Липа для резьбы по дереву: лучшее дерево для резьбы • Орнаментум

Содержание

лучшее дерево для резьбы • Орнаментум

Резь­ба по дере­ву име­ла куль­то­вое зна­че­ние с само­го сво­е­го воз­ник­но­ве­ния. До при­хо­да хри­сти­ан­ства сла­вяне исполь­зо­ва­ли изоб­ра­же­ния солн­ца (оно было глав­ным объ­ек­том покло­не­ния), живот­ных, птиц и мифи­че­ских существ. Затем веро­ва­ния изме­ни­лись, допол­нив это ремес­ло новы­ми обра­за­ми и сюжетами.
Клас­си­че­ским мате­ри­а­лом для резь­бы на домаш­ней утва­ри, объ­ем­ных игруш­ках, скульп­ту­рах и про­чих пред­ме­тах деко­ра (шка­тул­ках, рам­ках, полоч­ках) явля­ет­ся липа. Это дере­во лист­вен­ной поро­ды отли­ча­ет­ся одно­род­но­стью, плот­но­стью (око­ло 530 кг/м³ при влаж­но­сти 12–15 %), но вме­сте с тем – лег­ко­стью и мягкостью.

В резь­бе по дере­ву исполь­зу­ют такие виды липы: липа круп­но­ли­стая, липа серд­це­вид­ная и липа евро­пей­ская. Счи­та­ет­ся, что послед­няя отли­ча­ет­ся более тяже­лой, плот­ной и твер­дой древесиной.

Дре­ве­си­на липы отлич­но режет­ся, не допус­кая ска­лы­ва­ний вдоль воло­кон даже во вре­мя самый тон­чай­ших поре­зов, а в высу­шен­ном виде она ста­но­вит­ся проч­ной и не коро­бит­ся. Суч­ки встре­ча­ют­ся крайне ред­ко. Липа прак­ти­че­ски не меня­ет свой бело-розо­вый цвет, раз­ве что слег­ка жел­те­ет от сол­неч­но­го воз­дей­ствия, а от влаж­но­го кон­так­та с желе­зом могут появ­лять­ся серые пят­на. Обра­бот­ка дре­ве­си­ны липы – одно удо­воль­ствие, ведь она лег­ко поли­ру­ет­ся, окра­ши­ва­ет­ся и покры­ва­ет­ся лаком. Есте­ствен­ный изу­ми­тель­ный запах объ­яс­ня­ет­ся содер­жа­ни­ем эфир­ных масел, из дру­гих полез­но­стей в ней при­сут­ству­ют: глю­ко­за, каро­тин и аскор­би­но­вая кис­ло­та. Эти и дру­гие свой­ства широ­ко исполь­зу­ют­ся для плос­ко­вы­ем­ча­той и плос­ко­ре­льеф­ной резь­бы. Про­дук­ты, кото­рые сбе­ре­га­ют­ся в емко­стях из липы, дол­го сохра­ня­ют свои свойства.

Что каса­ет­ся недо­стат­ков, то из-за низ­кой проч­но­сти липа не при­год­на для изго­тов­ле­ния гро­мозд­кой мебе­ли, мак­си­мум – в каче­стве ее укра­ше­ния. Эта поро­да дере­ва нуж­да­ет­ся в анти­сеп­ти­ке, так как при воз­дей­ствии осад­ков она повре­жда­ет­ся гри­ба­ми и дру­ги­ми раз­ру­ша­ю­щи­ми мик­ро­ор­га­низ­ма­ми. Так­же из липы быва­ет слож­но добыть ров­ную поверх­ность, проч­ность кле­е­ных соеди­не­ний тоже вызы­ва­ет вопросы.

Как и любое лист­вен­ное дере­во, липу луч­ше все­го заго­тав­ли­вать с октяб­ря по фев­раль, ибо из-за пре­кра­ще­ния соко­дви­же­ния в это вре­мя влаж­ность дре­ве­си­ны, как и опас­но­сти рас­трес­ки­ва­ния дре­ве­си­ны и пора­же­ния ее вре­ди­те­ля­ми мини­маль­ны. Но это вовсе не исклю­ча­ет необ­хо­ди­мо­сти суш­ки. Перед заго­тов­кой дере­ва нуж­но убе­дить­ся в отсут­ствии суч­ков, а уже потом сушить его до влаж­но­сти не более 8–10%. Это очень важ­но: более влаж­ная дре­ве­си­на со вре­ме­нем усох­нет и рас­трес­ка­ет­ся, а слиш­ком сухой мате­ри­ал режет­ся слож­но и со ско­ла­ми. Гото­вые изде­лия мож­но про­пи­тать пче­ли­ным вос­ком – это убе­ре­жет их от коро­еда, шаше­ля и дру­гих деревоточцев.

Липа vs Осина, или что выбрать для практики в резьбе по дереву

Сравнительно недавно (около месяца назад) я занялся освоением геометрической резьбы по дереву или chip carving’ом, естественно что после покупки инструмента встал вопрос — а на чем собственно резать? Все источники по данному виду резьбы были весьма непреклонны — липа. Ну липа тебе и все тут. Я нашел заготовки из липы в Леонардо, не все качественные, многие выгнуты или вообще скручены (собственно дерево хранящееся на открытой полке в магазине, это вообще нонсенс). Вроде и стоимость небольшая — 73 р. за заготовку размером 100x250x15мм. Тогда я еще не задумывался о том какой объем каждодневной практики потребуется для освоения навыка. Изрезав пару таких заготовок за один вечер, я начал что-то подозревать… Резьба по дереву вылетает в копеечку.

Дальше я вспомнил один забавный эпизод. Когда я получил ножи и принес их в мастерскую, сразу захотелось попробовать их в деле, но кругом была одна сосна, а нужна же липа. И тут мой компаньон протягивает мне кусок доски со словами: » Так вот же у тебя есть кусок липы!» Я смотрю на эту доску, не понимая, откуда она взялась — липу я точно не покупал досками! Тут вспоминаю, что этот кусок доски — все что осталось от моего самого первого проекта. Это был первый фотофон, сделанный по просьбе жены, собственно с него я и начал разработку фонов.

Сделан он был не из липы, а из осины. Собственно, доски были куплены в Леруа Мерлен, кажется это был полок для отделки саун. Фон получился так себе:

Из-за нитроморилки он безбожно бликовал, да и текстура у осины не слишком выделяется. Я попробовал резать по оставшемуся куску — получалось не хуже, чем на чистопородной липе! Фон уже давненько стоял в уголке и не использовался по назначению, так как были гораздо более качественные образцы, так что жена была только за переработку фона. Я приступил к работе:

И, наконец, настал момент сравнения липы и осины. Собственно, оба дерева имеют монолитную структуру, без четко выраженной текстуры чередования летних-зимних слоев. Это значительно снижает вероятность сколов при резьбе. Осина чуть более текстурная, чем липа, но для практики — вполне подходит:

Вверху круглая заготовка из липы, внизу прямоугольная из осины. Как видите, различия есть, но не существенные. Правда один минус осины — сучки и неоднородности, как вот здесь:

Но это уже вопрос отбора при покупке. А теперь о приятном…Цена! Даже в Леруа Мерлен, доска 30x96x2000 стоит 334 р. Посчитайте сами насколько процентов это выгоднее, точные цифры меня мало волновали, главное я получил дешевый материал для практики в резьбе.

Заготовки деревянные для творчества (ЛИПА)

по порядкупо росту ценыпо снижению ценыпо новизне

  • Топ продаж

    702414

    Шкатулка заготовка 24*14*11см, липа

    Под заказ, 10 дней