Плоская резьба по дереву – Прорезная и плоско рельефная резьба по дереву: эскизы и рисунки

Содержание

Прорезная и плоско рельефная резьба по дереву: эскизы и рисунки

Рельефная резьба по дереву может стать не просто увлечением. Освоив навыки владения инструментов и познакомившись с технологией, мастер сможет получить хороший и стабильный источник дополнительного дохода. Украшения из дерева востребованы и в квартирах, и в загородных домах.

Пример картины выполненной рельефной резьбой Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Типы резьбы по дереву

Резьба по дереву — традиционный промысел многих народов. Этот тип прикладного искусства имеет многовековую историю. И за это время мастера создали несколько разновидностей технологий, таких как:

К тому же как отдельную разновидность специалисты выделяют обработку дерева в кудринском стиле (кудринско-абрамцевском). Своим названием стиль обязан месту своего рождения — деревне Кудрино в Подмосковье. Он отличается обильными растительными орнаментами, гирляндами из цветов, в которых помещены своеобразные животные и птицы.

Свое название тип обработки дерева получил от слова «рельеф», что в нашем случае понимается как участки, поднятые над общей поверхностью. Плоскорельефная резьба, в свою очередь, делится по способам исполнения на:

  • барельефную;
  • горельефную.

Первый тип имеет высокий рельеф, второй — более низкий. Признаком глухой разновидности обработки древесины является сплошная резная поверхность фона без ровных поверхностей.

Пошаговое выполнение плоскорельефной резьбы

В плоскорельефной резьбе фон расположен ниже уровня рисунка, и его выбирают стамеской того или иного типа. Одна из разновидностей художественной обработки дерева — контурная резьба. Она отличается от рельефной тем, что на поверхность материала наносится рисунок, контуры которого выбираются специальным инструментом.

Выступающая часть остается плоской, и только контуры подчеркивают изображение, в то время как рельефно выполненная резьба имеет фигурную поверхность рисунка.

Отметим, то прорезная обработка подразумевает полную выборку фона, то есть рисунок словно висит в воздухе.

Вернуться к оглавлению

Что можно получить, вырезая по дереву

Основным рисунком, который выполняется в технике плоскорельефная резьба или же другой его разновидности, является орнамент для резьбы. Это может быть простой геометрический рисунок или же растительность, стилизация.

Пример шкатулки выполненной рельефной резьбой

Более опытные мастера включают в свои работы изображения животных, птиц, людей. Присутствуют как традиционные народные сюжеты, так и композиции на темы современности. Все упирается в мастерство автора и его умение перенести на доску изображение.

Поскольку исходным материалом для такого типа работы является деревянная доска, то из нее делают:

Ассортимент изделий очень велик. Рельефно можно обработать поверхность разделочной доски и подоконник, в общем, любую вещь в доме, имеющую плоскую поверхность. Наиболее востребованными являются сувениры, выполненные в стиле рельефная или контурная резьба.

Сделанная своими руками вещь в традиционном народном духе станет прекрасным подарком для родных и близких. А еще, освоив работу, мастер сможет продавать сувениры через интернет. Такие изделия очень востребованы, особенно за границей.

Вернуться к оглавлению

Как выбрать и подготовить дерево для резьбы

Начинать тренироваться делать резные рельефные поверхности можно на уже готовых досках. Подойдут полки со старых стеллажей, детали, которые можно купить за бесценок в любом столярном цеху или на пилораме. Наиболее подходящей для резьбы считается древесина липы. Из плюсов этой породы мастера отмечают равномерную плотность, незначительную усадку при сушке и быстрое высыхание, кроме того, возможность резать рельефно как вдоль волокон, так и поперек них.

Перед работой материал нужно просушить. Дерево заготавливают с ноября по февраль, когда в нем мало соков. Если мастер покупает уже готовую заготовку, то нужно уточнить, была ли она просушена. Если делает сам, то процесс выглядит следующим образом. Сперва ствол очищается от веток и коры, потом режется на части.

Затем дерево для резной обработки вываривается в емкости с добавлением соли в течение 4 часов. Это удалит соки и ускорит процесс сушки. Затем заготовки опускают в подвал, где ставят стоймя на бетонный пол. Это вытянет излишек влаги, после чего древесину укладывают в проветриваемом помещении под навесом для сушки. Нормальным считается содержание влаги в пределах 12-10%. Без специальных приборов содержание можно узнать так. С торца срезают кусок длиною 3 см и шириною 15 см (лишнее удаляют).

Фрагмент взвешивают, после чего сушат 5 часов при температуре +100°С в духовке.

После снова взвешивают и делают вычисления. Для этого полученную разницу делят на 150 и умножают на 100. Результат покажет имеющуюся влажность.

Вернуться к оглавлению

Какие инструменты потребуются для работы

Работа с деревом выполняется в несколько этапов.

Этапы резьбы по дереву

И для каждого из них нужен свой набор инструментов и принадлежностей. Первый этап — подготовка материала. Для этого выбирается хорошо просушенная древесина, поверхность которой выравнивается и шлифуется. Начинающим мастерам лучше использовать материалы из мягких пород, сосны или липу. Работа с ними не требует больших усилий, а в случае ошибки можно взять новую доску, потому что эти породы недорогие и доступные.

С ростом уровня мастерства резчик перейдет на обработку более красивой древесины, такой как ольха, клен, ясень, а также более твердой — дуба, бука и др.

Второй этап — выбор рисунка. Выбрав понравившийся, мастер делает эскизы для резьбы, то есть переносит изображение на поверхность дерева. Первые шаги в обработке дерева рельефно опытные мастера советуют начинать с простых геометрических рисунков.

Подборка эскизов и узоров для рельефной резьбы

Освоив технику и набив руку, можно переходить к сложным растительным орнаментам.

Для работы будут нужны:

  • стамески;
  • штихеля;
  • ножи-резаки;
  • резцы;
  • молоток для стамесок;
  • набор для правки инструмента.

Специалисты отмечают, что для каждого типа древесины необходим свой набор инструментов. Для обработки поверхности также нужна наждачная бумага разного размера и набор для шлифовки дерева. Прорезная обработка также требует наличия набора надфилей.

Вернуться к оглавлению

Особенности рельефной резьбы

Специалисты отмечают, что плоскорельефная резьба и другие разновидности подобной обработки дерева имеют ряд особенностей. Технология делает невозможной полировку древесины. Поэтому мастера ограничиваются только чистовой отделкой и шлифовкой крупных элементов рисунка.

Эскизы делаются в масштабе 1:1, чтобы было удобно переносить рисунок на поверхность. Для этого лучше использовать миллиметровую бумагу и кальку, что упросит перенос изображения.

Эскиз для рельефной резьбы выполненный самостоятельно

Изготавливая рельефно изображение, контур сперва прорезают, а потом начинают обрабатывать, придавая выпуклость рисунку. Делая эскизы, нужно помнить об этом. Отметим, что прорезная обработка образуется из плоскорельефной. Для этого нужно удалить имеющийся фон, оставив только выпуклый рисунок.

proekt-sam.ru

Плосковыемчатая резьба. Секреты резьбы по дереву

Плосковыемчатая резьба

Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и геометрическую.

Для контурной резьбы характерны неглубокие двухгранные выемки, которые выполняются по контуру рисунка. Чаще всего это изображения животных, птиц, флористических мотивов (цветов, листьев). Изображение, выполненное в технике контурной резьбы, напоминает гравировку, поскольку линии отличаются жесткостью, игра светотени практически отсутствует. Обычно элементы контурной резьбы входят как составляющие в другие виды – геометрическую, плоскорельефную. Нередко контурную резьбу сочетают с росписью.

Контурная резьба

После того как будет пройден базовый курс, можно переходить к выполнению различных видов резьбы. Начинать следует с более простых, постепенно переходя к сложным. Техника контурной резьбы является относительно простой. Она представляет собой линейный, немного углубленный рисунок, образуемый прямыми, извилистыми или ломаными линиями, которые складываются в двухгранные либо полукруглые выемки и очерчивают контуры изображения (рис. 63).

Рис. 63. Контурная резьба на разделочных досках

В технике контурной резьбы выполняют панно, посуду, мебель, всевозможные орнаменты при оформлении отдельных деталей деревянного дома (наличников, косяков и пр.). В составе крупных композиций контурную резьбу используют для выполнения прожилок, сетки, отдельных деталей. В этом виде резьбы нет рельефа, но декоративность достигается благодаря линии, которая может быть разной по ширине и глубине; выборке фона вокруг линейных, орнаментальных и фигурных композиций; сочетанию с другими разновидностями резьбы по дереву.

От сложности узора зависит и выбор использующегося инструмента, но чаще всего применяют ножи-косяки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, отлогую стамеску, клюкарзу-уголок и полукруглую клюкарзу. Иногда требуются и прямые стамески.

Любая разновидность резьбы начинается с разметки заготовки и нанесения на нее рисунка, который можно выполнить по шаблону или скопировать с оригинала. Поверхность, на которую наносят рисунок, может быть неотделанной (чтобы при этом рисунок не стерся с чистой поверхности, линии повторяют прозрачным лаком) или лакированной. Нередко ее окрашивают темным цветом, лакируют и полируют.

Секреты между строк

Как определить направление волокон внутри нароста?

На направление волокон нароста указывает его внешняя форма. В слоях, прилегающих к поверхности, волокна располагаются по форме нароста. Там, где наружная поверхность перегибается, внутренние волокна меняют свое направление, углубляясь внутрь практически под углом 90° относительно основания нароста, что видно на срезе. Наружный слой нароста не менее декоративен, на чем основывается способ обработки его поверхности, называемый рваными волокнами.

Заготовка должна быть неподвижна, поэтому ее закрепляют на верстаке.

Первые опыты контурной резьбы лучше осуществлять на мягкой древесине, например на липе или осине. А по мере приобретения опыта и определенного владения инструментом можно использовать древесину твердых пород (березу).

Секреты между строк

Чем отличается карельская береза от повислой?

Карельская береза имеет на стволе бочковидные утолщения, которые на тангенциальном срезе имеют необычной красоты текстуру. Она напоминает овальные или веретеновидные следы темного цвета, звездочки, снежинки, всевозможные включения вроде точек, тире, галочек и др. Кроме того, отчетливо проступают свилеватость, курчавость. Будучи отполированным, срез отличается своеобразными жемчужными переливами, что делает этот материал необычайно декоративным.

Чтобы иметь достаточную свободу движений, резать лучше стоя. Инструмент держат правой рукой (если вы правша) за ручку, при этом левой придерживают и направляют его лезвие. Работа обеими руками будет более уверенной и быстрой, при этом срывающаяся стамеска (такое случается) не поранит левую руку.

Резьба ножом-косяком включает в себя 2 приема – надрезание и подрезание, при этом нож удерживают под небольшим наклоном лезвием на себя (рис. 64).

Рис. 64. Выполнение контурной резьбы ножом-косяком: 1 – надрезание; 2 – подрезание

Лезвие вводят в древесину заготовки и, прикладывая определенное усилие с учетом мягкости материала, ведут по линии рисунка, направляя и корректируя движение лезвия большим пальцем левой руки. После того как линия будет надрезана, переходят к подрезанию, при этом нож держат как и раньше, но рука несколько отклоняется в противоположную сторону. Инструмент вводят в древесину и с усилием подрезают надрезанный контур. О правильности выполнения приема будет свидетельствовать трехгранная полоска (резчики называют ее соломкой), которая выходит из-под ножа, а на поверхности заготовки останется двухгранная выемка. Надо заметить, что работать можно и одной, и двумя руками (рис. 65), выполняя движения на себя и от себя.

Рис. 65. Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе: а – одной рукой: 1 – на себя; 2 – от себя; б – обеими руками: 1 – на себя; 2 – от себя

Для выполнения закруглений применяют ножи-косяки и ножи-резаки с малым углом заточки лезвия. Нож-косяк – инструмент универсальный, который позволяет резать на себя, от себя и наклонять его в любую сторону.

Резьбу можно вести не только по прямой и кривой линиям, в розетках и орнаментах, при этом двухгранные выемки различаются по ширине и глубине, что диктуется требованиями художественной выразительности. Для достижения этого нож в глубине заготовки держат носком, благодаря чему линия получается более тонкой, а на выходе к поверхности и в заужении, наоборот, – пяткой.

Секреты между строк

Чем определяется выбор той или иной заготовки для резьбы?

Существуют 3 правила, которые обязательно соблюдают при выборе заготовки. В первую очередь это размер изделия, особенности композиции, которую предстоит воплотить, и разновидность резьбы. Например, для плоскорельефной резьбы подбирают доски, плиты, бруски, используют детали мебели вплоть до предметов домашнего обихода. Объемную выполняют из массивной древесины. В качестве материала можно использовать строительные конструкции, кряжи, пни и наросты.

Если стороны розетки своими вершинами сходятся в центре, режут носком ножа-косяка, начиная от края, к середине обязательно задействуют и пятку, чтобы не допустить сколов.

Контурная резьба может выполняться и полукруглыми стамесками (крутыми, средними и отлогими). Чтобы ход работы был более понятен, рассмотрим его на примере резьбы достаточно простой розетки (рис. 66).

Рис. 66. Выполнение лепестка розетки полукруглыми стамесками (стрелками показано направление движения инструмента, а цифрами – порядок работы)

Последовательность работы такова: крутой стамеской надрезают лепесток. Лезвие инструмента вводят в начале линии и вращают его, пока лезвие не совместится с кривой. При этом оно должно наклоняться к центру розетки (рис. 66, стрелка 1).

Следующий этап осуществляют средней стамеской (рис. 66, стрелка 2), завершая надрез отлогой стамеской (рис. 66, стрелка 3). Закончив надрезание одного лепестка, переходят к следующему и т. д.

Далее срезают вторую грань. Для подрезки используют среднюю стамеску (рис. 66, стрелка 4), потом отлогую (рис. 66, стрелка 5), причем подрезают сразу все лепестки розетки.

После того как приемы контурной резьбы выполняются с достаточной легкостью, можно переходить к выполнению орнаментов и композиций. Заготовку под орнамент, очищенную от ворса и предварительно окрашенную в темный цвет (чаще всего используют темно– и красно-коричневые тона), слегка шлифуют и лакируют (нитроцеллюлозный лак можно заменить восковым составом).

Рисунок на заготовку переносится следующим образом: его переводят на кальку, которую затем фиксируют на заготовке, и продавливают изображение на поверхность древесины острым предметом. Контур рисунка необходимо закрепить, чтобы он не стерся в процессе резьбы, для чего достаточно процарапать его шилом.

Секреты между строк

Как правильно ориентировать заготовку?

Обычно длинную сторону предполагаемого изделия направляют вдоль заготовки. Это же относится и к высоте. Но это правило имеет исключения, поскольку прочность древесины различается в зависимости от направления волокон. По этой причине тонкие детали ориентируют вдоль волокон, чтобы предотвратить излом, а сечения – под углом для увеличения площади скалывания.

Орнамент (рис. 67) режут ножом-косяком.

Рис. 67. Орнамент для контурной резьбы

В процессе работы кривые линии режут плавно, стараясь не прерывать их. Сначала проводят линию с внешней стороны контура, затем – с внутренней. При увеличении кривизны линии работу осуществляют носком ножа, приподняв пятку над поверхностью древесины.

Секреты между строк

«Как выполнить заготовку для объемной резьбы?

Сначала ее ограничивают по высоте, отпилив снизу и сверху. Излишек древесины срезают топором или скобелем, причем постоянно учитывают направление волокон древесины. Если работают топором, то сначала делают несколько зарубов, это предотвратит скалывание древесины. Тесать против волокон нельзя, поскольку линия скалывания может углубиться внутрь заготовки. Далее рубанком выравнивают основание заготовки и проверяют ее плоскость стальной линейкой. Строгают боковые грани для удобства разметки и нанесения рисунка.

Контурная резьба ограничена небольшим набором линий, но и они могут быть достаточно выразительными. Главное – суметь выявить формы орнамента, что достигается варьированием глубины и ширины выполняемых линий. Для крупных форм приемлемы резкие линии.

В орнаменте необходимо дифференцировать верхние линии (их выполняют в первую очередь, благодаря чему их грани бывают непрерывными) и нижние линии. Линия, проходящая по фону, должна быть глубже и мельче, если переходит на другую форму орнамента.

Вырезая орнамент, следят за тем, чтобы срезы получались чистыми, а края фона – неповрежденными, поскольку на темном фоне каждый дефект будет очень заметным.

Секреты между строк

Как перенести рисунок на заготовку?

Для плоскорельефной резьбы рисунок выполняют в масштабе 1:1. Некоторые затруднения возникают, если необходимо изменить масштаб. В этом случае используют метод координатной сетки, которой покрывают рисунок, например с шагом 1 см, а на заготовку наносят сетку с шагом 2, 3 см или более. Затем по клеткам переносят рисунок, который при этом увеличивается. Таким же способом можно изменить масштаб, в сторону уменьшения.

Современные резчики по дереву внесли изменения в технику классической контурной резьбы: с внутренней стороны контур надрезают круто, а с внешней – полого.

Кроме того, внутреннюю грань контура можно немного смягчить. Оба эти приема направлены на то, чтобы усилить выразительность резьбы.

С аналогичной целью в композициях вокруг контура рисунка выполняют чеканку фона, для чего, используя полукруглые стамески или клюкарзы, его покрывают либо неглубокими линиями, либо беспорядочно разбросанными выемками. Варианты чеканки фона при выполнение контурной резьбы показаны на рис. 68.

Рис. 68. Чеканка фона при выполнении контурной резьбы: а – выемками; б – мелкими порезками; в – в виде сетки

Покрытый такой чеканкой фон делает работу более живописной и интересной.

Геометрическая резьба

Наиболее популярным видом резьбы является геометрическая (рис. 69), что объясняется относительной простотой выполнения ее элементов, что, однако, не уменьшает ее декоративности.

Рис. 69. Разделочные доски, выполненные в технике геометрической резьбы

Несмотря на свою простоту, геометрические орнаменты отличаются необычной игрой светотени, украшающей изделие, и дают большой простор фантазии мастера, позволяя ему самому разрабатывать и воплощать различные узоры, орнаменты и композиции. Кроме того, для нее достаточно иметь скромный набор инструментов.

Секреты между строк

Есть ли особенности перенесения рисунка на заготовку при объемной резьбе?

Прежде всего, выполняют несколько эскизов с разных сторон. В этом случае заготовка для удобства должна иметь форму параллелепипеда. На заготовку копируют вид спереди, потом таким же способом переносят с эскиза вид сбоку. Закончив предварительный этап, выбирают точку, общую для обоих ракурсов, от которой к основанию опускают перпендикуляры. Чтобы было удобнее работать, для координатной сетки вводят обозначения: в ширину – цифровые, в высоту – буквенные строчные, в глубину – буквенные прописные.

Далее перечислены основные элементы геометрической резьбы, различные комбинации которых создают на деревянной поверхности затейливые узоры (рис. 70):

1) двух-, трех– и четырехгранные выемки, различные по ширине и глубине;

2) криволинейные выемки в виде скобок.

Рис. 70. Базовые элементы геометрической резьбы: а – двухгранные выемки; б – трехгранные выемки; в – четырехгранные выемки; г – криволинейные выемки

Элементы резьбы, повторяясь в соответствии с определенным ритмом и будучи заключенными в какую-либо геометрическую фигуру (например, многоугольник, круг и др.), составляют затейливые и очень декоративные узоры. Наиболее популярными из них являются трехгранные выемки, разные по форме и размеру. По этой причине геометрическую резьбу называют также «клинорезная» или «трехгранно-выемчатая».

Существует немало комбинаций треугольников и других элементов, поэтому и узоров огромное количество. Среди них можно назвать выемки, ромбы, змейки, цепочки и другие, представленные на рис. 71.

Рис. 71. Некоторые узоры, выполненные в технике геометрической резьбы: а – лесенка; б – куличики; в – треугольники; г – витейка; д – змейка; е – елочка; ж – ромбы; з – цепочки; и – соты; к – квадраты; л – звездочки; м – «сияния»; н – сколышки; о – чешуйки

Секреты между строк

Как быть, если форма изделия не вписывается в параллелепипед?

Изделие может иметь форму цилиндра, например, или конуса. В этом случае используют рабочую доску, расчерченную координатной сеткой. После этого на доске закрепляют заготовку и переносят на нее соответствующие линии сетки, потом точки пересечения линий рисунка с линиями координатной сетки, как и при использовании плоской заготовки. Но при этом рисунок, получающийся на фигурной плоскости, будет отличаться от рисунка на прямоугольной плоскости.

В геометрической резьбе популярен и такой мотив, как розетка. На рис. 72 представлены некоторые ее разновидности.

Рис. 72. Розетки, выполненные в технике геометрической резьбы

Чаще всего встречаются розетки, вписанные в окружности, разделенные на 4-10 частей. Вместе с другими геометрическими фигурами (треугольниками, квадратами и пр.) такой мотив розетки присутствует в многочисленных комбинациях.

Выполнение четырехгранных выемок отличается достаточной сложностью и предполагает наличие у резчика большого опыта и мастерства, поскольку элементы режутся глубоко и крупно, а малейшие дефекты очень заметны.

Секреты между строк

Чем можно переносить координатную сетку на заготовку?

Обычно пользуются чертилкой либо рейсмусом с карандашом и плоскостным угольником. Горизонтальные линии координатной сетки переносят на заготовку рейсмусом, например с верстачной доски или ровной поверхности верстака. Для перенесения вертикальных линий используют рейсмус, но не с верстака или доски, а с угольника, который фиксируется струбциной. Координатная сетка на заготовке сохраняется до завершения изделия, поскольку позволяет контролировать работу резчика.

Ряд элементов геометрической резьбы, в частности розетки и «сияния», вырезаются в разных направлениях. Чтобы избежать скола, заготовку необходимо вращать, для чего применяют специальное устройство (рис. 73). Можно также сделать вращающейся крышку стола.

Рис. 73. Устройство для вращения закрепленной заготовки: 1 – фиксатор; 2 – вращающийся диск; 3 – обрабатываемая заготовка; 4 – струбцина; 5 – ребра жесткости диска; 6 – подкладки; 7 – столешница

Как вырезать двухгранные выемки, мы уже писали, остается только заметить, что выполнение их на прямолинейном или дугообразном участке, в составе розеток и иных элементов, осуществляется в различных направлениях – вдоль, поперек или по наклонной к волокнам. Здесь важно учитывать степень мягкости материала.

На мягкой древесине при резьбе двухгранных выемок небольшой глубины носок ножа-косяка устанавливают на начало размеченной линии и, постоянно держа инструмент под углом 30–40° и нажимая на него, прорезают ее на необходимую глубину движением на себя. Завершив выполнение одной линии, нож-косяк наклоняют на другую сторону и режут вторую грань, причем элемент будет выполнен правильно, если обе грани сомкнутся на одной глубине параллельно вершинам (рис. 74)

Рис. 74. Выполнение выемки на мягкой древесине: а – надрезание первой грани носком ножа-косяка; б – надрезание с подъемом пятки ножа; в – подрезание второй грани

Секреты между строк

Можно ли перенести опорные точки с объемного эскиза?

В принципе, нет никакой разницы в перенесении опорных точек с плоскости или с объемного эскиза, выполненного, например, из глины или пластилина. Его фиксирует на доске с нанесенной координатной сеткой. На эскизе, используя рейсмус и плоскостной угольник, выполняют вертикальные и горизонтальные линии сетки. Затем на заготовке вычерчивают координатную сетку в необходимом масштабе и переносят на нее рисунок, выполненный карандашом. Опорными будут точки, в которых пересекаются детали рисунка и линии сетки.

Последний нюанс: вырезание очередной выемки осуществляют от уже вырезанной грани. Если резать с противоположной стороны, обязательно произойдет скол древесины.

Если древесина твердая, в первую очередь прорезают среднюю линию выемки (допускается несколько движений), после чего выполняют боковые грани, стараясь попадать линия в линию, постоянно держа инструмент под одним и тем же углом (рис. 75).

Рис. 75. Выполнение выемки на твердой древесине: а – прорезка срединной линии; б – надрезание; в – подрезание

Секреты между строк

Как предварительно обработать заготовку при объемной резьбе?

После того как на заготовку нанесена координатная сетка и проекции рисунка (вид спереди и сбоку), приступают к вырезанию фигуры по внешнему контуру рисунка (сначала вид спереди, потом сбоку). В процессе резьбы координатная сетка срезается, но резчик постоянно восстанавливает ее, чтобы не допустить ошибок. Для этого, сняв древесину с какой-либо части линии или рисунка, дорисовывает ее, соединяя оставшиеся части линии. Так продолжается до тех пор, пока идет выявление формы изделия.

Если элемент очень крупный, то можно воспользоваться прямой стамеской, ширина которой должна быть сопоставима с шириной выемки. Сначала ножом-косяком прорезают среднюю линию на нужную глубину, потом стамеской (ее держат наклонно и ударяют по ней киянкой) выбирают обе грани от размеченной линии. В том случае, если грани получились не слишком гладкими, их зачищают. Для этого используют широкий нож-косяк, которым срезают стружку по направлению волокон древесины.

Вырезание трехгранных выемок разумно начинать с более простых фигур – таких, как равносторонние треугольники с углублениями в центре. Сначала устанавливают положение рисунка относительно направления волокон для того, чтобы определить, в каком направлении выполнять выемку. Сделав в направлении от центра вертикальные надрезы по средним линиям (если вырезается небольшая трехгранная выемка, то на мягких породах обходятся без надреза средней линии), которые делят треугольники пополам, выбирают боковые грани геометрической фигуры, придерживаясь направления слоев древесины (рис. 76).

Рис. 76. Выполнение трехгранной выемки (стрелкой показано направление движения инструмента)

Секреты между строк

В чем состоит грубая обработка заготовки для объемной резьбы?

Выявляя форму изделия, ее обрезают по контуру. Сначала снимают излишек древесины в прямоугольных проекциях, работая грубым инструментом – пилой, топором, стругом. На вогнутых участках используют полукруглые стамески, помогая себе киянкой, т. е. используя приемы долбления. Для большей уверенности заготовку закрепляют в тисках. При этом постоянно, контролируют направление волокон древесины.

При выполнении надреза средней линии носок ножа-косяка, нажимая, погружают в материал на полную глубину, при этом его пятку подводят к одной из вершин треугольника.

Боковые грани можно снять одним или несколькими движениями, но непременно грань в грань, держа нож наклонно.

Если рисунок крупный, то для прорезания средней линии вместо ножа-косяка используют стамеску-уголок, а для выборки боковых граней – широкий нож-косяк либо прямую стамеску.

Секреты между строк

Что делать по завершении грубой обработки заготовки?

По завершении грубой обработки уже заметны общие контуры будущего изделия. После этого переходят к срезанию углов фигуры, что делает ее форму более четкой. Древесину снимают слоями: сначала срезают углы наполовину припуска (заготовка всегда немного больше изделия; все лишнее называется припуском), потом наполовину оставшегося запаса древесины. Таким образом осторожно и аккуратно приближаются к той форме, которая должна быть воплощена в изделии.

Очень эффектным элементом является розетка с «сиянием». Она представляет собой равнобедренные треугольники, имеющие вид лучей, которые вписаны в окружность, поделенную на 6, 8 и более частей. Последовательность работы такова: в соответствии с направлением волокон ножом-косяком прорезают основание каждого треугольника по всей длине окружности, после чего выполняют грани лучей тем же способом, что и трехгранные выемки (рис. 77).

Рис. 77. Выполнение розетки с «сиянием» (стрелками показано направление движения инструмента)

Необходимо соблюдать следующие правила: во-первых, пятка ножа-косяка должна доходить до центра розетки, но, не углубляясь, в противном случае вершины лучей покроются сколами; во-вторых, инструмент должен быть очень острым, чтобы грани получились чистыми, так как несколько лучей придется резать против слоя древесины. Розетка с «сиянием» получится красивой, если грани будут четкими и гладкими, а лучи – одинаковыми по ширине и глубине.

Квадрат, прямоугольник, ромб с пирамидальными углублениями 4 граней называются четырехгранной выемкой. Все грани этих геометрических фигур являются углублениями, выполненными в виде треугольников, причем все они располагаются вдоль, поперек и под углом к направлению волокон древесины. По технике выполнения четырехгранная выемка не отличается от резьбы трехгранной выемки, при этом четырех– и многоугольники могут иметь произвольные очертания.

Секреты между строк

Есть ли особенности в резании по выпуклым контурам?

Первый этап резания прямой и выпуклой поверхностей не имеет никаких отличий – в обоих случаях пользуются пилой, топором, теслом и т. п. Но постепенно слой удаляемой древесины становится все тоньше, что требует более точной и чистой работы. Если для обработки ровной поверхности применяют рубанки и фуганки, то для выпуклой – прямые стамески, ножи-резаки, уголки и клюкарзы. При этом необходимо контролировать рабочий ход инструмента, для чего ограничивают его движения указательным пальцем.

После того как вы освоите технику геометрической резьбы, на основе ее элементов можно составлять орнаменты (рис. 78).

Рис. 78. Орнамент, выполненный в технике геометрической резьбы

Разрабатывая собственный узор, не нужно стараться покрыть резьбой всю поверхность изделия, поскольку только при соразмерном сочетании резного узора с плоскостью фона можно добиться гармонии, построенной на этом контрасте.

Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Для ее выполнения используют полукруглую стамеску. Поскольку рез, который оставляет этот инструмент, напоминает скобку (отсюда и название) или ноготь, иногда ее еще называют ногтевидной резьбой.

Секреты между строк

Как обрабатывать вогнутые контуры?

Очень важно, чтобы радиус кривизны стамески, клюкарзы или иного инструмента не превышал радиус кривизны вырезаемого контура. Обрабатывать вогнутую поверхность можно от руки или помогать себе киянкой. В процессе работы особенно осторожно режут боковые стороны дорожки, которую оставляет инструмент, и места выхода инструмента к плоскости, противоположной началу резания, стараясь не допустить сколов.

Для этого вида резьбы характерны округлые линии и мягкая игра светотени. Скобчатая резьба (рис. 79) может применяться в качестве самостоятельного вида резьбы для выполнения розеток, геометрических фигур, орнаментальных полос либо сочетаться с другими видами резьбы.

Рис. 79. Узоры и элементы, выполненные в технике скобчатой резьбы: а – орнамент; б – лепестки; в – волны; г – чешуйки; д – розетка

Основным элементом скобчатой резьбы – скобка, которая режется полукруглыми стамесками, различающимися диаметром. Выполнение элемента состоит из 2 этапов – вертикальной надрезки и подрезки под углом в соответствии с особенностями орнамента, причем работать можно одной и обеими руками (рис. 80).

Рис. 80. Выполнение элемента скобчатой резьбы а – одной рукой; б – двумя руками: 1 – надрезание; 2 – подрезание

Секреты между строк

Как избежать сколов при резании вогнутых поверхностей?

Сколы на прорезаемой дорожке образуются тогда, когда лезвие инструмента оставляет некоторые волокна неперерезанными. Это особенно часто происходит при первичной грубой обработке заготовки. Чтобы не допустить такого изъяна, достаточно повернуть клюкарзу вокруг оси. Сколы при выходе инструмента на противоположную плоскость заготовки тоже можно избежать. Для этого надо резать под углом к волокнам.

Скобки можно резать различными способами, благодаря чему рельеф будет иметь разную форму.

Первый способ (рис. 81).

Рис. 81. Выполнение скобчатой резьбы с выпуклой средней линией

Скобку режут с углублением у овального контура, при этом средняя линия становится выпуклой. После того как на заготовку нанесена разметка – сетка из квадратов, из центра каждого из них циркулем вычерчивают окружность. Таким образом, квадрат вписывается в окружность. Резьбу осуществляют ножом-косяком и полукруглой стамеской по ширине, равной ширине стороны квадрата. Ее профиль должен соответствовать дуге окружности.

Поставив стамеску вертикально на линию окружности, ее с нажимом заглубляют на 2–3 мм. Подобным образом выполняют остальные скобки первого вертикального ряда, которые идут поперек слоев древесины. После этого ножом-косяком срезают грани к основанию надреза, чтобы они получились плоскими.

Секреты между строк

Нужно ли при выборе инструмента учитывать глубину вогнутой полости?

Неглубокие вогнутые полости достаточно легко резать клюкарзами, а по завершении работы можно зачистить полость ложечными резцами. Глубокие полости сначала выдалбливают или даже высверливают. В средней, более глубокой части заготовки долбить можно с помощью полукруглой стамески и киянки, не боясь образования трещин. Около стенок удары должны быть слабее. Стенки обрабатывают круговыми движениями клюкарзы только вдоль волокон, дно – ложечными резцами. Завершают обработку бормашиной.

Далее надрезают горизонтальные выемки, которые идут вдоль волокон, держа стамеску вертикально, но при этом угол лезвия находится в начале дуги окружности. Мягко нажимая на ручку инструмента, совмещают его лезвие с линией дуги окружности. Надрезая верхнюю дугу, стамеску передвигают справа налево, при надрезе нижней дуги – наоборот. Плоские грани осторожно подрезают ножом-косяком.

Второй способ (рис. 82)

Рис. 82. Выполнение скобчатой резьбы с углубленной средней линией

Скобку можно сделать с углублением средней линии, при этом грани получаются вогнутыми. По нанесенной разметке ножом-косяком выполняют вертикальный надрез по средней линии, после чего, подобрав стамеску, совпадающую по размеру и профилю, подрезают грани скобок.

Грани скобок находятся по диагоналям квадратов, т. е. под углом к слоям древесины. Их приходится подрезать по-разному, чтобы направление реза совпадало с направлением волокон древесины, что существенно облегчит задачу. Таким образом, нижние грани подрезают сверху вниз движением к себе, верхние – наоборот, снизу вверх и от себя.

Подрезая нижнюю грань первой скобки, уголок стамески фиксируют в верхнем левом углу квадрата. Лезвие инструмента, слегка наклонив влево и осторожно нажимая, совмещают с линией дуги окружности и подрезают грань. Подрезая верхнюю грань, уголок стамески фиксируют в нижнем правом углу квадрата и вращают по направлению вверх с одновременным наклоном вправо.

Завершая разговор о скобчатой резьбе, заметим, что, если рисунок достаточно большой или используется твердая древесина, то нажима только рукой недостаточно, поэтому резьбу осуществляют с помощью киянки.

Дополнительно отдельные элементы геометрической резьбы можно украшать морщинистой резьбой, благодаря которой на поверхности готового мотива (отдельного рисунка или целого орнамента) появляются складки. Единственным условием является то, что морщинить можно только крупные элементы, так как на них складки выглядят более декоративно и эффектно. Кроме того, они более просты в исполнении. Технически разметка и осуществление морщинистой резьбы аналогичны резьбе треугольников.

Секреты между строк

Какие ошибки допускают резчики, вырезая фигуру человека?

Сложность состоит в том, что фигура человека является предметом пространственным, поэтому неправильно выполненный эскиз или ошибки при первоначальном вырезании по контуру могут ее исказить. Чаще всего резчики ошибаются в длине и положении рук, ног и головы, а также в размещении центра тяжести фигуры.

Морщинка – это остроугольный желобок, исходящий из центра и начинающийся с еле видной линии. Постепенно он превращается в расширяющуюся канавку, которая у внешнего конца луча будет иметь максимальные ширину и глубину (рис. 83).

Рис. 83. Розетка, выполненная в технике морщинистой резьбы

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Объемная резьба по дереву, рельефная, накладная, пропильная, контурная и сквозная

Резьба по дереву по праву относится к самым старым и распространенным видам искусств. За счет уникальных свойств древесины, мастера способны сотворить с ней самые оригинальные узоры и скульптуры. Придать своему жилищу своеобразность, а при помощи техники объемной резьбы, выполнить декоративные детали не только скульптур, но и бытовой утвари, мебели и многого другого. В качестве примера, что нет ничего не возможного, можно привести богородские художественные изделия.

Разновидности резьбы

Техника резьбы по дереву предусматривает различные разновидности, например:

  • Объемная резьба по дереву.
  • Сквозная резьба.
  • Рельефная техника.
  • Глухая.
  • Накладная.
  • Контурная резьба по дереву.
  • Фигурная.
  • Плоская техника.
  • Пропильный тип.

Объемная обработка. Она имеет второе название, которое ее максимально характеризует, скульптурная. Данная разновидность предусматривает выполнение разнообразных скульптур, больших предметов интерьера и даже экстерьера как с одной стороны, так и со всех.

Сквозная техника. Еще ее называют прорезной и ажурной техникой. Основана она на удалении фона на плоскорельефных узорах. Обычно пропильная резьба по дереву применима к украшению ставней, наличников, карнизов и мебели. Если же прорезную обработку прикрепить к основе из древесины, ее начинают относить к другому типу обработки, накладному.

Рельефная техника. Пожалуй это одна из самых ответственных разновидностей деревянной резьбы. Резьба по дереву рельефная может быть как горельефной, так и барельефной и обе эти разновидности требуют от мастера максимальной усидчивости и огромного разнообразия режущего инструмента.

Такая обработка деревянной поверхности практически полностью исключает на конечном результате плоских поверхностей и подходит для оформления мебели и стен жилого дома.

Накладная резьба. Как описывалось выше накладная резьба по дереву это отдельно вырезанный элемент, который в дальнейшем наклеивается, или накладывается на общий фон.

Глухая техника. Глухая резьба по дереву относится к одной из самых сложных технологий обработки древесины и если не иметь общих понятий о соответствии сопутствующих элементов, масштабе выполняемых работ и объеме, выполнить его невозможно даже опытному специалисту.

Плоская и плоскорельефная техника. Плоская резьба по дереву на самом деле не более чем узор, нанесенный на деревянное основание при помощи режущего инструмента. Выполнить его могут даже дети, естественно под присмотром взрослых товарищей. Что касается материала, плоская резьба предусматривает использование тех пород древесины, которая не подвержена расслаиванию, например каштан или липа.

Объемная техника как высший пилотаж деревянного зодчества

Научиться резьбе по дереву без сомнений может каждый, но не каждый способен освоить такую технику как фигурная резьба по дереву. Объемная, художественная, фигурная и скульптурная, как только ее не называют. С ее помощью истинные мастера своего дела творят настоящие шедевры резьбы по дереву.

Для того чтобы постигнуть азы этого искусства необходимо иметь опытного наставника, массу свободного времени, огромное желание и талант. Если хотя бы одной составляющей не хватает, не следует даже и браться за резной инструмент.

Объемная техника вырезания позволяет воссоздать истинные шедевры в виде скульптур, объемных композиций из множества предметов, поделок, предметов и самых разнообразных фигур. Мастер, который взялся за столь ответственное дело, должен быть не только профессиональным резчиком, но и иметь необходимые навыки, как скульптора, так и художника.

Объемная резьба позволяет сотворить из дерева самые разнообразные воплощения фантазии, но только при должном уважении своего дела, таланте и конечно же за счет скрупулезной подготовки к самому процессу.

Подготовка и начало работы с древесиной

Для того чтобы выполнить художественную резьбу по дереву на фото представленном ниже, наличие навыков просто необходимо. Кроме того обязательно знать не только принципы обработки материала, но и то как ухаживать за инструментами.

По сути, весь процесс выглядит в некой последовательности, и этапы распределяются не только по назначению тот или иного действия, но и по направленности. Если составить весь перечень грамотным образом, выглядеть он будет так:

  • Для начала следует провести подготовку к работе.
  • Собрать все необходимые шаблоны из дерева и инструменты.
  • Следующим этапом является осуществление самой резки.
  • По окончанию резных работ обязательна чистовая обработка.

Все эти этапы являются обязательными, и нельзя исключив один перейти к следующему, а значит, для резьбы по дереву крайне важно их соблюдать с максимальной точностью.

Весь принцип подготовительных мероприятий основан на подборе материала из дерева, зависит который от самого объекта резки, например элементы резьбы крупных объемных деталей рекомендуется вырезать из древесины мягких сортов ввиду ее пластичности и податливости.

Самыми актуальными породами мягкой древесины принято считать сосну, ольху, тополь, вербу и липу. Мелкие элементы строго противоположны по выбору материала, то есть для выполнения небольших шедевров резьбы по дереву актуальными являются клен, дуб или другие твердые породы.

Что крайне важно для резьбы по дереву, иметь максимально точно составленные эскизы. Обуславливается это тем, что если эскиза нет, или составлен небрежно, тем менее естественно он получится в итоге.

Лучше всего в этом случае может стать перенос видимых характеристик изделия на листок бумаги, либо создать точную копию из гипса или глины. Естественно, что для этого необходимо иметь творческий талант, но зато в итоге реалистичная копия лучшим образом окажет воздействие на конечный результат.

Кстати если есть возможность, можно просто сфотографировать такой же объект, либо скачать его с интернета и распечатать. Фотография способна передать все черты и кроме того, с ее помощью от глаз мастера не ускользнут даже мельчайшие нюансы вырезаемого шедевра.

Чем выполняется объемная техника

Объемная техника обработки древесины является самой специфической и инструментарий к ней также требуется непростой. К нему относятся как самые обычные ножи, стамески так и специальные деревообрабатывающие станки.

Естественно, если работа происходит в дачных, либо домашних условиях, а не на производстве, думать о станках как минимум неуместно, тем не менее, подобрать ручные инструменты следует с особой тщательностью:

  • Обязательно при деревообработке понадобится наждачная бумага различной фракции.
  • Также необходимы ножи разной модификации, фор и размеров.
  • Для резьбы по дереву фрезером (без него практически не обойтись), необходимо заранее приобрести удобный ручной фрезер и специальные насадки.
  • Стамески.
  • Надфили.

Что характерно, для объемной техники применимы самые различные инструменты, главное чтобы резчику было удобно им работать, а остальное придет в процессе резьбы.

Когда скульптура или другой объект завершен, необходимо перейти к более детальной обработке в виде тщательной шлифовки и обработке специальными пропитками и лаками. Если в доме имеются дети, на этом этапе полезно будет их приобщить, поскольку каждый ребенок имеет тягу к чему-то новому, особенно если это как то может повлиять на его пространство, например та же вырезанная скульптура будет красоваться в его комнате, или в качестве резного предмета являются оригинальные качели.

Видео: виды резьбы по дереву

derevostroika.ru

Плоскорельефная резьба — Блог Дмитрия Деревореза

Всем привет! Как всегда, на связи Дмитрий Дереворез и сегодня тема разговора — плоскорельефная резьба. По статистике около 50% всех резчиков работают именно в этой технике.

Я попытался поразмышлять на тему когда же появилась плоскорельефная резьба по дереву и пришёл вот к какому выводу: этот вид искусства зародился в древнем мире, когда первобытные люди высекали на камнях сцены охоты или понятные только им символы.

Логика проста. По сути, рисунки на камнях — это такая же резьба, только по поверхности камня. Камень живет долго, поэтому мы имеем возможность лицезреть письмена древних и наоборот, если предположить, что уже тогда первобытные люди что то ковыряли по дереву, то не знаем мы об этом только потому, что дерево просто истлело.

 

Возможно как то так выглядели первые «ножи» и «стамески»))).

Что же из себя представляет плоскорельефная резьба? Очевидный ответ содержится в названии:  это  резьба по плоскости при небольшой глубине (3-20мм). Популярность объясняется просто — на начальном этапе обучения гораздо проще вырезать на плоскости какой-то контур или незамысловатый рисунок, чем то же самое в объёме, но только на начальном уровне…

Профессиональная резьба в этом стиле от классного мастера — это шедевр, которым можно любоваться бесконечно. Сравнить её можно с полотнами выдающихся живописцев. Далее предлагаю перейти к показательным примерам плоскорельефки в исполнении виртуозов ремесла.

В обзоре «Валерий Простянкин и его резьба по дереву» я уже подробно описал творчество этого выдающегося тульского мастера. А сейчас вашему вниманию высокохудожественные творения, которые выполняются в семейной мастерской не менее талантливого и мастеровитого россиянина Виктора Дубовика:

Восторг! Шикарнейшая перспектива! Суперреалистисные сюжеты! Великолепная работа острым режущим инструментом! Бесподобная тонировка и отделка! В результате практически фото в 3D!!!

Сразу хочется обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на инструмент. Всегда лучше один раз увидеть стамески мастера, чем сто … Вот таким богатым арсеналом обладает мастер. Контакты Виктора: +7(906) 504 59 22 ;+7 (919) 194 99 99;  [email protected];  Россия, Брянск

Ещё один наш с вами современник, умеющий виртуозно творить по поверхности дерева — Кронид Александрович Гоголев. Цитата: «В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого…..»

К сожалению маэстро ушёл из жизни в 2013г, но творческий след, который он оставил — это гордость потомков в масштабах страны.

Плоскорельефная резьба имеет множество разновидностей и не обязательно вырезается по ровной поверхности. Н-р, геометрическая резьба — частный случай плоскорельефной. Борис Федоежин  наносит резные узоры на любые криволенейные поверхности и делает это на высочайшем уровне.

На фото ниже работа  Михаила Рубинова.

Плоскорельефная резьба хороша для украшения интерьеров церквей, а так же, дверей, мебели,  шкатулок, деревянных элементов оружия, кухонной утвари,… Вывески, панно, картины,…, выполняются чаще всего именно в этом стиле. Для ценителей прекрасного возможно будет полезна статья «Купить резьбу по дереву».

На сегодня всё! Удачи!

www.derevorez.ru

Плоскорельефная резьба по дереву, ее виды и техники, эскизы и фото работ

Резьба по дереву относится к одному из самых древних искусств человечества. Конечно же в эпоху своего появления у этого рода деятельности не было специальных приспособлений, и вырезали на чем придется.

Само дерево как материал наши предки оценили по достоинству, они выявили в нем целый ряд положительных свойств в виде:

  • Невысокой плотности.
  • Повышенной теплоизоляции.
  • В удобстве и простоте обработки.

Дерево за счет простоты обработки позволяет выполнять на нем самые разнообразные рисунки как простые, так и невероятно сложные и в частности к наиболее успешным и распространенным методам относится именно плоскорельефная резьба.

Какая древесина актуальнее для видов плоской резьбы

Всего на плоской поверхности резьба имеет такое подразделение:

  1. Плоскорельефная резьба по дереву. Этим видом можно на деревянную плоскость нанести какой-либо фон или узор. Например к этой разновидности можно отнести такие подвиды как паргори, или Абрамцево-кудринскую резьбу.
  2. Следующий вид резьбы, пропильный, также относится к плоскому типу, но выполняется не обычными инструментами резчика, а лобзиком.
  3. Следующая разновидность – прорезная. Этот вид резьбы применяется только к плоским поверхностям, причем некоторые части в последствии удаляют.

Что касается того какая именно древесина может стать более актуальной то ответ многозначен. Если опыта недостаточно, следует поработать с мягкими породами. Если же мастер далеко не новичок – выбор становится обширнее, например:

  • Сосна, осина, липа относятся к мягким породам.
  • Ясень, бук, дуб и орех к твердым.
  • Очень твердые это граб, акация и тис.

Для выполнения этого типа резьбы следует подготовить:

  • Набор напильников.
  • Электрическую дрель.
  • Линейку.
  • Рубанок с лобзиком.
  • Нож-косяк с ножовкой.
  • Струбнину.
  • Ластик с циркулем.
  • 2 стамески (до 2 см полукруглую и плоскую).

Разновидности плоскорельефной резьбы

Плоскорельефная резьба может быть:

  1. С заоваленным фоном.
  2. С подобранным контуром.
  3. С подушечным фоном.
  4. С поднутренным и выбранным контуром.

Для того чтобы выполнить плоскорельефную резьбу с заоваленным фоном следует заранее подготовить эскизы. Сам процесс начинается с выреза канавок вдоль фона, которые в дальнейшем и заоваливают как со стороны самого узора, так и со стороны его фона.

После этого при помощи ножа косяка следует выполнить надрезы по всему контуру. Там где имеются закругления, срезы необходимо делать только полукруглыми стамесками. Для снятия фона можно взять тот же нож косяк либо прямую неширокую стамеску.

Крайне важно чтобы наклон среза имел ровно 30 градусов к плоскости заготовки. Не больше и не меньше.

После того как заоваливание окончено, рекомендуется изделие отшлифовать нулевкой (наждачной бумагой нулевой фракции).

Следующая разновидность резьбы по дереву – с подушечным контуром, от заоваленного отличается в том, что сам контур располагается ниже, чем плоскость узора.

Данная форма резьбы имеет положительные свойства и отрицательные. Дело в том что если эскизы на данную работу имеют большой объем, осуществление среза по контуру может занять не один день. Кроме этого подобная деятельность не допускает непрофессионализм новичков, поскольку без сноровки и опыта просто не обойтись.

Другой тип резьбы, с подобранным фоном, еще интереснее. Его суть в том, что контур вокруг узора необходимо снимать под 30-45 градусным углом по всей деревянной заготовке, и на этом обработка заканчивается. Такую деталь не нужно дополнять иными срезами и тем более подшлифовывать.

Что касается выбранного и поднутренного контура он кардинально отличается от других тем, что сам рисунок всегда находится в возвышенном состоянии от окружающего фона. Такая форма исполнения считается особо сложной, но и одновременно уникальной и оригинальной.

Если взглянуть на какое-нибудь фото с выполненными узорами, то сходу заметить между ними разницу под силу не каждому. Многие мастера не используют в своих творениях одну технику, а скорее комбинирование. По этой причине сложно сделать определяющие выводы. Гораздо проще, если есть желание и возможность, взять необходимые инструменты и попытаться выполнить самостоятельно, естественно для начала что-нибудь попроще.

Основы техники резьбы по дереву

Нож-косяк является главным инструментом резчика. Для начала следует, зажав нож лезвием к себе провести им по узору. Сильно давить конечно же не стоит, и держать его нужно слегка наклонив в сторону. После этого наклонив нож в обратную сторону, следует выполнить подрезку.

Когда контур уже выполнен, его также следует подрезать чтобы в итоге получилась соломка. Любые скругления контура выполнять следует только одним углом стамески и если необходимо, можно менять радиус, зависит который от лезвия самой стамески и ее ширины.

Действовать нужно четко, но размеренно, поскольку при правильном подходе соломка сама отделяется от заготовки. В обратном случае всю работу придется начинать с самого начала и с более глубоким подрезом.

При необходимости выреза завитков нужно выполнять их только инструментом с полукруглым лезвием. Делать их очень просто:

  • Полукруглое лезвие следует немного углубить в материал и затем повернуть кисть руки.
  • Затем провернуть вокруг своей оси.
  • Выполнять такое движение следует до тех пор, пока линии завитка не соединятся.

В том случае, когда подобная техника в новинку, рекомендуется использовать при работе эскизы, поскольку набросок на бумаге может помочь сориентироваться и выполнить все в нужном порядке.

Если просмотреть на эту тему видео урок, станет очевидным что выполнить все эти узоры можно самостоятельно. Кроме того сам процесс достаточно интересный и увлекательный. Главное в этом деле упорство и если с самого начала разобраться что и как, все обязательно получится.

Видео:

derevostroika.ru

видео-инструкция по монтажу своими руками, особенности плоскорельефной, контурной, пропильной, рельефной, накладной, художественной, объемной, ручной, 3д-обработки, фрезером, цена, фото

Все фото из статьи

Резьба по дереву была освоена человеком еще сотни лет назад. Причем до наших дней дошли самые разные виды ее техник. Ниже рассмотрим наиболее распространенные виды резьбы по дереву, а также ознакомимся с инструментами, которые для нее используются.

Украшенная художественной резьбой шкатулка

Техники резьбы

В настоящее время резьбу по дереву различают на несколько видов:

  • Ажурную;
  • Геометрическую;
  • Плоскорельефную;
  • Рельефную;
  • Скульптурную;
  • Накладную.

Ниже подробней ознакомимся со всеми этими ее видами.

На фото — пример украшения фасада ажурной резьбой

Ажурная

Ажурная или, как ее еще называю, пропильная резьба стала широко применяться в XIX веке. Причем она была популярной как в деревенских домах, так и городских квартирах.

Ее используют для украшения следующих элементов зданий:

  • Входов
  • Наличников,
  • Фронтонов домов и пр.

Данная техника основана на пропиливании фигурных отверстий.Смотрится пропильная резьба по дереву очень эффектно и напоминает деревянное кружево.

Что касается рисунка, то он может содержать различные мотивы:

  • Рельефной резьбы;
  • Орнаментально-декоративные узоры;
  • Геометризированные изображения, напоминающие узоры в кружевах и народной вышивке.

В наше время ажурная резьба пользуется определенной популярностью при оформлении дачных домиков, беседок и пр.

Коловорот для резьбы по дереву

Для выполнения пропильной резьбы обычно используют простой инструмент:

  • Коловорот, для выполнения отверстий–следует отметить, что для отверстий диаметром более 10 мм применяют специальные плоские сверла – перки.
  • Пила для выпиливания деталей по внешнему контуру – применяются специальные выкружные (поворотные) пилы. Ширина их полотна находится в пределах 4-15 мм. Узкие полотна применяют для получения крутых изгибов, а широкие – для выреза плавных форм.

Отличительной особенностью лучковой пилы для резьбы является то, что полотно может поворачиваться в разных направлениях.Благодаря этому можно выполнять пропилы в разных направлениях, не изменяя при этом положение станка пилы.

Пила курковка

  • Пила для выпиливания внутренних проемов – для этих целей используют пилы-ножовки, обладающими узкими полотнами в форме клиньев. Называют такие пилы курковками. Толщина их полотен составляет полтора миллиметра, ширина у ручки в пределах 20-40 мм, длина находится в пределах 320-530 мм.

Совет!
Курковку можно сделать своими руками из старого полотна ножовки толщиной в полтора миллиметра.
Для этого его нужно обрезать в форме острого вытянутого клина.

Для выполнения пропильной резьбы, как правило, применяют доски толщиной полтора – два миллиметра.

Они могут быть выполнены из древесины следующих пород:

  • Ольхи;
  • Сосны;
  • Осины:
  • Березы.

Следует отметить, что далеко не все заготовки подходят для данных целей. Доски обязательно должны быть хорошо высушенными и без трещин.

Обратите внимание!
При выполнении резки дерева любым инструментом должна строго соблюдаться инструкция по работе с ним и правила техники безопасности.
В противном случае травмы просто неизбежны.

Геометрическая художественная резьба по дереву

Геометрическая

Является одним из наиболее древних видов резьбы по дереву. Принцип ее основан на том, что на дерево наносят узоры, состоящие из комбинации геометрических фигур. Это могут быть прямолинейные или дугообразные элементы.

Геометрическая ручная резьба по дереву осуществляется следующими инструментами:

  • Полукруглыми стамесками;
  • Ножом косяком.

Данный вид резьбы популярен благодаря своей простоте. К тому же он требует минимальный набор инструментов. В отличие от ажурной, геометрическая резьба не требует знания теории рисунка, но при этом позволяет получить эффектный результат.

Еще одной особенностью этой техники является небольшая глубина рисунка. Последний может состоять из ряда элементов, таких как ромбы, квадраты, трапеции и пр. Благодаря такому обилию фигур можно создавать богатые композиции, основанные на игре светотеней.

Плоскорельефный узор

Плоскорельефная

Плоскорельефная резьба по дереву также является очень древней техникой, которая и в наше время пользуется популярностью. Основу ее узора составляет плоский рельеф.

Это означает что рисунок, как правило, растительный,наносится путем углубления фона. При этом сам он остается на уровне с поверхностью доски. Глубина фона может составлять 5-10 мм.

Для придания изображению большей мягкости и живости, края узора заоваливаются или немного округляются. Надо сказать, что данная техника несложная, но сам процесс выбирания фона довольно длительный. Поэтому в наше время чаще всего выполняется такая резьба по дереву фрезером, причем ручным.

При ручном выбирании фона обычно применяют технику чеканки, которая позволяет сгладить неровности, полученные в результате ручной резьбы.

Кроме того, при помощи чеканки можно нанести разные по глубине:

  • Канавки;
  • Клеточки;
  • Желобки и пр.

Для этих целей обычно используют мелкие резцы.

Рельефная резьба

Рельефная

Резьба рельефная по дереву отличается от плоскорельефной тем, что подразумевает обработку не только контура орнамента, но и всей остальной поверхности. При этом контур может возвышаться на 6-8 мм.

Данная техника более сложная. Для ее выполнения используют набор стамесок и ножей для дерева, которыми выбирается древесина и наносится узор.

Некоторые мастера также применяют бор-машину, позволяющую выполнять шлифовку и полировку в труднодоступных местах в процессе финишной обработке детали. Особенно часто используют эти устройства при работе с твердыми породами древесины.

Пример контурной резьбы

Контурная

Контурная резьба по дереву является противоположностью рельефной, так как выполняется путем углубления контура рисунка. Надо сказать, что эта техника редко применяется сама по себе. Как правило, ее комбинируют с рельефной или геометрической резьбой.

С ее помощью выполняют всевозможные сетки, прожилки, некоторые детали животных и птиц. Как правило, рисунок наносится ножом-косяком либо мелкой стамеской.В большинстве случаев для работы достаточно одного ножа.

Пример объемной фигурки из дерева

Объемная

Объемная резьба по дереву еще называется скульптурной. Она также широко распространена наряду с ажурной и рельефной. В отличие от всех вышеперечисленных техник, объемная резьба подразумевает обработку заготовки с нескольких или даже со всех сторон.

В архитектуре данная техника применяется при изготовлении деревянных колонн, вырезных балясин и прочих деталей. Зачастую таким способом отделывают ножки дорогой мебели. Скульптурной эту резьбу называют потому, что она позволяет выполнять фигурки.

Для этой техники применяются самые разные инструменты, но основными являются стамески и ножи-косяки. Следует также отметить, что подобную обработку древесины на производстве выполняют на станках с числовым программным обеспечением. Как правило, 3Д резьба по дереву, выполненная на станке,представляет собой что-то среднее между классической объемной и рельефной.

Совет!
В специализированных магазинах можно найти наборы инструментов для резьбы, которые можно использовать для разных техник.
Их цена, обычно, вполне доступная и зависит от количества предметов в наборе.

Накладная

Напоследок ознакомимся с такой техникой, как накладная резьба по дереву. Принцип ее основан на изготовлении небольших деталей прорезным и рельефным методом, которые впоследствии приклеиваются или прибиваются гвоздями к какой-либо поверхности.

Накладная резная деталь

Главным достоинством такого приема является то, что узор смотрится более четко, по сравнению с глухой резьбой. Однако, работу по изготовлению деталей, чтобы они имели привлекательный вид, необходимо выполнять как можно чище.

Обратите внимание!
При изготовлении накладных деталей специалисты не рекомендуют снимать фаски с тыльной стороны, в противном случае возникнет впечатление, что узор оторван от основного фона.

Вот, пожалуй, и все наиболее распространенные техники резьбы по дереву.

Вывод

Техник резьбы по дереву существует большое количество. Причем каждая из них по-своему красиво смотрится. Некоторые виды резьбы довольно сложные, требующие большого количества инструментов и высокой квалификации резчика, а некоторые вполне доступны даже новичкам.

Ознакомиться с дополнительной полезной информацией по озвученной теме можно из видео в этой статье.

rubankom.com

Kattry мастерская | Плоская резьба по дереву.

Продолжаем тему резьбы по дереву.
Обсудим один из самых популярных видов резьбы — это плоская резьба по дереву, её ещё называют- глухая.

Плоская резьба полная противоположность ажурной резьбе, ведь в ней не должно быть ни одной прорези насквозь полотна, а рисунок идёт почти вровень с доской. При хорошем освещении и с правильно подобранным углом подставки плоскую резьбу можно увидеть в лучшем свете.

Глухая резьба включает в себя ещё несколько подвидов резьбы — плосковыемчатая и рельефная резьба, геометрическая резьба (уже из названия становится понятно, что она включает в себя кружки, квадраты, овалы, многоугольники, треугольники и другие геометрические фигуры).

Резьба считается накладной, если во время резьбы некоторые элементы отпиливаются и накладываются на подготовленный фон и рельеф.

Глухую резьбу можно использовать для декорирования фасада жилищ и предметов быта- дверей, кухонной утвари, оконных наличников и многого другого. В древние времена изображениям и символам этой резьбы на дереве придавали особый мистический смысл.
Геометрическая резьба, точнее фигуры, имитировали огонь и солнце, которым поклонялись люди в то время. Чуть позже этот смысл пропал, а ремесло осталось и геометрическую резьбу стали использовать как украшение.

На смену геометрическим пришли новые мотивы — зооморфные, растительные и антропоморфные, которые состоят из образов животных и людей, сказочных персонажей, декоративных завитков, травяных узоров… В те же времена работы из глухой резьбы делали целой артелью (это объединение людей для коллективной работы с общей ответственностью и участием в совместных доходах на добровольной основе), в которой был бригадир, хранивший рисунки с образцами.

В такой артели обязанности были чётко распределены и каждый досконально знал свою работу. Обычно для работы брали древесину из сосны и наносили рисунок, иглой протыкая образец по всему периметру. Рисунок наносил мастер холщовым мешочком с истолчённым углём (паузой). Благодаря этому мешочку рисунок получался чётким. Перед нанесением рисунка доску гладко обстругивали. С торца доски намечали глубину резьбы и уже после этого мастер обводил плотницким карандашом контур и приступал к резьбе.

Для работы использовали набор различных долот. В первую очередь вырезали основной рельеф закруглённым долотом, далее для выразительности проводили работу по выглаживанию, потом резчик должен был закруглить завитки, чтобы не осталось острых углов. Работа была очень тонкая и ответственная, потому что вырезались даже прожилки листьев и лепестки цветков, а отличались они от обычной резьбы тонкой рельефностью. По окончании работы рисунок покрывали несколько раз олифой, обычно хватала 2-3 слоёв в целях консервации.

Далее по желанию можно было покрасить краской. В 19-20 веках интерес к деревянным домам вернулся, поэтому у ремесла появилась новая жизнь. Всё чаще можно увидеть дома, украшенные резьбой по дереву. Этот стиль напоминает нам традиционное русское жилище.

Если вы решили заняться именно глухой резьбой, то должны совершенно точно понимать, что это сложный процесс и нужно иметь точное представление о объёме и масштабе, а также соответствии повторяющихся элементов.

Чтобы развить чувство масштаба и объёма, что сделает вашу работу с деревом более уверенной и быстрой, можно поработать с пластилином. Прежде чем приступить к работе нужно подобрать фон и выполнить эскиз в плоскорельефной резьбе, после этого можете приступить к разработке рельефа. Чтобы это сделать нам понадобится киянка- она обрубит контур и вырубит фон. Для того, чтобы правильно изобразить рисунок и показать игру светом нужно помнить о правильном расположении высоких и низких участков.

Глухая резьба по дереву даёт возможность включить фантазию и воображение на максимум, экспериментируя с рисунком методом его нанесения. Скорее всего именно поэтому она добилась такого широкого применения в оформлении интерьеров- размеры стен дают возможность создавать объёмные картины, а также новые узоры и стили. В наше время сохранилось несколько имён таких мастеров — Михаил Малышев, С. Удалов, А. С. Нестеров. Их имена известны лишь потому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работ. Некоторые ценные экземпляры можно найти в хранилищах музеев, где их работы хранятся с соблюдением светового и температурного режима.

Другие статьи на эту тему:

  1. Резьба по дереву для начинающих. Ажурная резьба по дереву.
  2. Домовая резьба по дереву.
  3. Скульптурная резьба по дереву.
  4. Резьба по дереву бензопилой.
  5. Организация рабочего места для занятий резьбы по дереву.

kattry.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *