Как называется передвижной дом с оленями: На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов

Земля кочевников

От дикого к домашнему

Некогда самая крупная популяция дикого северного оленя в стране — таймырская — сейчас находится под угрозой полного исчезновения. По данным Всемирного фонда дикой природы в начале XXI века её численность составляла около одного миллиона особей. К 2014 году оленей осталось примерно 420 тысяч, а авиаучёт, проведённый в прошлом году, дал число в 250 тысяч голов.

Причины столь стремительного уменьшения популяции называют разные — от захода в Арктическую зону нефте– и газодобывающих гигантов и пресловутого изменения климата до увеличения числа крупных хищников и безнаказанности браконьеров. Сегодня для сохранения главного символа Таймыра разрабатываются разные меры, вплоть до очень жёстких — от сокращения лимитов добычи «рогатых» до полного запрета охоты, что, как все понимают, может очень больно ударить по коренным малочисленным народам Севера, чьей главной опорой всегда был именно олень.

Компания «Норникель» между тем разрабатывает собственную программу по возрождению домашнего оленеводства на Таймыре.

Посыл прост: если в одночасье невозможно спасти дикое, то почему бы не обратить пристальное внимание на домашнее парнокопытное?

– В 2020 году в Москве было заключено четырёхстороннее соглашение о взаимодействии между Ассоциацией коренных малочисленных народов Таймыра, Региональной ассоциацией КМНС Красноярского края, Ассоциацией коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока и компанией «Норникель», — рассказывает Анфиса Никифорова, руководитель направления по работе с коренными малочисленными народами Севера Заполярного филиала «Норникеля», первый вице–президент Региональной ассоциации коренных малочисленных народов севера Красноярского края. — В рамках этого соглашения была разработана программа по оказанию компанией содействия социально–экономическому развитию Таймырского Долгано–Ненецкого муниципального района до 2024 года. Программа состоит из 44 мероприятий, согласованных с 43 семейно–родовыми общинами. Она действует уже второй год и работает по семи направлениям: поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности; строительство жилья и социальных объектов в посёлках Таймыра; приобретение жилой площади для детей–сирот из числа коренных малочисленных народов Севера; поддержка образовательных программ, здравоохранения, культуры, спорта, развитие туризма.

Одним из значимых аспектов соглашения смело можно назвать усилия по возрождению домашнего оленеводства. Ведь только в Авамской тундре оно исчезло больше полувека назад (!). И именно этот район решили сделать пилотной площадкой проекта.

– Мы провели экспертную оценку оленеёмкости пастбищ Авамской тундры, продолжает Анфиса Никифорова. — В мае 2021 года Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра заключила договор на эти работы с НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики и с Ботаническим институтом им. В. Л. Комарова РАН. За восемь месяцев учёные исследовали территорию в 15 тысяч квадратных километров: изучили растительный покров, то есть кормовую базу для рогатых в летний и зимний периоды, наличие водоёмов, мелких животных, пути миграции дикого оленя, присутствие хищников и многое другое. Всё это вылилось в весомый отчёт с заключением, что исследуемая территория пригодна для возрождения домашнего оленеводства.

Но главное в этом начинании — кадровый потенциал. Нужно найти людей, которые готовы сделать шаг вперёд. Для этого в мае представители «Норникеля» отправятся в посёлки Усть–Авам и Волочанка, где встретятся с жителями и постараются понять, есть ли среди них желающие изменить свою жизнь на 180 градусов. С исчезновением домашних хозяйств главным средством заработка этих людей стала охота, но сейчас, когда на законодательном уровне поднят вопрос о полном запрете промышленного отстрела дикого оленя на Таймыре, думы о том, как прокормить семью, становятся более чем актуальными.

А в тундре лучше

Помочь начинающим оленеводам в непростом деле вызвалось одно из успешных домашних оленеводческих хозяйств — семья Ядне. Александра Хасковича Ядне можно назвать «последним из могикан», точнее ненцев, который в быстро меняющемся мире не потерял свои корни и не изменил семейному делу. Тундровик из посёлка Носок, старейшина рода — настоящая живая энциклопедия домашнего оленеводства. Он не только сохранил важные секреты, но и передал их детям, братьям и близким родственникам. Сейчас сын Александра держит оленье стадо в 25 тысяч голов.

– Нужно понимать, что фермерство на Таймыре — это не стационарное хозяйствование, как на югах, это сложный, кочевой образ жизни, — поясняет руководитель направления по работе с КМНС ЗФ «Норникеля». — Как бы это громко ни прозвучало, но люди, которые захотят стать участниками нашей программы, могут войти в историю как северяне, стоявшие у истоков возрождения домашнего оленеводства на Таймыре. У многих жителей Усть–Авама и Волочанки дети подросткового возраста, 15–16 лет, и они как раз могут не только стать «правой рукой» своих родителей, но и подхватить их знамя в будущем.

Как только появятся люди, готовые освоить новую профессию, стартует второй, главный этап реализации программы.

– В мае начинается отёл, и будущие оленеводы отправятся в хозяйство семьи Ядне, где в течение трёх месяцев будут помогать принимающей стороне, параллельно обучаясь новому ремеслу, — рассказывает первый вице–президент Ассоциации КМНС Красноярского края. — Начиная с простых вещей — как изготавливать нарты и упряжь, заканчивая тонкостями мастерства. Например, как вести себя с оленегонками – собаками, главными помощницами оленевода. Настоящие пастушьи псы должны признавать своего хозяина, понимать его, беспрекословно выполнять команды и работать в тесной связке с человеком. Новички узнают, сколько раз за сезон нужно менять место выпаса, как поступать во время отёла. Ко всему прочему, домашние олени не должны пересекаться с дикими, когда те пойдут миграцией через участок оленевода. В определённые периоды, особенно в октябре, в сезон гона, надо круглосуточно следить за своим поголовьем, так как хары — самцы в самом расцвете сил — могут уйти с дикими собратьями. Секретов очень много, люди должны увидеть, понять и прочувствовать на себе, что такое жизнь оленевода.

Пока соискатели будут проходить обучение в тундре, «Норникель» совместно с органами местного самоуправления приступит к оформлению земельного участка под разведение и содержание домашнего оленя, а также регистрации крестьянско–фермерского хозяйства, которое будет включено в реестр агропромышленного комплекса Красноярского края. Для начала закупят пятьсот оленей. По мнению разработчиков проекта, этого количества достаточно для старта и с ним может справиться одна семья. Кроме того, на первом этапе компания поможет тундровикам укрепить техническую базу: приобретёт балок — жилой передвижной дом, чум, продукты, технику и топливо.

– Также мы думаем над тем, чтобы в течение этого года, пока будущие оленеводы учатся и, как следствие, не зарабатывают деньги, мы могли обеспечить их каким–то денежным содержанием, — добавляет Анфиса Никифорова. — После того, как им передадут стадо, они не сразу уйдут в «свободное плавание». Первое время им предстоит кочевать вместе с наставником, и лишь позднее они начнут отдаляться от домашнего хозяйства семьи Ядне, чтобы пробовать самим справляться с новым ремеслом. Но по необходимости они всегда смогут обратиться за помощью. Процесс этот небыстрый, он займёт около двух лет. И только на третий год уже окрепшие оленеводы смогут спокойно направиться со стадами в Авамскую тундру.

В сухом остатке

По подсчётам разработчиков проекта, уже через год у нового стада появится пополнение: к осени 2023–го хозяйство может подрасти до 800–850 голов. Тогда же администрация Таймыра и компания «Норникель» оформят хозяевам стад компенсационные выплаты как оленеводам, ведущим кочевой образ жизни.

– Да, первый год будет очень сложным, — не отрицает наша собеседница. — Но когда соискатель пройдет этот путь, он станет не просто обладателем внушительного числа животных — он сможет заниматься срезкой пантов, забоем оленя, обработкой и продажей камуса, шкур и прочих субпродуктов. Уже через год как хозяйствующий субъект он может получить субсидию из краевого бюджета на одну голову оленя. Но главное, когда новый хозяйственник встанет на ноги, он сможет уже сам набирать тундровиков с Усть–Авама и Волочанки, которые готовы по его примеру заняться домашним оленеводством. Для нас же важно понимать, что будущие тундровики получат поддержку не только со стороны правительства Красноярского края, но и от «Норникеля».

Остаётся надеяться, что люди неробкого десятка найдутся, ведь инициатива по возрождению домашнего оленеводства в Авамской тундре исходила именно от жителей таймырских посёлков.

Материал подготовила: Мила Ким.

Фото Витас Бенета

16 апреля 2022г. в 17:15 20470

Люди тундры — Общество

Все фото автора

На Таймыре живут 5 арктических этносов, это почти треть населения полуострова – около 10 000 человек. Часть из них стали вести оседлый образ жизни, но многие продолжают кочевать по тундре и заниматься традиционным промыслом – оленеводством.

Часть семей получили квартиры в Дудинке, административном центре Таймыра, у кого-то есть жилье в соседних поселках. Но при этом от тундры многие из них отказаться не могут. Семьи привычно разводят оленей и постоянно переезжают с места на место: вся их жизнь помещается в небольшие дома на полозьях. Получается, люди в тундре живут по старому укладу не только от отсутствия выбора, но и потому что для них это привычный и комфортный образ жизни.

Прогресс, конечно же, сказался на быте кочевых народов. Теперь для передвижения они используют не только оленей, но и снегоходы. У каждой семьи есть генератор и спутниковая связь, дети играют в игры на смартфонах и планшетах. Коренные с радостью пользуются достижениями цивилизации, но продолжают вести дела по установленному много веков назад порядку.

Что будет дальше, не ясно – климат меняется, причем потепление в Арктике идет в несколько раз быстрее, чем в остальных климатических зонах. Последние летние сезоны в Енисее на Таймыре купаются, а там, где рос только ягель, появились разные растения из более южных широт. Пока нет четкого понимания, как эти изменения скажутся на оленеводстве, но кажется, что люди, привязанные к тундре историей и образом жизни, останутся здесь, пока смогут.  

Вся жизнь кочевых народов Таймыра выстроена вокруг традиционного промысла – оленеводства. Семьи кочуют с одного место на другое, чтобы у оленей всегда была пища – ягель, который они выкапывают из-под снега.

Олень в среднем живет 15 лет, для семьи хозяина он источник пропитания, заработка и тягловая сила, шкуры оленей используют для пошива одежды и для других бытовых нужд.  

Леонид Вэнго из народа ненцев, он родился и вырос в тундре, промыслу оленевода обучился, помогая отцу. Когда Леонид женился, отец передал ему часть стада. Сейчас стадо Леонида насчитывает около 800 голов.

По традиции, отец делит стадо между всеми своими сыновьями, старшим отдает их часть, когда те женятся и начинают жить самостоятельно. Младшему достается доля отца после его смерти. Дочерям олени не положены, в лучшем случае им дают в качестве приданого 10 оленей и личные вещи. Предполагается, что дальше их всем обеспечат мужья.


Ангелина Вэнго, жена Леонида, и их дети. На фото Ангелине 30 лет, дочери Линде 6 лет, старшему сыну Денису 5 лет, а младшему Диме 9 месяцев. Ангелина из тюменских ненцев, они познакомились с Леонидом по Интернету, поженились и стали кочевать семьей по Таймыру.

Некоторые рожают прямо в тундре. С одной стороны, бывает не с кем оставить остальных детей, а с другой, так всегда раньше делали и не видели в этом ничего страшного. У Ангелины все три раза было кесарево, поэтому ее дети родились в больнице. Каждый раз ее на вертолете санитарной авиации забирали из тундры, а со старшими оставался Леонид. 

Семьи в основном кочуют отдельно – одна семья, одно стойбище, один балок. Ангелина рассказывает, что когда вместе живут несколько семей, то очень долго собираются – все ждут друг друга. Их семья переезжает в среднем раз в неделю, что считается не часто.  Все зависит от размера стада и того, насколько ему хватит корма на одном месте.

Коренные народы все ещё пользуются нартами – традиционными санями. Летом на сани загружают не больше 100 кг, их тянут два оленя. А зимой на одни сани с двумя оленями можно загрузить и 200 кг, потому что трение меньше. Один человек ведет 5-6, максимум 7 саней.  


Передвижной дом ненцев называется «балок». Балки раньше обтягивали шкурами, а сейчас для этого используют современные материалы. Чум ставят только летом, да и то не всегда, потому что балки удобнее перевозить с места на место.

Леонид, Ангелина и все их дети живут в одном балке, и они уверенно говорят, что им не тесно. По их словам, раньше в таком пространстве свободно помещалось 7 детей и 7 взрослых. 


Леонид принес пойманную им рыбу чир и протягивает внутрь балка, чтобы Ангелина приготовила обед – традиционное блюдо сугудай. Для этого сырую замороженную рыбу тонко нарезают, немного солят и подают к столу. Едят сугудай обычно с хлебом и клюквой.


В тундре едят свежую оленину, рыбу, какие-то заготовки, сделанные летом, а когда есть возможность, закупают продукты в городе. Сейчас семья Вэнго кочует недалеко от Дудинки, в пределах 30 км, поэтому Леонид регулярно ездит в город и привозит свежие овощи, фрукты, сладкое и даже Кока-Колу. В городе у Леонида есть квартира, и он там ночует, когда отправляется на закупки или по каким-то другим срочным делам. Но семью оставляет очень редко. Летом Вэнго, как и многие другие, уходят севернее, и продукты на те отдаленные территории доставляются только на вертолете.


Все годы до школы дети проводят в тундре с родителями. Когда им исполняется 7 лет, их отправляют в специальные школы-интернаты для коренных народов, которые находятся в поселках на Таймыре или в Дудинке. Организовать обучение в тундре просто невозможно. Линда в скором времени должна была отправиться учиться в Дудинку.

Учителя таких школ говорят, что дети с трудом привыкают к новой оседлой жизни, и первое время очень тоскуют по дому. К родителям в тундру их отправляют на летние и зимние каникулы. После окончания учебы кто-то поступает в техникумы или ВУЗы, а кто-то сразу возвращается к родителям и продолжает заниматься традиционным промыслом. По словам местных, к кочевому образу жизни в итоге возвращается около 50% тех, кто уезжает в школы.


Вся семья спит на одной кровати. Остальную часть балка занимает стол, печка-буржуйка и места для хранения вещей. Внутри оказывается просторнее, чем можно предположить, смотря снаружи. 


Семья живет на доход от продажи мяса оленя, шкуры и рога тоже сдают и получают за это деньги. Каждое утро Леонид уходит работать в тундру, а Ангелина остается с детьми и занимается бытовыми делами.


Недалеко от Леонида и Ангелины находится стойбище их родственников, они периодически ездят друг к другу в гости. Получается, что эти семьи хоть и передвигаются отдельно, но держатся вместе. 

В соседнем стойбище живет мать Леонида Светлана с младшим сыном Хольмой, которому достались олени отца, и со своим отцом Явкой Харновичем. Также вместе с ними кочует семья брата Светланы и его родственники. У Хольмы стадо насчитывает 400 оленей, а у его дяди 1000 голов.


Брат Светланы, дядя Леонида, отлавливает оленей, которые прибились из чужого стада, чтобы оставить на месте перед очередным переходом. Говорят, что каждый из оленеводов точно «знает в лицо» своих оленей и чужого приметит сразу. 


Явка Харнович – дед Леонида, ему 90 лет. Он родился в тундре и прожил здесь всю жизнь, на старости лет о нем заботится дочь Светлана. Она перевозит его с места на место в санях с высокими бортами, чтобы ему было комфортно и безопасно.


Хольма, брат Леонида, их стойбище каслает (переезжает) на новое место. Видно, что сборы – хорошо заученный и слаженный процесс. Как только каждый выполнил свою задачу, семья отправляется в путь, а стадо послушно идет за своими хозяевами. Они привыкли так делать веками. 

***

Юлия Невская, специально для GoArctic

Reindeer Mobile — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 127 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Как зовут оленей Санты?

    Как зовут оленей Санты?

    Вернуться домой в Лапландию | Курорты Лапландии | Лапландия Активный отдых | Информация о Лапландии | Карта Лапландии| Lapland Holidays

    Скорее всего, вы знаете имена или хотя бы некоторые имена оленей Санты из хита 1949 года «Красноносый олень Рудольф» (вероятно, вы пропели это в своей голове), но откуда они взялись и их 8 или 10?

    Происхождение северного оленя Санты

    Еще в 1823 году в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит святого Николая» или, более известном как «Ночь перед Рождеством», упоминались «восемь крошечных северных оленей»:

    «Теперь Дашер! Теперь танцор! Теперь Прэнсер и Виксен!

    На комете! На купидоне! На Дондер и Бликшем!»

    К концу восемнадцатого века дети в бывшем Новом Амстердаме считали Санту «Санте Клаасом» от «Синтер Никлаас», голландского имени Святого Николая, которое и по сей день составляет основу его имени. Donder и Blitzen также являются голландскими именами от «donder en bliksem», что переводится как «гром и молния», фраза, которая была мягкой формой ругательства в Нью-Йорке девятнадцатого века, но также была изменена в 1844 году. Мур изменил имя Blixem на Блитцен как бы лучше рифмуется с Vixen. Также в песне «Rudolph the Red-Nosed Reindeer» Маркс изменил «Donder» на «Donner», но есть некоторая неопределенность, знал ли он, что это немецкое слово, или это слово звучало лучше.

    Другие имена северного оленя Санты, которые мы можем предположить, были даны для того, чтобы запоминающееся имя мычало, когда он уезжал на санях, а также имена, которые рифмовались и соответствовали размеру ямба. Dasher и Dancer, например, являются именами как метрическими, так и аллитерационными и следуют традиции называть животных по атрибутам. В этом есть некоторая неопределенность, поскольку также считается, что вдохновение исходило от скандинавского бога грома Тора, тем более что в мифах он ехал по небу на повозке, которую вели два его козла по имени Зубастик и Крекер.

    Но в поэме не упоминается имя Рудольфа, так откуда взялся самый знаменитый северный олень? Рудольф на самом деле не фигурирует в исторических записях до двадцатого века. Хотя текст песни Рудольфа, написанный Джонни Марксом, был взят из стихотворения «Это была ночь перед Рождеством», сам персонаж фактически был основан на персонаже, созданном маркетинговой командой Монтгомери Уорд в 1939 году. Имя Рудольф впервые появилось в сборнике рассказов рекламного агента чикагского универмага Роберта Мэя, посвященного праздникам. Только спустя десятилетие это имя было адаптировано в хитовой песне.

    Покататься на санях >

    Сколько здесь северных оленей?

    Первоначально у Санты было 8 оленей, и только в 1939 году на сцену вышел Рудольф, чтобы сделать 9. Но с годами лирическая путаница вызвала десятое имя стада Санты. Olive, «The Other Reindeer», была взята из-за недопонимания текста песни «Rudolph the Red-Nosed Reindeer». Вместо «Все остальные олени» некоторые люди подумали, что это «Оливия, другой северный олень», и поэтому эта ошибка породила новый характер северного оленя.

    Характер северного оленя Санты

    Дашер

    Один из самых быстрых оленей Санты, Дашер происходит от немецкого слова «Dascher», что на английском означает «производитель кошельков», поэтому Дашер может даже шить!

    Прэнсер

    Прэнсер — очень преданный северный олень, и его часто можно встретить на фабрике вместе с эльфами, скачущими вместе с ним. Прансер также должен все время выглядеть как можно лучше, поскольку он никогда не знает, кого он может встретить в следующий раз.

    Виксен

    Виксен любит устраивать грандиозные шоу и хвастаться своими фокусами. Хотя он может быть довольно дерзким, когда с другими оленями, так как любит подшучивать над ними, но Санта любит свои фокусы, поскольку они могут очень пригодиться в канун Рождества при доставке подарков.

    Комета

    Легкий на подъем и любит играть в мяч с олененками. Комет — северный олень, на которого равняются все дети, и он любит внимание! У него также есть несколько мудрых слов, вдохновляющих детей вести себя наилучшим образом.

    Купидон

    Купидон — ласковый северный олень, который часто носит омелу. Купидон любит сладкое, а пироги с фаршем — ее любимые блюда, поэтому убедитесь, что вы не едите их в канун Рождества! Она также очень любит петь, раздражая других северных оленей!

    Доннер

    Происходящее от голландского слова «гром». Доннер всегда замечают, когда он входит в комнату, благодаря его низкому гулкому голосу. Как и Купидон, он также любит петь, особенно со своим близнецом Блитценом, которые играют вместе дуэтом.

    Blitzen

    От голландского слова «молния» Blitzen — это быстрый и игривый северный олень, похожий на молнию. В результате он всегда вовремя!

    Рудольф

    Путеводитель Санты, Рудольф присоединился к нему после оригинального 8. Он застенчивый северный олень и поначалу очень стеснялся себя и своего красного носа, над которым многие смеялись. Так было до тех пор, пока Санта не признал его блестящую лампочку в носу как подарок, чтобы осветить путь своим маяком света и провести их через снежные условия. Он тоже любит играть в прятки, когда не работает, хотя у него есть преимущество перед другими северными оленями, так как он может освещать темные места, чтобы найти своих друзей.

    Посмотреть, где они живут >

    Самка оленя Санты?

    Северные олени Санта-Клауса изображались самцами во всех средствах массовой информации, но наука доказывает, что эти изображения на самом деле неверны.

    Эксперты установили, что его северные олени — самки, поскольку самцы оленей теряют свои рога в начале декабря, когда заканчивается брачный период, а самки сохраняют свои рога всю зиму. Поскольку северные олени Санты изображены с рогами, это может привести только к выводу, что именно самки управляют санями по небу в ночь на канун Рождества каждый год.

    Встретьтесь с оленями Санты в Лапландии >

    Путешествие в Лапландию этой зимой

    В Лапландии есть на что посмотреть и чем заняться — мельком посмотрите на оленей Санты в их естественной среде обитания в видео ниже.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *