Проекты хрущевок: Дизайн хрущевки: 7 интерьеров квартир-хрущевок с фото и идеями для ремонта

Дизайн хрущевки: 7 интерьеров квартир-хрущевок с фото и идеями для ремонта

Дизайн квартиры-хрущевки у многих новоселов ассоциируется с отсутствием выбора: санузлы маленькие, кухни крохотные, вся интрига — сносить ли стенку между кухней и комнатой, да куда засунуть кровать. Но, как показывает опыт московских дизайнеров, советские типовые квартиры не хуже других годятся, чтобы при помощи интерьера рассказывать любые истории — про детство, путешествия, семейные ценности. Смотрим и учимся!

НАЙДИТЕ ОПЫТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА В ВАШЕМ ГОРОДЕ>>>

Дизайн хрущевки 30 кв.м: стеклянная стена, свет и воздух
Авторы проекта: Buro Brainstoorm

Работа над дизайном квартиры-хрущевки нередко начинается с превращения ее в студию. Вот и в этом московском проекте хозяйка решила избавиться от внутренних стен — спальню отделила от гостиной при помощи стеклянной перегородки. На ней — блэкаут-штора блокирует солнечные лучи и обеспечивает приватность. Стоит отодвинуть занавеску, и студия становится совершенно открытой.

Для однокомнатной хрущевки интерьер получился функционально насыщенным: вдоль линии у окон размещены зоны гостиной, столовой и кухни. Стены в квартире сознательно оформлены в нейтральной гамме (белый, серый, бежевый), чтобы не создавать лишних акцентов в дизайне хрущевки. Красок в интерьер добавляют картины и ковер.

НАЙДИ СТУДИЮ РЕМОНТА В СВОЕМ ГОРОДЕ>>>

На плане: дизайн-проект квартиры 30 кв.м

Чему поучиться на примере этой квартиры

  • Чтобы солнечного света в квартиру попадало как можно больше, высоту подоконного блока в комнате уменьшили — и из него вышла скамья. А на кухне, чтобы организовать мойку у окна, подоконник, наоборот, пришлось поднять до уровня столешницы.
  • Стиральную машину подвесили на стену (крепится анкерами, рассчитана на загрузку 3 кг белья).
  • Пол в ванной поднят при помощи стяжки, но ножки ванны стоят ниже общего уровня, поэтому в нее удобно забираться.
  • В квартире реализовано несколько различных сценариев освещения. Одних выключателей здесь 16 штук.

Интересует ремонт квартиры?
Давайте подберем исполнителя по вашим критериям

Нина Фролова

Дизайн хрущевки 30,5 кв.м: история с геометрией
Автор проекта: Алена Гунько

Дизайн хрущевки на фото выполнен в эклектичном стиле, где можно встретить и «скандинавские» черты, и намеки на ар-деко. Дубовые полы гостиной соседствуют с черно-белой шахматной плиткой на кухне, акцентная стена в спальне оклеена обоями с модным геометрическим принтом.

Современные столики-шестигранники от Kare Design перекликаются по цвету с состаренными стульями от IKEA, рядом с которыми висят экзотические маски из Азии. На привычных пластиковых окнах — винтажная фурнитура. Каждая деталь выполнят свою функцию. Контрастная эстетика глянцевой кухни призвана увеличить объем этой зоны, а, например, доска на полу гостиной используется разной длины — так рисунок выглядит более динамичным. Спальню Алена отгородила от коридора при помощи встроенного под потолок шкафа. Такой же шкаф примыкает и к стене ванной комнаты — в нем, помимо прочего, нашлось место и стиральной машине.

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ…
Дизайн гостиной в хрущевке – реальные фото-примеры и советы

Алёна Гунько / EGOdesign

На плане: дизайн-проект квартиры 30,5 кв.м

Чему поучиться на примере этой квартиры

  • Верхние шкафы на кухне сделаны высокими, под потолок — больше места для хранения, да и кухня вытягивается в высоту.
  • Чтобы сэкономить место, Алена не стала монтировать душевую кабину, а просто сделала душевой отсек в нише 90 на 100 см. Он закрыт стеклянной дверцей.

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
В гостях: Студия с полноценной кроватью в однокомнатной хрущевке

Дизайн хрущевки 43 кв. м: современная студия с черной стеной
Автор проекта: Настя Антонюк, студия А-III

Двухкомнатная хрущевка на фото принадлежит молодой паре москвичей. Чтобы получить открытое многофункциональное пространство, хозяева пошли на снос перегородок. Дизайн хрущевки на фото выполнен в светлой гамме: белый цвет стен и яркие акценты — желтые пятна в прихожей, бирюзовое кресло, пестрые коврики, покрывало из Шри-Ланки. Главным визуальным акцентом студии стала черная графитовая стена, отделяющая ванную и частично кухню от гостиной. В эту перегородку встроены ниши-полки.

В отличие от, например, сталинской квартиры, хрущевки не могут похвастать высотой потолков. Поэтому при их ремонте дизайнеры все чаще отказываются от массивных центральных люстр в пользу подсветки отдельных зон. В этом проекте только на кухне использованы сразу и уличные светильники (над рабочей зоной), и оригинальный подвес из ламп разной формы (над обеденным столом). А в ванной можно заметить прожекторы, которые используются для освещения фасадов домов.

Чему поучиться на примере этой квартиры

  • Шкафы для вещей встроены по всему периметру квартиры. Мелкая одежда хранится в комоде между кроватью и диваном. Там же прячутся чемоданы и сушилка для вещей.
  • Шкафчики на кухне дополняют открытые стеллажи, на которых выставлена посуда. Чередование открытых и закрытых проемов — хороший прием, чтобы добавить помещению объема.
  • Белая плитка на кухонном фартуке не только освежает интерьер, но и является отличным фоном для любых ярких деталей.
  • Чтобы квартира казалась просторнее, порталы вокруг окон оставили открытыми — обошлись шторами-роллетами.
  • Плитку для пола в ванной дизайнер выбрала в форме пчелиных сот, а для стен — квадратную. Сочетание плитки одного цвета, но разных размеров и геометрических форм также благоприятно действует на объем маленького помещения. Глазу сходу сложно оценить пропорции, стены и пол воспринимаются как трехмерные объекты.
  • Встроенный унитаз не только выглядит легче, но и автоматически дает дополнительную полочку в интерьере.

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Houzz тур: Вторая молодость московской хрущевки

Студия NW-Interior

Дизайн хрущевки 41,3 кв.м: только спокойствие
Автор проекта: Лидия Большакова, дизайн-студия New wave interior

Дизайн «хрущевской» квартиры с задачей найти место под еще одну комнату — всегда вызов для архитектора. Этой семье досталась угловая хрущевка, зато в ней оказалось четыре окна — это позволило разделить большую комнату на две полноценные спальни. Маленькую комнату объединили с кухней, получив просторную гостиную с выделенным рабочим местом.

Студия NW-Interior

На плане: дизайн-проект квартиры 41,3 кв.м

Студия NW-Interior

Интерьер квартиры решили оформить в скандинавском стиле: светлые стены, природные акценты, натуральные материалы. На полу здесь лежит паркетная доска, обои в гостиной — бумажные, а текстиль подобран исключительно из хлопка и льна. Стены в спальнях покрыты светлой краской, чтобы комнаты казались больше. А вот гостиную оклеили обоями с теплым фоном и ненавязчивым геометрическим рисунком — так она выглядит уютнее. В качестве акцентов дизайнер предложила использовать мебель, текстиль и яркие детали –— например, стеклянную посуду на открытых полках и вазы на столах.

Студия NW-Interior

Чему еще поучиться на примере этой квартиры

  • Стояки отопления в кухне-гостиной зашили гипсократоном, а нишу между ними превратили в стеллаж с открытыми полками.
  • В спальне родителей кровать разместили между двух встроенных шкафов с зеркальными дверцами. В нише между ними сделали полку, заменившую хозяевам прикроватные тумбы.
  • Чтобы сделать узкий туалет визуально шире и ниже, нижнюю его часть отделали плиткой под кирпич, а сверху поклеили обои с объемным рисунком.

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Houzz тур: Угловая хрущевка с яркими деталями

DVEKATI

Дизайн хрущевки 45 кв. м: между прошлым и будущим
Авторы проекта: Дочь владелицы Екатерина Сванидзе и ее коллега Екатерина Любарская, студия DVEKATI

Своему превращению из унылой семейной квартиры в яркое модернистское пространство эта квартира в Тимирязевском районе Москвы обязана дочери владелицы. Дизайнер Екатерина Сванидзе уговорила маму Елену Игоревну избавиться от ощущения старой «советской» квартиры, но обыграть в интерьере все семейные реликвии.

Первым делом дизайнеры избавились от советской планировки: вход на кухню сделали со стороны гостиной, а санузел расширили за счет прохода, который раньше объединял кухню с прихожей. Спальню расширили, передвинув стену, и укоротили за счет гардеробной. Ванную объединили с туалетом. Отсутствие несущих перегородок — большой плюс при перепланировке хрущевок.

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ…
Особенности перепланировки хрущевок

DVEKATI

Дизайн хрущевки на фото не имеет четкой стилистики — он построен на психологии, соткан из настроений хозяйки. Например, в «тосканских» цветах выражена ее любовь к Италии (оттуда же — тяжелые двери, лепнина и участки с открытой кладкой). Одним из самых ярких акцентов стала стена с коллекцией колокольчиков, напоминающих о школе (Елена — учитель). А в комнатах стоит отреставрированная родительская мебель. Даже старый сервант, преобразованный в тумбу под телевизор, нашел свое место в этой рестроспективе.

Нина Фролова

Пластиковые окна в квартире заменили на более душевные деревянные. А вот потолок здесь — ультрасовременный: с бетона убрали штукатурку и просто покрыли его грунтом.

Яркие стены и откосы, где чередуются оттенки синего и бордового цветов, выступают и визуальными акцентами в проекте, и фоном для живописи и изразцов. Особенно хорош в этом плане глубокий синий. Еще один заметный цвет в общей палитре — зеленый — представлен на кухонных фасадах и мозаике в ванной.

Нина Фролова

Чему еще поучиться на примере этой квартиры

  • Фартук из стекла смотрится нейтрально и не перегружает пространство.
  • Чтобы визуально углубить помещение, одну из стен в гостиной сделали темно-синей. Этот цвет имеет интересную особенность — в зависимости от освещения он может быть и очень нежным, и довольно драматичным, насыщенным.
  • Стена зоны отдыха, устроенной в нише, отделана тем же паркетом, что и пол. Этот прием не только добавляет пространству тепла, но и избавляет участок от видимых границ. Нет границ — нет тесноты.
  • Поскольку хозяйка все время открывает окна, а до соседнего здания далеко, в квартире нет штор. Отсутствие драпировок благоприятно сказалось на объеме помещения.
  • Вместо дверей в гардеробной комнате использована текстильная перегородка.

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
В гостях: Квартира учительницы — с бетонным потолком и винтажной мебелью

Yuri Grishko

Дизайн хрущевки 60 кв.м: игра в ретро
Авторы проекта: Хозяйка дома, дизайнер Анна Давдиева, и ее коллеги-дизайнеры Анастасия Дмитерко и Екатерина Братчикова, «Студия OVO»

Трехкомнатная квартира на пр. Маршала Жукова принадлежала семье дипломатов, но они уехали в Чехию, оставив новым хозяевам антикварную мебель и несколько коробок книг. Это «наследство» во многом определило итоговую стилистику квартиры. Ретро-тема заявлена уже в прихожей — на стенах здесь обои с полосками мелкого узора, на полу — черно-белая плитка, на стене — винтажный телефон.

Yuri Grishko

Антикварные вещи запросто сочетаются с мебелью из ИКЕА. Более того, именно тканями шведского бренда обиты кушетка и стул в гостиной. Мастер из ИКЕА также перетянул старый диван — но уже тканью, заказанной из США. В спальне изголовье от старинной кровати соединено с икеевским каркасом (на фото).

«Историю» в квартире создают различные детали. Это и большой ковер-сумах, привезенный из Махачкалы (ему больше 60 лет), и вещи с индийских блошиных рынков, и старинная посуда из приданного Анны, и блюдо из глазурованной керамики, доставшееся хозяйке от бабушки.

Yuri Grishko

Дизайн этой квартиры-хрущевки построен на большом внимании к живописи. Так, цвет обоев в гостиной и спальне подобран специально под картины ростовского художника Владимира Чекмарева. В гостиной дизайнеры остановились на темно-серых обоях, а для спальни выбрали насыщенные тона с классическим рисунком. В квартире нашлось место и акварельному триптиху, доставшемуся от прежних хозяев, и работам художника Магомедали Малагитинова, отца Анны, и портрету ее дочери Дины работы подруги из Махачкалы, и китайской графике из маминой коллекции.

Yuri Grishko

Чему еще поучиться на примере этой квартиры

  • Ремонт начался с перепланировки. Так, ванную расширили за счет нежилых площадей. Прихожую и кухню объединили с открытой гостиной.
  • Хозяева используют два обеденных стола. Один, маленький, можно увидеть на стыке гостиной и кухни. Второй, для обедов большой компанией, стоит сложенный около холодильника.
  • Стены ванной отделаны белой плиткой. Поскольку быстро найти простую белую плитку не удалось, взяли ту, что используют для бассейнов (размер 15х15 см).
  • Стены детской оклеили разными обоями: на одной стороне — «для девочки», с узором из туфель, а на другой — «для мальчика» (с фасадами домов).


ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…

В гостях: Вместо хрущевки — квартира с историей

Vera Tarlovskaya Interiors

Дизайн хрущевки 62 кв.м: современный стиль
Автор проекта: Архитектор-дизайнер Вера Тарловская

Дизайн хрущевки на фото выполнен в скандинавской стилистике, но имеет характерные особенности. Так, главным акцентным цветом в нем стал серый — в проекте использовано сразу несколько его оттенков. А в оформлении можно встретить немало советских артефактов и отсылок к истории московского района Щукино. Именно здесь находится квартира, и именно здесь выросли ее нынешние хозяева — молодая пара.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…Больше примеров в разделе «фото» на Houzz— Квартиры в скандинавском стиле

Наталия Тверитинова

Вдохнуть вторую жизнь в хрущевку, устаревшую морально и физически, предстояло дизайнеру Вере Тарловской. Первое, что сделали строители — пустили в квартиру свет, убрав все лишние перегородки. По сути из «трешки» квартира превратилась в «двушку» с вместительным санузлом и просторной гостиной, объединенной со столовой и кухней. Воздуха помещению добавила колористика: сочетание белых и серых стен, светлое дерево на полу.

Разнообразие серой палитры просто потрясает. В гостиной можно встретить светло-серый цвет, на кухне — серый потемнее, декоративная стена в столовой выкрашена в почти черный цвет, как и финский диван с обивкой из велюра.

Vera Tarlovskaya Interiors

Стены в коридоре покрасили в цвет, «намешанный» из всех оттенков серого в этой квартире. А в спальне использовали краску цвета глубокого индиго с черно-синим оттенком. Монохромный интерьер оживляют яркие акценты желтых и красных цветов. Причем там, где акцентов недоставало, Вера использовала абстрактную живопись с нужными красками.

Скандинавская стилистика выражена не только в цветах, но и в материалах: отреставрированный кирпич, металлическая мебель, натуральное дерево украшают минималистичный интерьер. Впрочем, современный дизайн не обошелся и без лофтовых элементов — в шкафу появились состаренные ящики с нанесенными через трафарет цифрами, а на стенах — постеры. Более того, хозяева повесили в прихожей копии исторических фотографий Щукино. Это, как и звонок 1978 года, напоминает им о счастливом детстве. В специальной рамке висят значки, которые собирали их родители.

Vera Tarlovskaya Interiors

Чему еще поучиться на примере этой квартиры

  • Изголовье кровати в спальнее сделано на заказ из флоковой ткани, которая не боится кошачьих когтей.
  • Спальню от кабинета отделяет реечная перегородка: и смотрится легко, и границы очерчивает.
  • Сначала хозяева хотели отделить кухню от столовой перегородкой, а обеденный стол сделать передвижным, на колесиках. Хотя от этой идеи отказались, светильники вдоль стены развешены так, что стол можно двигать, как хочется.
  • На кухне неожиданно сочетаются гладкие и филенчатые фасады. Это решение позволяет облегчить классическую кухню и, наоборот, сделать изысканнее современную.
  • Верхняя часть фартука покрашена специальной моющейся краской в цвет стен.
  • Темная стена в столовой покрашена специальной маркерной краской — на ней можно рисовать.
  • Систему хранения в гостиной спрятали в стене — встроенный шкаф покрашен той же краской, что и основной фон. Тот же фокус провернули со встроенным шкафом из МДФ в прихожей.

НАЙДИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕМОНТНИКОВ В СВОЕМ ГОРОДЕ>>>

Типовые серии хрущевок — фото планировок.

Содержание

  • 1 Типовые серии хрущевок: основные плюсы и минусы домов
  • 2 Серия 1-464 (1960 – 1967 гг.)
  • 3 Серия 1-335 (1963 – 1967 гг.)
  • 4 Серия 1-434 (1958 – 1964 гг.)
  • 5 Серия 1-467 (1959 – 1969 гг.)
  • 6 Видео хрущёвок

С 1957 года, после принятия закона, который предусматривал устранение излишеств в проектировании домов, в СССР стали возводиться здания нового типа. В народе такие дома получили название «хрущевки» (производное от фамилии генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева). Такие дома получили второе название – хрущебы, в основном, из-за неудобной и непропорциональной планировки комнат, узких коридоров и пролетов площадок, тонких стен и как результат – ужасной шумоизоляции. В этой статье мы расскажем о том, что такое типовые серии хрущевок, постараемся выделить основные плюсы и минусы этих зданий. Особенности планировки предоставим в виде описаний и фото.

Типовые серии хрущевок: основные плюсы и минусы домов

Давайте рассмотрим основные характеристики квартир и определим особенности каждой серии хрущевок, которые возводились на протяжении 27 лет. Стоит заметить, что изначально хрущевки предполагалось использовать, как временное жилье и эксплуатационный срок здания составлял от 25 до 50 лет. Но, как известно, в таких домах проживают люди и в наше время. К минусам хрущевок можно отнести плохую шумоизоляцию и теплоизоляцию (зимой прохладно, а летом слишком жарко в квартире), не всегда удачную планировку квартиры и подъезда: узкие коридоры, маленькую кухню, отсутствие мусоропровода и очень часто лифта. К основным плюсам таких домов можно отнести невысокую стоимость.

К основным плюсам таких домов можно отнести невысокую стоимость жилья и развитую инфраструктуру вокруг здания. Как правило, недалеко от хрущевок есть садики, школы, магазины и отличная транспортная развязка. Если денежных средств на покупку квартиры мало, то хрущевка – не самый плохой вариант. Тем более, такие здания в Москве и других городах России, подлежат сносу, в этом случае владельцы получают новенькое жилье, или реконструкции и перепланировке.

Серия 1-464 (1960 – 1967 гг.

)

Общий чертеж:

Одной из самых популярных в СССР серий хрущевок стала 1-464 (1960 – 1967 гг.). Это панельный дом с 5 этажами, редко можно встретить 3 и 4 этажные здания. Во всех квартирах есть балконы (также дополнительные кладовки), а вот лифты не предусмотрены и жителям здания приходиться подниматься и спускаться по ступенькам, что достаточно тяжело пожилым людям, семьям с маленькими детьми. Санузлы в квартирах совмещенные, в подъезде нет общего мусоропровода, а количество квартир на площадке составляет 4. Высота потолков в квартирах – 2,5 м2, кухни менее 6 м2, если быть точнее – 5,8 м2. Квартиры 1, 2 и 3-х комнатные.

Картинка – чертеж:

1 комнатная:

2 комнатная:

3 комнатная:

Серия 1-335 (1963 – 1967 гг.)

С 1963 по 1967 гг. территория застраивалась домами серии 1-335. Это тоже панельные здания, с высотой потолков 2,54 м., балконами в каждой квартире, совмещенными санузлами, отсутствием лифта и мусоропровода. Площадь кухни немного больше, чем в предыдущей серии – 6,2 м2, площадь потолков – 2,5 м. На площадке располагается четыре квартиры – от 1 до 3-х комнатной. Помимо балконов в квартирах есть дополнительные кладовки и встроенные шкафы.

1 комнатная:

2 комнатная:

Серия 1-434 (1958 – 1964 гг.)

Эта серия строилась с 1958 года по 1964 год, в различные года застройки немного видоизменялись планировки квартир. Так, например, в зданиях 1958 года в однокомнатных квартирах площадь жилой комнаты составляла 18,6 м2, а в 1959 году она уменьшилась до 18,2 м2, в 1969 г. – площадь комнаты составляла 17,7 м2. И так во всех типах квартир площадь жилых помещений варьировалась в сторону уменьшения и увеличения. А вот площадь кухни осталась неизменной – 5,8 м2, как и высота потолков – 2,5 м. Дома – кирпичные, совмещенные санузлы, а в каждой квартире есть балкон, кладовая и встроенные шкафы.

Картинки – чертеж (по годам)

1 комнатная 1958 год

1 комнатная 1959 год

1 комнатная 1960 год

1 комнатная 1961 год

1 комнатная 1964 год

2 комнатная 1958 год

2 комнатная 1959 год


2 комнатная 1960 год


2 комнатная 1964 год

3 комнатная 1958 год

3 комнатная 1959 год

3 комнатная 1960 год

3 комнатная 1961 год

3 комнатная 1964 год

Серия 1-467 (1959 – 1969 гг.

)

Последняя серия, которую мы рассмотрим, строилась с 1959 по 1969 год. Это блочные дома, высота потолков, как и в предыдущих сериях – 2,5 м, площадь кухни – от 6,6 м2 до 7,7 м2. Во всех квартирах (1, 2 и 3-х комнатных) есть балконы кроме 1 этажа. Санузлы в ранних версиях зданий — раздельные, а в поздних – совмещенные, отсутствует мусоропровод. К достоинствам квартир этой серии относят возможность их перепланировки, к недостаткам – смежные комнаты во многих квартирах. Картинка – чертеж:

Видео хрущёвок

 

Читайте далее:

Биография: Никита Хрущев


Никита Хрущев (1894-1971)

Первый секретарь ЦК КПСС 1953-1964 гг. Безусловно, самого яркого советского лидера, Хрущева лучше всего помнят за его драматические, часто хамские жесты и «безрассудные схемы», направленные на достижение максимального пропагандистского эффекта, его восторженную веру в победу коммунизма над капитализмом и тот факт, что он был единственным советским лидером. быть отстраненным от должности мирным путем — прямое следствие постсталинской оттепели, которую он спровоцировал в 1956.

Шахтер, примкнувший к большевикам в 1918 году, Хрущев смог получить техническое образование благодаря Октябрьской революции и искренне поверил в блага рабочего государства. Поднявшись по служебной лестнице, он стал членом ЦК в 1934 году и Политбюро в 1939 году. После смерти Сталина в 1953 году Хрущев стал первым секретарем партии в коллективном руководстве, которое возникло после того, как оно устранило Лаврентия Берию и его фракцию. . Впоследствии он использовал устоявшуюся сталинскую технику, чтобы разделить и победить своих соперников, заменить их своими людьми и стать бесспорным лидером Советского Союза, с той разницей, что он не убивал этих людей, а назначал их в такие далекие страны.

и безобидные должности посла в Монголии.

В 1956 году на XX съезде Коммунистической партии Хрущев ошеломил делегатов своей так называемой «секретной речью», во время которой в течение шести часов обличал эксцессы сталинской эпохи и культ личности Сталина. До выступления считалось табу говорить что-либо негативное о Сталине. Речь Хрущева кажется несколько мягкой в ​​ретроспективе, теперь, когда масштабы ужасов Великих чисток и ГУЛАГа хорошо известны. Однако в то время его разоблачения (ограничивались только преступлениями Сталина против партии, а не против страны в целом) потрясли землю.

Хрущев искренне верил в превосходство коммунизма и считал, что уничтожение капиталистической системы раз и навсегда — лишь вопрос времени. Он поставил перед собой смелые (и в конечном счете недостижимые) цели «обогнать Запад» в производстве продуктов питания, инициировав масштабные программы по распашке обширных массивов целинных земель в Казахстане и Сибири с помощью тысяч городских комсомольцев-добровольцев, которые мало что приносили, кроме своего энтузиазмом с ними в открытые степи. Несмотря на то, что Хрущев считался специалистом по сельскому хозяйству, он просчитался, когда после поездки в Айову в 1919 г.В 59 лет он стал большим любителем кукурузы и решил завезти ее в свою страну, большая часть которой имеет неподходящий климат. На промышленном фронте Хрущев несколько ослабил сталинский акцент на военном производстве, что привело к расширению ассортимента потребительских товаров и повышению уровня жизни простых советских граждан.

Еще одним из достижений хрущевской послесталинской «оттепели» стало смягчение политического климата, в частности цензуры. «Один день Ивана Денисовича», повесть Солженицына о жизни в лагерях ГУЛАГа, была опубликована в 1961 по личному указанию Хрущева, и возникло целое диссидентское движение писателей и интеллигенции. Хотя они подвергались преследованиям и вынуждены были действовать в подполье, это все равно было серьезным изменением, поскольку любые диссиденты просто не остались бы в живых при Сталине.

Во внешней политике Хрущев также с энтузиазмом ставил перед собой высокие, но зачастую недостижимые цели, и ему нравилось резко пренебрежительно относиться к Западу. Он прилетел на саммит в Лондон на недостроенном прототипе пассажирского самолета, чтобы продемонстрировать передовое состояние советской авиации (должным образом впечатлив своих хозяев, у которых в то время еще не было сопоставимого самолета). Привлекательность коммунизма быстро распространилась по деколонизирующимся странам Азии, Африки и Латинской Америки, поскольку Советский Союз щедро помогал на громкие проекты, такие как плотины и стадионы. За потрясающим пропагандистским успехом, достигнутым Советским Союзом при запуске первого спутника, последовали все более и более крупные достижения, такие как первая собака, первый мужчина и первая женщина в космосе. Многие на Западе начали опасаться, что Советы действительно их догоняют и скоро догонят.

Хрущевское увлечение яркими жестами с самого начала не понравилось более консервативным элементам; многие советские люди были очень смущены его выходками, такими как стук туфлей по трибуне во время выступления на Генеральной Ассамблее ООН.

В партии были элементы, которые активно искали возможность его свергнуть. Их возможность представилась с Карибским кризисом на Кубе. Еще одним примером зрелищности, которую он не смог подкрепить делами, стало то, что в 1962 году Хрущев разместил ядерные ракеты на новой коммунистической Кубе, в пределах легкой досягаемости от большинства крупных американских населенных пунктов. Благодаря разведданным, полученным от Олега Пеньковского, советского двойного агента, Соединенным Штатам было известно, что ракеты еще только частично разработаны и не представляют непосредственной угрозы. Президент Джон Кеннеди назвал Хрущева блефом, и последний был вынужден убрать ракеты с Кубы, потеряв лицо как дома, так и за рубежом. Хрущев так и не восстановил свой авторитет после инцидента, и два года спустя его противники в Политбюро тихо вытеснили его, что примечательно, без кровопролития. Остаток жизни он провел в мирной пенсии и был единственным советским лидером, которого после смерти не похоронили в Кремлевской стене.

 

КРАСНЫЕ ФАЙЛЫ Домашняя страница

© 1999 Abamedia, если не указано иное.

Хрущев в своем самом хрущевском

Электронное досье CWIHP № 18

 

Сборник переведенных документов, первоначально опубликованных в журнале «Источник», «Документы русской истории», 2003, № 6; подготовлено при финансовой поддержке CWIHP.

Автор:  Уильям Таубман является председателем консультативного совета CWIHP и профессором истории в колледже Амхерст. Его книга « Хрущев: Человек и его эпоха» получила Пулитцеровскую премию за биографию в 2004 г.55
 

Записки Н. Хрущева в Президиум ЦК КПСС о беседах с югославскими руководителями в Югославии

 

Стенографическая запись встречи партийного актива 4 ноября 1956 г. оджа] А[хмед] Аббас, 6 января 1960 г.
 

Продиктовано тов. Хрущев Н.С. 10 октября 1960 г.
 

Комментарии Хрущева Н.С. 11 декабря 1960 г.61
 

Речь Н. С. Хрущева на дружеском обеде в Евксинограде (Варна), 16 мая 1962 г.
 

Беседа тов. Н. С. Хрущев и исполняющий обязанности Генерального секретаря ООН У Тан, 28 августа 1962 г.
 

Заявления тов. Н. С. Хрущев на заседании Президиума ЦК КПСС, 25 апреля 1963 г.

Вступительное слово Уильяма Таубмана

Документы в этой коллекции, разумеется, выбраны не случайно. Они также не отражают все многогранность и этапы правления Никиты Хрущева в качестве первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР. Учитывая, что эти материалы относятся лишь к некоторым вехам деятельности Хрущева, удивительно, как много общих черт его подхода к внутренней и внешней политике они фиксируют и отражают. Вместо того, чтобы подводить итоги карьеры Хрущева в качестве введения к этим документам, я рассмотрю их по очереди, извлекая отрывки, раскрывающие Хрущева в его самом хрущевском проявлении.

В стенограмме заседания партийной группы Верховного Совета СССР от 8 февраля 1955 года мы находим Хрущева, обвиняющего своего кремлевского коллегу Георгия Маленкова в грехах, оправдывающих его отстранение от должности первого послесталинского главы советского правительства. Понижение Маленкова было ключевым шагом в борьбе за место Сталина, которому предшествовали арест и казнь начальника тайной полиции Лаврентия Берии в 1953 году, а затем в 1955 и 1956 годах Хрущев выступил против министра иностранных дел Вячеслава Молотова. Основные обвинения против Маленкова известны давно, поэтому больше всего в этой стенограмме поражает тон Хрущева, отражающий его склонность делать политику крайне личной и выражаться в прямой, приземленной манере, которая иногда возвращалась к нему.

Отметим, например, что Хрущев обвинял Маленкова в «дешевом подыгрывании массам», намек на аграрные реформы 1953 г., в отношении которых Маленков якобы «не проявлял инициативы», а «искусно завладел ими, не понимая существа многих вопросов». За этими нападками стоит тот факт, что Хрущев заявил об авторстве реформ, провозглашенных Маленковым в августе 1953 года, за месяц до того, как сам Хрущев смог разработать их в сентябре.

Обратите также внимание на то, что Хрущев описывает Маленкова не только как «бесхарактерного», но и как виновного в «антипартийном» поведении. Последнее было чрезвычайно серьезным обвинением, так как вызывало воспоминания о сталинской кровавой чистке своих коллег по Политбюро. Но, несмотря на такие обвинения, Маленкову разрешили остаться в Политбюро, где он мог замышлять реванш. Мало того, Хрущев опроверг утверждение Маленкова о том, что ядерная война будет означать не победу социализма, а «конец цивилизации», предупредив, что формула Маленкова «не может мобилизовать, а скорее демобилизует людей и полезна нашим врагам». Что касается попытки Маленкова изменить приоритет, который Советы долгое время отдавали тяжелой промышленности, а не легкой, то это, по словам Хрущева, «было бы подарком нашим врагам! Наши враги очень этого хотят, и мы их сегодня сильно разочаруем, когда что мы заменяем Председателя Совета Министров».

Проблема с таким решительным осуждением этих ересей заключалась в том, что сам Хрущев вскоре принял их и, следовательно, стал уязвимым для тех же обвинений, которые он выдвинул против Маленкова.

Три документа за сентябрь и октябрь 1956 года представляют собой отчеты Хрущева в Президиуме партии о его переговорах с президентом Югославии Тито. В прошлом году Хрущев начал кампанию по возвращению Тито, которого Сталин отлучил от церкви, в советский блок. Но хотя Тито и стремился к примирению, оно должно было произойти на его собственных условиях. Его целью было реформировать социалистический лагерь, а не укреплять его; защищать независимость Югославии, а не ограничивать ее. Порвав со Сталиным раньше Хрущева, Тито был горд и обидчив, особенно когда Хрущев, как он часто делал, прибегал к грубым угрозам и уговорам.

В конце сентября 1956 года Тито и его коллеги посетили Хрущева в Крыму. 29 сентября Хрущев организовал для своих гостей показ ракет, выпущенных с кораблей и береговых установок, испытания, которые, по его словам, произвели «ошеломляющее впечатление на Тито». В ходе того же визита югославам были показаны фильмы об испытаниях атомной и водородной бомб, которые, как хвастался Хрущев, «произвели на югославов исключительно сильное впечатление». По словам Хрущева, который вполне мог опираться на стенограммы разговоров, которые, по мнению югославов, прослушивались, коллега Тито, Александр Ранкович, сказал другому члену югославской делегации, что «водородная бомба была настолько мощной, что если бы она была сброшена на Белград , Загреб тоже не выжил бы».

Опустившись до такой грубой формы запугивания, Хрущев тоже постарался проявить чуткость. 24 сентября 1956 г. он сообщил, что воздерживается от хвастовства хорошим урожаем в СССР той осенью, потому что югославский урожай был не таким хорошим, и он не хотел, чтобы казалось, что они «ставят их в положение, несколько зависящее от нас». В том же докладе Хрущев сыграл психолога, обнаружив, что «настроение Тито было очень нервным и часто менялось. Время от времени на его лице появлялась какая-то озабоченность, а в разговоре — отчужденность и сдержанность… Очевидно, у него есть вопросы, на которые он с нами не согласен, но сдерживает себя, не поднимает их, опасаясь, что мы будем на них бурно реагировать и это может привести к ухудшению наших отношений, чего югославы явно не хотят». Хрущев даже зашел так далеко, что предложил своего рода «консультацию», посоветовав Тито, как справиться с некоторыми обидами, которые у него, казалось, были против лидера болгарских коммунистов Тодора Живкова: «Я думаю, что было бы лучше и справедливее сказать правду, хотя это не так. очень приятно, но сказать это в лицо, чем затаить обиду и промолчать.

Несмотря на усилия Хрущева, советско-югославским переговорам продолжали мешать, казалось бы, незначительные раздражители, такие как вопрос о том, называть ли коммунистический союз «социалистическим лагерем» (предпочтение Хрущева) или «социалистическим миром» (предпочтение Тито). Как отметил Джон Льюис Гэддис в книге «Мы теперь знаем: переосмысливая историю холодной войны», сам факт того, что коммунистические страны настаивали на «братских», а не просто «союзных» отношениях друг с другом, требовал от них стремления к такой близости, которая было невозможно достичь, и они разозлились друг на друга, когда они этого не достигли. «Мы чувствовали себя одной семьей, — сообщал Хрущев 8 октября, — с общими амбициями и надеждами. Товарищ Тито и остальные югославские гости неоднократно заявляли, что они чувствовали себя как дома», а, можно добавить, временами с трудом скрывают свое негодование, что на самом деле они совсем не чувствовали этого.

Одной из главных целей Хрущева, принимавшего Тито, было заручиться помощью югославского лидера в предотвращении беспорядков в Польше и Венгрии, которую Тито не мог и не хотел оказать. Лишь в последний момент Москва удержалась от военной интервенции в Польше, а советские войска приступили к подавлению венгерской революции. 4 ноября 1956 года, когда советские войска вошли в Венгрию, Хрущев выступил перед собранием высокопоставленных партийных активистов в Москве. Гораздо более откровенные, чем его опубликованные взгляды, его высказывания в тот день были поразительно прямыми. Он признал, что многие венгерские чиновники, ставшие мишенью восстания, были «конским навозом» и что, если бы там были проведены выборы, коммунистическая партия получила бы «не более 5–10 процентов голосов». Он и его коллеги по Президиуму поначалу опасались, что «если мы применим вооруженную силу для жестокого подавления мятежников, венгры этого не поймут и может закончиться тем, что они все объединятся против нас». Но Хрущев и компания также были «очень обеспокоены» тем, что венгерские волнения перекинутся на Румынию и Чехословакию, где, по их словам, проживали сотни тысяч венгров, а также реакцией в других странах, если СССР ничего не предпримет: «Другие страны перестанет нас уважать». Казалось бы, «мы будем исходить из каких-то буржуазных представлений о морали», оставшись в стороне и допустив «создание реакционного правительства, которое может привести Венгрию в лагерь НАТО». На Западе подумали бы: «Или сил не хватило, или сил хватило, но силы не умели использовать, а если не умели, то почему бы их не встряхнуть». Наоборот, именно социалистический лагерь укрепит свое единство, и «на основе этого единства мы с еще большей энергией потрясем капиталистический мир и добьемся его разрушения».

В стенограмме январской 1960 г. беседы с индийским писателем Х. А. Аббаса, мы видим, как Хрущев рассуждает об идеологии и культуре. Эта роль была частью его ответственности как советского лидера. Однако, как человек, получивший всего два или три года формального образования в деревенской школе, плюс две попытки получить образование для взрослых, во время которых он быстро отвлекся на свою роль лидера ячейки коммунистической партии, он никогда не чувствовал себя комфортно при этом; эта стенограмма показывает, почему.

На вопрос, изменил ли современный капитализм свою классическую природу, развив предприятия государственного сектора и всеобщее благосостояние, Хрущев ответил: «Маркс все это предсказал. Так что, «когда враги социализма говорят, что марксизм устарел [или] мертв, что они боятся марксизма и хотят извратить его как науку». Сохранится ли концепция семьи как объединяющей силы в человеческом обществе по мере приближения коммунизма? Хрущев парировал вопрос своим собственным: «Какую роль семья играть прямо сейчас, по вашему мнению?» Какова была бы роль культуры и искусства при коммунизме? Другой ответ: «Я хотел бы предоставить вам возможность пофантазировать на эту тему, потому что это близкая вам область…» Кто был ли любимый автор Хрущева? Толстой, Горький и Чехов, был его предсказуемый ответ. Были ли у него любимые иностранные классические авторы? «Да. Но должен признать, что сейчас у меня не так много времени, чтобы читать ни иностранных, ни советских писателей». Его мнение о поэтах-классиках? Он упомянул Пушкина и Некрасова. Его любимый лирик? действительно поэт. «Какое значение имеет лирика для счастья и жизни народа?» Ответ Хрущева: «А что еще такое счастье, по-твоему?»

По мере того, как индийский писатель засыпал его вопросами, на которые Хрущев чувствовал себя неловко, можно было почувствовать, как растет его разочарование — пока, наконец, он не находит способ свести лирическую поэзию к категории, с которой он более знаком: она и другие литературные жанры были «сильным оружием… в нашей борьбе. Словом, всякое оружие в коммунистическом обществе хорошо, если оно помогает сметать недостатки, расчищает путь в борьбе за построение коммунистического общества, воодушевляет народ на эту борьбу и расширяет их мировоззрение».

Краткая записка Хрущева 10 10 октября 1961 г. Президиуму из Нью-Йорка в связи с окончанием его продолжительного пребывания в Организации Объединенных Наций сверкает его приземленным юмором и кажется почти мягким. Шутя по поводу одобрения им планов покупки зданий для украинского и белорусского представительств при ООН (которые сами стали результатом сделки, заключенной Сталиным во время основания ООН с целью усиления советского влияния в мировой организации), Хрущев признается: «Я проявил трусость и не нашел в себе сил сопротивляться, поддавшись «злому» влиянию». Если Президиум не будет возражать, добавляет он, он разрешит покупку небольшого американского автомобиля (чтобы взять его с собой на корабль) «для того, чтобы наши конструкторы могли ознакомиться с современными американскими автомобилями, а не изобретать верблюда, который давно по степям бегает». Но, как я утверждал в своей книге «Хрущев: Человек и его эпоха», его общее настроение ухудшилось по мере того, как его пребывание в ООН затягивалось. Это видно и из меморандума: «Мы уже начинаем считать часы, сколько нам осталось провести в этой чертовой капиталистической стране. ..» В частности, Нью-Йорк был «настоящей тюрьмой для американского народа, потому что люди здесь как заключенные в каменных мешках: ни зелени, ни возможности прогуляться, запруженных автомобилями, ни прогулок по грязным тротуарам и почерневшим улицам среди постоянного шума».

Речь Хрущева 16 мая 1962 года в Варне, Болгария, была произнесена в то время, когда он решал отправить на Кубу ракеты средней и средней дальности. Поскольку это решение было, конечно, глубокой тайной, то единственным намеком в его варненской речи было его замечание о том, что китайцы «говорят, что мы якобы трусы, что мы боимся войны, а они войны не боятся». Доказательство Мао Цзэдуну, среди прочих, того, что он был готов пойти на многое, чтобы защитить Кубу Кастро, вероятно, было одним из нескольких мотивов для отправки ракет на остров. Хрущев был настолько полон решимости сделать это, что, рискуя и приблизив мир к ядерному конфликту, как никогда раньше, он, по-видимому, забыл свое собственное изречение, которое он также повторил перед своей варненской аудиторией: «Только дурак не боится войны, потому что ничего не боится, потому что ничего не понимает… Мы знаем, что такое война».

Больше всего Хрущев говорил о Варне о Сталине. Пять месяцев спустя, на XXII съезде партии в Москве, Хрущев продлит обвинение Сталину, сделанное в его «секретной речи» 1956 года, и в Болгарии он уже готовился к этому. Как всегда, его рассуждения о Сталине были противоречивыми, смешивая нападки, которые варьировались от грубых до красноречивых, с внезапными защитами своего бывшего босса. Сталин был настолько эгоистичен, что в рамках культа своей личности он «дал свое имя всем ночным горшкам в своей жизни». Хрущев был также способен, по крайней мере в этом случае, хотя и редко в других, приписывать преступления Сталина не только ему, но и самой коммунистической партии: «…партия создала себе начальника, создала себе бога и потеряла власть над этим». бог.» Однако через несколько фраз оказалось, что «Сталин был на самом деле марксистом, на самом деле был гением и талантом, но он злоупотребил этим талантом и направил его против партии, против народа». Как обычно, реплики Хрущева были длинными и бессвязными, как будто он не мог перестать говорить о человеке, который был и его наставником, и мучителем. Но он был также способен к самосознанию и юмористической самокритике, отметив, благодарив свою аудиторию: «Что за болтливый ребенок у вас родился (смех), но что делать?»

25 августа 1962 года Хрущев встретился с Генеральным секретарем ООН У Таном, находившимся с визитом в Советском Союзе. У Тан казался удивительно благосклонным к советской линии в отношении Берлина: «…моё личное мнение полностью совпадает с вашим, что мирный договор должен быть подписан… Я полностью согласен с Советским правительством в этом отношении. положение, я не могу делать никаких публичных заявлений». Хрущев казался удивительно невежественным в культурной жизни Соединенных Штатов: «В Америке нет оперного театра. Это очень богатая страна, и у нее нет оперного театра». Но самое главное в этой встрече было то, что она намекала на поездку Хрущева в ООН этой осенью, как раз примерно в то время, когда ракеты, тайно отправленные на Кубу, будут введены в строй. Когда У Тан заметил, что советский лидер вполне может захотеть выступить перед Генеральной Ассамблеей, Хрущев заметил, что он вряд ли приедет в США, если только встреча с Кеннеди не даст каких-либо положительных результатов, что, в свою очередь, потребует от западных союзников, которые «понимаете необходимость решать вопросы, требующие разрешения», наконец сделайте это. Могло ли присутствие советских ракет на Кубе, которое Хрущев вполне мог обнаружить в ходе такой миссии, привести к такому «пониманию», действительно ли это было еще одним мотивом для его отправки ракет, неизвестно. не совсем ясно, как в случае с большей частью мыслей Хрущева.

Последний документ в этом сборнике, протокол заседания Президиума от 25 апреля 1963 г., отражает ухудшение его настроения по мере нарастания проблем в последние годы его пребывания в должности. Реакция Хрущева на жалобу известного писателя Константина Паустовского на завод по переработке гравия возле его дачи: «Он его «наелся». Что касается причитания Паустовского о том, что растение «портит пейзаж», то это «глупость, реакционная глупость, но распространяемая защитниками природы». Что касается некоторых писателей, то они «служат не идее, а своему карману. Таких нужно исключить…» больной: «Пусть он болен, как человек, но почему он должен болеть как член Союза писателей… К чему я это говорю? Это разврат, это халявные деньги, это безответственность».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *