Что такое фон резьбы – Резьба по дереву. Основные виды. – Ярмарка Мастеров

Резьба по дереву. Основные виды. – Ярмарка Мастеров

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

  • Геометрическая резьба.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки - их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

  • Контурная резьба.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

  • Заоваленная резьба

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

  • Барельефная резьба

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

  • Горельефная резьба

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

  • Резьба "татьянка"

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона...Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".

  • Ажурная резьба

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги "Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

www.livemaster.ru

Техника выполнения рельефной резьбы. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]

Техника выполнения рельефной резьбы

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. При этом изображение может быть и углублено по отношению к фону – такой рельеф называется вогнутым.

По трудоемкости рельефная резьба превосходит даже плоскорельефную с подобранным фоном, так как дополняет ее технику собственными требованиями и имеет более высокий рельеф (до 6–7 мм). Если в плоскорельефной резьбе заоваливался только контур орнамента, а поверхность его оставалась плоской, то в рельефной округлость придается всем элементам орнамента, причем отдельные элементы узора после моделировки возвышаются над фоном на разную высоту.

Лучший материал для рельефной резьбы – древесина твердых лиственных пород: береза, бук, дуб, орех. Работать на такой древесине сложнее, но качество резьбы получается выше.

Для выполнения рельефной резьбы надо хорошо владеть инструментом, иметь терпение и некоторую физическую силу, быть аккуратным в работе. Необходимо также видеть пропорции между составляющими частями, правильно воспринимать и передавать объем вещей, их размеры.

При выполнении сложного рельефного орнамента начинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф потенциального объекта из пластилина или глины. Лепка рельефа перед резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы, а имея перед глазами вылепленный образец, пусть даже меньшего размера, вы справитесь с работой намного лучше и быстрее.

Для начала изготовьте рисунок (шаблон) в натуральную величину, переведите на кальку, а с кальки через копировальную бумагу – на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его можно покрыть тонким слоем прозрачного лака или обвести линии кисточкой, смоченной в клеевой воде.

Для работы вам понадобятся все основные инструменты резчика: ножи, стамески, клюкарзы и царазики. Не забывайте и о киянке.

Надрез (рис. 33, а) производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для надрезания прямых линий применяют косячок, для надрезания криволинейных – полукруглую стамеску соответствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняют в сторону рисунка.

Надрезать орнамент можно постепенно, в 2–3 приема. Если в орнаменте есть пересекающиеся или находящие друг на друга линии, то верхнюю из них прорезают раньше и на меньшую глубину, а нижние – во вторую очередь и на большую глубину. Контуры орнамента, соприкасающиеся с фоном, надрезают глубже, чем те, которые соприкасаются между собой.

Подрезку контура (рис. 33, б) делают отлогими средними или круглыми стамесками. Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручки ладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.

При относительно большой глубине фона или высокой твердости древесины глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были чистыми и плавными.

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают полукруглыми стамесками с помощью киянки. Лезвие ставят на расстоянии 2–3 мм от линии контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамески, обрубают контур. Главное в этой работе – точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

Рис. 33. Последовательность выполнения рельефной резьбы (стрелками показано направление движения резца): а – надрез по контуру; б – подрезка к основанию надреза; в – выборка фона начерно; г – заоваливание; д – зачистка фона.

Выборку фона начерно (рис. 33, в) начинают с самых больших участков фона. Резание производят отлогими широкими стамесками или такими же клюкарзами в разные стороны в зависимости от направления волокон древесины. Стамеску держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона. После выборки глубина фона должна получиться одинаковой. Уместным здесь будет и применение ручного фрезера с установкой площадки необходимой высоты.

После первой подборки фона приступают к разработке деталей орнамента. Здесь понадобятся косяки с узким полотном и острым углом скоса, полукруглые стамески различной ширины и профиля, уголки, царазики. Высокий орнамент режьте сначала начерно, приближаясь к требуемой глубине до 3–5 мм. Затем стамеской необходимого профиля и ширины снимайте начисто, одним срезом создавая форму и окончательную поверхность.

Выявление форм рельефа включает в себя заоваливание выпуклых элементов (рис. 33, г). Сначала с помощью косячка или отлогой стамески снимают основную фаску под углом 45°, затем верхнюю фаску и наконец нижнюю. То есть фаски снимают сначала с деталей, расположенных внутри орнамента, затем с тех, которые граничат с фоном. Так же закругляют и другие формы рельефа. При заоваливании контуров необходимо правильно выявить форму выпуклого элемента – он не должен иметь резких очертаний.

Зачистку фона начисто (рис. 33, д) начинают с самых больших участков фона, располагая их почти горизонтально. Прямыми широкими стамесками работают вдоль, поперек и под углом к волокнам. Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах работают уголками лезвия, стараясь не задеть орнамент. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.

Схема выполнения узора в технике рельефной резьбы представлена на рис. 34.

Рис. 34. Выполнение рельефной резьбы: а – надрез; б

 – подрезка; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заоваливание контура.

Выполняя изделие в технике рельефной резьбы, решите для себя вопрос о том, есть ли необходимость в проработке фона или рельефа шкуркой, циклей. Нередко резные детали оставляют со следами резца. При таком способе работа получается более контрастной и «живой». Зритель лучше чувствует особенности дерева как материала, видит, каким инструментом работал художник, может оценить его мастерство.

Если есть необходимость сильнее подчеркнуть края деталей, сделайте еще раз надрезку и подрезку контура уже по опущенному фону. Сам фон оставьте гладким или со следами стамески, одинаковыми по всей поверхности. В другом случае фон покрывают «сеткой» с помощью пуансона-чекана.

Если срезы по контуру рельефа обрезать перпендикулярно фону и не заоваливать, получится эффект, будто весь рельеф как бы поднят над фоном. Так нередко делают профессиональные резчики.

Если фон гладкий, а толщина и площадь его позволяют, при желании и для большей убедительности можно вырезать на нем дополнительные детали орнамента, врезаясь в его глубину, но стараясь не прорезать, если нет необходимости, насквозь.

Орнамент может быть вырезан и способом контррельефа[6]. Такое дополнение сделает композицию более художественной, а значит, более выразительной. Оно демонстрирует широкие возможности рельефной резьбы, а также мастерство автора.

Есть и более простое решение при изготовлении барельефных и горельефных форм. Их можно собрать из частей, как конструктор. Элементы вырезают по отдельности и закрепляют клеем на отдельно подготовленном фоне.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Что такое фон резьбы, как его готовят к работе?Какой режу... -anti-school.ru

Контурная резьбаПо технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений.Точная аккуратная разметка рисунка и последующая проверка его композиции в целом и по частям с помощью чертежных инструментов считается одним из важнейших этапов при выполнении геометрической резьбы.Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент. После этого разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем – на треугольники. При разметке обычно вычерчивают только основные линии рисунка, а мелкие детали выполняют косячком на глаз соответственно узору. На рис. 19 приведены в качестве примера схемы последовательного вычерчивания некоторых орнаментов.Для резьбы надо иметь хорошо выправленный инструмент, так как порезку в контурной резьбе часто приходится делать во всех направлениях. Движение руки с резцом должно быть уверенным, твердым. При контурной резьбе надо уметь пользоваться резаком и полукруглой стамеской, знать, когда надо вести резак слева направо, с наклоном к себе, и наоборот – справа налево, с наклоном от себя. Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится чистой, могут быть срывы и заскоки. Поэтому начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород – осине, липе, а после приобретения навыков – на более твердой.Итак, возьмите дощечку размером 100 ? 200 ? 25 мм из древесины мягких пород. Хорошо обработайте ее рубанком или фуганком. Затем проведите карандашом под линейку несколько параллельных линий вдоль волокон древесины на расстоянии 10 мм одна от другой. Укрепите дощечку на верстаке и, держа в правой руке нож-косяк, поставьте его кончик на начало линии, наклоните под углом 45° вправо и, углубляя на 1–2 мм, сделайте надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Приподнимая пятку ножа на 1–2 мм, ведите его, не торопясь, к себе (рис. 20, а). Левой рукой помогайте, направляя лезвие ножа в нужную сторону. Когда до конца линии останется 8–10 мм, начинайте приподнимать пятку ножа (рис. 20, б), левой рукой поддерживая заготовку позади резака. Таким образом пройдите по всем размеченным под контурную резьбу линиям.Рис. 20. Контурная резьба: а – надрезка; б – положение ножа при резьбе; в – подрезка; г – вырезание сетки; д – образцы линий для тренировки.Затем следует стадия подрезания. Закончив резку в одном направлении, переверните дощечку на 180° и закрепите ее. Отступив от прорезанной линии 2 мм, карандашом проведите параллельную ей линию и снова прорежьте полоску. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку (рис. 20, в). Вскоре появится так называемая «соломка» – тонкая стружка. При хорошей технике выполнения она будет иметь три различимые ровные грани, а канавка получится двусторонней.Прорежьте таким образом все размеченные параллельные линии, а затем выполните аналогичную операцию поперек волокон. В результате у вас получится сетка (рис. 20, г). Этот прием необходимо хорошо освоить, так как он наиболее распространен в резьбе.При работе ножом следует учитывать направление волокон древесины. Прямую двустороннюю неглубокую выемку вдоль волокон без труда вырезают ножом-косяком по вышеописанной методике. Если выемка должна быть глубокой, сначала намечают линии краев и середины. Затем делают среднюю линию необходимой глубины, держа нож под прямым к доске углом. После этого с нужным наклоном, не спеша прорезают боковые линии. Нож должен идти при этом вдоль волокон.Если нужно сделать двустороннюю выемку поперек волокон древесины, то ножом-косяком обязательно прорезают сначала среднюю линию, а затем с наклоном срезают каждую грань, при этом медленно ведут нож от края выемки к середине. Так удается избежать сколов.Выполняя двустороннюю выемку под углом к направлению волокон, размечают все три линии выемки. Проработку серединной линии производят аналогично предыдущим случаям. Теперь наступает очередь боковых. В данном случае удобнее сначала проработать правую грань, прямая которой образует с линиями волокон острый угол, а затем повернуть заготовку на 180° и повторить то же самое с оставшейся гранью. Нож следует держать под нужным углом.

anti-school.ru

Виды резьбы по дереву |

Резьба по дереву -старинный и популярный вид художественной обработки древесины .
Народные умельцы знали толк в изготовлении изделий из древесины, прекрасно чувствовали ее свойства , необычную эстетику текстуры, податливость материала, практичность. Мастера придавали своим изделиям функциональные формы с удивительной художественной образностью, стремились соединить красивый декор с бытовыми и хозяйственными запросами.

Виды резьбы:

-плосковыемчатая или углубленная;

— плоскорельефная;
— рельефная;
— прорезная или ажурная;
— скульптурная или объемная;
— домовая ( корабельная).
Эти виды резьбы также подлежат классификации по характеру рисунка и технике выполнения.

Плосковыемчатая резьба. Для такой резьбы фоном служит плоская поверхность, она украшает изделие или заготовку, а рисунок создается за счет различных углублений — выемок.
По форме углублений и характеру рисунка плосковыемчатая резьба бывает:
контурная, в такой технике выполняют различные сетки, прожилки, детали крупных частей композиций. Применяется в декорировании дома, мебели, посуды.

-геометрическая (трехгранно-выемчатая), основные элементы четырехгранные, трехгранные, двухгранные и многогранные выемки с прямыми или изогнутыми сторонами.

— скобчатая-  разновидность геометрической, узор выполняют полукруглой или плоской стамеской с закругленными краями.

 

Плоскорельефную резьбу часто используют в домовой резьбе и в изготовлении различных сувениров. Для данной резьбы характерно выбирание или углубление фона вокруг орнамента на глубину 5-7 мм. При этом орнамент должен быть одинаковой высоты, что и отличает ее от других видов резьбы. Обычно композиция создается с помощью простых рисунков: листьев растений, изображений животных, геометрических фигур.

В плоскорельефной резьбе  плоскости орнамента могут быть : вогнутыми; прямыми; выпуклыми.

Также в плоскорельефной резьбе может быть различным фон: завальным, выбранным, проработанным и прорезным, и поднутренним. И хотя рисунок наносят на плоскую заготовку, он за счет обработки фона получается выпуклым.

Виды фона.
Заоваленный (а).  Наиболее простой вид плоскорельефной резьбы. Похож на контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из немного заоваленных, двухгранных выемок.

Подушечный (б).  Фон нигде не остается плоским. Рисунок со стороны контура круто заоваливают, а со стороны фона более отлого, форма фона  напоминает подушечки.

Выбранный (в). Резьбу с выбранным фоном выполняют как и  резьбу с заоваленным контуром, но фон выбирается на определенную глубину. Фон можно сделать ровным, зачеканить или заполнить профильными прорезками.

Подобранный (г). Выполняют аналогично резьбе с заоваленным фоном, но фон вокруг орнамента выбирают под определенным углом наклона к плоскости.

Поднутренный (д). Резьба с поднутренным фоном, напоминает резьбу с выбранным фоном, с той лишь разницей, что фон заходит под орнамент.

Разновидности плоскорельефной резьбы.

Ажурная ( прорезная ) резьба. Фон узора выбирается полностью сквозным выпиливанием или высверливанием В этой технике выполняют наличники, ставни, карнизы, ветреницы, подкрылки, причелины в деревянных избах.

 

 


Накладная резьба.  Разновидность ажурной  резьбы, это ажурная резьба, прикрепленная к деревянной плоскости.

Рельефная резьба— рисунок заметно выделяется на общем фоне. В такой резьбе практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. В технике рельефной резьбы выполняют отделку мебели, стен, изготавливают живописные панно.

Глухая рельефная резьба – это резьба с непрорезанным ( глухим) фоном, высоким рельефным узором, почти не имеющая плоской поверхности.

Рельефная резьба подразделяется на: барельефную,  горельефную и  контррельефную.
Барельефная резьба – резьба с низким рельефом, в такой резьбе выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем наполовину своей толщины

 

 

Горельефная резьба – резьба с высоким рельефом, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема

Контррельефная резьба. Это резьба на пряничных досках. Одна из наиболее древних форм резьбы по дереву. До наших дней сохранились доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок применяли для изготовления праздничных печных пряников. Форма для пряников — это доска из древесины лиственных пород с вырезанным в ней обработанным рельефом, так называемым — контррельефом. Мастер, работающий над пряничной доской, должен в совершенстве владеть приемами выемчатой резьбы.

Различают пять типов пряничных досок: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские.

Прорезная резьба— резьба с удалением фона. С помощью выпиливания получают криволинейные детали, предназначенные для элементов домовой резьбы, сувениров, мебели.

Прорезная резьба делится на контурную, сквозную, ажурную и накладную.

Контурная резьба  —кромки заготовок обрабатывают незамкнутыми прорезями.

 

Сквозная резьба, в такой технике делают прорези замкнутыми внутри заготовки. Это элементы мебели, детали карнизов, различные сувениры .

Ажурная резьба -это сквозная резьба с дополнительной обработкой рисунка заоваливанием или плосковыемчатой резьбой. Не путать с плоскорельефной ажурной  резьбой.

Накладная резьба включает элементы прорезной резьбы, наклеенные на плоскую поверхность. Используется для украшения мебели и в домовой резьбе.

 

Скульптурная резьба представляет собой объемную станковую или декоративную скульптуру из натурального дерева. Объёмная резьба широко используется в церкви, где ею украшают алтари, вырезают образа святых, вырезают кресты.Скульптурную резьбу по дереву широко применяли для декорирования интерьеров и мебели в классическом стиле. Ножки стульев и кресел часто изготавливали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.

Резной стол в романском стиле

 

В такой технике изготовляют и маленькие детские игрушки и крупные – выше человеческого роста, станковые или декоративные скульптуры. Присущая скульптуре обработка всей поверхности, круговой обзор требуют тщательной, хорошо продуманной деталировки и навыков выполнения контурной, геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы.

                        

Домовая резьба

Резьбе по дереву для украшения домов более пяти веков . Эта резьба представляет украшение внешнего вида дома посредством вырезания на деревянных элементах различных фигур и орнаментов. Резьбой декорировали практически все выступающие и накладные элементы фасадов дома. Сначала домовая резьба служила оберегом от злых темных сил, а также для привлечения могучих светлых сил. Была разработана целая система символов, защищающих крестьянский дом и домочадцев, но со временем она утратила свои защитные функции. В мотивах и орнаментах стало появляться все больше художественных элементов. В домовой резьбе используются все виды резьбы: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная и скульптурная.

Похожее

www.tvorchistvo.ru

Плоскорельефная резьба с подобранным (выбранным) фоном

Плоскорельефная резьба с подобранным (выбранным) фоном

Эта разновидность плоскорельефной резьбы характерна различной высотой орнамента и фона и дает возможность изображения орнамента с более четким силуэтом. Фон вокруг мотивов выбирают стамеской на одинаковую глубину, образовавшийся рисунок лежит над поверхностью ровной плоскости фона (рис. 28). Формы орнамента остаются плоскими, его края круто заоваливают к фону.

Рис. 28. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подобранным фоном: а – надрезка по контуру; б – подрезка; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заоваливание контура.

Полукруглой стамеской или ножом-резаком, держа их под углом 45° и отступив от рисунка 1–2 мм, срезают фон на глубину наколки (4–5 мм). Эту операцию выполняют за несколько проходов, постепенно доводя глубину фона до намеченной. Затем удаляют заусеницы и осторожно выравнивают подобранный фон сначала отлогими полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами. После этого переходят к разработке рельефа рисунка и заоваливанию форм орнамента.

Ту же последовательность работы соблюдают и в композициях: глубокая подрезка по контуру при самом небольшом наклоне стамески, подбор фона, заоваливание, проработка орнамента. Только выбрав фон и выполнив все подготовительные операции, можно приступить к проработке деталей, предварительно изучив композицию и хорошо представив себе, какие части орнамента следует углубить, что должно быть заовалено. Заканчивают этот вид резьбы зачисткой фона циклей и шкурками или чеканкой с помощью пуансонов для придания ему точечной фактуры.

Упражнения для начинающих резчиков

Здесь приведен ряд упражнений, которые помогут вам более полно освоить технику резьбы стамесками. Благодаря им вы сможете научиться выполнять основные мотивы резьбы, отработаете навык свободного владения инструментом резчика.

Строгание бруска плоской стамеской. Цель этого упражнения – научиться работать стамеской. При его выполнении предстоит гладко и ровно отстрогать плоскость вдоль направления волокон древесины. Должно создаваться впечатление, что поверхность обработана рубанком.

Полотно стамески должно быть плотно прижато к поверхности пальцами левой руки, а ладонь слегка касается древесины. Лезвие приводят в движение нажимом правой руки в направлении от себя. Во избежание задиров при свилеватости волокон древесины строгать нужно по правилу «стружка в стружку». Для этого определите линию «стоп», от которой вы будете двигать лезвие стамески в противоположных направлениях. Упражнение продолжайте, пока не добьетесь ровной гладкой поверхности. Помните: чем тоньше стружка, тем чище поверхность вы получите в итоге.

Снятие фасок вдоль и поперек волокон древесины. Когда вы освоите первое упражнение, приступайте к следующему. Теперь вам нужно научиться снимать фаски по направлению волокон древесины и поперек этого направления. Снимая правую фаску с бруска, работайте двумя руками, так удобнее. Большим пальцем левой руки прижмите полотно стамески к ребру бруска. Нажимайте правой рукой и приводите в движение лезвие по направлению от себя. Левую фаску снимайте правой рукой, протягивая лезвие на себя.

При свилеватости волокон нужно резать по правилу «стружка в стружку».

При снятии торцевой фаски ладонь левой руки должна быть прижата к верхней полости бруска, а правая нажимает на ручку стамески, двигая ее вперед. Поперек волокон древесина режется с большим усилием, поэтому данную операцию нужно выполнять за несколько проходов или приемом протяжки лезвия по принципу маятника.

Резание криволинейной поверхности под разными углами наклона к сердцевине. Здесь особое внимание следует обратить на то, с каким усилием перерезаются волокна (годовые кольца) в зависимости от угла наклона в сторону сердцевины. Чем круче наклон, тем больше перерезается годичных колец, а стало быть, возрастает сопротивление древесины резцу. В зависимости от этого нужно выбирать прием резания.

Прием резания путем протяжки лезвия по годичным слоям на крутом заоваливании бруска заключается в следующем. Нажимом ладони левой руки на полотно стамески лезвие протягивается слева направо и снимает узкую стружку, что обеспечивает медленное, но верное продвижение вперед. Далее этот процесс называется «способом протяжки». При ручной обработке торцевой поверхности он поистине незаменим. Этот же способ применяется при обработке вогнутых выемок и выпуклых поверхностей полукруглыми стамесками и резцами всевозможных форм.

Снятие стружки узкими полосками. Следующий прием предполагает последовательное снятие стружки узкими полосками. Здесь левая рука направляет стамеску, а правая приводит ее в движение. Если древесина мягкая, а выемка пологая, можно снимать стружку на полную ширину стамески в прямом направлении.

В данном случае нужно принимать во внимание особенности строения мягкой древесины – она режется с меньшим усилием, но межсезонные слои годичных колец сминаются и срез получается шероховатым. Поэтому зачистку изделия целесообразно проводить «способом протяжки» со снятием тончайшей стружки по направлению волокон древесины.

Резьба двугранных выемок вдоль направления волокон. Резьба по дереву вогнутых выемок (желобков) может быть выполнена не только ножом, но и полукруглой стамеской. При поперечном пересечении волокон и вдоль их направления резец движется в любом направлении.

По наклонной к направлению волокон по одной из сторон выемки резец идет против волокон, как следствие зачистку следует произвести движением лезвия в обратном направлении.

Двугранные выемки поперек и по направлению волокон можно резать стамеской-уголком, что повышает производительность труда. Но по направлению волокон режут только прямослойную древесину. При свилеватости волокон на одной из сторон будут задиры.

Приемы резания цилиндра. Очередной прием, который будет необходим в работе, предполагает резание цилиндра. На самом деле цилиндр сравнительно нечасто встречается в рельефной резьбе. Но научиться работать с ним необходимо, потому что цилиндр является исходной фигурой для многих элементов рельефной резьбы. Для изготовления цилиндрической формы можно использовать прямую и полукруглые стамески, которыми последовательно обрезают лишнюю древесину снаружи контура очерченной на поверхности окружности (рис. 29, а).

Рис. 29. Вырезание цилиндров и сфер: а – резание цилиндра; б – преобразование цилиндра в полусферу; в, г – два способа вырезания круглой выпуклости на пласти заготовки; д – вырезание круглой выпуклости на торце заготовки.

Вырезание полушара. После освоения резания цилиндра следует перейти к приемам обработки полушара. В рельефной резьбе немало элементов с закруглениями различной формы, поэтому часто требуется вырезать круглую выпуклость. По способам обработки эти элементы близки к полушару или его части, поэтому осваивать технику резьбы выпуклых элементов начинающему резчику лучше всего с формы полушара.

Главная цель данного упражнения – выработать навыки резьбы по направлению волокон древесины с учетом рекомендуемых приемов. Для этого есть несколько способов.

Первый способ (рис. 29, в) достаточно прост и хорошо подходит для мелкого рельефа. Режем вдоль слоев древесины от центра к краям, постепенно начиная заглубление. Главное – не торопиться, и тогда все получится не только гладко, но и красиво.

Второй способ (рис. 29, г) немного более замысловат. Делим размеченный круг на четыре сектора и вырезаем каждый из них по отдельности. Не забываем о красивой стыковке. Двигаемся от одного края сектора к другому вдоль основной границы выпуклости. Этот способ более трудоемкий, чем первый, но он лучше подходит для вырезания высоких выпуклостей.

При глубокорельефной резьбе сначала надо вырезать цилиндр, а затем разобраться, в каком направлении вести резец. Направлений этих, как и в предыдущем случае, тоже четыре, на рис. 29, б они показаны стрелками. Обратите особое внимание: стрелки сходятся на торцевых линиях «стоп», а расходятся на продольных (боковых). Следовательно, лезвие резца нужно вести от продольных к боковым.

Усложним задачу: сделаем выпуклость на торце деревянной заготовки. И снова делим круг на четыре части. В каждом секторе движение начинается от основания будущей фигуры, далее постепенно двигаемся к вершине – центру полусферы (рис. 29, д).

Окончательную отделку поверхности можно проводить двумя способами: гладкой зачисткой путем шкурения или мелкими резками, образующими грани по принципу гранения ювелирных шариков. Второй способ широко применялся старыми мастерами, используется он и в наше время.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Что такое фон резьбы, как его готовят к работе?Какой режущий инструмент используется для...

Контурная резьба
По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений.
Точная аккуратная разметка рисунка и последующая проверка его композиции в целом и по частям с помощью чертежных инструментов считается одним из важнейших этапов при выполнении геометрической резьбы.
Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент. После этого разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем – на треугольники. При разметке обычно вычерчивают только основные линии рисунка, а мелкие детали выполняют косячком на глаз соответственно узору. На рис. 19 приведены в качестве примера схемы последовательного вычерчивания некоторых орнаментов.
Для резьбы надо иметь хорошо выправленный инструмент, так как порезку в контурной резьбе часто приходится делать во всех направлениях. Движение руки с резцом должно быть уверенным, твердым. При контурной резьбе надо уметь пользоваться резаком и полукруглой стамеской, знать, когда надо вести резак слева направо, с наклоном к себе, и наоборот – справа налево, с наклоном от себя. Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится чистой, могут быть срывы и заскоки. Поэтому начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород – осине, липе, а после приобретения навыков – на более твердой.
Итак, возьмите дощечку размером 100? 200? 25 мм из древесины мягких пород. Хорошо обработайте ее рубанком или фуганком. Затем проведите карандашом под линейку несколько параллельных линий вдоль волокон древесины на расстоянии 10 мм одна от другой. Укрепите дощечку на верстаке и, держа в правой руке нож-косяк, поставьте его кончик на начало линии, наклоните под углом 45° вправо и, углубляя на 1–2 мм, сделайте надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Приподнимая пятку ножа на 1–2 мм, ведите его, не торопясь, к себе (рис. 20, а). Левой рукой помогайте, направляя лезвие ножа в нужную сторону. Когда до конца линии останется 8–10 мм, начинайте приподнимать пятку ножа (рис. 20, б), левой рукой поддерживая заготовку позади резака. Таким образом пройдите по всем размеченным под контурную резьбу линиям.
Рис. 20. Контурная резьба: а – надрезка; б – положение ножа при резьбе; в – подрезка; г – вырезание сетки; д – образцы линий для тренировки.
Затем следует стадия подрезания. Закончив резку в одном направлении, переверните дощечку на 180° и закрепите ее. Отступив от прорезанной линии 2 мм, карандашом проведите параллельную ей линию и снова прорежьте полоску. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку (рис. 20, в). Вскоре появится так называемая «соломка» – тонкая стружка. При хорошей технике выполнения она будет иметь три различимые ровные грани, а канавка получится двусторонней.
Прорежьте таким образом все размеченные параллельные линии, а затем выполните аналогичную операцию поперек волокон. В результате у вас получится сетка (рис. 20, г). Этот прием необходимо хорошо освоить, так как он наиболее распространен в резьбе.
При работе ножом следует учитывать направление волокон древесины. Прямую двустороннюю неглубокую выемку вдоль волокон без труда вырезают ножом-косяком по вышеописанной методике. Если выемка должна быть глубокой, сначала намечают линии краев и середины. Затем делают среднюю линию необходимой глубины, держа нож под прямым к доске углом. После этого с нужным наклоном, не спеша прорезают боковые линии. Нож должен идти при этом вдоль волокон.
Если нужно сделать двустороннюю выемку поперек волокон древесины, то ножом-косяком обязательно прорезают сначала среднюю линию, а затем с наклоном срезают каждую грань, при этом медленно ведут нож от края выемки к середине. Так удается избежать сколов.
Выполняя двустороннюю выемку под углом к направлению волокон, размечают все три линии выемки. Проработку серединной линии производят аналогично предыдущим случаям. Теперь наступает очередь боковых. В данном случае удобнее сначала проработать правую грань, прямая которой образует с линиями волокон острый угол, а затем повернуть заготовку на 180° и повторить то же самое с оставшейся гранью. Нож следует держать под нужным углом.

Оцени ответ

urokilegko.ru

Резьба по дереву: виды и особенности

Обработкой древесины человек занимается с самых древних времён. Изделия из дерева стали первыми предметами домашнего обихода и пользовались заслуженной любовью. Одновременно с их появлением зарождалась и резьба по дереву.

Народные мастера умело пользовались спецификой материала, показывая его скромную красоту и практичность. Они придавали своим изделиям удобные формы с художественной завершённостью. В большей своей части умельцы старались совместить красивый декор с практическим бытовым и хозяйственным предназначением.

Резьба по дереву практически сгруппировалась в несколько видов:

  • домовая;
  • объёмная;
  • контурная;
  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • рельефная;
  • резьба на пряничных досках.

Самые древние столярные мастера использовали весьма примитивные орудия: топор, долото, струг, ложкарь и тесло. Первыми образцами народного искусства резьбы по дереву были уточки и деревянные кони. Создавались и целые скульптурные произведения. До наших дней дошёл деревянный олень, изготовленный в 5-2 в.в. до н.э.

В средневековье резьба имела растительные орнаменты, украшавшие жилые дома, алтари, иконы. Нередко встречались сказочные мотивы. С 16 века искусство обработки дерева принимает объёмные формы, высокие и живописные. В более поздний период деревянные украшения стали основой убранства соборов, церквей, богатых домов. В 18-19 веках практически каждый дом имел индивидуальный характер, благодаря искусной резьбы по дереву.

Домовая резьба

Основной характеристикой домовой резьбы по дереву является её крупномасштабность. Она выполняется с помощью простейшего инструмента: топора, долото и пилы. Используется дерево хвойных пород.

Резьба по дереву для украшения домов была хорошо развита уже более пяти веков назад. На севере России сохранились самые древние деревянные постройки, украшенные резьбой. Много деревянных резных домов встречается и в Поволжье.

Многие исследователи считают, что искусство украшать жилые постройки резьбой перешло из кораблестроения. Часто домовая и корабельная резьба подразумевает под собой одно и то же. Домовая резьба подразделяется на объёмную, рельефную и прорезную.

Вероятно, первой объёмной резьбой были украшены носовые части кораблей. На них присутствовали фигуры птицы, коня, оленя. Рельефная резьба украшает фронтоны домов, окна, наличники. Прорезной вид появился в 19 веке. Ажурные украшения выпиливались лобзиком и украшали дома, перила, входы в помещения.

Объёмная резьба

Объёмная резьба по дереву наиболее сложный вид обработки древесины. Ещё её называют – скульптурной. Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.

Объёмная резьба требует от резчика настоящего мастерства. Ошибки здесь не прощаются. Для изготовления применяются специальные инструменты.

Фигурками из дерева украшали жилища ещё в Древней Руси. Мастерили так же игрушки, фигурки животных, вырезали свистульки. Объёмная резьба широкое применение нашла в церкви, где ею украшали алтари, вырезали образа святых, вырезали кресты.

К объёмной резьбе относиться и корнепластика. Для неё берут нижнюю часть дерева, имеющую самые разнообразные формы, и создают оригинальные образы.

Контурная резьба

Контурная резьба относится к орнаментной резьбе. С 15 века она широко представлена в народном искусстве. Выполняется контурная резьба по дереву в виде прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка.

Отдалённо такая резьба напоминает гравировку. Она имеет чётко обозначенный рисунок, довольно сухой и простой. Композицию часто несколько оживляют разнообразные прорезки и окрашивание.

Для такой резьбы применяют специальный нож и изогнутую стамеску. Со стороны видится простота резьбы, но это не так. Она требует большого мастерства, так как здесь необходимо обходиться без зарезов и сколов древесины.

Контурная резьба по дереву наиболее распространена в Поволжье и северных областях.

Геометрическая резьба

Этот вид резьбы по дереву наиболее простой и доступный многим умельцам. Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.

Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.

К геометрической резьбе можно и отнести скобчатую резьбу. Рисунок в ней изготавливается полукруглой стамеской, сначала под прямым углом, а затем, под острым. Для резьбы по дереву геометрической берут древесину липы, осины, хвойных пород.

Плоскорельефная и рельефная резьба

Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.

Резьба по дереву такого вида потребует от мастера усидчивости, богатой фантазии и разнообразного инструмента: ножей, стамесок, чеканов, скребков, рашпилей и др.

Этот вид резьбы различают по подвидам:

  • подушечный фон;
  • подобранный фон;
  • заоваленный контур.

В рельефной резьбе рисунок заметно выделяется на общем фоне. В этом виде практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. Рельефной резьбой украшают мебель, стены, делают изящные панно.

Рельефная резьба по дереву делиться на два подвида: барельефную и горельефную. Для резьбы выбирают твёрдое дерево: дуб, бук, кедр, пихту.

Резьба на пряничных досках

Это наиболее древняя форма резьбы по дереву. Известны сохранившиеся доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок использовались для изготовления праздничных печных пряников.

Резьба по дереву таких досок в большинстве своём имеет крупновырезанные надписи по всем четырём сторонам. В центре создавался забавный рельефный рисунок. Изготовление пряничных досок доверялась самым лучшим мастерам.

reznoe7.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *