Эскизы узоров и орнаментов: Эскизы узоров и орнаментов — 46 фото

Узоры и орнаменты на посуде

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Дьяченко Д.С. 1Костюшко В.О. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

Котяева С.Ю. 1


1МБОУ СОШ №15

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

М. Борзаковский

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами и узорами.

Раньше орнаментом украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь. Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Как правило, посуда красиво украшена различными узорами и орнаментами. Всё это создают мастера – умельцы, которые выполняют роспись, оформление посуды, приведение её в эстетический вид. Ребята нашего класса тоже захотели стать такими умельцами, узнать больше о способах оформления посуды узорами и орнаментами.

Поэтому, перед началом работы над проектом, мы решили узнать: почему люди стали использовать орнамент на посуде? Для чего это делалось?

Мы поставили перед собой следующие цели:

Исследовать историю возникновения и использования узоров и орнаментов на посуде, изучить их виды, типы, структуру.

Закрепить знания о геометрических фигурах, научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом.

Создать самим образцы посуды со своим узором.

Обобщить результаты исследований, оформить научно-исследовательский проект «Узоры и орнаменты на посуде»

Учиться пользоваться дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.

Объект проекта – роспись посуды

Предмет проекта – орнаменты, узоры и элементы узоров.

Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно самим научиться создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.

На время работы над данным проектом ребята нашего класса стали исследователями, художниками, дизайнерами, «гончарами», фотографами. Каждый ученик выбрал свой маршрут работы над проектом.

Объектом работы исследователей стали литература и иллюстративный материал по данной теме, образцы росписи посуды, имеющейся у нас дома, у родных, знакомых, в магазине посуды. Ребята изучили весь исторический путь от изготовления первой самой примитивной посуды до украшения посуды лазерной гравировкой в наши дни.

Художники, изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что существует четыре основных вида орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. Встречаются и комбинации видов орнаментов. Существует также два типа орнаментов: орнамент в полосе и замкнутый орнамент. Художники попробовали создать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды, оформили свои работы в альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды

Фотографы изготовили фотоальбом«Способы украшения посуды». В этот альбом они поместили собственные фотографии оригинальной посуды.

Основная часть

Определение узора и орнамента

Узор– это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Геометрический узор – это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур.

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира.

История происхождения посуды, использование узоров и орнаментов на посуде

Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры, дерева, лозы.

Но та посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, хранить жидкости.

И только в районе седьмого тысячелетия до нашей эры был изобретен первый искусственный материал — огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина.

Древние люди стремились делать посуду не только удобной, но и красивой. На неё стали наносить разнообразные рисунки.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании.

Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Виды орнаментов

Ребята нашего класса выяснили, что существует четыре основных вида орнаментов:
Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д. Например, гжель, хохлома.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует стилизованные фигуры или части тела человека.

В смешанном орнаменте используются различные элементы

Типы орнаментов

Орнаменты бывают двух типов:

Орнамент в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге.

Нам больше всего понравился геометрический орнамент. Его легче рисовать, но всё равно он выглядит очень нарядно. В геометрическом орнаменте используются следующие формы: точки и линии, круги и овалы, ромбы и квадраты, ломаные линии – зигзаги, меандр. Меандр — (от греческого – «круговорот» — это когда образуется ломаная линия под прямым углом либо по спиральным завиткам).

Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромбили поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками – продленными сторонами, с крючочками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами и т.п.

Очень часто встречаются фигуры треугольников, которые могут быть частью ромбического орнамента и самостоятельным узором: соединяются вершинами, накладываются один на другой и т.п.

Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональные соотношения его частей. В основном элементы орнамента располагаются по всему периметру посуды, иногда располагаются по центру предмета посуды.

Термин «орнамент» связан с термином «декор», который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т.д., от простых до сложных. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа. Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов.

Заключение

Всему ребятам нашего класса было очень интересно работать над проектом «Узоры и орнаменты на посуде». Каждый из нас внёс собственный вклад в общее дело. Мы считаем, что достигли поставленных целей.

Во – первых, работа над проектом научила нас лучше понимать одноклассников, уважать чужую точку зрения, вместе приходить к правильному решению. Мы работали дружно, организованно. Нам было очень интересно самостоятельно добывать новые знания, впечатления и делиться ими с друзьями.

Во – вторых, мы узнали о многообразии орнаментов и видов узоров, которые люди используют для украшения посуды. Попробовали изготовить и расписать из солёного теста посуду, как мастера (Приложение 1). Закрепили знания о геометрических фигурах, научились видеть красоту различных орнаментов, рисовать орнамент и украшать посуду из картона (Приложение 2).

В – третьих, мы оформили выставку альбомов, в которых собрали эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды, разместили фотографии наиболее понравившихся нам узоров, которые встретились нам в разных местах и почерпнули из разных источников (Приложение 3).

Мы надеемся, что приобретённые в процессе работы над проектом знания помогут нам и в дальнейшем видеть и создавать красоту вокруг себя.

Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.

Список использованных источников и литературы

Ивановская В.И. «Русские орнаменты» Издательство Стрекоза, 2014 г.

Лоренц В.И. «Орнамент всех времен и стилей» Издательство: Лабиринт, 2012 г.

Неустроев Б.Ф. «Узоры и орнаменты» Издательство: Бичик, 2010 г.

Симаков Н. С. «Русский орнамент» Издательство: Москва, 2002 г.

Степанова Л.И. «Рисуем всё, что угодно» Издательство: Москва, 2000 г.

Юрова Е.С. «Сокровища русского орнамента» Издательство: Этерна, 2010 г.

Приложение 1

Изготовление и роспись посуды из солёного теста

Работая над проектом «Узоры и орнаменты на посуде», Костюшко Варвара выступила в роли дизайнера и художника. Создала свою посуду и доказала связь математики и искусства.

Свою чашечку она сделала из соленого теста. Сама его замесила и вылепила.

А вот какая кружка получилась у Вари

Приложение 2

Украшение посуды из картона

Эти изделия выполнила Дьяченко Дарья

Приложение 3

Выставка альбомов

Просмотров работы: 1855

Узоры и орнаменты в современной дизайне одежды

Toile de Jouy (фр. – ткань (полотно) из провинции Жуи) наименование вида хлопчатобумажной набивной ткани. Ткань появилась 18 веке во Франции, во времена правления короля Людовика XIV в  деревне Жуи-ан-Жоза, расположенной недалеко от Версаля. Фабрика располагалась недалеко от  реки  Бьевр, что позволяло в те времена хорошо промывать ткани.  На  белый или кремовый фон тканей  были нанесены однотонные (красные, розовые, фиолетовые) сюжетные рисунки, пасторальные мотивы: сцены из сельской жизни, цветочные мотивы, мифологические сюжеты.

Такие виды тканей получили широкое распространение в одежде, интерьере, домашнем текстиле и вскоре, название полотна Туаль де жуи становится нарицательным, определяющим стиль художественного оформления.

Качество набивных тканей являлось настолько исключительным, что фабрика     считалась одной из лучших в Европе. На сегодняшний день  сохранено более чем 30 000 оригинальных проектов «Toile de Jouy». Особенная роль отводилась художникам, создававшим разнообразные принты  в стиле рококо. Наиболее известный из них — Жан-Батист Юэ.

Сегодня Toile de Jouy переживает новый всплеск популярности. Он идеально подходит для украшения интерьеров во французском классическом стиле или провинциальном стиле, в обивке мебели, обоях, постельном белье и так далее. Так же данный стиль оформления используют и в нетрадиционных предметах мягкие игрушки, скейтборды, сумки, кнопки.

Дизайнеры одежды, в том числе Ruffian, Carven и Oscar de la Renta,   Jean Charles de Castelbajac интерпретировали и воплотили  живописные картины Toile de Jouy в свои  коллекций.

Принт pied-de-poule — «Гусиная лапка» или петушиная лапка в Германии, или зубы гончей собаки– houndstooth – в Англии – узор, напоминающий неправильные ломаные клетки, – символ утонченности и постоянно неизменный тренд. Такое необычное название узор получил, т.к. он внешне напоминает передние клыки собаки или же отпечатки гусиных лап. Подобный эффект формируется за счет пересечения 4-х темных и светлых нитей или саржевым переплетением 2/2, каждый раз поднимая перекрытия на одну нить. Близкий родственник «гусиной лапки» — орнамент border tartan. Он нес в себе зашифрованное символическое послание окружающему миру – «нейтралитет».

Гусиная лапка является еще и неизменным трендом интерьерной моды. Его можно увидеть на обоях, настенных панелях, керамической плитке, линолеуме.

В начале XIX века орнамент занял лидирующие позиции в массовой моде. Даже Принц Уэльский предпочитал облачение с таким орнаментом. Сейчас «Гусиная лапка» используется в одежде таких брендов, как Marc Jacobs, Salvatore Ferragamo, Emporio Armani и Louis Vuitton, Tommy Hilfiger, Dior и Michael Kors, Carolina Herrera. Он повсюду: на подкладке денима Naked and Famous, в капсульной коллекции North Face Purple Label, на кепках New Era, кедах Vans и Converse, сникерах Nike. Такой орнамент. На ткани с орнаментом пье-де-пуль практически не заметны пятна. Именно поэтому «гусиную лапку» предпочитают использовать повара для пошива своей униформы.

Argyle (аргайл) – ромбовидная клетка, расположенная по типу шахматной доски, как правило, с поперечными полосами контрастных цветов. Единого мнения о появлении этого орнамента нет. По одной версии известно, что в его появлении большую роль сыграл государственный флаг Шотландии. Другая версия гласит о то, что аргайл – это копия переосмысленного узора, который был изображен на килтах клана Campbell, проживающего в области Argyll. Впервые аргайл стал использоваться в 1897 году. Это стало возможно благодаря прядильной технологии — интарсия (intarsia), которая заключалась в вязании многоцветных узоров без протяжек с изнаночной стороны полотна.

Широкую известность аргайл получил в 20-е годы ХХ века, благодаря одной из компаний Британии Pringle of Scotland, специализировавшейся на вязаных вещах и элитном качественном трикотаже. Именно эта компания сделала популярный свитер с аргайлом и V – образным вырезом, который в настоящее время является символом классического стиля настоящего британца.

Сейчас можно встретить его в различном применении: от верхней одежды до аксессуаров, от детской до взорслой моды. Наиболее классическим вариантом является сочетание клетки Аргайл с другими вариантами клетчатого принта. Сегодня ромб считается стильной классикой. Это может быть классическое сочетание черного и серого, красного и белого, красного и черного. В своих коллекциях ромбовидная клетка применялась американским дизайнером Кармен Марк Вальво (Carmen Marc Valvo).

Paisley (пейсли)

Пейсли— узор, изображающий изогнутые листья различных размеров, является частью персидского орнамента «Бута». В Европе его называют «индийский огурец», а на востоке – «бута». Впервые он появился в империи Сасанидов — древнем государстве, раннее находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку, а в Европу попали из Индии только в XVII веке. Первым популярным товаром с рисунком пейсли, символизирующим жизнь, в Европе были кашемировые шали из индийского региона Кашмир. Позже изогнутые листья ткали на жаккардовых ткацких станках. 

В семидесятые годы XX века внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.

«Еще в середине 2000-х годов марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Не так давно c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated — кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas — целую коллекцию одежды и обуви, Herschel — рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s — серию поло и рубашек. Сегодня пейсли глубоко используется не только в женской одежде, но и в мужской. Итальянский бренд Etro представил мужскую коллекцию весна-лето 2016. В качестве узоров Etro использовал принт пейсли, который стал знаковым для бренда.

Тай-дай tie-dye (tie по-английски — «завязывать, крутить, скручивать», а dye — «красить») является одним из наиболее древних известных способов окрашивания ткани вручную. Перед окрашиванием ткани можно сворачивать, скручивать, перевязывать. Орнамент появляется после окрашивания, когда снимается резерв с чистых участков, которые вступают в контраст со свежеокрашенными.

На территории современного Перу, как и на другом конце света – в Японии, таким способом окрашивания пользовались еще в VIII–IX веке нашей эры. Мода на tie-dye охватила хиппи-культуру после волны поездок в Западную Африку.

Сегодня с тай-дай-принтами работают не только уличные бренды  The Hundreds, Huf, Vans, Supreme и Stussy, но и марки, которым хиппи-эстетика и подобная цветовая смелость не свойственны. В тай-дай окрашивают не только футболки, но и кеды, рюкзаки, галстуки, классические рубашки и многие другие элементы мужского гардероба.

 Дамаск — этот растительный орнамент содержит вертикально расположенные ряды с витиеватым флористическим рисунком, в центре которого располагается роскошный цветок. Сегодня этот красивейший узор украшает не только текстиль, но и обои, и другие поверхности. Ткань орнаментом дамаск – это ткань хлопчатобумажного происхождения, которая характеризуется полотняным переплетением. Своим названием ткань с орнаментом дамаск обязана сирийскому городу Дамаску, который в XII веке был крупнейшим центром торговли шелками. Но впервые эту ткань начали производить в Китае во времена существования Великого шелкового пути.

На фоне полотняного переплетения узор образуется контрастным по фактуре саржевым или диагональным переплетением. На фоне саржевого переплетения узор образуется диагональным переплетением, где направление рубчика на лицевой и изнаночной стороне противоположно. Сегодня этот орнамент процветает все больше и больше и не только в одежде. Одним из талантов, который использовал ее в своих коллекциях, стал арабский дизайнер Mohammed Ashi (Мохаммед Аши), а декоратор Isabelle de Borchgrave создала коллекцию обоев.

Взлом универсального кода красоты: Грамматика орнамента Оуэна Джонса

3 октября 2018 г.
Фемке Спилберг, куратор отдела исторического орнамента, дизайна и архитектуры отдела рисунков и гравюр; и Робин Флеминг, младший музейный библиотекарь по межбиблиотечному обслуживанию и цифровым инициативам, библиотека Томаса Дж. Уотсона.

Оуэн Джонс, Грамматика орнамента (Лондон: День и сын, 1856 г.). Слева: титульный лист. Справа: крупный план изображения на первой странице. Все последующие изображения взяты из книги Джонса, если не указано иное.

Библиотека Ватсона недавно приобрела оригинальное издание фолио основополагающей работы Оуэна Джонса (1809–1874) «Грамматика орнамента» , опубликованной в 1856 году. никогда не выходил из печати, что свидетельствует о его важности), но не оригинал. Мы смогли приобрести это издание благодаря финансированию, предоставленному Библиотекой друзей Ватсона.

В следующих абзацах Фемке Спилберг, помощник куратора отдела исторического орнамента, дизайна и архитектуры Департамента рисунков и гравюр, помогает понять, почему это одна из величайших книг девятнадцатого века с цветными пластинами — и, безусловно, одна из них. из самых влиятельных.

Слева: Табличка VI, египетская. Справа: табл. XXV, Помпеи

Из общих свидетельств путешественников следует, что едва ли найдется народ, даже на ранней стадии цивилизации, у которого желание украшать не было бы сильным инстинктом. Самая ранняя амбиция человека — творить. . . запечатлеть на этой земле отпечаток индивидуального разума.

В первой главе своей основополагающей работы Грамматика орнамента Оуэн Джонс подчеркивает тот факт, что одним из универсальных качеств человечества является желание делать красивые вещи. Чтобы проиллюстрировать этот момент, он использует несколько жуткий пример отрубленной сохранившейся головы воина маори (9).0008 mokomokai ), тогда подумали, что это женщина, которая была покрыта элегантным узором лицевых татуировок. Он особенно восхищался тем, как ответственный художник гармонично сочетал татуированные линии с естественными формами человеческого лица. Вместо того чтобы заключить, что орнамент принадлежит чисто первобытному, как позже утверждали другие, Джонс, столкнувшись с этим этнологическим образцом, понял, что маори обладали врожденным пониманием красоты, чуждым современному западному обществу.

Джонс, архитектор по образованию и видная фигура в лондонском мире искусства, решил заново ознакомить своих коллег с основополагающими принципами, которые делают искусство прекрасным. Вместо того, чтобы писать академический трактат на эту тему, он решил собрать книгу из ста иллюстраций, иллюстрирующих объекты и узоры со всего мира и во времени, из которых можно было извлечь эти принципы. В то время как Джонс путешествовал по Европе и некоторым частям Ближнего Востока, многие из его иллюстраций основаны на музеологических и частных коллекциях, которые были ему доступны в Англии, а также на предметах, которые демонстрировались во время Универсальных выставок, проходивших в Лондоне в 1851 и 1855. По этой причине немногие из его иллюстраций показали бы его современным читателям вещи, которые были им совершенно незнакомы. Но где книга была действительно новаторской, так это в ее всестороннем глобальном подходе к области орнамента и красоты.

Слева: пластина LXIII, кельтская. Справа: табличка LXXVIII, Ренессанс

Сопоставимые публикации того периода, преимущественно посвященные конкретным периодам или отдельным зданиям. Вместе с французским архитектором Жюлем Гури (1803–1834) сам Джонс опубликовал монографическое исследование орнаментов и архитектуры Альгамбры (1842–45). Такие публикации жадно искали архитекторы и декораторы интерьеров, которые использовали их как источники вдохновения для оформления современных интерьеров в эклектичном множестве исторических стилей. Например, иберо-исламский стиль Альгамбры был охотно принят для мавританских курительных комнат в Англии и Соединенных Штатах. Однако слишком часто опубликованные модели и дизайны рабски копировались вместо того, чтобы вдохновить на создание новых дизайнов с аналогичной эстетикой. Джонс с ужасом наблюдал, как практика копирования медленно убивала творчество. Поэтому он позаботился подчеркнуть, что его Грамматика Орнамента была не книгой с образцами, а наглядным пособием по освоению языка красоты. Он писал: «Принципы, открываемые в мире прошлого, принадлежат нам, но не результаты».

Сопоставляя примеры из самых разных произведений искусства и архитектуры — от египетских столиц и греческой напольной плитки до ирландских картинных камней, итальянской майолики и индийских тканей — Джонс надеялся, что художники не будут ограничиваться практическим использованием отдельных примеров, и к смыслу большего целого.

Слева: Табличка XLIII, мавританский стиль. Справа: пластина LIV, Indian

Чтобы помочь своим читателям взломать этот основной код и высвободить в уме художника «вечно бьющий фонтан творчества», Джонс позаботился о том, чтобы его цветные пластины предварялись тридцатью семью утверждениями, относящимися к пропорциям, цветам. , и правила абстракции, составляющие основу грамматики. Центральным в его тезисе является представление о том, что все, что считается прекрасным, находится в гармонии с законами природы. Этот принцип оставался неизменным независимо от того, вырезал ли художник деревянные балки индуистского храма, татуировал лицо воина маори или ткал прекрасные персидские ткани. Чтобы прояснить этот момент, последняя глава книги посвящена «листьям и цветам природы», представленным на различных уровнях абстракции, чтобы подчеркнуть их связь с узорами и мотивами, найденными на предыдущих страницах.

Слева: Табличка XCI, Листья природы. Справа: таблица XXXVI, турецкий

В то время как идеи Джонса медленно укоренялись в художественном образовании в течение следующих десятилетий, что, в свою очередь, повлияло на развитие новых художественных течений, таких как искусство и ремесла и модерн, Грамматика орнамента не принесла о прямом изменении художественной практики. На самом деле, как и предвидел сам Джонс, мы часто находим узоры и мотивы из книги, скопированные и примененные к предметам и интерьерам, относящимся к третьей четверти девятнадцатого века.

Грамматика прославилась прежде всего своими выдающимися цветными литографиями размером с фолиант, которые представляли последние и самые сложные инновации в области гравюры. Цветная литография использовалась в течение нескольких десятилетий, но поскольку каждый цвет печатался с отдельного литографического камня, большинство коммерческих изданий печатались в ограниченной палитре из трех или четырех цветов. Поскольку цвет играл решающую роль в работе Джонса, он сам взял на себя ответственность за производство и нанял помощников для разработки узоров на литографических камнях, причем для некоторых пластин требовалось до двадцати различных камней. Высокое качество цветных пластин Джонса быстро превратило роскошное первое издание книги в предмет коллекционирования. Их привлекательность намного превзошла интеллектуальные аргументы Джонса, которые были полностью опущены в различных посмертных изданиях и факсимильных репродукциях, опубликованных в конце девятнадцатого и двадцатого веков.

Издания Watson Library книги Оуэна Джонса The Grammar of Ornament , с первым изданием фолио 1856 года на обложке и консультировались в нашем читальном зале. Для тех, кто не может приехать сюда лично, оцифрованная версия фолио 1856 года находится в свободном доступе в Интернете благодаря партнерству между Смитсоновскими библиотеками и Интернет-архивом.

Комментарии / 2 комментария


Оставить комментарий

Мы приветствуем ваше участие! Обратите внимание, что хотя живое обсуждение и твердые мнения приветствуются, Музей оставляет за собой право удалять комментарии, которые он сочтет неуместными по любой причине. Комментарии проходят модерацию, сроки публикации могут варьироваться.

Имя

Вы должны указать имя.

Адрес электронной почты

Ваш комментарий

Вы должны ввести комментарий.

Книжное обозрение > Узор и орнамент в искусстве Индии


Будучи посетителями великих дворцов, храмов, мечетей и гробниц, мы, вероятно, уйдем с большим благоговением, чем с картиной того, что мы действительно видели. Часто детали сливаются с памятью о целом. Пока кто-нибудь не укажет на сложности и не зафиксирует их, чтобы мы могли изучить, как возникло это место. Генри Уилсон Узор и орнамент в искусстве Индии — книга о таких деталях. Те, которые мы могли бы пропустить в спешке, чтобы сфотографировать целиком или изо всех сил пытаться вспомнить среди цвета, света, звука и движения. Во введении задается основная идея книги. Автор-фотограф делится фотографиями узоров и принтов со всей Индии — хной, рисунками на грузовиках, блочной печатью, текстилем, напольной плиткой — и четко заявляет, что ни один из них не будет рассматриваться в этой книге. Это книга об узорах и орнаментах в архитектуре Северо-Западной Индии. И с этой целью книга верна своему предмету.

Гробница Итимад-Уд-Даула в Агре покрыта узорами «pietra dura».

Главы разделены по характеру работы – повторяющиеся узоры, бордюры и полосы, отдельные мотивы и панно, орнаментальные сцены. Понятно, что это не просто красивая журнальная книжка. Он предназначен для использования в качестве источника дизайна или, возможно, для тех, кто интересуется деталями и шаблонами в архитектуре.

Аам Хаас в Джуна Махал в Дангарпуре. Все покрыто зеркалом или цветным стеклом. Пол зеркальный, между стеклом и его посеребренной подложкой цветные узоры.

Выбор тем поражает. Джуна Махал в Дунгарпуре был откровением — шевронный мотив в Аам Хаас, расписные потолки, шашмахал с бархатцами в зеркалах, зеркальные полы. Как и квадраты в шахматном порядке на Красном форте в Агре или геометрические цветы из бледно-желтого песчаника на Интимад-Уд-Даула, где каждый уголок заполнен замысловатыми узорами. Также поразительны были колонны храма Чаумукха Джайн в Ранакпуре, водные каналы в Манду, резные деревянные хавели в Ахмедабаде, работы из гипса в Ануп-Махале, Джай Мандире, замысловатые работы джаали в мечети Сиди Сайед в Ахмадабаде, облупившаяся стена. росписи во дворце Бунди, потолок Султан-Махала во дворце Самоде. Текст, предваряющий каждую главу, содержит интересные наблюдения по каждой из них.

В мечети Сиди-Сайед в Ахмедабаде, 1573 год. Тонкие каменные плиты перфорируются по отдельности с небольшим участком узора, а затем скрепляются вместе, чтобы завершить общий дизайн.

Зеркало на потолке одной из королевских спален в форте Мехерангарх в Джодхпуре, барельефная лепнина и инкрустация из зеркал и окрашенного стекла.

Генри Уилсон делится приемами и приемами, используемыми для изготовления некоторых из этих узоров и орнаментов — прямые линии были сделаны с помощью веревки и мела, повторяющиеся мотивы были созданы путем удара — метод, при котором рисунок делается на бумаге, а линия перфорируется и бумага кладется на поверхность и припудривается, и он проваливается, чтобы воспроизвести дизайн. Почти как Ранголи. Только в случае Ранголи это является объектом усилий, тогда как здесь это подготовительная работа. Об узоре муссонных облаков на стенах и потолках Бадал-Махала Уилсон говорит:0008 они заморозили преходящую природу в камень ’. Он цитирует архитектора Б. В. Доши, который сказал, что мастера одухотворяют материал, над которым работают. И в книге много тому подтверждений.

Технический чертеж композиции из деревьев и цветов в дадо павильона турецкой султанши в Фатехпур-Сикри.

« Omne ignotum pro magnifico » — Все неизвестное кажется великим. Хотя здесь, в раскрытии плана работы, он кажется более величественным, когда известен. Генри Уилсон берет детали и представляет их в виде технических рисунков — решение, которое делает эту книгу привлекательной. Технические рисунки делают узоры и орнаменты доступными, как произведения художников, которые были людьми. Форма, грубый замысел — за картиной вырисовывается картина, и можно понять искусство, поняв ремесло. Не все рисунки относятся к показанным изображениям. Некоторые представляют собой вариации одного и того же дизайна, увиденного в другом углу той же комнаты или строения, а некоторые, как в случае с потолочной деталью Джуны Махал, представляют собой то, чем он мог бы быть, если бы использовался в повторении. Таким образом, я бы рекомендовал читать текст, чтобы лучше ориентироваться в картинках.

Шиш-Махал во дворце Деогарх имеет окна с цветными стеклами.

В Чандра Махале узоры с цветами, где фон установлен осколками зеркального стекла.

У книги есть несколько недостатков. Название заставляет ожидать большего от его содержания — было бы гораздо точнее, если бы оно гласило: «Узор и орнамент в архитектуре Северо-Западной Индии». Текст является жизненно важной частью понимания книги — как ее содержания, так и содержания — хотя материал сжат мелким шрифтом на цветных листах. Это довольно сильно напрягает глаз.

В Фатехпур-Сикри. На павильоне турецкой султанши вертикальные бордюры с гранатами на главном стебле чередуются с виноградом.

Автор признает: « Потребуется много толстых томов, чтобы всесторонне охватить прикладное искусство Индии, от неолитических наскальных рисунков до яркого рисунка хвостового оперения самолета Air India Express 737 ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *