Чтобы спасти зимующих в саду пернатых, регулярно наполняйте кормушки разными семечками – не только подсолнечными, но арбузными и тыквенными. Синичек подкармливайте кусочками несолёного сала, укрепив их на дереве при помощи проволоки.

Тем видам птиц, которые в природе гнездятся в дуплах, понравятся скворечники и прочие подходящие «квартиры» (фото 12). Можно купить готовые домики или сделать их самостоятельно. Главное — установить их так, чтобы они обеспечивали защиту от дождя и солнца, а также от кошек, белок и хищных птиц.

(Фото 12). Фото: Татьяна Шиканян Надёжный кров птицам предоставляют кустарники, они же дают им корм зимой в виде ягод и насекомых, зимующих под опавшими сухими листьями. Не срезайте осенью злаки и некоторые другие многолетники с семенами – это поможет нашим друзьям продержаться до весны. Стол и кров: бузина, калина, рябина, ирга, магония, золотистая смородина, рябинник рябинолистный, жимолость татарская, спирея, лещина, боярышник. Укрытие и пища: шиповник, барбарис, лох, боярышник, белая акация, тёрн. Безопасность зимой и летом: плотные живые изгороди из туи и можжевельника.

Всем пернатым необходима вода для питья и купания. Если у вас нет водоёма, поставьте поилку для птиц. Обычно это каменное, бетонное или металлическое садовое украшение с неглубокой широкой чашей на постаменте (фото 13). Время от времени меняйте воду и подливайте её во время засухи — птахи будут вам благодарны.

(Фото 13). Фото: Татьяна Шиканян

Скульптура

Хотя в России садовая скульптура стала входить в моду сравнительно недавно, эти элементы быстро «прописались» на многих участках.

Где поставить? Фигурки помогают в расстановке акцентов, управляя движением взгляда. Их используют для выделения ключевых точек композиции, формирования ритма пейзажа.

Приобретая подобное украшение, не забывайте, что каждая деталь небольшого садового пространства должна быть уместной и соответствовать его масштабу. Нелепые или излишне вычурные скульптуры могут вызывать желание уйти даже из самого прекрасного сада. Напротив, удачно подобранное украшение будет подчёркивать и усиливать впечатление от растительной или водной композиции и логично выглядеть в том месте, где оно установлено.

Из одной смотровой точки должна быть видна лишь одна скульптурная композиция — будет жаль, если тщательно подобранные украшения потеряются в общей массе. Изваяния вообще следует использовать скупо — в небольшом саду достаточно одного. Если же фигур несколько, располагайте их обособленно, так как нагромождение скульптур на участке испортит всё впечатление от сада.

Как выбрать? Мне больше всего нравится в саду мелкая пластика, особенно изображения животных. Главное правило при выборе таких скульптур — оригинальное художественное воплощение (фото 14). Излишне реалистичных представителей животного мира лучше избегать. Миниатюрных зверей и птиц располагают на газонах, клумбах, рядом с водоёмами и на патио. Учитывайте природные особенности их прототипов: лягушки, аисты и утки хороши у пруда и ручья, кролики и овечки — на лужайке, кошка — на выступе стены или на подпорной стенке. Декоративный огород сразу заиграет новыми красками, если украсить его фигурами домашних животных (фото 16).

(Фото 16). Фото: Татьяна Шиканян Первый и основной принцип размещения скульптур на участке – соблюдение пропорций. Крупные объекты подходят для большого сада. Но это вовсе не значит, что в маленьком саду нужны микроскопические фигурки – ведь мы украшаем сад, а не кукольный домик! Комнатные украшения под открытым небом не годятся – они просто теряются. Чтобы привлечь внимание к небольшим, но интересным вещам, их размещают на постаментах или колоннах (фото 15).

У входа в лесную часть сада можно поставить сучковатую скульптуру, напоминающую сказочного лесного персонажа или зверя.

В саду могут интересно смотреться абстрактные композиции, не изображающие ничего конкретного, но хорошо вписывающиеся в сад по форме, цвету и материалу. Садовой скульптурой может стать и камень интересной формы на постаменте, и необыкновенная коряга, куб или шар из разных материалов. Правильная форма шара создаёт сильный контраст с вольными очертаниями растений и усиливает впечатление от них. Сфера может быть сделана из камня, дерева, бетона и даже сплетена из виноградных плетей, как на фото. Шары используют не только как акценты в композициях — они применяются и для создания определённого ритма, а также для обрамления пейзажа, скамейки или входа.

Дачники, которые устраивают у себя на участке сад в японском стиле, вряд ли обойдутся без каменного фонаря (фото 17).

(Фото 17). Фото: Татьяна Шиканян

Творческие натуры с нестандартным мышлением иногда превращают в садовые скульптуры самые простые и обыденные вещи. Например, если взять старый стул, закрепить вазон с цветами на место сиденья и установить в подходящем месте сада, получится вполне симпатично.

Обращаем внимание читателей, что все фотографии для статьи сделаны в подмосковных садах. Исключение — панно-пейзаж из Ирландии (фото 8).

www.aif.ru

Современные сады | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

На сегодняшний момент в мире существует великое множество разнообразных вариантов садов. Это и традиционные сады, чьи истоки уходят в глубокую древность, сады-скульптуры, сады, составляющие неразрывное целое со зданием, а также сады, опирающиеся на принципы современного беспредметного искусства. Чтобы проанализировать появление «АРТ-ландшафтов» к концу XX века, необходимо их изучение в контексте современной архитектуры. Поэтому в этой главе будут рассмотрены некоторые сады, появившиеся в XX веке, а также дана их условная систематизация. Разместить существующие сады в каких-то жестких рамках невозможно — каждый сад, представляющий интерес, является уникальным произведением ландшафтного искусства.

В последние десятилетия возникло стремление проектировать здания и произведения ландшафтной архитектуры, которые бы находились в равновесии с природой и человеком. К концу прошлого века в ряде зарубежных высших школ появилась научная дисциплина, изучающая эти вопросы, как альтернатива стремлению человека «покорить» природу, осуществляемому путем ее разрушения и истощения. Этот предмет — «Sustainable development», т.е. «жизнесохраняющее развитие», включает в себя изучение возможности использования в архитектуре и градостроительстве экологически чистых возобновляемых источников энергии с оптимальным ее использованием, сохранения водных ресурсов, применения строительных материалов повторного использования, улучшения качества среды обитания человека* (Табунщиков Ю.А., Бродач М.М., Шилкин Н.В. Энергоэффективные здания. – М., 2003. – С.5).

В садах, созданных за последнее десятилетие, еще нет комплексного решения этой проблемы, но авторы современных произведений ландшафтной архитектуры стремятся решить хотя бы ее часть. Современные сады можно разделить на нижеследующие группы.

Сад как часть природы той местности, где он проектируется

В этом саду обыгрывается естественная красота участка, его флоры, окружающей местности. Этот тип наиболее близок традиционному саду, отличаясь от него растущими видами: вместо прихотливых, трудоемких в уходе садовых растений в этих садах используется местная флора, что позволяет не только сохранить растительность той местности, в которой находится сад, но и показать ее красоту. Кроме того, снижается потребление энергии и воды, необходимых для ухода за таким садом по сравнению с традиционным. 

Сад как часть инженерных систем

К концу XX века появились принципиально новые здания, способствующие решению многих экологических проблем, и сады становятся в них одним из существенных элементов. Реализация этих проектов связана с защитой окружающей среды, повышением качества среды обитания человека, сохранением природных богатств. Эти энергоэффективные здания* (См. объяснение термина в главе «Сад как часть инженерных систем), хотя и построены в мире в большом количестве, пока еще не стали ведущим течением в архитектуре.

«Зеленая архитектура»

Это синтез сада и здания, представляющий единое целое. Первые образцы таких зданий-садов появились еще в 70-х годах прошлого века. К группе «зеленая архитектура» исследователи* (Например, J. Wines в своей книге «Green Architecture», 2000) добавляют зеленые фасады зданий, сады на крышах — то есть все то, что позволяет внести в городскую среду растительную жизнь.

Иногда сад в городе создается только из искусственных материалов — чаще всего это делается там, где естественные сады не смогли бы существовать или уход за растениями в таких садах был бы очень проблематичным — например, на небольших площадях в центре города, на крышах современных зданий, не выдерживающих дополнительной нагрузки. В застроенной зданиями городской среде они становятся «компенсацией естественного ландшафта».

Остановимся подробнее на каждой группе садов, появившихся в последние десятилетия XX века, так как знание принципов их построения и классификации даст нам необходимый материал для понимания интересующей нас группы «АРТ-ландшафтов» в контексте современного мирового опыта. Современные сады не являются воплощением какого-либо стиля или направления в чистом виде. Не существует больше жестких канонов, по которым создавались китайские сады, французские или английские парки. Как и во всех сферах человеческой жизни, в ландшафтной архитектуре происходит интеграция науки и искусства, новых методов и философии восприятия. Поэтому в «АРТ-ландшафтах» могут появляться признаки, характерные для ранее названных групп садов, несмотря на то, что основная их черта — отражение течений в искусстве XX века.

Источник: Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. Забелина Е.В. 2005

landscape.totalarch.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *