Мобильные вышки – установка телефонной вышки на крыше

Содержание

Как мы строили базовую станцию / «МегаФон» corporate blog / Habr

Термины «базовая станция» и «вышка сотовой связи» давно и прочно вошли в наш лексикон. И если средний пользователь вспоминает об этих вещах не так часто, то уж «сотовый телефон» по привычности явно входит в десятку лидеров. Сотовой связью ежедневно пользуются сотни миллионов людей, но очень мало кто из них задумывается о том, как обеспечивается эта самая связь. И из этого меньшинства очень немногие действительно представляют всю сложность и тонкость этого инструмента связи.

С точки зрения большинства людей, установка базовой станции сотовой связи является весьма несложным делом. Достаточно повесить несколько антенн, подключить их к сети — и готово. Но такое представление в корне неверно. И поэтому мы решили рассказать о том, сколько тонкостей и нюансов возникает при монтаже базовой станции в условиях мегаполиса.

Осторожно, трафик!

Чтобы наглядно проиллюстрировать свой рассказ, мы подробно задокументировали процесс установки вышки сотовой связи на крыше здания в Москве, по адресу ул. Краснодонская, д.19, корп.2. Это двухэтажное отдельно стоящее административное здание. Мы выбрали именно этот пример потому, что на этой базовой станции не просто смонтирована маленький кронштейн для подвески антенн, а установлена 5-секционная вышка высотой 15 м. Но начнём по порядку.

Подготовка и проектирование

Работа по установке базовой станции начинается с поиска подходящего объекта. Когда он найден, с его владельцем заключается договор аренды. Определяется необходимое расположение антенн будущей станции, масса полезной нагрузки, и исходя из этого проектируются металлоконструкции. При этом учитывается несущая способность элементов конструкции самого здания.

На каждую установленную базовую станцию оформляется комплект документации (толщиной почти 5 см). Помимо прочего, здесь указано множество параметров будущей конструкции: её расположение на объекте, габаритные размеры, общий вес, расположение точек опоры, потребляемые напряжение и мощность, и так далее.

В этой папке собрана исчерпывающая информация:

• Проектная документация,
• Копии ведомостей, лицензий, сертификатов и заключений соответствия на все элементы, вплоть до гаек и краски,
• Рабочая документация на оборудование, металлические конструкции, архитектурно-строительное решение, молниезащиту.
• Санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности станции для жителей окружающих домов.

Вернёмся к нашей вышке. После согласования и утверждения проекта, на заводе были изготовлены отдельно платформа и пять сегментов вышки. Поскольку в данном случае речь шла о довольно тяжёлой конструкции, то её необходимо было установить на несущие стены здания. Для этого в кровле были прорезаны отверстия и проведена установка опорных балок. Они играют роль свайного фундамента для платформы, на которую в дальнейшем было смонтировано оборудование станции и вышка с антеннами. Общий вес платформы составил 3857 кг.

Профиль, размеры и количество балок, из которых собирается платформа, толщина стенок, протяжённость сварных швов, используемые метизы — все эти параметры рассчитываются исходя из массы полезной нагрузки, несущей способности стен здания, а также возможных ветровых нагрузок в данном регионе. Конечно, это далеко не единственные критерии, в первую очередь вышка должна обеспечить возможность установки приёмо-передающих антенн на необходимой высоте в зоне видимости соседних базовых станций. Кроме того, конструкция должна быть достаточно жёсткой, чтобы не сбивался луч релейной связи.

Монтаж металлоконструкций

Здание небольшое, отдельного выхода на крышу у него нет, поэтому бригаде монтажников приходится залезать по пожарной лестнице. Её нижняя часть отрезана, чтобы на крышу не лазили жители окружающих домов. К сожалению, это их не слишком останавливает, поэтому с крыш часто что-нибудь пропадает — запчасти, кабели, фидеры и т.д.

Несмотря на то, что каждая станция оснащается сигнализацией, служба безопасности не всегда успевает приехать вовремя.

На крыше уже установлена базовая станция другого сотового оператора, но её размеры не идут ни в какое сравнение с нашей.

После монтажа платформы, подготавливаются площадки для установки первой секции вышки:

После установки секции, начинается «закручивание гаек»:

Установка вышки на шпильки делается для того, чтобы можно было компенсировать отклонения от вертикали в ходе монтажа и дальнейшей эксплуатации.

Вертикальность конструкции постоянно контролируется с двух точек с помощью теодолитов. Причём измерения проводятся отдельно для каждой секции вышки, и потом журнал измерений будет включён в комплект документов. Впоследствии проводится периодические измерения положения вышки, поскольку под собственным весом и весом оборудования может происходить небольшое спиралеобразное скручивание конструкции (до 50 мм на 72 м высоты).

Аппаратный шкаф, подготовленный к установке на платформу:

Итак, первая секция установлена и выровнена. Монтажники готовятся к приёму второй секции:

Безопасности и комфортности работ уделяется очень большое внимание не только при монтаже, но и при дальнейшем обслуживании. Размер рабочих площадок подобран таким образом, чтобы у инженеров было достаточно места для работы. Установлены ограждения лестниц, проёмы в площадках на вышке закрываются люками, чтобы предотвратить случайное падение. Платформа поднята над плоскостью крыши, чтобы в зимнее время аппаратуру не заметало снегом и не блокировало льдом.

Монтаж остальных секций вышки:

Очередь аппаратного шкафа:

Вышка смонтирована, произведены последние измерения с помощью теодолитов. Отклонения минимальны и строго в пределах допусков. Масса вышки составила 2827 кг, а общая масса всех металлоконструкций — 6684 кг.

Цвета секций стандартные: нижняя и верхняя всегда красные, промежуточные чередуются с белым. На вершине вы можете видеть 4 штыря, являющихся продолжением рёбер вышки — это элементы молниезащиты.

Аппаратура

Следующим этапом стал монтаж всей необходимой аппаратуры и прокладка кабелей. Полный список установленного оборудования:

В результате станция приобрела довольно величественный вид, особенно в сравнении с самим зданием:

На станцию подаётся питание напряжением 380 В (3 фазы), которое потом преобразовывается в 48 В. Мощность взята с запасом — до 10 кВт. Питание подводится в отдельный шкафчик.

Откроем дверцу аппаратного шкафа. В неё встроен кондиционер (сверху) и обогреватель (снизу).

В шкафу в течение всего года поддерживается температура 18…20 градусов Цельсия. Это необходимо для бесперебойной работы оборудования и длительной службы аккумуляторов (они расположены внизу).

Аккумуляторы предназначены для обеспечения работы станции в течение примерно суток в случае отключения внешнего питания.

Сверху находится коммутационный блок и преобразователь напряжения.

Передача информации между системными модулями и приёмо-передатчиками (о них ниже) осуществляется через оптоволоконные кабели. Вот так выглядит разъём в коммутационном блоке. Его ни в коем случае нельзя трогать руками, волокно очень чувствительно к повреждениям и загрязнению.

Все базовые станции сотовой связи подключены к единой информационно оптоволоконной сети, протянутой по всей Москве. Белая бухта под аппаратным шкафом — это как раз кабель, через который подключена данная станция.

Справа от шкафа расположены системные модули GSM, CDMA и LTE:

Эти модули являются сердцем базовой станции, они принимают сигнал с антенн и осуществляют его преобразование и сжатие с дальнейшей пересылкой. Им не страшны осадки, все разъёмы герметизированы, а рабочий диапазон температур от +60 до -50.

Под системными модулями расположены грозоразрядники, которые предотвращают выгорание аппаратуры в случае удара молнии:

Справа над модулями расположены бухты оптоволоконного кабеля, с помощью которого они соединяются с приёмо-передатчиками на вышке.

Перейдём к вышке. На ней установлены приёмо-передатчики отдельно для каждого диапазона (GSM, CDMA и LTE). Они усиливают сигнал от крайне малых значений до 115-120 дБ. Из аппаратного шкафа к ним подводится питание:

Продолговатые вертикальные «ящики» — это и есть антенны. Сзади они экранированы, чтобы защитить обслуживающий персонал от электромагнитного излучения. Поднимемся на площадку.

Приёмо-передатчик GSM:

Приёмо-передатчик CDMA:

Приёмо-передатчик LTE:

По краям к приёмо-передатчику подключены оптоволоконные кабели, в центре — электропитание:

Заземление выведено на вышку:

Кабельные разъёмы и их заглушки на антенне:

Принципиальная схема коммутации оборудования базовой станции:

Мы уже упоминали о том, что проектирование и постройка базовой станции сотовой связи является совсем не таким простым делом, как кажется непосвящённым. Здесь множество нюансов, которые связаны и с конкретным местоположением станции. Например, передача радиосигнала над большой водной поверхностью ухудшается, хотя должно быть наоборот, ведь никаких препятствий нет. Но дело в том, что над поверхностью земли распространяется электромагнитное поле, а большой объём воды работает своеобразным конденсатором, над которым усиливаются помехи радиосигналу. И таких тонкостей множество, поэтому от профессионализма проектировщиков и монтажников напрямую зависит эффективность работы базовой станции. Например, от таких людей, как этот бригадир монтажников, высококлассный специалист-радиоинженер, и просто замечательный человек:

habr.com

три поколения передвижных базовых станций / «МегаФон» corporate blog / Habr

Знакомьтесь, перед вами три поколения наших передвижных базовых станций, которые мы конструируем самостоятельно почти 8 лет! Есть станции, созданные на базе большого трехосного КАМАЗа, есть «малыши» на базе Ford Transit.

Их основное предназначение — замена стационарных БС во время их ремонта. Кроме того, передвижные базовые станции (ПБС) удобно использовать в случае форс-мажора — например при стихийных бедствиях, пожарах, наводнениях.

Хотите подробностей — добро пожаловать под кат.


Для развертывания передвижной базовой станции третьего поколения на базе микроавтобуса «Ford Transit» не нужно много места

Еще ПБС — это хороший способ «подстраховки» основной сети на случай временного резкого роста нагрузки  — например, во время спортивных и массовых мероприятий или праздничных гуляний. Хотя операторы и закладывают в свои сети избыточную емкость — как раз для подобных ситуаций — это спасает не всегда.

Сопровождение различных праздничных мероприятий — это львиная доля всех выездов ПБС, поэтому у экипажей имеются соответствующая «парадно-выходная» одежда на случай дежурства у развернутого оборудования. Большая часть таких мероприятий проходит в летнее время — тогда нашим экипажам приходится совершать от четырех до шести выездов в неделю.

Основные ежегодные праздники включены в план обслуживания на постоянной основе, и на месте их проведения уже есть подготовленные площадки. Некоторые из них оборудованы стационарными антенными мачтами.

Передвижная базовая станция позволяет не только увеличить емкость сотовой сети в конкретном месте, но и улучшить ее покрытие или обеспечить его в новом месте. В таких случаях она обычно ставится временно, до появления в нужной точке стационарной БС. Кроме того, у нас есть услуга, в рамках которой любой желающий за определенную сумму может заказать себе такую БС на мероприятие или для обслуживания сотрудников компании.

От Iveco до Ford Transit


Группа передвижных базовых станций столичного филиала «Мегафона» была создана в 2010 году. Задача установки на колеса базовой станции изначально была нетривиальной — необходимого опыта в компании не было и приходилось идти практически «по целине».

Первой ласточкой стал комплекс на базе стандартного семитонного автомобиля Iveco, кунг которого оснастили приемо-передатчиками стандарта GSM, работающими в диапазонах 900/1800 МГц. Позднее, с началом массового строительства сетей третьего поколения, комплекс дополнили 3G-модулем и двумя мачтами – для сотовой и радиорелейной антенн.

Следующее поколение — мобильные комплексы, выполненные на базе на шасси КАМАЗ-43118 повышенной проходимости. Такой автомобиль может проехать по бездорожью в самые глухие и недоступные для обычного транспорта места.


Мобильная базовая станция на базе на шасси КАМАЗ-43118

При разработке новых комплексов мы учли все замечания и нюансы, выявленные во время эксплуатации первых ПБС. Аппаратная оснащена всем необходимым для всесезонной эксплуатации в автономном режиме: системами отопления и кондиционирования, оборудованием для приготовления пищи и спальными местами для персонала.

Радиооборудование состоит из приемо-передатчиков стандарта 2G/3G/4G+, способных работать в диапазонах 900, 1800, 2100, 2600 МГц, что позволяет обеспечить как голосовую связь, так и высокоскоростной мобильный интернет.

Апгрейд аппаратуры передвижных БС происходит примерно раз в полгода. На текущий момент она поддерживает все диапазоны и технологии связи, разрешенные оператору, включая 4G/LTE.


«Начинка» мобильных комплексов

Третьим поколением мобильных базовых станций стали комплексы на базе микроавтобуса Ford Transit со стандартным цельнометаллическим фургоном. В отличие от камазовского варианта они не требуют специального кузова, и размещение оборудования в нем требует минимума доработок, не считая крепежа антенной мачты. Правда, чтобы повысить устойчивость, автомобиль оснащается крепежом для присоединяемых упоров. Кроме того, пришлось кардинально переработать приточно-вытяжную систему кондиционирования, снабдив ее дополнительными вентиляторами.


ПБС третьего поколения прячется внутри обычного микроавтобуса Ford Transit

От электропитания до мачты


Зачастую мы разворачиваем передвижную базовую станцию вдали от каких-либо городских коммуникаций, включая сети электропитания. Поэтому каждый комплекс оснащен дизель-генератором, обеспечивающим автономным питанием все оборудование, включая механизм подъема антенной мачты.

Например, 20,5-тонный КАМАЗ несет на своем борту генератор мощностью 19 кВт. Его полностью залитого бака хватает на семь суток работы вдали от стационарных линий электропитания. Кроме того, в случае выработки топлива или остановки генератора, в течение семи часов питание может осуществляться от литий-ионных аккумуляторов.


Дополнительная «электростраховка» комплекса — заряда аккумулятора хватает на семь часов автономной работы
Специальный электронный блок позволяет следить за различными источниками электропитания и при необходимости переключаться с одного из них на другой

Все комплексы мобильной связи, имеющиеся сегодня в распоряжении «Мегафона», снабжены телескопическими выдвижными мачтами. Несмотря на большое количество подобных изделий, представленных на рынке, мачт, способных выдержать климатические условия средней полосы России, в ассортименте иностранных производителей нет. Постоянные колебания температуры, конденсация влаги внутри механизма и ее замерзание приводят к разрыву труб продукции «южан». Поэтому при создании комплекса мы решили отдать предпочтение мачтам российских производителей.

В принципе существуют мачты с гидравлическим и пневматическим механизмом подъема.  В первом случае для выдвижения антенны используется компрессор и бак с маслом. Суммарный вес данной конструкции вместе с мачтой составляет 6 тонн. Выдержать такой вес по силам только шасси на базе КАМАЗа. Кроме того, подобные мачты могут выдвигаться в высоту не более чем на 15 метров и способные нести ограниченную по весу полезную нагрузку, что резко ограничивает варианты их применения. Поэтому мы однозначно выбрали «пневматику».


Сложенная 15-метровая мачта внутри ПБС контейнерного типа
Для крепления антенн во всех передвижных комплексах «Мегафона» используются телескопические раздвижные пневматические мачты, которые дешевле и экономичнее гидравлических и способны нести до 200 кг полезной нагрузки.

Принцип работы пневматического выдвижного механизма весьма прост. Специальный генератор нагнетает воздух вовнутрь колен, которые соединены друг с другом специальными манжетами с отверстием. Вначале выдвигается самое толстое колено, а потом, по мере раскрытия фиксирующих замков, и все остальные.

Для подъема 200 кг достаточно давления не более 1,7 атмосфер. При большем напоре воздуха срабатывает защитный клапан.

В комплексе на базе КАМАЗа используется 30-метровая мачта, состоящая из восьми колен. Такая высокая антенна позволяет обеспечить покрытие на большой территории. Это может быть удобно в местах с низкой плотностью установки базовых станций. Однако в условиях города, для того, чтобы не мешать работе близлежащих БС, можно обойтись и более короткими мачтами. К тому же, для надежной фиксации 30-метровой мачты требуется крепление с помощью четырех ярусов оттяжек и 12 полутораметровых металлических колов, забуривание которых может привести к повреждению подземных городских коммуникаций.


Передвижные базовые станции на базе Ford Transit оснащаются 12-метровыми мачтами, которые выдвигаются начиная с тонкого колена

В зимнее время трубы мачт требуют обработки специальным антифризом, впитывающим конденсат.

Правда, пневматические мачты не идеальны. Так, несмотря на применение манжет, воздух из системы потихоньку подтравливает.  Поэтому мы присматриваемся к мачтам других конструкций. Например, сейчас прорабатывается вариант использования фермовых пролетов — правда, за счет массивности их можно будет использовать только на КАМАЗах.

От планирования до интегрирования


На первый взгляд может показаться, что запустить в эфир передвижную базовую станцию просто – пригнал машину в нужное место, поднял антенну и работай себе на здоровье. Но, конечно, на самом деле это не так.

Первым на предполагаемое место развертывания базовой станции выезжает инженер-планировщик, который определяет, какие радиочастоты можно задействовать в данном конкретном месте, чтобы не мешать впоследствии ни оборудованию иных ведомств или других сотовых операторов, ни своим базовым станциям, находящимся поблизости и работающим в тех же самых диапазонах. Он же решает, каким образом эта станция будет интегрироваться  в общую инфраструктуру оператора. Это может быть, например, радиорелейный канал, подключение по медному или оптоволоконному кабелю или через спутник.

Следующий этап — согласование требуемых частотных параметров, мощности передатчиков, высоты подъема антенны и места установки комплекса с регулирующими органами. Обычно на это уходит около месяца, но в экстренных ситуациях подобные вопросы могут решаться гораздо оперативнее.


На завершающем перед выездом этапе экипаж, исходя из полученных от инженера-планировщика данных, подбирает антенны и фидеры для разрешенных к работе диапазонов и проводит настройку всего оборудования мобильной базовой станции

Передвижной комплекс связи обычно разворачивают два-три универсальных специалиста в течение трех-шести часов.

Прибыв на место, место машина выравнивается и фиксируется на площадке с помощью специальных упоров, которые придают ей необходимую устойчивость.


Для придания дополнительной устойчивости комплекс фиксируют с помощью специальных упоров.

Затем оборудование подключается к электропитанию — от ближайшей сети или генератора, если ее нет. Одновременно с этим на мачту крепятся антенны сотовой связи GSM 900/1800, 3G 900/1800/2100 и LTE 1800/2600 – в зависимости от того, на какие диапазоны было получено разрешение от регулирующих органов.


Перед подъемом антенн необходимо подключить к ним фидерные линии
Выдвинутую мачту необходимо  зафиксировать несколькими рядами оттяжек

Для интегрирования мобильной базовой станции в инфраструктуру оператора требуется организовать служебную линию связи. Для этого используются защищенные медные кабели (протяженностью до 150 метров), оптоволоконные каналы, радиорелейные линии связи. А за счет специального спутникового оборудования ПБС интегрируется в единую инфраструктуру “Мегафона” в труднодоступных местах вдали от других транспортных каналов.

Наименее затратным и самым простым способом организации служебной линии является применение радиорелейных каналов, скорость передачи данных в которых может достигать 1 Гбит/с. Главное, чтобы в пределах прямой видимости находилась стационарная базовая станция, оснащенная радиорелейкой. На нее и направляется дополнительная пораболическая антенна передвижного комплекса


Стойка с оборудованием внутри ПБС на базе Ford


Настроив антенны, мы переходим к настройке оборудования. Желтые метки на кабеле указывают на диапазон частот у коммутаторов

Правильно настроенная базовая станция способна обеспечить голосовой связью и мобильным интернетом, в зависимости от используемых диапазонов, от нескольких сотен до нескольких тысяч абонентов на расстоянии 5-25 километров.


Передвижная базовая станция в рабочем состоянии

От платформы до контейнера

Как показывает практика, большую часть времени передвижные комплексы проводят не в движении, а на стационарных площадках. При этом, например, заявку на установку такой станции в городе требуется подавать не менее, чем за месяц  — поэтому зачастую уже заранее известно, где потребуется развернуть ПБС.

Поэтому линейка передвижных станций «Мегафона» пополнилась контейнерным вариантом, который можно оперативно установить на автомобильное шасси, перевезти в нужное место и снять с платформы с помощью кранового манипулятора. Так один автомобиль сможет развозить несколько базовых станций

Контейнер — такая же передвижная базовая станция с выдвижной 15-метровой мачтой, только без колес. Откидные лапы обеспечивают дополнительную устойчивость.


Парк передвижных базовых станций «Мегафона». В столичном регионе их пока 12.

Теперь вы знакомы со всеми типами наших передвижных станций.Их использование расписано на год вперед, с учетом различных событий и мероприятий. В “жаркие сезоны” в московском регионе случается до пяти выездов в неделю не считая случаев, где передвижные станции устанавливаются на достаточно длительный срок. В стройные планы чаще всего неожиданно вклиниваются МЧСники, а иногда даже различные силовые структуры. И тут все понятно — у них работа не по расписанию. Но есть и коммерческие заказы, и ввиду возникновения заметного спроса мы в минувшем году даже ввели соответствующую коммерческую услугу. Так что многие компании вполне могут ей воспользоваться и хоть посреди тайги оказаться в “домашнем регионе”.

habr.com

О базовых станциях, излучении и шапочках из фольги / ВымпелКом (Билайн) corporate blog / Habr

Очень часто случается, что как только на крышу жилого дома будет установлена антенна сотовой сети, тут же начинаются жалобы от жильцов. Бывают стандартные вроде «Начала болеть голова!», а бывают такие интересные как «Перестали рожать кошки», «Вымерли все тараканы» и даже «За мной начали следить!».

Ясное дело, во всём виновата новая штука. В ряде случаев из-за таких жалоб до непосредственного включения базовой станции не доходит, и смонтированные, но ещё не запущенные в работу антенны, приходится снимать и переносить.

Ниже я расскажу как излучает базовая станция и приложу расчёты.

Что опасно

Опасность радиоволн для организма человека исследована в данный момент не до конца, но исследования проводятся, прочитать про них можно, например, здесь в разделе «Как действует ЭМП на здоровье». В целом, если проанализировать исследования, становится понятно, что таки да, опасно!

Что делается для того, чтобы этой опасности избежать? В нашей стране есть стандарт, по которому, в частности, производится строительство базовых станций. В СаНПиН 2.1.8/2.2.4 написано, что предельно допустимая плотность потока энергии для частот, на которых работают наши БС (900, 1800, 2100 МГц) равна 10 мкВт/см2, или же 0,1 Вт/м2. Вот от этого числа и будем дальше отталкиваться при оценке.

Справедливости ради, стоит сказать, что во многих западных странах подобные нормы позволяют облучать местное народонаселение плотностью потока энергии на пару порядков выше, примерно по 1мВт/см2, то есть 10Вт/м2.

Оценка реального облучения

Итак, у нас есть число, выше которого прыгать нельзя ни в коем случае. Каким образом можно понять, будет ли излучение конкретно в вашей квартире/офисе выше или ниже этой величины?
Во-первых, что такое эта самая плотность потока энергии? Это сколько излучённой антенной энергии будет проходить через определённую площадь (см2 в СаНПиНе). Если бы антенна излучала во все стороны одинаково, то вся энергия бы размазывалась по сфере вокруг антенны. Ну, такие антенны оператору сотовой связи особо не нужны, у нас чаще всего используются направленные секторные панельные антенны, которые излучают в определённом направлении (диаграммы направленности можно посмотреть в каталогах антенн производителей, например, здесь).

Вот типовая диаграмма направленности:


Горизонтальная (слева) и вертикальная диаграммы направленности в логарифмическом масштабе.


Горизонтальная (слева) и вертикальная диаграммы направленности в обычном линейном масштабе.

Ну а саму плотность потока энергии можно посчитать, если заглянуть в любую книжку по радиотехнике.

А теперь на примерах

Первым делом самый простой вариант – антенну поставили на доме напротив, что будет, если она смотрит прямо на вас, незащищённого ничем (даже шапочкой из фольги)?

У обычных антенн усиление в главном лепестке диаграммы направленности составляет, например, 18dBi (это 63 раза). На вход антенны, предположим, с БС идёт целых 40 Вт (редко такое используется, обычно не выше 20 Вт, но для оценки можно и преувеличить).

Тогда плотность потока энергии с расстоянием будет падать как на картинке:

Здесь синим – ограничения по СаНПиН. Получается, что на расстоянии 45 метров от антенны уже можно находиться хоть круглые сутки и, согласно санитарным нормам, это будет абсолютно безвредно для нашего здоровья.

Возьмём более реальный случай, когда БС устанавливается на доме напротив, но на пути между вами и антенной есть оконное стекло (в нём сигнал затухает на 4dB, то есть в 2,5 раза). Даже конкретизируем, возьму свой пример – дом через дорогу, на котором стоит БС, согласно Google Earth между ним и моими окнами 110 метров. В этом случае, получим, что ужиная, я получаю 0,0066 мВт/м2. Это в 15 раз меньше, чем предельный уровень – можно смело есть, не прячась за холодильником!

Чаще бывает, что вас и антенну разделяет не стекло, а стена. В железобетонных стенах сигнал затухает ещё сильнее, чаще всего это примерно 15dB (почти 32 раза).

Это мы посмотрели, что будет, если антенну направили прямо на вас, то есть специально целились в вашу квартиру/офис.

Ещё чаще вы находитесь не в главном лепестке диаграммы направленности, где излучение максимально, а где-нибудь сбоку, там коэффициент усиления антенны уже заметно ниже 18dBi. В этих случаях, естественно, излучение будет ещё ниже, например:

Здесь проиллюстрирована довольно частая ситуация, когда антенна светит выше абонента, а он обслуживается нижними лепестками диаграммы направленности. В показанном направлении усиление антенны на 24dB (250 раз) ниже, чем по уровню главного лепестка.

Ну а теперь вернёмся к нашему примеру из самого начала: что если антенну установили на крыше вашего дома?

Тогда коэффициент усиления антенны в направлении квартиры на верхнем этаже будет равен примерно -5dBi (затухание в 3 раза), потолок даст затухание на 15dB (32 раза). Если посчитать, то получим, что кошки, которые перестали рожать и умирающие тараканы на расстоянии 2х метров от антенны получают по 0.0078 Вт/м2, то есть немногим больше меня, ужинающего в 110 метрах от антенны.

Что это значит, кэп?

Если базовая станция у вас над головой на крыше — к вам не попадает почти ничего. С другой стороны, если вы решите полазить по крыше и повернуть на себя секторную антенну, а потом позагорать под ней, вас ждёт очень неприятный сюрприз.
Аааа! У меня фемтоточка на столе, что делать?

Если говорить о фемтосотах, про которые был разговор в одном из предыдущих постов, то их мощность не превышает 0.1Вт, что на 23dB ниже мощности рассмотренного нами примера. Также их характеризует омни-антенна, коэффициент усиления которой много меньше панельных антенн (порядка 2-3dBi). При таких расчётных значениях уже в 1м от фемтосоты уровень сигнала в 10 раз ниже норм по СаНПиН.
Параноикам на заметку
  1. Не стоит обниматься со включённой базовой станцией. По крайней мере, продолжительное время — точно.
  2. Не держите фемтосоту у себя на коленях и на рабочем столе. Гарантированно безопасное расстояние от неё до вас — 1 метр с любой стороны.
  3. Категорически не стоит попадать в фокус РЛС на различных военных объектах: мощности там в разы выше.
  4. Излучение от БС на соседнем доме в разы менее опасно сказывается на здоровье в сравнении с периодическим излучением китайской микроволновки (где бьёт изо всех щелей). Сравнимые по мощности факторы с излучением БС прямо на крыше над вами — это обычный домашний Wi-Fi и Bluetooth-гарнитуры.
О наших сотрудниках

Что касается наших сотрудников, то при плановых работах, когда они подходят непосредственно к антеннам и могут получить уже ощутимый вред — у нас принято отключать БС на время работ.
Выводы

Из изложенного выше можно понять, что практически любой реально осуществимый вариант установки антенн базовых станций является безвредным для человека (если верить СаНПиН). Если вспомнить о том, что 40 Вт мощности на антенну подаются очень редко, то на душе становится ещё легче. Плюс стоит вспомнить о нормах в большинстве западных стран, где опасный уровень начинается значительно выше.

P.S.: Могу рассказать в комментариях, как измерить плотность излучения у себя дома или в офисе.
Upd.: обещанное рассказал

habr.com

Основа сотовой сети — как строят базовые станции / Сети и коммуникации

Мобильная связь третьего поколения распространяется в российских регионах практически со скоростью звука — все федеральные операторы ведут активное строительство по всей лицензионной территории. Конечно, особое внимание уделяется крупным городам-миллионникам и областям вокруг них — тем местам, где самое большое количество абонентов. Потребители здесь требовательные, и качество связи должно быть на высоте. Итак, давайте посмотрим, как строят, монтируют и обслуживают базовые станции (БС) сотовой связи на земле, в метро и в мобильном режиме.

Краткая типология БС

Основной элемент сотовой сети любого стандарта — это базовая станция (BSS, Base Station System), которая занимается приемом звонков абонентов и передачей данных по радиоканалу. В зависимости от стандарта связи, базовые станции (БС) работают в диапазоне частот от 450 до 2100 МГц. БС составляют основу макроячеек, так называемых сот. Поскольку радиус работы таких станций составляет порядка 10-12 км за городом и около 3-5 км в городе, их строят много и располагают относительно недалеко друг от друга. Полностью автономные и автоматизированные базовые станции представляют собой небольшие контейнеры, которые устанавливаются, как правило, на крыше зданий. В обязательном порядке имеется беспроводной или кабельный канал связи с центром управления сетью, куда передается огромный поток данных — входящие и исходящие вызовы от абонентов. Кстати, мощность излучения базовых станций в течение суток не является постоянной. Загрузка определяется количеством сотовых телефонов в зоне обслуживания конкретной базовой станции и интенсивностью разговоров. А это, в свою очередь, зависит от времени суток, дня недели и др. В ночные часы загрузка базовых станций практически равна нулю, поэтому станции «молчат». Теоретически, стандартная 3-секторная двухдиапазонная БС может обслужить около 150 абонентов одновременно. Существует мнение, что базовые станции очень вредны для здоровья. Исследования электромагнитной обстановки на территории, прилегающей к БС, неоднократно проводились специалистами стран ЕС, США и России. Если изучить результаты этих измерений, то становится видно, что в 100% уровень электромагнитного поля в здании, на котором установлена БС, не отличается от фонового. А на прилегающей к станции территории в 91% случаев зафиксированный уровень электромагнитного поля был в 10 раз меньше ПДУ (предельно допустимого уровня), установленного для радиотехнических объектов в Москве.

Практика строительства

В городе БС предпочитают устанавливать на уже существующих конструкциях — в основном, на высотных зданиях деловых центров или государственных органов власти: здесь и охрана помещения, и доминирующее положение по высоте присутствует. Антенны монтируют на кромке крыши или внешнем подвесе, чтобы не портить внешний вид таких зданий.

Антенна базовой станции — часто только такой элемент указывает на то, что на здании располагается базовая станция сотовой связи

А на открытом пространстве все более наглядно — красно-белые вышки здесь уже давно часть сельского пейзажа. Если прокатиться по любой автомагистрали, то можно отметить, что форма этих башен различна: у одних три опоры, у других — четыре. Есть разница и в силуэте — большинству пользователей это не заметно, но тренированный взгляд все видит сразу. Станции для GSM-сетей обычно ставят на расстоянии 10-15 км друг от друга, а для UMTS — в два раза чаще, особенно в городе, где их эффективная дальность снижается из-за множества железобетонных зданий. Еще одна интересная особенность — базовые станции можно размещать не только на башнях, но и на существующих высотных сооружениях (трубы, элеваторы и т. д.). Зачастую это позволяет прилично сэкономить на стоимости мачты, высота которой составляет 72-100 м. Кстати, требования к расположению башни обычно очень строгие — желательно самое высокое место в округе, доступ к электричеству (если необходимо — устанавливают собственный трансформатор), вблизи населенных пунктов. Таких башен только в Московской области в летний период (наиболее пригодный для активного строительства) ставится по 30-40 штук в месяц.

Вышки мобильной связи — уже давно привычная деталь российского пейзажа

Типовой монтаж

Смотреть на то, как монтируется оборудование на зданиях в городе, скучно — кран, рабочие и большая часть операций скрыта от глаз самых обычных пользователей. А вот вертолетный монтаж — это гораздо более зрелищно. Причем, технология за последние годы нисколько не изменилась. Базовая станция вступает в строй обычно в течение двух недель с момента монтажа металлоконструкции. Установка базовой станции проходит в несколько этапов.
  1. 1. укрупнительная сборка (четыре секции под вертолет и одна под кран) организуется силами 6-8 человек и одним автокраном в течение 4-5 дней. В это же время тяжелым краном устанавливается первая секция сооружения, чтобы не тратить на нее время вертолетного монтажа.
  2. 2. монтаж вертолетом в один день.
  3. 3. измерения пространственного положения ствола опоры и ее «протяжка» (2-3 дня). Допуск очень жесткий — башня не должна отклоняться от вертикального положения более чем на 6-7 см.
  4. 4. благоустройство участка вокруг башни (водоотводные лотки, установка ограждения).
  5. 5. монтаж базовой станции, секторных (связь с терминалами пользователей) и радиорелейных (связь с другими башнями) антенн, а также оборудования внутри контейнера, подводится электричество, монтируется система светоограждения, молниезащиты, заземления.
  6. 6. включение базовой станции и настройка пролетов (точная настройка азимутов и сигналов антенн).
  7. 7. подключение базовой станции в сеть (иначе — интеграция) и затем — сдача оператору сотовой связи всего объекта связи в комплексе.
Давайте рассмотрим эти этапы более подробно.

Стройплощадка — вагончик для оборудования и первая секция высотой в 20 метров, установленная краном

Обычно сборка происходит крайне оперативно. Все металлоконструкции привозят на длинномерных тягачах и после этого собирают в четыре крупные секции, которые вертолету предстоит водрузить одну на другую.

Самая верхняя часть мачты, здесь будут установлены антенны

Перед началом монтажа конструкции разложены в строгом соответствии с порядком сборки, для того, чтобы вертолет не совершал лишних движений в воздухе. Остается только поднять секции башни в воздух и по прямой донести до места сборки. Значительную часть авиационного обслуживания монтажных работ осуществляет НПО «Взлет» (г. Москва). На их машинах специально для монтажа сложных конструкций предусмотрено несколько технических новшеств. Одно из них — специальная внешняя подвеска, на которую крепят трос с блоками башни. Она управляется компьютером, который учитывает все порывы ветра и удерживает несколько тонн металла в точно вертикальном направлении. На некоторых «бортах» есть и специальная прозрачная задняя кабина, из которой летчик осуществляет монтаж секций. Оттуда открывается вид на конструкцию, которую необходимо установить. После взлета пилот, находящийся в основной кабине, передает управление в дополнительную кабину, и уже оттуда идет управление вертолетом для установки конструкции на нужное место. Как только она закреплена, так называемый флажковой монтажник дает условный сигнал пилоту, тот сбрасывает трос и немедленно отлетает от башни, чтобы не зацепить ее при порыве ветра.

Перед монтажом идет облегчение взлетного веса вертолета

Вертолет к монтажу готовят несколько техников — идет слив топлива во внешнюю цистерну, чтобы уравновесить машину и облегчить взлетный вес. Обычно конструкции башни весят по 2-3 тонны, при грузоподъемности машины до 5 тонн. Перед монтажом обычно запрашивается прогноз погоды по конкретному региону — должна быть хорошая видимость и небольшой ветер. При этом сам процесс сборки очень быстрый — можно уложиться минут в 40, ведь чтобы поставить одну секцию надо всего 6 минут. Технология вертолетного монтажа позволяет монтировать 3-4 конструкции в день, если они, конечно, близко расположены друг к другу.

Обычно к монтажу привлекаются вертолеты типа Ми8 МТВ1, хотя для более тяжелых конструкций есть машины Ми10К, КА32 и даже самый большой вертолет Ми26.

Первый взлет — бело-синий вертолет Ми8 МТВ1 оживает, надрывно кашляет, вдыхая жизнь в свои двигатели, и приведенные в движение лопасти поднимают его над землей. Здесь можно оценить мастерство летчиков — громадная машина разворачивается буквально на пятачке и грациозно подплывает к первой конструкции, которую надо водрузить на уже собранные секции.

Персонал занял места «по боевому расписанию» — люди поднимаются к стыковочным узлам башни.

Вертолет готов к подъему первой секции — все разложено в своей очередности.

Если стоять в 30-40 метрах от машины, то на деревьях бешено дергаются листья, вокруг свистит воздух, летят в разные стороны небольшие ветки и трава — все живое прижимается к земле под сильным воздушным напором от лопастей вертолета. Работа по вертолетному монтажу ювелирная и требует большой выдержки и точности, как от летчиков, так и от монтажников, которые все это время работают на башне.

Плавное снижение с выпуском тросов, стыковка с конструкцией, медленный взлет в направлении башни.

К каждой многотонной секции, из которых собирают башню, привязаны направляющие тросы-ловители, с их помощью монтажники направляют конструкцию. Так вот сразу брать в руки тросы-ловители — нельзя! Надо, чтобы они сначала коснулись металлического остова башни, и заряд статического электричества ушел в землю. Или другая ситуация — весь процесс монтажа производится в режиме радиомолчания — управление только по визуальным командам «флажкового» с земли. Именно этот человек должен сам убедиться в том, что фланцы блоков соприкоснулись, и только после крепления секции дать команду пилоту вертолета отцепить трос с внешней подвески.

Борясь с ветром, вертолет осторожно подходит к башне, касается тросами-ловителями металлических опор, после чего монтажники подтягивают конструкцию к основанию и закрепляют специальными болтами.

Все то же самое происходит с третьей и последующими секциями — только гораздо выше.

Захват последней секции и установка ее наверху. Самая сложная операция — ветер на высоте уже сильный, да и вертолету приходится каждый раз забираться все выше и выше, чтобы доставить секцию к башне.

Подтянуты уже все тросы, вставлены все оправки, закреплены болты, и вертолет, повинуясь взмаху флажка, отстегивает металлический трос и отходит в сторону от башни.

Антенно-фидерные трассы.

Все — монтаж башни закончен. Осталось протянуть антенно-фидерные трассы и установить оборудование в контейнер. Скоро и здесь будет устойчивая связь. Но для этого сотрудникам оператора связи еще предстоит поработать — установленное оборудование необходимо настроить.

Контейнеры с оборудованием защищены металлической дверью и сигнализацией

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

3dnews.ru

на чьих сотовых вышках работает Tele2

Сотовый оператор Tele2 стремительно развивается и стабильно расширяет зону покрытия и качество связи. Сотовые вышки Теле2 на карте ниже позволяют в этом убедиться, их количества достаточно для того, чтобы обеспечить устойчивым покрытием большинство регионов нашей страны.

Кратко по теме

  • Базовые станции Tele2 работают на оборудовании Nokia Networks и Flexi Multiradio
  • Сейчас компания работает в направлении развития формата связи 4G
  • Станции располагаются повсеместно: крыши домов, обочины дорог, метро и прочие места

Оборудование

Нашим любознательным читателям наверняка интересно знать, на каких вышках работает Теле2? Телекоммуникационное оборудование, которое использует этот сотовый оператор – действительно первоклассное. Nokia Networks и Flexi Multiradio – вот какие вышки использует Теlе2, а эти производители выпускают оборудование самого последнего поколения.

Сейчас этот мобильный оператор ставит задачу обеспечить своих клиентов бесперебойным сигналом в формате 4G и успешно работает в этом направлении – жители крупных мегаполисов уже успели в этом убедиться. В Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах LTE сигнал есть даже в метро. Чтобы в этом убедиться, рекомендуем прочитать статью о карте покрытия Tele2 в метро, которая есть на нашем сайте.

Где расположены

Где стоят базовые станции? Чтобы сигнал был бесперебойным, станции сотовой связи можно встретить практически повсеместно – на крышах домов, вдоль оживленных магистралей, в лесу и много, много где еще. Порой, оборудование спрятано в арт-объекты, особенно часто это бывает в исторической части городов, чтобы не портить внешний вид центральных улиц.

Как работают

Как работает стандартная базовая станция? Если в двух словах — ваша сим-карта принимает сигнал, который раздает ближайшая вышка, тем самым обеспечивая вас разными услугами связи — возможностью звонить, принимать и отправлять СМС сообщения, мобильной передачей данных. Когда человек с включенным телефоном перемещается, устройство неизменно будет принимать сигнал от самой ближайшей вышки, то есть — переключаться между ними. Таким образом, связь всегда будет хорошей. Исключение составляют ситуации, когда что-то мешает сигналу — допустим, вы находитесь в подвальном помещении, в котором не установлено дополнительное оборудование, или выехали за город, а ближайшая станция оказалась достаточно далеко от вас.

В роуминге

На чьих вышках работает Теле2, если вы выехали за пределы страны? На сегодняшний день, Tele2 заключил соглашение с большинством мобильных операторов по всему миру и может подключаться к их оборудованию. Таким образом, проблемы со связью могут возникнуть у вас лишь в самом глухом уголке земного шара.

Советуем ознакомиться с нашим материалом о зоне покрытия Теле2, статью об этом можно найти на нашем сайте.

te-le2.ru

Мобильная базовая станция на КАМАЗе / ВымпелКом (Билайн) corporate blog / Habr

Мобильная базовая станция — это почти обычная сота, установленная на автошасси и снабженная кучей устройств для обеспечения автономности работы. У «Билайна» несколько таких мобильных станций на платформах различной грузоподъёмности. Они активно используются для создания покрытия или его уплотнения там, где это позарез нужно.
Что внутри машины?

  • Приёмо-передающие устройства (на 900 МГц, 1800 МГц или 2100 МГц). Проще говоря, абонентская макросота.
  • Радиорелейное или спутниковое оборудование для связи с основной инфраструктурой «Билайна».
  • Телескопическая гидравлическая, либо сборно-разборная антенная опора, на которой устанавливаются приемо-передающие антенны.
  • Дизель-генератор, позволяющий работать автономно. Когда есть возможность, станция подключается к местной электросети, когда нет — работает автономно. Четверо суток для маленькой станции (чаще больше) и 12 суток для КАМАЗа в «автономке» — это норма.
  • Кондиционеры и устройства нагрева воздуха для обеспечения нормального терморежима для оборудования и персонала (потому что мобильные станции могут работать и в сильный мороз, и в жару).
Есть ещё такие штуки?

Это первое отечественное действительно мобильное решение. Да, до неё оборудование устанавливали на машинах, но оно отличалось рядом особенностей, например, очень долгим развёртыванием на месте. Наша, благодаря гидравлической опоре для антенны, разворачивается за 15 минут где угодно (большие станции разворачиваются за 40-50 минут). Сейчас у «Билайна» несколько мобильных базовых станций: в Москве на КАМАЗе, в регионах — на прицепах.
Зачем нужна МБС?

Во-первых, для локального увеличения ёмкости сети сотовой связи. Обычно — на массовые мероприятия, где нужно улучшить сервис. В таком раскладе станция способна «раздавать» вокруг себя как обычное голосовое покрытие, так и обеспечивать 3G-Интернет и другие сервисы.
Примеры: авиасалон «МАКС» в Подмосковье, Финал Лиги Чемпионов УЕФА на стадионе «Лужники» в Москве в мае 2008 г., ежегодные празднования Дня Победы, Дня Города, ежегодные Новогодние массовые празднования в парках отдыха и на городских площадях.

Во-вторых, машина может работать там, где сотового покрытия нет и не планируется, причём достаточно далеко от инфраструктуры оператора и обжитых мест вообще.
Например, на месте трагедии, связанной с затоплением теплохода «Булгария» в акватории Куйбышевского водохранилища в Республике Татарстан, на сабантуе в Башкортостане.
А подробнее?

6-7 июля 2011 В Учалинском районе республики Башкортостан проходит праздник весны (Сабантуй) в деревне Калканово на берегу озера Калкан. Сотовая связь на территории празднования отсутствует у всех операторов. Население деревни 395 человек, ориентировочное количество людей, посетивших праздник — 2000 человек. За две недели до праздника начинаются согласования, затем станция выезжает на место и в течение часа развёртывается и переходит в полностью функциональный режим. Экипаж — два человека: водитель-механик и инженер. Живут они непосредственно в машине, где есть два спальных места. Питаются едой и сухпайками «из дома», купленными на «командировочные», плюс имеют средства закупать горячую еду непосредственно на празднике. Фазовые центры антенн находятся на высоте 10-15 метров над землёй, поэтому на уровне машины плотность излучения в сотни раз ниже допустимого по стандарту, а внутри уменьшается ещё в сотни раз, и свинцовые трусы носить не нужно. За время работы БС суммарный трафик составил 385,14 Эрланг, причём пару раз были перегрузки (1 Эрланг – это один час разговора абонента в сети с учётом времени дозвона, то есть в общей сложности абоненты говорили примерно 16 суток за 2 дня: разумеется, это распределение было неравномерным).

Сколько бумажек нужно подписать, чтобы выехать из гаража?

Перед включением в эфир оборудования МБС необходимо рассчитать, а затем согласовать место установки, стандарт, диапазон, количество необходимых радиочастот, высоту антенн с регулятором, ввиду того, что в эпицентре событий могут проводить работы базовые станции других операторов и оборудование иных ведомств. Потом нужно внести данные в оборудование БС и сконфигурировать его, чтобы работа МБС должна быть интегрирована в существующую сеть оператора. Штатное использование предполагает пару недель на выезд, разведку и все согласования. Аварийные случаи – около двух-трёх суток. Теоретически этот процесс может быть форсирован до 1 дня. «Мгновенная» установка базовой станции в новом месте технологически возможна, но нелегальна, так как требуется разрешение на частоты: если делать без него, это грозит отзывом лицензии.
Как насчёт конкретных ТХ?

Например, у нас есть КамАЗ-53229, где в изотермическом кузове-фургоне находится антенна с опорой высотой 17 метров. Шасси предназначено для движения только по твёрдому покрытию (дороги, поле и т.п.), развёртывается без растяжек. На опоре находятся 3 секторные антенны высотой 1,3 метра, антенна РРС диаметром 0,6 метра. Опора оборудована устройством дистанционной юстировки антенны РРС, на крыше кузова установлена дополнительная трубостойка для монтажа антенны РРС. Изотермический кузов имеет три отсека – отсек аппаратной БС, отсек оборудования антенной опоры и отсек дизель-электрического генератора. В аппаратном отсеке кузова размещается 8 стоек технологического оборудования высотой до 1,9 м (стойки БС, ЭПУ с аккумуляторами, систем передачи). Высота отсека
аппаратной БС 2,5 метра. В составе имеет перевозимую земную станцию спутниковой связи (ПЗССС) с антенной диметром 1,2 метра с системой автоматического наведения на борт спутникового ретранслятора. ПЗССС обеспечивает привязку МБС к сети коммутации посредством четырех цифровых потоков 2 Мб/с.

Аппаратный отсек кузова оборудован системами кондиционирования, обогрева и приточно-вытяжной вентиляции. В составе имеет систему автономного электроснабжения – дизельэлектрический генератор мощностью 16 кВт с топливными баками. Время автономной работы в обычном режиме не менее 12 суток. Плюс кабели длиной 140 метров для подключения МБС к трехфазной сети внешнего
электроснабжения. Аппаратная БС оборудована рабочим местом оператора, а также двумя спальными местами (в помещении аппаратной БС и кабине автомобиля). Экипаж МБС – 2 человека. Имеется возможность использовать для подключения атмосферные лазеры, но в текущей конфигурации они не установлены. Станция приспособлена для российских условий: стойка к жаре, холоду, медведям и вандалам.

Растёт ли ёмкость сети при развёртывании рядом мобильной БС?

В общем случае – да, растёт. Но, например, если развернуть БС в районе, где покрытие уже достигло теоретического максимума по частотному распределению (центр мегаполиса, например), улучшится только уровень сигнала, но не количество одновременно звонящих абонентов.
Что дальше?

Скорее всего, скоро можно будет добиться большей автономности базовой станции, в частности, за счёт ёмких элементов питания или альтернативной энергии (у нас есть стационарные базовые станции на солнечных батареях, например). Второй момент – более быстрая и плотная связь с основной инфраструктурой. Сейчас мы уже использовали мобильную базовую станцию на прицепе, чтобы обеспечить видеосвязь для молодожёнов с ЗАГСом на расстоянии 170 километров (это была первая свадьба онлайн в России) и дать возможность рыцарям с реконструкции Бородинского сражения звонить своим друзьям и родителям. В будущем, видимо, таких ситуаций будет намного больше.

habr.com

Нормы установки сотовых вышек. Тревожный сигнал

26-09-2014

Мало кого сегодня может удивить тот факт, что антенны мобильной связи располагаются уже буквально повсюду – в городах установить полноценную базовую станцию сложно, а потому мы можем видеть эти самые антенны и вышки даже на крышах жилых домов и прочих зданий. Но вот вопрос –, а как это влияет/может повлиять на физическое и психическое здоровье человека? Вредно ли излучение сотовой связи? Слов о вреде эксплуатации непосредственно мобильных устройств сказано уже очень много и в отзывах, и в статьях, например, на сайте «Корпорации Связи», а вот вопросом вреда от антенн мало кто «заморачивался». В этой статье поговорим о том, существует ли этот вред и как с ним бороться.

Для начала давайте разберемся с тем, что же собственно представляет собой вышка сотовой связи. Это, как правило, комплекс антенн, работающий как на прием, так и на передачу, позволяющий нашим мобильным телефонам принимать звонки и совершать их, а также полноценно пользоваться всеми опциями сотовой связи. Кроме того, существуют также магистральные приёмо-передающая антенны, они очень похожи на спутниковые «тарелки», только они направлены не в космос, а, скажем так, «смотрят» прямо перед собой.

Магистральные антенны представляют очень малую опасность для здоровья человека, если, конечно, не находится от них в непосредственной близости. Так или иначе, сигнал, направленный от этих антенн довольно мощный, ведь ему предстоит пройти путь до соседней вышки, а расположены вышки на относительно далеких расстояниях.

Тем не менее, куда более опасны для человека антенны, роль которых, поддерживать возможность коммуникаций между мобильными телефонами. Как правило, эти антенны имеют прямоугольный форм-фактор и на одной вышке может быть сосредоточено по 3–4 антенны – как правило, одна на каждого оператора связи, хотя бывают ситуации, когда все антенны принадлежат одному оператору. Обычно антенны располагаются на углах зданий, дабы сигнал было проще «поймать».

Вероятно, узнав чуть выше, что вред здоровью такие антенны могут нанести существенный, вы удивитесь, когда мы скажем, что жить в домах, на крышах которых они расположены, не очень-то опасно. Почему? Да потому что направлена мощь антенн не вниз, а в стороны. Выходит, что жители дома, на котором располагается комплекс антенн, подвергаются, куда меньшему риску, чем жители соседних зданий. То есть, если вышка находится над вашей головой – не беспокойтесь за нее и прочие органы, а вот если вы наблюдаете антенны из окна своего места работы или еще хуже – жительства, дела плохи. В таком случае, стоит хотя бы провести перестановку, пусть вредное излучение проникают в вашу комнату, но только не в то место, где вы находитесь долгое время. Если речь о месте работы, переставьте свой компьютерный стол, если о квартире, ни в коме случае не помещайте в зону поражения кровать! Мобильные сети никогда не спят.

Кстати говоря, если вы сейчас повернули голову и столкнулись, что называется face-to-face с антенной мобильной связи, погодите расстраиваться, мы еще не все сказали. Сейчас мы в бочку дегтя, добавим немного меда. Если рядом с вами располагается вышка мобильной связи, это означает, что ее эффект не только на вас, но и на ваше мобильное устройство очень силен, а это значит, что приемник вашего мобильного аппарата работает на минимальных «оборотах». К чему это мы? К тому, что повышенный вред от станции будет компенсирован пониженным вредом от приемника мобильного телефона.

А что, собственно опасней? Вред приемника мобильного или антенны? Сказать сложно, но в большинстве своем, все-таки телефона, потому как он банально ближе, чем антенна, кроме того, многие люди сегодня обслуживаются по безлимитным тарифам, общаются очень много, а значит, телефон не просто близко, а критически близко. Так что же, выходит, что чем больше антенн на крышах, тем лучше? В какой-то степени, да.

Кстати говоря, у современных мобильных телефонов, приемники изначально закладываются более слабые, чем у первых звонилок. На заре зарождения мобильной связи зона покрытия была так себе, так что приемники телефонов производителям приходилось делать очень мощными. Теперь с покрытием все весьма неплохо, а значит, пользователей можно поберечь.

Кроме того, сегодня вышки стараются размещать таким образом, чтобы не вредить здоровью рядом обитающих людей, даже нормы на процедуру размещения имеются и контролируются законом. Однако все их соблюдают? Есть один довольно известный случай, когда оператор установил вышку мобильной связи и у жителей одного из домов сразу же начались проблемы со сном и психическим состоянием. Исков было подано много, но дело в результате было выиграно – вышку переместили, и жильцы стали чувствовать себя лучше. Что это? Сила самовнушения – люди видели вышку и просто боялись вреда здоровью или же недобросовестное поведение таких операторов как Билайн, Мегафон и МТС? Сказать, конечно, сложно.

В любом случае, вышки мобильной связи на крышах не такая уж беда, когда вокруг нас Wi-Fi-роутеры, микроволновые печи и прочая полезная для жизни, но вредная для здоровья техника. Возможно, каждое устройство по отдельности и не нанесет человеку существенного вреда, но, когда все работает в совокупности… Конечно, очень важно помнить об элементарных правилах самозащиты и не забывать иногда, особенно в хорошую погоду, уезжать на природу, причем желательно подальше в лес, где вредные влияния современности вас точно не достанут. Удивительно, каким отдохнувшим можно вернуться, буквально после суток, проведенных в лесу!


100 ТВ — Опасны ли антенны сотовой связи
Опасны ли антенны сотовой связи?
Жители домов, на которых установлены базовые станции мобильной связи, жалуются на то, что излучение, исходящее от антенн плохо сказывается на их здоровье. Сильнее всего страдают дети и старики.

Похожие материалы:


Недавно в СМИ прошла новость о том, что жители Бреста не разрешили строить вышку связи во дворе домов на Граевке. Собрали больше сотни подписей, а также дежурили возле строительных материалов, чтобы не дать возвести базовую станцию. Причина — «вышка может оказать отрицательное влияние как на здоровье детей, что учатся в школе, так и на жителей ближайших домов» . Одни считают, что жители поступают правильно, другие же называют это «борьбой с ветряными мельницами». Опасны ли вышки сотовой связи на самом деле? Какой вред они могут принести рядом с жилым домом и как сильно излучают?

Базовая станция сотового оператора около дома в Бресте (микрорайон «Ковалево»)

Рядом с моим домом на Ковалевке установлены две вышки мобильной связи. Одна работает уже несколько лет, другую поставили совсем недавно. Хорошо, что не под самыми окнами. Лично меня такое соседство бы напрягало вне зависимости того, как излучает станция. Каждый раз, выглядывая в окно, «лицом к лицу» встречаться с металлической штуковиной (даже отключенной) мне не хотелось бы.
Перерыв в интернете не один десяток статей, понял, что единого мнения на этот счет нет. Так бояться или нет излучения? Для себя я выделил одну статью, более-менее доходчиво рассказывающую о принципе работы базовой станции мобильного оператора в России. Не претендуя на истину в последней инстанции, но ознакомиться читателям будет нелишне. Особенно, если вас этот вопрос волнует.
Итак.
Блог компании ВымпелКом (Билайн)

Очень часто случается, что как только на крышу жилого дома будет установлена антенна сотовой сети, тут же начинаются жалобы от жильцов. Бывают стандартные вроде «Начала болеть голова!», а бывают такие интересные как «Перестали рожать кошки», «Вымерли все тараканы» и даже «За мной начали следить!».

Ясное дело, во всём виновата новая штука. В ряде случаев из-за таких жалоб до непосредственного включения базовой станции не доходит, и смонтированные, но ещё не запущенные в работу антенны, приходится снимать и переносить.

Ниже я расскажу как излучает базовая станция и приложу расчёты .

Опасность радиоволн для организма человека исследована в данный момент не до конца, но исследования проводятся, прочитать про них можно, например, здесь в разделе «Как действует ЭМП на здоровье». В целом, если проанализировать исследования, становится понятно, что таки да, опасно !

Что делается для того, чтобы этой опасности избежать? В нашей стране есть стандарт, по которому, в частности, производ

iuni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *