Основы проектирования дороги – Волжский филиал МАДИ

Волжский филиал МАДИ

Региональный этап XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
DATE_FORMAT_LC2

13.12.2019
Сегодня в здании Чувашского драматическоого театра г.Чебоксары под председательством Главы Чувашской митрополии митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы состоялось пленарное заседание регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники», где наши МАДИйцы приняли активное участие.
Важнейшим моментом встречи стало подписание соглашения о сотрудничестве между Чебоксарско-Чувашской епархией и Управлением образования администрации города Чебоксары.
В рамках пленарного заседания прошло награждение победителей творческого конкурса рождественских открыток «Тепло РУК». Памятные сувениры и дипломы вручил лучшим юным художникам конкурса митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава.

 
Тест по истории Отечества
DATE_FORMAT_LC2

13.12.2019
Сегодня в нашем филиале прошла Международная образовательная акция "Тест по истории Отечества". Студенты в он-лайн форме на сайте кдгр.рф успешно выполнили 40 заданий и по завершении получили электронные сертификаты об участии.

 
С Днем рождения, любимый университет!
DATE_FORMAT_LC2

13.12.2019
Сердечно поздравляем головной вуз с 89-летием со дня основания Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)!

Наш университет прошел славный путь становления и развития. Ориентированный на качественное образование в интересах инновационного развития страны вуз осуществляет подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных не только в Москве, но и России в целом. В МАДИ, имеющем богатую историю и давние традиции, осуществляется постоянный поиск современных форм и методов обучения, активно внедряются новейшие образовательные технологии.

На счету нашего большого коллектива множество покоренных вершин, ярких побед и заслуженных наград. Высокий интеллектуальный потенциал преподавателей и сотрудников позволяет университету активно участвовать в укреплении российской высшей школы, развитии науки и инноваций, воспитывать новые поколения хороших специалистов.

Пусть эта важная дата объединит коллектив вуза в стремлении продолжать заложенные традиции и станет стартом для новых свершений!

От всей души желаем всем МАДИйцам крепкого здоровья, благополучия и процветания, новых достижений на благо родного вуза, на благо целой страны!

Коллектив Волжского филиала МАДИ

 
Ярмарка вакансий в Канашском транспортно-энергетическом техникуме
DATE_FORMAT_LC2

12.12.2019
Сегодня в стенах Канашского транспортно-энергетического техникума прошла ярмарка вакансий для студентов выпускных и предвыпускных курсов. В ней приняли участие предприятия и организации Чувашской Республики, организации системы «Транснефть» и группы «Газпром», а также представители образовательных организаций высшего образования, в том числе и Волжский филиал МАДИ.

В ярмарке вакансий приняло участие 453 студента КанТЭТ по 10 профессиям и 4 специальностям среднего профессионального образования.
Изучив выставку стендов предприятий и организаций, пройдя небольшое собеседование со специалистами кадровых служб, выпускники техникума оставили свое резюме понравившемуся вузу, многие отдали предпочтение нашему филиалу.
Также была проведена пленарная дискуссия на тему «Портрет молодого специалиста глазами студентов и работодателей», где выступила с докладом Горшенина Надежда Викторовна, начальник отдела по работе с контингентом ВФ МАДИ.
Руководство Канашского транспортно-энергетического техникума наградило благодарственными письмами директора нашего филиала Евсюкову Наталью Юрьевну, а также Горшенину Надежду Викторовну.

 
Единый урок по безопасности в сети "Интернет"
DATE_FORMAT_LC2

10.12.2019
Сегодня наши студенты написали контрольную работу на сайте Единого урока по безопасности в сети "Интернет" www.Единыйурок.дети.
Данное тестирование могут пройти обучающиеся с 7 до 19 лет. Конечно, студенты входят в старшую возрастную группу.
Первокурсники нашего филиала успешно выполнили работу, решив 20 вопросов по теме "Основные аспекты информационной безопасности: информационные, потребительские, технические и коммуникативные".

 
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Национальный проект безопасные и качественные дороги. Вводный курс"
DATE_FORMAT_LC2

09.12.2019
2-4 декабря ФГАОУ ДПО "Межрегиональный ЦППК" (г. Санкт Петербург) на базе Волжского филиала МАДИ (г. Чебоксары) провел обучение сотрудников органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, дорожно-строительных организаций, инженерно-технических и управленческих кадров в рамках реализацией национального проекта "Безопасные и качественные дороги".

За три дня обучения были прочитаны лекции по следующим темам: "Национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги. Общие сведения", "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", "Контракты жизненного цикла", "Цифровая инфраструктура как инструмент предоставления цифровых сервисов автомобильных дорог" и др.
В заключительный день были торжественно вручены удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе "Национальный проект безопасные и качественные дороги. Вводный курс".

 

 
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

www.vf.madi.ru

Лекции по Основам проектирования / road-project.okis.ru

1 Общие понятия об автомобильных дорогах

           1.1 Автомобильная дорога и её конструктивные элементы

           1.2 Элементы дороги в плане

           1.3 Элементы продольного профиля дороги

           1.4 Элементы поперечных профилей дороги

             1.5 Классификация автомобильных дорог общего пользования

             1.6 Дороги промышленных предприятий

 2 Основы расчетов движения автомобилей по дорогам

             2.1 Движение автомобиля по дороге

          2.2 Сопротивление движению автомобиля

                2.2.1 Сопротивление движению на подъем

                2.2.2 Сопротивление трения

                2.2.3 Сопротивление воздуха

                2.2.4 Сопротивление инерционных сил автомобиля

         2.3 Движение колеса и тяговое усилие

         2.4 Уравнение движения автомобиля

         2.5 Динамический фактор и динамическая характеристика

         2.6 Сцепление шин с поверхностью дороги

         2.7 Расход топлива и износ шин в зависимости от дорожных условий

 3 Проектирование кривых в плане

         3.1 Особенности движения автомобиля в плане

        3.2 Назначения радиуса кривой исходя из обеспечения ночной видимости

        3.3 Назначение длины переходных кривых

        3.4 Уширение проезжей части на кривых в плане

        3.5 Проектирование виражей

4 Требования к видимости на дорогах

        4.1 Торможение  автомобиля    

        4.2 Расстояние видимости для служебной остановки

        4.3 Расстояние видимости при обгоне

        4.4 Боковая видимость на пересечении дорог в одном уровне

        4.5 Обеспечение видимости в плане

5 Требования к элементам дороги в продольном и поперечном профилях 

        5.1 Нормирование продольных уклонов

        5.2 Назначение радиусов выпуклых вертикальных кривых

        5.3 Назначение радиусов вогнутых вертикальных кривых

        5.4 Ширина проезжей части и обочин

        5.5 Уширение проезжей части на вогнутых вертикальных кривых

        5.6 Устройство дополнительных полос проезжей части

        5.7 Аварийные съезды

6 Увлажнение земляного полотна и мероприятия по его регулированию

        6.1 Источники увлажнения земляного полотна

       6.2 Дорожно-климатическое районирование

       6.3 Классификация местности по типу увлажнения

       6.4 Оптимальное возвышение бровки земляного полотна

       6.5 Устройство изолирующих прослоек

       6.6 Дорожный поверхностный водоотвод

          6.6.1 Боковые продольные канавы

          6.6.2 Поперечные водоотводные канавы 

       6.7 Подземный водоотвод

          6.7.1 Грунтовые воды

          6.7.2 Дренирующий слой дорожных одежд и схемы отвода воды из него

          6.7.3 Дренажи

7 Деформации земляного полотна дорог

        7.1 Элементы земляного полотна

       7.2 Виды деформаций земляного полотна и грунтового основания

 8 Проектирование малых искусственных сооружений

        8.1 Классификация водных преград и сооружений через них

        8.2 Выделение малых искусственных сооружений в отдельную группу

        8.3 Определение максимальных расходов воды

            8.3.1 Определение максимального расхода ливневых вод

            8.3.2 Определение максимального расхода талых вод

       8.4 Гидравлические расчеты труб

       8.5 Проектирование укреплений в выходном русле 

9 Проектирование малых мостов

      9.1 Применение малых мостов

      9.2 Расчет бытовой глубины и бытовой скорости  потока в русле

      9.3 Схемы протекания воды под мостом

      9.4 Определение напора воды перед мостом

      9.5 Определение длины мостового отверстия

      9.6 Определение минимальной отметки проезда по малому мосту

      9.7 Определение длины малого моста

  

road-project.okis.ru

Проектирование трассы автомобильной дороги

а) Общие положения

По карте в горизонталях между заданными пунктами обычно можно запроектировать несколько внешне равноценных (конкурентоспособных) вариантов трассы. В курсовой работе следует разработать два варианта.

Проектирование трассы дороги- это творческая работа, допускающая тем больше решений, чем сложнее рельеф и ситуация местности.

Трассу дороги следует проектировать как плавную линию в пространстве, то есть взаимно увязывая элементы плана, продольного и поперечного профилей между собой и с прилегающей местностью. Она должна быть кратчайшей по длине с наименьшими объемами работ и соблюдением норм проектирования, а также хорошо вписываться в ландшафт. Малые и средние мосты, а также трубы допускается располагать при любых сочетаниях элементов плана и продольного профиля. Большие реки следует пересекать под прямым углом. Железные и автомобильные дороги равной или более высокой категории следует пересекать под углом не менее 45 градусов, желательно под углом, близким к прямому.

Во всех случаях, когда по условиям местности представляется возможность, следует принимать [14]:

  1. продольный уклон не более 30 о/оо;

  2. радиусы кривых в плане не менее 3000 м;

  3. радиусы вогнутых кривых не менее 70000 м;

  4. радиусы вогнутых кривых не менее 8000 м;

  5. длины вертикальных выпуклых кривых не менее 300 м;

  6. длины вертикальных вогнутых кривых не менее 100 м;

Если это не удается, пользуются минимальными нормами, полученными расчетом (табл. 2). В пояснительной записке дается подробное описание и обоснование каждого разработанного варианта.

  1. Проектирование плана дороги

К начальному и конечному населенным пунктам проектируемая дорога должна примыкать как прямое продолжение улицы. Возможно, но менее желательно примыкание к улице под прямым углом. Промежуточные населенные пункты дороги 1-3 категорий обходят на расстоянии не ближе 200 м от границы застройки с устройством подъездных дорог. Дороги 4-5 категорий желательно пропускать через населенные пункты. Под дорогу следует использовать худшие, с точки зрения сельского хозяйства земли, пустыри или с малоценными насаждениями. Следует избегать прохождение трассы по карстовым и оползневым местам. Болота дорогами высоких категорий обходить не следует. Леса и даже группы деревьев следует обходить только в степных районах. При пересечении дорогой лесных массивов некрасивы сквозные прямые. При входе в лес и выходе через него целесообразно устраивать кривые.

Чем покойней рельеф, тем дорога может быть проложена более длинными прямыми участками, однако их длины следует ограничить 3-4 км, учитывая снижение внимательности водителей. В таких случаях кривые должны выглядеть не искусственными, а мотивированными (обход населенного пункта, озера, удобное пересечение крупного водотока или железной дороги и т.д.)

Радиусы соседних или расположенных невдалеке друг от друга кривых не должны различаться более, чем в 1,3 раза.

В условиях пересеченного рельефа длины прямых и кривых участков трассы, как правило, не должны различаться между собой более, чем в 2-3 раза.

Следует избегать проектирования коротких кривых (менее 200м) между длинными прямыми. В этом случае необходимо увеличить их радиус. Следует также избегать коротких прямых (менее300 м) между длинными кривыми. Если такие кривые обращены в одну сторону, их следует объединить в одну путем увеличения радиуса. Если кривые обращены в разные стороны, целесообразно или увеличить их радиусы, добившись сопряжения, или расположить между ними переходные кривые.

Кривые в плане в продольном профиле рекомендуется совмещать. При этом длины кривых в плане рекомендуется принимать равными или большими длин вертикальных кривых, в смещение вершин кривых в плане с началом вертикальных кривых в продольном профиле, расположенных на последующих прямых участках.

Нельзя допускать устройства кривых малого радиуса в конце затяжных спусков.

При трассировании в сложных условиях рельефа, когда возникает необходимость преодолеть крутой склон, для выяснения общего направления трассы ее целесообразно проложить напряженным ходом.

Для этого необходимо определить минимальное расстояние между смежными горизонталями в масштабе карты, соответствующее минимально допустимому продольному уклону:

l =1000hM/ imax (24)

где l – минимальное расстояние между горизонталями, мм

h – сечение горизонталей, м

imax – максимально допустимый продольный уклон

М – масштаб карты.

Пример: imax=0,04; h=5 м, М=1:10000

l=(1000·5)/(0,04·10000)=12,5 мм.

Затем раствором циркуля, равным 12,5 мм, делают засечки на горизонталях, последовательно передвигаясь вверх или вниз по склону.

Полученная ломаная линия является основой плана трассы на этом участке.

В) Проектирование продольного профиля

Проектирование продольного профиля следует начинать с определения контрольных точек и их отметок. Контрольными точками являются отметки примыкания проектируемой дороги в начальной и конечной точках, отметки пересечения в одном уровне автомобильными и железными дорогами, отметки улиц населенных пунктов, через которые проходит проектируемая дорога.

К контрольным точкам следует также отнести минимальные отметки насыпи в местах пересечения водотоков, автомобильных и железных дорог в разных уровнях. Эти отметки не могут быть уменьшены. Увеличение их допустимо.

В данной курсовой работе можно определить отметки таких контрольных точек следующим образом:

  1. На суходолах устраиваются трубы. При минимальном диаметре трубы 1 м, минимальная рабочая отметка насыпи 1,62 м. Для труб большего диаметра рабочая отметка соответственно увеличивается.

  2. В разных уровнях пересекаются автомобильные дороги, если суммарная интенсивность движения двух пересекающихся дорог превышает 400 авт./сутки.

Габарит в свету над пересекаемой дорогой 1-3 категорий 5,0 м, над дорогами 4 и5 категорий – 4,5 м, строительная высота путепровода может быть принята 0,9-1,1 м. Минимальная рабочая отметка насыпи у путепровода равна сумме габарита и строительной высоты.

  1. В курсовой работе все железные дороги следует пересекать в разных уровнях. Габарит над электрофицированной железной дорогой – 6,5 м, второстепенной – 5,5 м. Строительная высота путепровода – 1,0-1,1 м.

  2. При пересечении полевых дорог – габарит 4,5 м, скотопрогонов – 2,5 м. В обоих случаях строительная высота принята 0,75 м. При пересечении малых (несудоходных) постоянных водотоков, габаритом принимается над расчетным горизонтом высоких вод (образуясь с картой) – 0,75 м. Для судоходных рек габарит определяется по табл. 3, строительная высота – по табл.4. В качестве расчетного судоходного горизонта можно принять среднюю рабочую отметку между горизонтом меженных вод (отметка дается на карте) и отметкой берега.

При нанесении проектной линии нужно придерживаться следующих правил:

Продольные уклоны необходимо принимать в целых тысячных.

Если уклоны местности меньше максимальных, допустимых для данной категории местности, проектирование следует вести по обертывающей, в низкой насыпи, при этом дорога лучше вписывается в ландшафт и легче архитектурно оформляется, производство земляных работ упрощается, облегчается система водоотвода и т.д. Высота такой насыпи определяется в зависимости от уровня грунтовых и поверхностных вод, типа грунтов и дорожно-поверхностной зоны.

Таблица 3

Расстояние от расчетного судоходного горизонта до низа пролетного строения (подмостовой габарит)

Класс реки

Габарит, м

Судоходные, местного значения 4 класса

5 класса

Малые реки 6-7 классов

10,0

7,0

3,5

Таблица 4

Ориентировочная высота пролетного строения моста

Пролет моста, м

Строительная высота, м

Пролет моста, м

Строительная высота, м

6,0

9,0

12-18

0,85

0,90

1,05

24

33

42

1,35

1,65

2,15

Климатическая зона определяется по карте дорожно-климатического районирования, рис.12.1 [16].

Наименьшее возвышение низа дорожной одежды над источниками увлажнения принимается по нормам, приведенным в приложении табл.7.

Уровень грунтовых вод и другие гидрологические данные в курсовой работе можно принимать по указанию руководителя. Толщину дорожной одежды можно принять ориентировочно 0,4-0,6 м.

Таким образом, руководящая рабочая отметка насыпи будет равна сумме величин, взятых из табл. 7 и толщины дорожной одежды.

При проектировании по свертывающей не следует проектную линию делать волнистой за счет повторения мелких складок рельефа.

Чем сложнее рельеф и выше класс дороги, тем чаще приходится прибегать к проектированию по секущей. При этом необходимо стремиться к балансу объемов земляных работ, то есть равенству объемов насыпей и выемок. Все же с учетом удаления растительного грунта объемы насыпей следует брать несколько больше, чем объемы выемок. Превышение объемов выемок над насыпями говорит о том, что проектная линия занижена, что недопустимо.

В точках перелома профиля с алгебраической разностью смежных участков более 5% для дорог 1-2 категории, 10% - для дорог 3 категории, 20% - остальных категорий, необходимо устраивать вертикальные кривые. Радиусы вертикальных кривых следует брать возможно большими, но с учетом размещения тангенсов на элементах между точками перелома профиля.

Не следует допускать потерь высоты, т.е. на длинных участках с общим подъемом не должно быть отдельных элементов с обратным уклоном.

При длительных подъемах с уклоном, близким максимальному, лучше в начальной и конечной части подъема сделать уклоны меньшие, а в средней – равный максимальному. Это больше соответствует динамике движения автомобиля и рельефу местности.

В выемках и в нулевых отметках для обеспечения водоотвода необходим продольный уклон не менее 5 0/00.

Более подробные указания и нормы проектирования продольного профиля даны в литературе[3, 12, 16].

Г) Оформление плана и продольного профиля трассы

Выполняется в соответствии с принятыми правилами. План: рис. 6.2. [16], рис. 2.1. [3], или рис. 10 [12]. Продольный профиль рис.6.3. [16], рис. 60 [12].

Варианты трассы на карте наносят сплошными линиями толщиной около 1 мм (основной вариант – красной тушью. Тангенсы кривых – тонкими линиями. Начало и конец кривой обозначаются черточками – продолжением радиусов кривой, на них отмечается пикет начала и конца кривой У вершины угла поворота ставится его номер.

Разбивка пикета ведется от начальной точки. Предварительно определяются параметры всех кривых плана [10] и заполняется ведомость углов поворота, кривых и прямых (табл. 5) и [12]. Если необходимо устройство переходных кривых, их элементы определяются по таблице [16] или расчетом формулы (45-49).

От вершины угла поворота в обе стороны откладываются значения тангенсов круговых кривых и дополнительных тангенсов (t) переходных кривых. Определяются точки начала переходной кривой (НПК), начала круговой кривой (НКК), конца круговой кривой (ККК) и конца переходной кривой (КПК).

Далее поступают следующим образом. От начала дороги измеряют расстояние до первого угла поворота и определяют его пикетажное положение. Затем вычитают длину тангенса круговой кривой и дополнительного тангенса переходной и определяют пикет начала переходной кривой. Прибавляя к полученному пикету длину кривой (круговой и двух переходных), определяют пикет конца переходной кривой. От этой точки отмеряют расстояние до следующей вершины угла поворота и т.д.

После определения пикетажа начала и конца кривых производится разбивка на пикеты всех прямых и кривых плана трассы.

Продольный профиль вычерчивается на полосе миллиметровой бумаги шириной 30 см, в масштабах: горизонтальный – 1:5000 (1 пикет – 2 м), вертикальный – 1:500, для геологического разреза в 1 см – 0,5 м с соблюдением стандартных размеров сетки.

Отметки принимаются с точностью 1 см, расстояние 1 м.

Таблица 5

Ведомость углов поворота, прямых, круговых и переходных кривых

№ углов поворота

Вершина угла

Величина угла, 

Элементы круговой и переходной кривых, закругление

Начало закругления

Конец закругления

Прямые

ПК

+

Влево

Вправо

R

T

L

Дополнит. Тангенс t=L/2

T+L/2

1= -2 

K1

K=K1+2L

ПК

+

ПК

+

Длина

Румб

Грунтово-геологический разрез принимается по литературным источникам условно.

В курсовой работе графы сетки продольного профиля: грунты земляного полотна, конструкция дорожной одежды, тип поперечных профилей, укрепление кюветов можно не заполнять.

Разбивка вертикальных кривых производится по таблицам или упрощенным формулам [10].

Длина вертикальных кривых:

K= R (i1-i2) (25)

Уклоны выражаются дробью (не в промилях!),

где (i1-i2) – алгебраическая разность уклонов;

Т=К/2 (26)

Б=Т2/2 R (27)

Ордината любой точки, откладываемая от касательной (тангенса), или продоложения уклона, для выпуклой кривой-вниз, для вогнутой-вверх

Y=X2/2R (28),

где X – расстояние от начала кривой.

Для облегчения проектирования вертикальных кривых созданы специальные шаблоны. Пользование ими значительно ускоряет работу.

studfile.net

Курсовой проект №1 Основы проектирования автомобильных дорог

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

ПЕРМСКИЙ НАУЧНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «Строительство автомобильных дорог и мостов»

Проектирование участка автомобильной дороги”

Выполнил студент гр. САД

Могильников Д.А.

Проверил преподаватель

Щепетева Л.С.

г. Пермь

2012 г.

Содержание курсового проекта стр.

  1. Введение ………………………………………………………………………… 2

  2. Характеристика природно-климатических условий проектирования ..... 3

    1. Климат …………………………………………………………………………… 3-4

2.2 Рельеф ……………………………………………………………………………. 5

2.3 Растительность и почвы ………………………………………………………… 6

2.4 Гидрология и гидрография ……………………………………………………... 6

2.5 Инженерно-геологические условия…………………………………………….. 7

3. Техническая характеристика проектируемого участка

автомобильной дороги …………………………………………………………... 8

3.1 Установление технической категории дороги ………………………………... 8

3.2 Расчет ширины проезжей части и числа полос движения …………………… 8-10

3.3 Расчет ширины земляного полотна …………………………………………… 10

3.4 Расчёт минимальных радиусов кривых в плане ……………………………… 10-11

3.5 Определение расстояния видимости ………………………………………… 12-13

3.6 Определение минимальных радиусов выпуклых

и вогнутых вертикальных кривых ………………………………………………. 13-15

4. Проектирование трассы в плане ……………………………………………. 16

4.1 Выбор направления трассы ……………………………………………………17

4.2 Ведомость углов поворота, прямых и кривых ………………………………. 18-21 4.3 Сравнение вариантов трассы ……………………………………………......... 22

5. Проектирование малых искусственных сооружений …………………….. 23

5.1 Определение максимального расхода от ливневых вод …………………….. 23

5.2 Определение максимального расхода от талых вод …………………………. 23

5.3 Определение длины трубы ……………………………………………………. 24

6. Проектирование земляного полотна ………………………………………...25

6.1 Расчет руководящих отметок и отметок контрольных точек ………………. 25

6.2 Проектирование продольного профиля ………………………………………. 25

6.3 Проектирование поперечного профиля ……………………………………….. 26

7. Подсчет объемов земляных работ ..................................................................... 27-30

Список литературы……………… ..................................................................... 31

1. Введение

Автомобильные дороги представляют собой сложный комплекс инженерных сооружений для непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

Без автомобильных дорог не может функционировать ни одна отрасль экономики страны. Уровень развития и технического состояния дорожной сети существенно влияют на экономическое и социальное развитие страны в целом, так и ее отдельных регионов, поскольку надежные транспортные связи способствуют повышению эффективности использования основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов, повышению производительности труда.

Современные автомобильные дороги обслуживают массовые пассажирские и грузовые перевозки. Они стали местом повседневной работы миллионов водителей, ими пользуются пассажиры автобусов и многочисленные туристы. Все это делает необходимым предъявлять к автомобильным дорогам столь же обязательные высокие архитектурно – эстетические требования, как и к любому инженерно – техническому сооружению массового пользования. Постройка дорог должна сопровождаться созданием широкой сети предприятий, предназначенных для обслуживания, как водителей и пассажиров, так и автомобилей. Все эти комплексы сооружений должны вводиться в действие одновременно со сдачей дороги в эксплуатацию.

При строительстве автомобильных дорог возникает необходимость активного решения ряда актуальных проблем развития технологии строительства дорог, среди них такие комплексные технико-экономические проблемы, как: снижение стоимости, повышение эффективности и качества дорожного строительства.

studfile.net

Курсовой проект по основам проектирования / road-project.okis.ru

Состав пояснительной записки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

  1.1 Климат

  1.2 Рельеф

  1.3 Растительность и почвы

  1.4 Гидрография и гидрология

  1.5 Инженерно-геологические условия

  1.6 Сведения о наличии дорожно-строительных материалов

  1.7 Заключение по природным условиям

2 ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ДОРОГИ

  2.1 Определение  категории дороги

  2.2 Основные технические показатели автомобильной дороги

3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАНТОВ ТРАССЫ

  3.1 Описание трассы по воздушной линии

  3.2 Описание 1-го варианта трассы

  3.3 Описание 2-го варианта трассы

  3.4 Сравнение вариантов трассы

  3.5 Вынос выбранного варианта трассы на местность

4 ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ДЛЯ ВЫБРАННОГО ВАРИАНТА ТРАССЫ

  4.1 Обоснование руководящих отметок и контрольных точек

  4.2 Описание проектной линии

Пример чертежа по методу тангенсов

5 ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

5.1 Поперечные профили земляного полотна

  5.2 Объемы работ по устройству земляного полотна (текст, архивный файл программы)

  5.3 Полоса отвода

6 РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ВОДООТВОДА

  6.1 Система поверхностного отвода воды. Параметры кюветов

  6.2 Назначение малых и больших водопропускных сооружений

7 РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТА ДЕТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

    7.1 Вираж

    7.2 Устойчивость откоса высокой насыпи (текст, пример чертежа)

    7.3 Видимость на кривой в плане

    7.4 Нагорная канава (текст, пример чертежа)

    7.5 Проектирование трубы на ПК …+…

               7.5.1 Определение расчетного максимального расхода воды

               7.5.2 Расчет отверстия трубы

               7.5.3 Назначение технических параметров трубы:

                        -минимальной  отметки насыпи над трубой; 

                        -длины искусственного сооружения;

                        -укреплений за малым искусственным сооружением.  

8. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А Ведомость углов поворота, прямых и кривых

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ведомость отметок земли по оси дороги

ПРИЛОЖЕНИЕ В Ведомость объемов земляных работ

 Условные знаки, используемые на карте

 Чертежи поперечных профилей земляного полотна

 

Графическая часть проекта

 Лист №1 «Природные условия и план трассы» (скачать архивный файл), лист №2 «Продольный профиль» (скачать архивный файл), лист №3 «Поперечные профили земляного полотна».

 

Список источников

  1.  Проектирование автомобильных дорог. Основы [Электронный ресурс]: учебное пособие /В.И. Жуков В.И., Т.В. Гавриленко. – Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2014. – 144 с.
  2. Федотов Г.А., Поспелов П.И. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. В 2 кн. Кн.1: Учебник. – М.: Высш. шк., 2009. - 646 с.
  3. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».
  4. ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.  Введ. 01.05.2006 Москва: Стандартинформ, 2006.  3 с.
  5. ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.– Москва: Стандартинформ, 2006.-8 с.
  6. ГОСТ 21.701-2013 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог. – Москва: Стандартинформ, 2014. – 35 с.
  7. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* / Мин-во регионального развития Российской Федерации. – М., 2013. – 139 с.
  8. СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 / Мин-во регионального развития Российской Федерации. – М., ФАУ «ФЦС», 2013. – 110 с.
  9. СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная редакция  СНиП 23-01-99* / Мин-во регионального развития Российской Федерации. – М., 2013. – 109 с.
  10. СП 33-101-2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик / Госстрой России. – М, 2004. – 74 с.
  11. СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* / Мин-во регионального развития Российской Федерации.- М., 2011. – 287 с.
  12. Данные метеостанций по интенсивности и скоростям ветра.
  13. О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса [Электронный ресурс]: постановление правительства РФ  от 2 сентября 2009 г. № 717. Доступ из справ.- правовой сист. «КонсультантПлюс».
  14. Система менеджмента качества.  Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности. СТО 4.2–07–2014 / Сиб. федер. ун-т. – Красноярск, 2014.- 60 с.

road-project.okis.ru

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

13.ВП 110-58. Правила безопасности при работе на дорожных машинах.

14.ВСН 23-75. Указания по разметке автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР, 1975.

15.Рекомендации по подготовке строительных площадок к производству строительно-монтажных работ в условиях Крайнего Севера, 1969.

16.Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством автомобильных дорог. Минтрансстрой СССР, 1983.

17.Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством федеральных автомобильных дорог. Минтранс России, 1994.

18.СНиП 12-01-2004. Организация строительства.

2.1. Общие положения

Проектирование инженерных сооружений регламентируется соответствующими нормативными документами: общими - для инженерного строительства, частными - для конкретного вида строительства.

В настоящей справочной энциклопедии приведены основополагающие положения из СНиП и ГОСТов как для общего строительства, так и для транспортного в тех случаях, когда необходимы дополнения позиций и пояснений, касающихся правовых, финансовых отношений, а также состава и объема проектной документации при проектировании автомобильных дорог.

Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый Заказчиком с привлечением им для разработки проектной документации проектно-изыскательских, строительных и других организаций.

61

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Заказчик на договорной основе может делегировать соответствующие права юридическим или физическим лицам (имеющим право на такого рода деятельность), возложив на них ответственность за разработку и реализацию проекта. Неотъемлемой частью договора (контракта) является задание на проектирование. В качестве примера в приложении 2.1. приведено Задание на разработку инженерного проекта на капитальный ремонт автомобильной дороги, составленное ФГУП «Союздорпроект».

Во все проектные материалы необходимо своевременно вносить изменения, связанные с новыми нормативными документами.

Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство инженерных сооружений изложены в СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений».

Проекты, рабочие проекты на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, подлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации. Порядок утверждения проектной документации представлен в СНиП 11-01-95.

Основными принципами современной технологии проектирования являются:

комплексность выполнения проектно-изыскательских работ с использованием современной вычислительной техники и средств автоматизации, применением аэрокосмических методов, лазерных и электронных приборов с автоматической регистрацией результатов измерений;

широкое применение математических методов оптимизации и моделирования процессов при проектировании;

применение многовариантного проектирования.

Проектирование инженерных сооружений выполняют в несколько стадий:

разработка предпроектной документации;

62

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

разработка инженерного проекта;

разработка рабочей документации.

Инженерное строительство включает в себя и транспортное строительство. Поэтому проектирование автомобильных дорог проводят также по указанным выше стадиям.

Предпроектное проектирование предполагает на основе анализа многих вариантов выбрать наиболее рациональный вариант трассы дороги (или сети дорог) с учетом природноклиматических и инженерно-геологических факторов, экономических расчетов и технологических возможностей.

Разработку предпроектной документации на строительство осуществляют в три этапа:

определение цели инвестирования;

разработка ходатайства о намерениях;

разработка обоснования инвестиций в строительство объекта.

Основными целями и задачами инженерного проекта являются:

обоснование рациональных технических решений для намеченных в обосновании инвестиций участков дороги (дорог), подлежащих строительству, реконструкции или капитальному ремонту;

определение технических решений и объемов строительных работ;

подготовка тендерной документации для проведения конкурса подряда;

разработка материалов и подготовка документов для отвода земель и компенсации по сносу существующих сооружений и насаждений.

Основными целями и задачами разработки рабочей документации являются:

63

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

обоснование наилучших технических решений для наиболее сложных участков трассы;

разработка дополнительной документации на индивидуальные инженерные решения;

подготовка тендерной документации на проведение конкурса подряда (при необходимости в дополнение к стадии разработки инженерного проекта).

Таким образом, основным проектным документом на строительство объектов является технико-экономическое обоснование (проект)* строительства.

*П р и м е ч а н и е : Двойное обозначение стадии, единой по составу и содержанию, принято в целях преемственности нормативной базы.

На его основании разрабатывают проектную документацию.

Для технически сложных объектов и в случае сложных природных условий проектирования по решению заказчика (или заключению государственной экспертизы) одновременно с разработкой документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные проработки проектных решений по отдельным вопросам.

2.2. Предпроектное проектирование

Предпроектное проектирование выполняют при составлении схем развития автомобильных дорог, при разработке обоснования инвестиций (в том числе и для конкретного дорожного объекта).

На этом этапе используют имеющиеся фондовые материалы инженерных изысканий, имеющиеся аэрофотоматериалы. При необходимости производят рекогносцировочные обследования. При строительстве на слабых грунтах вопрос об их сохранении в основании сооружений решают на основе инженерногеологических изысканий, выполняемых в сокращенном объеме и с минимумом исследований грунтов (см. главу 6).

Исходные данные для разработки обоснования инвестиций, передаваемые Заказчику, следующие:

ранее оформленные и оформленные с разработкой обоснования инвестиций решения администрации Правительства республики,

64

studfile.net

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

15.Рекомендации по подготовке строительных площадок к производству строительно-монтажных работ в условиях Крайнего Севера, 1969.

16.Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством автомобильных дорог. Минтрансстрой СССР, 1983.

17.Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством федеральных автомобильных дорог. Минтранс России, 1994.

18.СНиП 12-01-2004. Организация строительства.

2.1. Общие положения

Проектирование инженерных сооружений регламентируется соответствующими нормативными документами: общими - для инженерного строительства, частными

-для конкретного вида строительства.

Внастоящей справочной энциклопедии приведены основополагающие положения из СНиП и ГОСТов как для общего строительства, так и для транспортного в тех случаях, когда необходимы дополнения позиций и пояснений, касающихся правовых, финансовых отношений, а также состава и объема проектной документации при проектировании автомобильных дорог.

Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый Заказчиком с привлечением им для разработки проектной документации проектно-изыскательских, строительных и других организаций. Заказчик на договорной основе может делегировать соответствующие права юридическим или физическим лицам (имеющим право на такого рода деятельность), возложив на них ответственность за разработку и реализацию проекта. Неотъемлемой частью договора (контракта) является задание на проектирование. В качестве примера в приложении 2.1. приведено Задание на разработку инженерного проекта на капитальный ремонт автомобильной дороги, составленное ФГУП «Союздорпроект».

Во все проектные материалы необходимо своевременно вносить изменения, связанные с новыми нормативными документами.

Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство инженерных сооружений изложены в СНиП

54

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений».

Проекты, рабочие проекты на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, подлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации. Порядок утверждения проектной документации представлен в СНиП 11-01-95.

Основными принципами современной технологии проектирования являются:

комплексность выполнения проектно-изыскательских работ с использованием современной вычислительной техники и средств автоматизации, применением аэрокосмических методов, лазерных и электронных приборов с автоматической регистрацией результатов измерений;

широкое применение математических методов оптимизации и моделирования процессов при проектировании;

применение многовариантного проектирования.

Проектирование инженерных сооружений выполняют в несколько стадий:

разработка предпроектной документации;

разработка инженерного проекта;

разработка рабочей документации.

Инженерное строительство включает в себя и транспортное строительство. Поэтому проектирование автомобильных дорог проводят также по указанным выше стадиям.

Предпроектное проектирование предполагает на основе анализа многих вариантов выбрать наиболее рациональный вариант трассы дороги (или сети дорог) с учетом природно-климатических и инженерно-геологических факторов, экономических расчетов и технологических возможностей.

Разработку предпроектной документации на строительство осуществляют в три этапа:

определение цели инвестирования;

разработка ходатайства о намерениях;

разработка обоснования инвестиций в строительство объекта.

55

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Основными целями и задачами инженерного проекта являются:

обоснование рациональных технических решений для намеченных в обосновании инвестиций участков дороги (дорог), подлежащих строительству, реконструкции или капитальному ремонту;

определение технических решений и объемов строительных работ;

подготовка тендерной документации для проведения конкурса подряда;

разработка материалов и подготовка документов для отвода земель и компенсации по сносу существующих сооружений и насаждений.

Основными целями и задачами разработки рабочей документации являются:

обоснование наилучших технических решений для наиболее сложных участков трассы;

разработка дополнительной документации на индивидуальные инженерные решения;

подготовка тендерной документации на проведение конкурса подряда (при необходимости в дополнение к стадии разработки инженерного проекта).

Таким образом, основным проектным документом на строительство объектов является технико-экономическое обоснование (проект)* строительства.

* П р и м е ч а н и е: Двойное обозначение стадии, единой по составу и содержанию, принято в целях преемственности нормативной базы.

На его основании разрабатывают проектную документацию.

Для технически сложных объектов и в случае сложных природных условий проектирования по решению заказчика (или заключению государственной экспертизы) одновременно с разработкой документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные проработки проектных решений по отдельным вопросам.

2.2. Предпроектное проектирование

Предпроектное проектирование выполняют при составлении схем развития автомобильных дорог, при разработке обоснования инвестиций (в том числе и для конкретного дорожного объекта).

56

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

На этом этапе используют имеющиеся фондовые материалы инженерных изысканий, имеющиеся аэрофотоматериалы. При необходимости производят рекогносцировочные обследования. При строительстве на слабых грунтах вопрос об их сохранении в основании сооружений решают на основе инженерногеологических изысканий, выполняемых в сокращенном объеме и с минимумом исследований грунтов (см. главу 6).

Исходные данные для разработки обоснования инвестиций, передаваемые Заказчику, следующие:

ранее оформленные и оформленные с разработкой обоснования инвестиций решения администрации Правительства республики, края или области о предварительном согласовании земельных участков для строительства дороги и акты выбора земельных участков к ним (при их наличии).

Перечень документов, которые могут быть использованы при разработке обоснования инвестиций приведены в приложении 2.2.

Перечень материалов, включаемых в состав обоснования инвестиций, приведен в приложении 2.3.

2.3. Разработка проектной документации

Разработку проектной документации на строительство дорожного объекта (объектов) осуществляют на основе утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций. Проектной документацией детализируют принятые в обосновании решения и уточняют основные технико-экономические показатели.

Проектную документацию разрабатывают преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер).

Инженерный проект состоит из трех частей:

обосновывающие материалы, предназначенные для Заказчика и экспертизы инженерного проекта;

контрактные материалы, предназначенные для включения в тендерную документацию для конкурса подряда и исполнения инженерного проекта;

материалы для оформления отвода земель.

Обосновывающие материалы состоят из следующих разделов:

пояснительная записка;

57

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *