Нормандский стиль: НОРМАННСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия

НОРМАННСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия

НОРМА́ННСКИЙ СТИЛЬ, ус­лов­ное на­зва­ние, при­ме­няе­мое к ар­хит. соо­ру­же­ни­ям, воз­ве­дён­ным по за­ка­зу нор­ман­нов в за­воё­ван­ных ими зем­лях в сер. 11–12 вв. На всех этих тер­ри­то­ри­ях Н. с. яв­ля­ет­ся раз­но­вид­но­стью ро­ман­ско­го сти­ля, од­на­ко отли­ча­ет­ся соб­ст­вен­ной ху­дож. спе­ци­фи­кой в каж­дом из ре­гио­нов.

Норманнский стиль. Собор в городе Или (Великобритания). Начат в 1081–83 (достраивался в 12–14 вв.).

В англ. ар­хи­тек­ту­ре, где рас­про­стра­не­ние ро­ма­ни­ки на­ча­лось по­сле нор­манд­ско­го за­вое­ва­ния Анг­лии 1066 и где с по­мо­щью но­во­го сти­ля осоз­нан­но вы­те­с­ня­лось анг­ло­сак­сон­ское зод­че­ст­во предше­ст­вую­ще­го пе­рио­да, по­ня­тие «Н. с.» фак­ти­че­ски яв­ля­ет­ся си­но­ни­мом ро­ман­ско­го сти­ля. На ран­нем эта­пе (до 1090) в цер­ков­ной и зам­ко­вой ар­хи­тек­ту­ре в Анг­лии гос­под­ство­ва­ли ре­ше­ния (тип клад­ки, вер­ти­каль не­фа, со­стоя­щая из ар­кад, че­ре­до­ва­ние опор, ис­поль­зо­ва­ние сво­дов и пр.

), раз­ви­тые до это­го в Нор­ман­дии (ц. Сент-Эть­енн в Ка­не, аб­бат­ст­во в Жюмь­е­же и др.), про­явив­шие­ся в со­бо­ре Вест­мин­стер­ско­го аб­бат­ст­ва (1065), со­бо­рах в Кен­тер­бе­ри (стро­ил­ся с 1075–77), Лин­коль­не (1073–92), Или (на­чат в 1081–83, до­ст­раи­вал­ся в 12–14 вв.), Да­ре­ме (на­чат в 1093), церк­вах аб­батств Сент-Ол­банс и Тьюк­сбе­ри (обе на­ча­ты в 1090-е гг.) и др., ко­то­рые за­тем транс­фор­ми­ро­ва­лись в нац. ва­ри­ант англ. ро­ман­ско­го сти­ля. Зам­ки так­же воз­во­ди­лись в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми, при­ня­ты­ми в Нор­ман­дии: лон­дон­ский Тау­эр вос­про­из­во­дил ру­ан­ский за­мок Виль­гель­ма За­вое­ва­те­ля; так­же зам­ки в Да­ре­ме (упо­ми­на­ет­ся с 1072) с нор­манн­ской ча­сов­ней (1080), в Кар­диф­фе (1090-е гг.), в Уэль­се и др.

Норманнский стиль. Королевский (Норманнский) дворец в Палермо (Сицилия). 11 в. Фото В. М. Паппе

Для юж.-итал. об­лас­тей Ка­лаб­рии и Апу­лии, за­воё­ван­ных к 1072 Ро­бер­том Гви­ска­ром, по­яв­ле­ние нор­ман­нов оз­на­ча­ло на­ча­ло ла­ти­ни­за­ции это­го ре­гио­на, ко­то­рый ра­нее на­хо­дил­ся пре­им.

под ви­зант. и араб. влия­ния­ми. Нор­ман­ны спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию бе­не­дик­тин­ских мо­на­сты­рей, строи­ли и пе­ре­стра­и­ва­ли гор. со­бо­ры (в Та­ран­то, 1070; в Отран­то, 1088). Об­раз­цом для под­ра­жа­ния ста­ла ц. Свт. Ни­ко­лая в Ба­ри (1087 – кон. 12 в.) – трёх­не­фная ба­зи­ли­ка с эм­по­ра­ми и стро­пиль­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми, со­че­таю­щая чер­ты лом­бар­до-эми­ли­ан­ско­го (не­боль­шое крыль­цо на ко­лон­ках, под­пирае­мых фи­гу­ра­ми львов), пи­зан­ско­го (де­кор в ви­де сле­пых ар­кад) и фран­цуз­ско­го (2 баш­ни, ко­то­рые флан­ки­ру­ют фа­сад с ри­за­ли­та­ми) зод­че­ст­ва. По её по­до­бию бы­ли воз­ве­де­ны со­бо­ры Св. Са­би­на в Ба­ри (1034–64), Сан-Ва­лен­ти­но в Би­тон­то (11–12 вв.), Св. Ни­ко­лая Па­лом­ни­ка в Тра­ни (за­кон­чен в сер. 13 в.), Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Бар­лет­те (на­чат в 1126), Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та в Ру­во-ди- Пу­лья (12–13 вв.) и др. На за­воё­ван­ных тер­ри­то­ри­ях нор­ман­ны воз­во­ди­ли мно­го­числ. зам­ки (вна­ча­ле де­ре­вян­ные, за­тем ка­мен­ные) по тех­но­ло­гии, вы­ве­зен­ной из Нор­ман­дии: на ис­кус­ст­вен­ном воз­вы­ше­нии, в ок­ру­же­нии мощ­ных стен и рва, с вы­со­кой баш­ней-дон­жо­ном (в Мель­фи, кон.
11 в.; в Ба­ри, 1132, и др.).

Нор­манн­ские по­строй­ки на о. Си­ци­лия не­сут на се­бе от­пе­ча­ток вост. влия­ний. Ко­ро­лев­ский (Нор­манн­ский) дво­рец (11 в.) с Па­ла­тин­ской ка­пел­лой (1-я пол. 12 в.), а так­же ре­зи­ден­ции Ла-Дзи­за (1154–60) и Ла-Ку­ба (1180) в Па­лер­мо го­раз­до бли­же зда­ни­ям Кор­до­вы, Кон­стан­ти­но­по­ля и Да­ма­ска, чем Сев. Ев­ро­пы. В со­бо­рах Па­лер­мо (1185) и Че­фа­лу (ок. 1148), па­лер­ми­тан­ских церк­вах Сан-Джо­ван­ни-деи-Леб­бро­зи (1071), Сан-Джо­ван­ни-де­льи-Эре­ми­ти (ок. 1136), Сан­та-Ма­рия- дель-Ам­ми­ра­льо (Мар­то­ра­на, 1143), Сан- Ка­таль­до (сер. 12 в.) и др. по­строй­ках сплав­ле­ны чер­ты араб., ви­зант. и ев­роп. ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра. Кос­мо­по­ли­тизм Н. с. в Юж. Ита­лии, на Си­ци­лии, пред­вос­хи­тил «клас­си­цизм», рас­цвет­ший в 13 в. при дво­ре Фрид­ри­ха II Штау­фе­на.

Нормандский стиль в интерьере с фотографиями на проекте ArchRevue.ru

Часто нормандский стиль считают просто разновидностью французского направления в дизайне. Это неверно. Нормандский стиль — это исторический стиль, характерный для средневековой северной Франции. По сути, это рафинированная разновидность романского стиля.

Если определить коротко, то нормандский стиль – это средневековье в северной Франции до готики.  В те времена нормандский стиль в архитектуре следовал римским канонам. Мастера старались копировать древнеримских архитекторов. Ведущими чертами были полукруглые арки, цилиндрические башни, массивные  кубические каменные стены, высокие потолки, узкие проходы. 

Что же такое нормандский стиль в дизайне интерьера? Дизайн дома в нормандском стиле должен обязательно содержать дерево и камень. Демонстративно грубая отделка элементов   мебели явно указывает на средневековую топорность и безыскусность.  Простота дизайна и даже некая примитивность форм создают невыразимую атмосферу эксклюзивности в помещении. Все мы в детстве мечтали побывать в средневековом замке. Нормандский стиль в интерьере предоставляет нам эту возможность. Средневековье можно перенести в свою квартиру, не ограничивая себя в комфорте. 

Нормандский стиль в интерьере

Нормандский стиль — это уютная европейская архаика. Ошибочно было бы считать, что винтажные вещи и антиквариат помогут вам создать нормандский интерьер. Конечно, они могут здесь присутствовать, но ведущую роль играют другие приемы. Основная цель нормандского дизайна  заключается в создании эффектного ансамбля между мебелью и отделкой. Причем отделка имеет иногда большее значение, чем мебель.

В отделке стен, пола и потолка должны применяться природные материалы. Камень, натуральный песчаник, дерево. Необработанные бревна и балки в отделке стен или отделка природным  камнем придают интерьеру средневековую брутальность. Вполне допустимо использовать искусственные камни и керамическую плитку. Отделка должна быть массивной, нести на себе отпечаток  монументальности. Но необязательно все части интерьера стилизовать под средневековье. Можно выделить только некоторые выгодные элементы обстановки. Нужно понимать, что жить в настоящем средневековом замке не так уж удобно. Поэтому не стоит отказывать себе в использовании современных достижений в комфорте.  Нормандские интерьеры устремлены вверх, поэтому желательно, чтобы в доме были большие, возможно, панорамные окна, чтобы освещать обширные пространства комнат.

Традиционным приемом является  наличие очага, который делает помещение  уютным и теплым.  Источник огня может быть в виде старинного камина, глиняной печи или это могут быть факелы, изготовленные из небольших  биокаминов. Удачный декор в нормандском стиле предполагает гармоничное сочетание исторических элементов с необходимой функциональностью вещей.

Конечно же, аксессуары играют здесь колоссальную роль. Это может быть текстиль из бархата, атласа, шелка,  органзы. Гобелены, ковры, шкуры животных или их имитации. Посуда, антиквариат, кованые светильники, коллекции холодного оружия – все это добавит гармонии в общую стильную картину. Нормандский стиль отлично подходит для загородных домов и шале. Нормандский интерьер свидетельствует о тонком изысканном и оригинальном вкусе хозяев.

Нормандский стиль | архитектура | Британика

Винчестерский собор: потолочные своды

Смотреть все медиа

Дата:
в. 1000 — г. 1200
Похожие исполнители:
Маттео Карнеливари

Просмотреть весь связанный контент →

Нормандский стиль , романская архитектура, которая развивалась в Нормандии и Англии между 11 и 12 веками и во время повсеместного принятия готической архитектуры в обеих странах. Поскольку только незадолго до норманнского завоевания Англии (1066 г.) Нормандия стала заселенной и достаточно сложной, чтобы создать архитектуру, нормандский стиль развивался почти одновременно в двух странах; ранние постройки, возведенные вскоре после завоевания, очень похожи. В конце концов, однако, стили двух стран разошлись, и архитектура Нормандии приблизилась по форме к типичному французскому романскому стилю, тогда как архитектура Англии (называемая англо-нормандской архитектурой) стала гораздо более отличительной национальной традицией.

В церковной архитектуре общий ранненорманнский стиль следовал общим романским чертам массивной конструкции, основанной на округлой арке и аддитивном пространственном членении; тип здания был романской разработкой плана раннехристианской базилики (продольной с боковыми проходами и апсидой, или полукруглой проекцией восточного, или святилищного, конца центрального прохода) — приподнятый неф (центральный проход) с окнами, пронзающими верхние стены (фонарь), трехчастное внутреннее членение нефа на нижнюю аркаду (отделяющую неф от боковых проходов), трифорийную аркаду (отделяющую верхний неф от галерей над боковыми проходами) и фонарь, трансепты (образующие поперечный проход, пересекающий неф перед святилищем), и западный фасад, завершенный двумя башнями. Ярким примером раннего норманнского стиля является церковь Сент-Этьен в Кане (начало 1067 г.), которая послужила близкой моделью для более поздних английских соборов Эли (9 г.0029 с.

1090), Норвич ( c. 1096) и Питерборо ( c. 1118), однако все они демонстрируют специфически английскую характеристику увеличенного масштаба. Более поздняя нормандская архитектура в Нормандии характеризовалась тщательной структурной артикуляцией и проработкой башни и шпиля.

Дополнительная информация по этой теме

Западная архитектура: Нормандия

…великая архитектура пришла из Нормандии: Руанский собор (ок. 1037–1063 гг.), затем Вестминстерское аббатство (1050–1065 гг.) и великолепные аббатства…

Поздняя англо-нормандская церковная архитектура, хотя в основном являлась продолжением более раннего норманнского стиля, находилась под влиянием других областей и все более отчетливого местного подхода к строительству. Основными характеристиками этой английской архитектуры являются чрезвычайно длинные церковные планы, массивный, величественный внешний вид (особенно в частом использовании больших круглых колонн, ширина которых иногда равна промежуткам между ними в аркаде нижнего нефа) и относительное безразличие к структурной логике. . Это безразличие выражалось в широком разнообразии второстепенных конструктивных деталей (таких как различные пропорции трех этажей нефа и случайное добавление четвертого этажа) и в тенденции инкрустировать каменные поверхности мелким геометрическим и переплетенным орнаментом, который затемнял их. а не раскрытие базовой структуры.

За исключением небольших приходских церквей, сохранивших саксонскую декоративную традицию, фигурная скульптура была редкостью. Большинство англо-нормандских церквей имели деревянные крыши вместо обычных романских круглых каменных сводов; примечательным исключением является Даремский собор, неф и хор которого ( c. 1104) поддерживаются первыми известными образцами стрельчатых ребристых сводов (которые пересекаются наверху и переносят вес здания на скелетную структуру вертикальной конструкции). валов), почти на столетие предвосхитивший всеобщее принятие того, что должно было стать характерной чертой готического строительства. Квадратный восточный конец вместо закругленной апсиды является стандартным для английской готической архитектуры.

Помимо соборов Эли, Нориджа, Питерборо и Дарема, основными церквями, начатыми в англо-нормандском стиле, являются Кентерберийские ( с. 1070), Линкольн ( c. 1072), Рочестер ( c. 1077), Сент-Олбанс ( c. 1077), Винчестер ( c. 1079), Глостер ( c. 908030) и соборы Херефорда ( c. 1107), Саутуэллский собор (11 век) и церковь аббатства в Тьюксбери ( c. 1088). Менее тесно связанные с основной англо-нормандской традицией, но важные сами по себе, многие цистерцианские аббатства, построенные в романский период в Англии, — среди них Риво (9).0029 с. 1132), Фонтанное аббатство ( c. 1135), Киркстолл ( c. 1152), Buildwas ( c. 1155), Байлендское аббатство ( c. 1175) и Фернесс ( c. 1175) и Фернесс ( c. 1175) ).

Военные и бытовые приложения также были распространены, и они демонстрировали такое же огромное достоинство, как и церковные структуры. Для нормандского замка была характерна внушительная прямоугольная крепость.

Примерами англо-нормандского стиля в замках являются крепость и часовня Лондонского Тауэра (1078–109 гг.).0), замок Колчестер (после 1071 г.) и замок Хедингем ( ок. 1140).

Французский Нормандский | Департамент археологии и сохранения исторического наследия штата Вашингтон (DAHP)

1918–1940

Несмотря на то, что он никогда не был так популярен, как колониальное или тюдоровское возрождение, на северо-западе Тихого океана есть ряд хороших примеров построек, вдохновленных французскими норманнами. Этот стиль, как и английский Тюдор, представляет собой стиль возрождения, восходящий непосредственно к средневековой европейской архитектуре. Однако, в отличие от другой архитектуры, вдохновленной французами, такой как Вторая империя, изящные искусства и стили Шато, которые были основаны на великих парижских дворцах; Французский норманнский стиль создан по образцу деревенской народной архитектуры французской сельской местности.

Этот стиль чаще всего использовался в жилой архитектуре и возник в результате расширения знаний о французской архитектуре и понимания французской культуры после Первой мировой войны. Среди литературы, предоставляющей архитекторам и строителям множество моделей, из которых можно черпать дизайнерские идеи, были « фермерских домов, усадеб, малых замков, маленькая церковь в Нормандии и Бретани» Ральфа Адамса Крама (1917 г.) и Х.Д. Эберлейн Небольшие усадьбы и усадьбы во Франции , опубликовано в 1926; Сэмюэля Чемберлена « Домашняя архитектура в сельской Франции », опубликованная в 1928 году; и множество местных складов пиломатериалов, таких как Copeland Lumber Company, которые предоставили строителям идеи и недорогие планы.

Как следует из названия, этот стиль заимствует элементы дизайна непосредственно у французского региона Нормандия. В этом районе амбары пристраивали к жилым помещениям, а зерно или силос хранили в центральной башне/башенке. Этот элемент служит главной определяющей чертой стиля возрождения 1920-х и 30-х годов. Башня, чаще всего круглая, могла быть восьмиугольной или квадратной в плане и увенчана конусообразной крышей. В большинстве домов эта башня служит главным входом, а внутри — удобным местом для лестницы. Что касается основной части дома, то большинство жилищ во французском норманнском стиле опираются на боковой фронтон или крутую шатровую крышу. В некоторых примерах используются обрезанные фронтоны, в то время как другие имитируют соломенные крыши с перевернутыми гребнями и / или закатанными карнизами.

Наружные стены облицованы кирпичом, камнем, штукатуркой, гонтом или любой их комбинацией. Некоторые могут даже использовать декоративный фахверк на части фасада. Идея заключалась в том, чтобы создать здание, которое, кажется, развивалось с течением времени. Другие особенности включают асимметричное размещение многокамерных окон, мансардных окон с вальмовой или односкатной крышей, круглых или сегментных проемов и дощатых входных дверей с большими декоративными коваными петлями.

 

 

 

Штат Вашингтон Примеры

Деннис Хаус
Сиэтл — 1926
Дом
Сиэтл — 1938 г.
Дом
Уолла Уолла — ок. 1934 г.
Дом Уолтера Уинтерса
Олимпия — 1931
Дом Гудвина
Лонгвью — 1939
Элдридж Хаус
Беллингем — 1926
Дом
Эверетт — 1926 г.
Дом
Порт Таунсенд — около 1929 г.
Дом
Сиэтл — 1932 г.

 

Для получения дополнительной информации:

  • Таунсенд, Гилберт и Дж. Ральф Далзелл, Как спланировать дом . Американское техническое общество. Чикаго, Иллинойс, 1946 г.
  • Мид, Марсия, «Дома с характером: Французский замок» Маленький дом. Служба малых домов архитекторов. Миннеаполис, Миннесота, 19 июля.30.
  • Sexton, Randolph W, Современные дома американского графства: 1930 , Architectural Book Publishing Co., NY, 1930
  • Чемберлен, Сэмюэл, Тюдоровские дома в Англии: с некоторыми примерами из более поздних периодов , Architectural Book Publishing Co.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *