Деревянные усадьбы: Деревянные дворцы, усадьбы, терема, поместья, дома и избы, построенных в прошлых веках. Москва и другие регионы России (продолжение…), стр. 2

Содержание

Деревянные дворцы, усадьбы, терема, поместья, дома и избы, построенных в прошлых веках. Москва и другие регионы России (продолжение…), стр. 2

Вернуться в начало…>>Перейти на след. стр. (окончание)…>>

6.Деревянный дом-изба артиста А.Ш. Пороховщикова в Староконюшенном переулке.

В Староконюшенном переулке, 36, стоит необычный деревянный особнячок, дом из сруба в стиле русской избы, фамильный дом известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова.

Про этот мистический дом Ирина Пороховщикова – супруга известного актера, незадолго до своей трагедии сказала: «Этот дом забирает всех. Но вырваться из него не могу, меня сюда тянет!»…

Этот особнячок хрестоматийный памятник деревянной архитектуры в стиле «русская изба» с уникальной пропильной резьбой. Деревянный дом получил премию на Всемирной выставке в Париже, как олицетворение русского стиля. Дом из сруба был построен в 1870-1872 годах бизнесменом и прадедом известного артиста Александром Александровичем Пороховщиковым по проекту архитекторов Д. В. Люшиным и А.Л.Гуном.

Первым арендатором этого дома был известный электротехник В.Н.Чиколев, в котором он разместил организованное им «Агентство по продаже швейных машин» производства своей фабрики в Хамовниках. В «Агентстве» продавались первые швейные машины с электродвигателями Чиколева.

Потом в этом доме располагалась редакция газет, а затем открывается библиотека, после этого обосновывается «Общество воспитательниц и учениц с бесплатной школой…». С конца 90-х годов XIX века дом отделывается под жилье для состоятельных граждан столицы. В годы СССР в этом доме находились различные общественные советские учреждения. В 1995 году деревянный дом на Староконюшенном был передан в долгосрочную аренду сроком на 49 лет актеру А.Ш.Пороховщикову, правнуку бизнесмена А.А.Пороховщикова и внуку его полного тезки А.А.Порховщикова, известного советского конструктора. Деда Пороховщикова увезли из этого дома на расстрел.

По словам прислуги, которая жила в этом старом доме вместе с семьей Пороховщиковых, в нем обитали призраки. Девушки рассказывали, что им было тяжело в этом большом деревянном доме. В какой-то момент у обоих одновременно начались какие-то видения. «Мы ненароком решили, что сходим с ума, пока не поговорили с Александром Шалвовичем, — рассказывала одна из девушек по имени Марина. – Однажды я пошла воду наливать. Подхожу к ванной и вижу тень девочки. Я перепугалась, побежала к Пороховщикову, рассказала ему об увиденном. А он так спокойно: «Что ты, Марина, боишься?» — Да, здесь девочка летает…» Позже мне Катя (другая девушка из прислуги) рассказала, что не раз наблюдала тень девочки на диване. После этого я вообще не могла там спокойно спать. Сейчас с ужасом вспоминаю, как мы там оставались ночевать. Чувство страха не покидало нас ни на минуту. Если Катя оставалась там спать одна, то звонила мне в слезах: «Приезжай, не могу находиться одна в доме».

Когда девушки рассказали о своих страхах молодой хозяйке, та подтвердила, что тоже чувствует чье-то присутствие. А однажды Ирина Пороховщикова сказала страшную фразу: «Этот дом отомстит нам, он ведь живой – всех забирает, кто здесь живет». В этом доме умерла ее мать.

Ирина знала подробную историю этого дома, но не успела рассказать ее своим помощницам по хозяйству. Соседи рассказывали, что когда этот особняк-избу построил прадед известного артиста, вскоре после переезда в нем умерла от неизвестной болезни молодая жена хозяина…

В старинном деревянном особняке было много комнат, в одной из них Ирина Пороховщикова воссоздала обстановку из детства, перевезла сюда вещи из старой квартиры, где она жила в детстве, в ней отмечала дни рождения и поминальные дни своих родителей. Эта комната у хозяйки называлась «мамина комната» и, по словам Ирины, эта была самая тихая и «нестрашная» комната.

У супруги известного артиста была еще одна странность: на балконе Ирина сделала две так называемые «могилки» — одна мамина, а другая в память о погибшей собаке. В тарелочки Ирина насыпала землю с кладбища, рядом повесила могильные венки и фотографии, каждый день зажигала на балконе свечи. Помощницы по хозяйству предупреждали ее, что нежелательно это делать, это «плохая примета», а в ответ слышали от хозяйки, что «она не всегда может приехать на могилу к маме, а зимой не может посетить могилу Одена (собаки). Так ей спокойнее. Они всегда с ней»…

В последние годы хозяин этого загадочного дома А.Ш.Пороховщиков мечтал открыть в нем культурный центр, музей Пороховщиковых в фамильном особняке, но не успел…

Дом прекрасен и страшен одновременно. Чего не отнять у дома, так это богатой истории…

Исторические деревянные усадьбы, особняки и поместья в разных регионах России.

Помимо интересных, с захватывающей историей деревянных особняков и усадеб Московской области, существуют такие же деревянные владения с не менее интересной судьбой по всей территории нашей большой страны.

Русская усадьба – это целое явление в жизни России XXVII – XIX веков. Почти каждая дворянская или помещичья усадьба – это музей в какой-то степени, поскольку в ее стенах столетиями накапливались исторические и художественные ценности: картины, гравюры, книги, мебель, фарфор, семейные архивы. В барских особняках собирались несметные богатства из собрания книг, рукописей, картин, мебели и оружия — настоящие «сельские третьяковские галереи и эрмитажи»…

1.
«Кружевной дом» купцов Шастиных в Иркутске.

Визитная карточка Иркутска – деревянный дом купцов Шастиных, строился в середине XIX века, известен еще как «кружевной дом».

Как и многие деревянные дома Российской Империи того времени , этот деревянный дом тоже был выстроен в стиле русского барокко и богато украшен резными деревянными узорами. С постепенными внешними изменениями деревянной усадьбы менялся и ее деревянный орнамент, который становился все ярче и красивее. Нынешний вид усадьба приобрела в 1907 году, когда в домовладение вступил почетный гражданин города Иркутска, купец А.И.Шастин.

Дом был восстановлен и реставрирован в наше время практически заново по архивным чертежам и старым фотографиям. Обильное декоративное украшение фасадов, сложные очертания кровли с башенками и фигурными деревянными столбиками выделяют этот двухэтажный деревянный особняк своей особой неповторимостью. По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников, деревянный особняк был внесен в список мирового охраняемого наследия и при поддержке мэрии Иркутска спасен от сноса. В 1988 году на базе усадьбы, постановлением мэра города было создано муниципальное учреждение «Дом Европы». Теперь он так и называется, потому что был создан с целью развития и укрепления международных связей Иркутска и стран Европы.

2.Великолепные деревянные усадьбы и особняки Томска.

Один из старейших городов Западной Сибири — Томск, основанный в начале XVII столетия по приказу Бориса Годунова, находящийся в окружении лесостепей, труднопроходимых лесов и болот, славится своим деревянным зодчеством, поскольку сохранил немало шедевров деревянного зодчества, историко-архитектурных памятников, относящихся к XXVIII – XX векам.

Подлинной жемчужиной этого наследия считаются шедевры деревянного зодчества, украшающие старинные улочки и переулки Томска. Деревянное зодчество Томска – историческая ценность Российской Федерации. Большинству зданий здесь больше ста лет. По утверждению горожан, «ни в одном уголке мира нет таких масштабных сохранившихся памятников деревянного строительства», поскольку зона исторических уникальных построек имеет общую площадь более 10 кв. км. На ее территории расположено 1800 различных домов, из которых 200 являются памятниками русского деревянного зодчества. В архитектурной коллекции Томска можно встретить деревянные дома и купеческие усадьбы, выполненные в различных стилях: классицизм и барокко тут соседствуют с ярким модерном и русским «ориентальным» стилем. Миллионы туристов приезжают в Томск, чтобы своими глазами увидеть деревянные шедевры русской архитектуры.

А) Деревянный особняк архитектора Хомича.

Один деревянный дом в Томске особенно привлекает туристов, потому что, согласно преданиям, именно в таком доме жил волшебник Изумрудного города из книги писателя А.Волкова. Этот особняк находится на улице Белинского и принадлежал он раньше архитектору Хомичу. Эта двухэтажная деревянная усадьба установлена на фундамент из кирпича. Необычные очертания дому придают выступающие из переднего фасада граненые ризалиты, а пышность строения обусловлена крытыми верандами, балконами и переходными тамбурами. Фронтоны терема, поддерживаемые своеобразными декоративными колоннадами, имеют как классические треугольные очертания, так и дугообразные.

Б) Деревянная усадьба архитектора Крячкова.

Томский музей деревянного зодчества расположен в бывшей усадьбе архитектора А.Д.Крячкова. Это необычное трехэтажное деревянное здание само по себе является памятником архитектуры деревянного зодчества Томска, построенный в 1909 году в стиле модерн. Его конструкция была необычной для того времени, потому что правила пожарной безопасности категорически запрещали строительство деревянных зданий свыше двух этажей. Архитектору Крячкову в исключительном порядке было сделано разрешение, но с оговоркой использовать в доме чугунные печи. Так в Томске появился первый деревянный особняк, в котором была собственная отопительная система, туалетные комнаты и ванные, расположенные на первом и втором этаже.

Сегодня в экспозиции томского музея можно полюбоваться образцами разных декоров, украшавших дома: наличниками, карнизами и пилястрами, фрагментами деревянных срубов, а также коллекцией каслинского печного литья, выполненного на заводах Демидова.

В) Деревянный дом купца Голованова.

Есть в Томске и знаменитое здание общества русско-немецкой дружбы или известный «Дом с шатром», похожий на сказочный терем и принадлежавший когда-то купцу Голованову. При усложненной композиции деревянных фасадов, в доме прослеживаются черты, характерные для русского деревянного зодчества. Этот необычайной красоты деревянный дом выполнен в небесно-голубых и белых цветах, а филигранное кружево резьбы гармонично сочетается с окружающим пейзажем, особенно зимой, когда белоснежную деревянную резьбу на карнизах затейливой можно спутать с инеем на деревьях.

Г) Деревянный особняк детского врача Васильева.

Привлекает внимание туристов деревянная усадьба, принадлежавшая раньше детскому врачу Васильеву. Кроме характерных для русского модерна архитектурных решений, этот деревянный особняк обладает свойственными норвежскому стилю чертами в виде украшений фронтонов и наличием круглого окна, а плоская резьба придает ему особый неповторимый вид.

Состоятельные жители Томска соревновались между собой в изысканности постройки и отделки своих деревянных домов, вот почему в этом старинном городке Западной Сибири оказалось так много настоящих шедевров русского деревянного зодчества, из которых представлены далеко не все.

Много различных деревянных усадеб и старинных особняков еще разбросано по матушке-России. Каждое из этих строений имеет свой уникальный образ, свою неповторимую архитектуру и интересную историю. Обо всех враз рассказать невозможно, давайте знакомиться хотя бы с некоторыми из них выборочно…

3.Музей-усадьба В.И.Сурикова в Красноярске.

Среди высоких каменных многоэтажек, на одной из центральных улиц города-миллионника Красноярска, за невысоким деревянным забором находится небольшой островок земли, каким-то чудом сохранивший свой тихий провинциальный облик в бурном океане современности. На этом «островке» расположен деревянный особняк знаменитого художника Василия Ивановича Сурикова. Центром музея-усадьбы является двухэтажный деревянный дом, построенный в 1830 году еще дедом и отцом художника.  Поместье Сурикова является типичной казачьей усадьбой XIX — начала XX веков, включающей в себя сам дом, флигель, хозяйственные постройки и огород. В 12 лет будущий художник уехал из дома, чтобы учиться художественному ремеслу в северной столице, где так и остался, работал всю оставшуюся жизнь в Петербурге и Москве. Мать художника до старости проживала в этом доме, самостоятельно содержала его до своей смерти в 1895г.

В 1930-х годах дочери Сурикова передали дом-усадьбу в дар городу, а в 1948 году, в 100-летие В.И.Сурикова, был открыт дом-музей в честь его имени. В 1978 году в собственность Музея перешел флигель, построенный в начале 1900-х годов, затем были реконструированы баня и конюшня с двумя амбарами. Образ суриковской усадьбы был полностью восстановлен, после чего получил статус Музея-усадьбы.

На первом этаже дома художника находятся жилые комнаты с сохраненной подлинной обстановкой: с мебелью, посудой, одеждой и предметами быта, а на втором этаже находится мастерская с экспозицией картин и личных вещей Сурикова.

4.Путевой дворец И.А. Арапова в г.Наровчат Пензенской области.

Путевой дворец генерал-лейтенанта в городе Наровчат Пензенской области – красивый бревенчатый дом XIX века , богато украшенный пропильной резьбой. В нынешнее время этот дом-памятник деревянной архитектуры русского деревянного зодчества. В нем останавливались дети и внуки нашего знаменитого поэта А.С.Пушкина. А история этого удивительного дома-усадьбы такова…

Владельцем Путевого дворца когда-то был кавалергард, генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов. Он состоял на службе в Совете Министров земледелия и Совете Главного управления коннозаводства России. Сельскохозяйственная экономия И.А.Арапова считалась образцовой в Пензенской губернии.

В первой половине XIX века Араповым была построена эта богатая усадьба. Она включала в себя двухэтажный сруб дома с мезонином и четырехколонным портиком, 2 одноэтажных флигеля и хозяйственные постройки. Эта деревянная усадьба была построена с расчетом на то, что царь Николай I во время поездки по России заедет в Наровчат к генерал-лейтенанту Арапову. Но Николай I проехал мимо, не завернув в Наровчат, не одарив своим посещением гостеприимного генерала.

Жена И.А.Арапова — Александра Петровна, дочь Н.Н. Пушкиной-Ланской от второго брака (вдовы А.С.Пушкина Натальи Гончаровой), поэтому дети и внуки знаменитого классика имели самое непосредственное отношение к приездам в Наровчат в целом и к дому Арапова в частности.

На памятной табличке указано, что И.А.Арапов «немалыми личными средствами помог отстроить Наровчат» после все уничтожившего пожара 1890 года, а благодарные жители единогласно удостоили его звания Почетного гражданина города.

5.Деревянная усадьба Панское в Калужской области.

Интересна история усадьбы Панское, что находится в Калужской области в 15 км от города Малоярославец. Главный дом этой усадьбы был окончательно построен в 1814 году и сохранился до наших дней. Этот деревянный двухэтажный особняк в стиле русского классицизма – типичное дворянское гнездо. Его вид вызывает в памяти произведения русских классиков Пушкина, Тургенева, Гончарова, Толстого. Лучшего места для киносъемок, например, поэмы «Евгений Онегин» не найти.

История усадьбы Панское началась задолго до 1805 года, когда полковник Дмитрий Иванович Кудрявцев по завещанию получил во владение деревню в этой местности.

В 1805-1806гг. Д.И.Кудрявцев участвует в заграничном походе русской армии. В Варшаве он нашел свою юную жену Софью Александровну. История их супружества была необычной.

Софья росла сиротой в Варшаве под присмотром попечителей. Когда девочке Софье было 10 лет от роду, в 1794 году поляки восстали против русских. Через полгода русские войска подавили восстание и заняли Варшаву. В доме, где жила девочка, лежал раненый русский офицер, которого навещали друзья, среди которых был и Кудрявцев. Через 2 года, в 1796 году не смотря на то, что офицеру Дмитрию Ивановичу уже было 40 лет, а Софии Александровне 12, он сделал ей предложение и польская девочка — внебрачная дочь короля Станислава Августа Понятовского, приняла предложение руки и сердца взрослого мужчины. Приемные родители испытывали материальные трудности и не возражали против брака Кудрявцева и Софьи, так как тяготились финансовыми заботами о своей приемной дочери.

После женитьбы Кудрявцев продолжал службу в Варшаве, потом на Волыни, а затем перевелся в Петербург. В конце концов, в 1810 году генерал выходит в отставку и уезжает к себе в поместье, где начинает строительство новой усадьбы. Поскольку молодая жена генерала была полькой, то и усадьба, и выросшая при ней деревня, стали называться Панское. Семья Кудрявцевых с детьми жили в усадьбе постоянно.

Русские дворяне любили подражать европейской архитектурной моде, но перенимали не все, а только то, что нравилось. Лесов в округе было много, поэтому доступнее всего было строить усадьбы из дерева, в которых даже зимой при хорошо натопленных печах было сухо и комфортно, деревянный дом из сруба хорошо протапливался и удерживал тепло, его легче было строить из доступного стройматериала, который рос повсюду.

Деревянная усадьба была собрана из бревен и обшита тесом. К центральной части дома был пристроен деревянный портик, состоящий из шести деревянных колонн. Противоположный фасад тоже имел шестиколонный портик и два ряда окон. Справа и слева к дому были пристроены флигели для входа и два полукруглых павильона.

Генерал Кудрявцев умер в 1818 году. Жена его Софья скончалась в 1835 году. У них было 12 детей. Имение Панское унаследовал сын Кудрявцевых Александр. Дворянство Малоярославецкого уезда избрало его своим попечителем за особые заслуги в деле агрономии и промышленного производства.

Уже при третьем поколении усадьба Кудрявцевых начала приходить в запустение. А после революции в особняке располагались разные общественные организации. Не смотря на оккупацию в 1941 году, война пощадила усадьбу. После оккупации в доме был летний пионерский лагерь, а с 1945 года – дом для сирот войны. В 1950-1957 гг. – санаторий для больных детей, затем санаторный детский дом для дошкольников. В 1991 году дом был расформирован и с тех пор усадьба Панское пустует и постепенно приходит в запустение.

В Калужской области из памятников деревянного ампира сохранились только несколько домов в Калуге и особняк в усадьбе Панское.

6.Деревянная усадьба «Ампиала» в Приозерске Ленинградской области.

Деревянная усадьба с башенкой – образец финского деревянного модерна, жемчужина небольшого городка под Питером. В середине XIX века поместьем в этих краях владел русский купец Васильев. После Васильева владельцами этих мест были еще несколько хозяев, сменяющих друг друга, пока хозяином усадьбы не стал Юхо Ампиала, чье финское имя носит и поныне этот необычный деревянный особняк с башенкой. Главное здание усадьбы было построено в 90-х годах XIX века, оно было двухэтажным: на нижнем этаже располагалось 5 комнат, кухня и прихожая, а верхнем 2 комнаты. Уже при Юхо Ампиала усадьба достраивалась: в 1903 году архитектор Харольд Неовиус пристроил к центральному зданию третий этаж с летними комнатами и обзорной башней. Отапливаемых комнат было 18, дачных павильонов 4, в них насчитывалось 24 комнаты с печками. Финский художник Юхо Ампиала был финским художником, к нему приезжали погостить известные финские писатели, художники и музыканты. Летом в его усадьбе проживало до 50-60 гостей.

Усадьба «Ампиала» — замечательный образец северного модерна. Дом был взят под государственную охрану в 2001 году. Не так давно усадьба снова стала частной собственностью и новые хозяева открыли в ней гостиницу.

7.«Дом художников» в Рыбинске Ярославской области.

Прекрасной копией образца деревянной архитектуры начала XX века является двухэтажное здание, которое располагается на пересечении двух улиц в небольшом городе Рыбинске Ярославской области. Этот деревянный особняк был возведен владельцем С.Г.Гордеевым в 1900 году. Хозяин постарался на славу. Владение получилось богато оформленным и нарядным. Дом словно выставлен на показ на перекрестке. В архитектуре деревянного особняка предусмотрено два высоких шатра, возвышающихся над угловой частью здания и имеющих достаточно сложное завершение в виде крестоузорочной бочки с коваными шпилями. На втором этаже дома балкон с кованой ажурной решеткой полукругом объединяет фасады. Украшением служат и наличники окон, выполненные в стиле «московского барокко».

Усадьба Гордеева была реконструирована в 1990 году. К этому времени сам оригинал уже был обветшавшим и запущенным, почти не подлежал реставрации. Рыбинские художники во главе с А.Ждановым построили копию, полностью повторяющую подлинник. Перед реконструкцией были сделаны фотографии деревянной усадьбы и составлен подробный чертеж. Обветшавшее здание снесли и чуть в стороне построили кирпичное. Используя фотографии, планы и чертежи, специалисты восстановили деревянную обшивку и декорации такими, какими они были в первоначальном варианте.


Вернуться в начало…>>Перейти на след. стр. (окончание)…>>

Ещё статьи о деревянных домах и их строительстве:

7 шагов, которые нужно сделать, чтобы построить свой дом с компанией «Чухломская усадьба».
Ваша «дорожная карта» строительства будущего деревянного дома.

Ваши вопросы — наши ответы.

Решили строиться с этой компанией, потому что доверяете рекламе на ТВ?
Почему нельзя доверять некоторым строительным компаниям.

Сменил квартиру на собственный дом…
История одного горожанина, переехавшего жить из мегаполиса в собственный загородный дом.

Лесной терем — памятник деревянного зодчества русской архитектуры XIX века.

Два удивительных затерянных дома в Чухломе…

Чухломские отходники.

Чухлома – столица деревянной России.

М. Красовский «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество.»

Творческий сайт Григория Одинцова — Деревянные усадьбы XIX века

Страницы сайта

Видео — фильмы

Визитка сайта

Проектные работы

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Яндекс метрика

Архитектура деревянного усадебного дома XIX века

       Любовь к дереву, к деревянному дому, у русского человека была во все времена. Это где-то на подсознании, на седьмом чувстве. И во все времена деревянный дом на Руси считался самым хорошим, самым удобным для проживания, самым лучшим для здоровья человека. Да и по цене деревянный дом выгодно отличался от кирпичной постройки. Поэтому понятно стремление сначала боярина, потом дворянина, а позднее купца и промышленника, построить для себя дом из деревянных конструкций. И при анализе сохранившихся до наших дней усадебных домов мы видим очень много домов, построенных из деревянных конструкций.

       Если очень схематично нарисовать таблицу смены архитектурных стилей в России на протяжении XIX века, то получится следующая картина. Начало века – это классицизм, постепенно переходящий, особенно после 1812 года, в победный ампир. А где-то с 1840-х годов начинается активный поиск новых форм, начинается время эклектики, которая восстала против академических догм античного зодчества. И только в самом конце XIX века начинает набирать силу по-настоящему новый стиль — модерн.
       Но параллельно этой смене стилей, строились небольшие городские и загородные усадебные дома в традиционных формах стиля ампир. Их продолжали строить даже во второй половине века, когда вокруг господствовала эклектика, создавая сказочный симбиоз самых причудливых сочетаний архитектурных стилей и деталей прошлых лет. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.  

       На примере нескольких деревянных усадебных домов мы сегодня имеем возможность проанализировать основные приемы и методы их создания.

1. Усадебный дом в Новоспасском — родовое гнездо композитора М.И.Глинки

       Усадьба расположена в юго-восточной части Смоленской области на реке Десне. По названию церкви «Спасо-Преображенская» усадьба получило название — Новоспасское. Усадебный дом в Новоспасском был построен отцом композитора И.Н.Глинкой в 1807—1810 годы на месте предыдущего. Во время Отечественной войны 1812 г. имение было разграблено. В 1813 году после возвращения Иван Николаевич  выстроил заново усадебный дом.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе Новоспасское в 1804 году. Здесь, в имении отца, Глинка провёл 12 лет детства, и покинул его в 1817 году, когда уехал учиться в Петербург.
Во второй половине XIX века усадьба была продана, деревянный дом разобран, имение после этого пришло в полный упадок.
       Усадебный дом восстановлен уже после революции, в 1970-е годы. Использовались архивные документы, воспоминания и живописные работы современников М.И. Глинки.
В наши дни в усадьбе работает мемориальный музей М. И. Глинки.


       Наверное, самое интересное и самое главное в том, что дом восстановлен в деревянных конструкциях. Это придает ему историческую правдивость и естественность.

Но здесь начинается и первое противоречие между конструкцией здания и элементами его отделки.

       В Новоспасском дом восстановлен в деревянных конструкциях и с деревянной обшивкой стен снаружи. И это очень хорошо. Но в деталях присутствует штукатурные работы и лепнина. Это колонны, капители, балюстрада и некоторые другие детали. Получился некий симбиоз полностью деревянного особняка и деталей, привнесенных из каменной архитектуры.

 

       Интерьеры были решены без применения открытых деревянных поверхностей. В результате реставрации получился вполне традиционный барский дом с оштукатуренными и окрашенными стенами и паркетными полами.
Но нам сегодня приходится рассматривать не историческое здание — а своего рода фантазию архитекторов-реставраторов на тему деревянного усадебного дома.

2. Усадьба Болдино — музей заповедник  А.С.Пушкина

       Уже с XVI века эта земля находилась во владении дворянского рода Пушкиных. В 1741 — 1790 годах поместье принадлежало деду великого поэта, Льву Александровичу Пушкину. Впервые А. С. Пушкин приехал в Болдино в 1830 году, накануне женитьбы на Наталье Гончаровой. Молодой жених собирался провести здесь пару недель, чтобы оформить все необходимые документы и вступить во владение 200 крепостными крестьянами, которые ему выделил отец. Однако эпидемия холеры, охватившая Нижегородчину, преградила путь поэту, и он остался в карантинной зоне. Три осенних месяца 1830 года, которые поэт провёл в Болдине, отмечены небывалым взлётом творческого вдохновения.

 


Кабинет Пушкина с классической отделкой стен. В этой комнате нет и намека на то,

что здание в своей основе деревянное

Среди построек в Болдино есть дом Вотчинной конторы, где Пушкин жил во время своего последнего

посещения усадьбы. Интерьер  интересен своей простой отделкой, без какой либо обшивки стен

       Внимание, проявленное к подобным усадьбам вполне объяснимо – они воссоздавались как музейные здания, как свидетели жизни и творчества наших любимых писателей, композиторов, художников. Сегодня их посещают тысячи туристов, они включены в многочисленные экскурсионные маршруты. Но определенный налет «новостройки» в них, безусловно — присутствует. И есть некоторая театрализованность, которая наверно вполне допустима при создании музея.

       Значительно интереснее посмотреть не заново воссозданные, а сохранившиеся здания деревянных усадебных домов. Как наглядное пособие для изучения деревянного дома можно привести пример восстановления усадебного дома в Васино.

3. Усадьба Васино

       Старинная усадьба Васино расположена в Чеховском районе Московской обл. на высоком берегу реки Люторки, в тенистом парке. В начале XIX века здесь бывали декабристы, а в конце века в Васино бывал земский врач А.П.Чехов, приезжавший из соседнего Мелихова. Усадебный дом деревянный, с обшивкой досками. Этот дом – один из немногих уцелевших в Подмосковье образцов деревянных усадебных построек в стиле Ампир. После революции в ней размещалась школа, затем дом отдыха. После развала СССР здание много лет стояло заброшенным. Восстановление начато в 2014 году.


На фотографии 1991 года усадебный дом виден еще в хорошем состоянии,

в нем многие годы размещалась школа


 

Еще фото 1991 г. – видно, что находится здание в хорошей сохранности



 

Дом был в хорошей сохранности до 1990-х гг., затем простоял в заброшенном состоянии более 20 лет,

и сейчас ведется реставрация с полным восстановлением первоначальных деревянных конструкций

Это все весьма печальная история, но благодаря данной ситуации сегодня есть возможность посмотреть детали деревянной конструкции «типового» усадебного жилого дома начала XIX века, и увидеть — как создавались такие дома.


Основа дома – это обычный, хорошо всем известный деревянный сруб, выполненный в наиболее простом варианте, то есть срубленный в «обло» с остатком. Сруб обшит досками снаружи и изнутри. И главное состоит в том, что наружная обшивка досками и является фасадной отделкой. Деревянные дощатые стены выявляют деревянную конструкцию дома. И портик, украшающий фасад дома и все детали портика – колонны, капители, детали капителей – все детали отделки тоже выполнены из дерева. И эти деревянные дорические капители русские плотники выполнили очень похожими на классические капители. 

 


Усадьба Васино.  План дома — проект реставрации

Усадьба Васино.  Поперечный разрез дома — проект реставрации

       Интересен и подход к отделке интерьеров. Внутри стены дома тоже не стали штукатурить, а просто оклеили обоями по доскам. Остатки этих обоев можно увидеть на стенах, по крайней мере сегодня, в процессе реставрации, их можно изучить и воссоздать их рисунок.

       В целом знакомство с усадьбой Васино дает огромный пласт информации о методах строительства небогатых загородных усадеб в XIX веке.



Усадьба Васино.  сохранившийся фрагмент обоев

Сегодня сложно сказать, в какой степени реставраторам удастся воссоздать всю структуру этого уникального деревянного здания, но начатая реставрация ведется успешно.

4. Дом Волкова в Вологде

Много деревянных усадебных зданий сохранилось в Вологде. И одним из первых хочется назвать одноэтажное деревянное здание, построенное для городского головы Н.А.Волкова в 1814 году. Многие годы здание было одним из центров культуры Вологды. А с 1973 года в доме размещается городская музыкальная школа.


Здесь применен сложившийся в Москве излюбленный прием композиции одноэтажного особняка

с выходящим во двор парадным крыльцом с узорными кронштейнами

 

Фасад — проект реставрации


 

План — проект реставрации



Резные деревянные детали отделки фасадов как бы повторяют любимые ампирные мотивы, которые мы привыкли видеть в штукатурном исполнении на фасадах каменных домов.



Особенно впечатляет выполнение колонн и капителей в деревянном варианте

Интерьеры в здании выполнены в традиционной штукатурной отделке,

и в них очень важное значение приобретают печи

5. Дом Соковикова в Вологде

       Совсем по-другому выглядит в Вологде дом Соковикова. В отличии от большинства деревянных усадебных домов это здание имеет два этажа. С 1830 года дом протоиерея П.В.Васильевского, С 1867 года – купца И.М.Соковикова. Последним его владельцем был сын Ивана Михайловича Соковикова – Иван Иванович. В 1918 году дом был национализирован. Весной в здании разместилось австрийское посольство. После революции назначение дома постоянно менялось, в восьмидесятые годы был музей истории молодежного движения, проводились выставки.


       Дом Соковикова уникален для Вологды своим архитектурным решением. Обращают на себя внимание черты компоновки, свойственные домам первой половины XIX века: наличие антресольного этажа, расположение парадного входа со двора. Архитектура выдержана в стиле ампир: дом производит впечатление простоты и одновременно торжественности. Выразительно оформление портика на северном фасаде: две пары широко расставленных колонн, поставленных на выступ нижнего этажа и поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном, образуют балкон с балюстрадой. Балконная дверь трактована как крупное тройное окно со сложным наличником. Дом завершен карнизом большого выноса с крупными выступами — дентикулами. Над небольшими окнами первого этажа располагаются полуарочные декорированные резные наличники. Во втором этаже высокие окна обоих уличных фасадов обрамляют рамочные наличники с легкими и простыми сандриками.

       Дом Соковикова относится к числу наиболее значимых деревянных построек Вологды.


Планы первого и второго этажа


Решение дорического ордера в деревянных конструкциях

Фотографии:

В статье использованы материалы и фотографии из интернет — журнала  «Архитектурный стиль».

Все фотографии принадлежат авторам статей и привлечены в данное исследование только для иллюстрации темы.

Интерьеры усадебных домов с открытыми бревенчатыми конструкциями стен, или со стенами, обшитыми обычными досками, очевидно имели весьма широкое распространение. Во всяком случае, в живописи такие интерьеры не редкость. Логически это совершенно оправданный вариант отделки стен, простой, долговечный и не требующий частых ремонтов. В наши дни уже очень сложно доказать или опровергнуть подобное предположение, так как первоначальные интерьеры почти нигде не сохранились. Но в работах русских художников интерьеры с деревянными стенами присутствуют и дают реалистическую картину. Картину жизни в небогатом усадебном доме, так роднящую его интерьер с внутренним видом простого деревенского деревянного дома, каких на Русской земле были миллионы. Помню, что подобные картины встречал и в Третьяковской галерее. Несколько примеров удалось подобрать для данной статьи.

Кабинет дома в Островках, имении Милюкова (худ. Сорока Г.В.-?) 


Жуковский С.Ю. — Весенние лучи. Интерьер 1912 г.

 

Жуковский С.Ю. — Радостный май, 1912 г. ГТГ
 

Интерьеры диванной  и гостиной в доме Д.Н. Философова в имении Богдановское

Новоржевского уезда Псковской губернии, 1840 гг. (Неизвестный художник первой половины XIX века)

       Деревянные усадебные дома XIX века представляют собой своеобразное и очень необычное направление в истории русской архитектуры. Строгая классика здесь переплетается с народными методами строительства деревянных домов, которые веками создавались на Руси. Конечно, стены большинства деревянных домов XIX века оштукатуривались снаружи и изнутри, и таким простым методом зрительно приобретали характер каменной постройки. Простой и недорогой деревянный дом становился похожим на богатый каменный усадебный дом.
       Но значительно больший интерес сегодня представляют собой усадьбы, в которых деревянная отделка сохранена в своей изначальной сути. Деревянные дощатые стены доносят до нас историческую правду о том, как строились и как отделывались дома небогатых дворянских имений. И как позднее все эти приемы перешли на создание купеческих домов, а затем и усадеб пореформенной России.

……………………………………….

Москва.   07 ноября 2018 г

Новости сайта

— 25 марта 2023 г.

Создан новый раздел — Боровск и его окрестности:

1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск — сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа —
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

— 26 января 2023 г.

Древнерусские книги — это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.

— 30 октября 2022 г.

Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь — истинно Псковская — и это главное.

— 10 октября 2022 г.

Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.

— 3 сентября 2022 г.

Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 

— 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.

— 2 февраля 2022 г.

Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.

— 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь

— 29 октября 2021 г.

Еще один — четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.

— 25 октября 2021 г.

Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.

— 21 октября 2021 г.

Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.

— 6 октября 2021 г.

Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности — прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.

— 21 сентября 2021 гг

Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.

— 27 июля 2021 г.

Неоклассицизм — красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.

— 28 июня 2021 г.

Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))

— 19 июня 2021 г.

Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди — Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.

— 11 июня 2021 г.

Все старые отчеты по теме — «Прогулки-экскурсии» — постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале — https://archistorik.livejournal.com/ — под соответствующей меткой.

— 11 июня 2021 г.

В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.

— 8 июня 2021 г.

Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 

— 2 июня 2021 г.

В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:

— Древнерусская архитектура
— Барокко, классицизм, ампир
— Эклектика

— Модерн

— 22 марта 2021 г.

Продолжение исследования архитектурных стилей:

Часть — 4. Модерн.

Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах — и шикарному и деловому

— 11 марта 2021 г.

Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски «русского стиля» и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть — 3. Эклектика

— 26 февраля 2021 г.

Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:

1 — Древнерусская архитектура,

2 — Классические стили,

3 — Эклектика,

4 — Модерн, 5 — Ретроспективизм.

— 8 января 2021 г.

Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата…)

— 17 декабря 2020 г.

Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе — раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы — это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.

— 16 ноября 2020 г.

Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.

— 6 ноября 2020 г.

Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.

— 14 сентября 2020 г.

Памятник архитектуры XII века — собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно «открытый» мною во время командировки.

— 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве

— 20 мая 2020 г.

На сайт добавлен новый раздел Видео — фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.

— 17 апреля 2020 г.

Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.

— 5 апреля 2020 г.

Небольшая статья о доме и усадьбе в Потаповском переулке. Место красивое, давно знакомое — переулки старой Москвы, и я обрабатывал фотографии и графику с большим удовольствием.

— 14 марта 2020 г.

Скорректировал Главную страницу. Впереди вновь поставлены разделы по исследованиям Древнерусской архитектуры, которыми я занимаюсь уже более десяти лет.

— 11 января 2020 г.

Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))

— 21 ноября 2019 г.

Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика — в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.

— 15 ноября 2019 г.

В новом отдельном разделе «Проектные работы» открыта статья Проекты: 1968 — 2008 гг.

— 7 ноября 2019 г.

Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом — odintsof.ru — некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.

— 10 октября 2019 г.

Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

Manor Wood — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 139 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Деревянные ножки и детали для мебели

    Компания Highland Manor производит в США высококачественные деревянные детали для мебели и незавершенные ножки для мебели.
    Изготовлено по старинке, в нашем 100-летнем цеху. Токарная обработка дерева — это наша страсть, и мы хотим поделиться ею с вами.
    Просмотрите наш большой интернет-магазин прямо сейчас, чтобы выбрать ножки кухонного острова, подходящие ножки для скамьи и сидения, а также наши качественные деревянные ножки для мебели!
    Не видите то, что ищете? Без проблем! Свяжитесь с нами, чтобы получить индивидуальное предложение и получить дизайн, на который вы настроены!

    Популярные продукты

    ЧТО ГОВОРЯТ НАШИ КЛИЕНТЫ

    ЛЮБИМОЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ

    У каждого есть любимый

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    $37,68 — $94,56

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    $125,40 — $335,78

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    $88,34 — $207,71

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    28,87–41,99 долл. США

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    $180,14 — $522,48

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    28,41–70,95 $

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    48,13–216,61 долл. США

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    $41,18 — $92,66

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    $39,86 — $95,40

    Выберите параметры

    Быстрый просмотр Добавить в мой список желаний

    70,20–186,38 долл.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *