Резьба по березе – Характеристики древесных пород.Особенности работы. ~ Резьба по дереву

Характеристики древесных пород.Особенности работы. ~ Резьба по дереву

          Здравствуйте, друзья!
  В этом сообщении рассмотрим свойства некоторых древесных пород.Почему «некоторых»?Древесных пород очень много.Поэтому дадим характеристику тем, которые представляют наибольший интерес для резчика по дереву.
   Обычно древесину по степени пригодности для резных работ делят на три группы : очень твердая, твердая и мягкая.
Различают еще древесину ядровую (яблоня, сосна, дуб, ясень и др.) и безъядровую (ольха, ель, липа, клен, осина, береза и др.). Ядровая — это древесина, у которой внутренняя часть ствола более темная, чем остальная.Слой более светлой древесины, расположенной вокруг ядра, называется заболонью. Ну и чем суше древесина, тем она тверже.У меня есть несколько заготовок осины (мягкая порода), которые пролежали лет 12-14.Так по твердости они не уступают березе.
   Я же расположу в своем сообщении древесные породы по степени их пригодности к резьбе и к токарным работам.Критерии оценки — доступность древесины, как она режется и обрабатывается.Если вы дочитаете эту статью до конца, то будете знать, какую древесину лучше использовать для той или иной работы.Это поможет облегчить свой труд и избежать ненужных ошибок.
Липа.Это лучший материал для резьбы, «чемпион» среди древесных пород.Древесина белого цвета, ближе к сердцевине встречаются розовато-бурые переходы.Годичные кольца почти не заметны.Древесина мягкая и вязкая.Режется очень легко, срез ровный, блестящий.Отлично шлифуется.Пригодна для токарных работ (знаменитые матрешки!). При хранении почти не усыхает и не коробится.Работать с липой — одно удовольствие.Пригодна для всех видов резьбы.
Осина.Этому дереву легенды приписывают совершенно мистические свойства.Мол, колом из осины можно убить вурдалака.На осине якобы повесился Иуда и именно поэтому листья на дереве постоянно дрожат от страха.А шляпки подосиновиков красные от крови Иуды.А в остальном самое обычное дерево, хорошо пригодное для резьбы.
  Древесина мягкая и легкая.Цвет белый, иногда с зеленоватым или голубоватым оттенком.Текстура слабо выражена, но полированное изделие выглядит очень красиво, как перламутровое.Режется легко.Есть особенности.Рядом лежащие слои древесины могут идти в противоположном направлении.Чтобы не было задиров или сколов, нужно в этих местах менять направление реза.Шлифуется легко, но также есть нюансы.Поскольку древесина не очень однородная по плотности, при шлифовании крупнозернистой наждачной бумагой (наждачкой) «махрится». Приходится очень долго шлифовать, применяя среднюю и мелкую наждачные шкурки. Поэтому изделие лучше резцами выводить под «0», чтобы сразу шлифовать средней или даже мелкой шкуркой.При проработке мелких и тонких деталей дает сколы.Поэтому нужно быть очень осторожным.Пригодна для всех видов резьбы.Фантастически красива древесина сувелей осины.По цвету — настоящая золотая парча.
Ольха.В свежеспиленном состоянии древесина белая, на воздухе быстро становится красно-бурой.Высохнув, цвет меняется на светло-кремовый.Текстура слабо выражена, с буроватыми крапинками, черточками, полосками.Древесина мягкая, однородная.Хорошо и легко режется.Порезки гладкие и чистые.Отлично шлифуется.При неправильном хранении дает глубокие трещины.Пригодна для всех видов резьбы.
Береза.Для русского человека это особенное дерево.Наверное никто так красиво не писал о березе, как С.Есенин :

Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?


Древесина березы белая, с желтоватым оттенком.Чуть подгнившая древесина изобилует розоватыми, желтоватыми, коричневыми разводами.Из такой древесины, специальным образом обработанной, вырезают и точат красивые декоративные изделия.Древесина березы плотная, твердая.Хорошо режется и шлифуется.Пригодна для большинства видов резьбы и токарных работ.Очень красивы по текстуре березовые сувели- наплывы древесины на стволе дерева.Для березового сувеля характерен хорошо выраженный «мраморный» рисунок древесины с перламутровым отливом и сиянием.Очень красив рисунок древесины капа — совокупность «спящих» почек.Текстура капа похожа на «павлиньи глазки».Сувели и капы широко используются резчиками по дереву для изготовления ваз, чаш, шкатулок и т.п.
Тополь.Древесина мягкая, легкая и однородная.Цвет белый, хорошо видны годичные кольца.Легко режется и обрабатывается.Древесина не плотная.Поэтому при направлении резца перпендикулярно годичным кольцам при помощи киянки может сминаться.Это нужно учитывать.Пригодна для всех видов резьбы.
Сосна.Хвойная ядровая порода.Ядро буро-красное.Четко видны годичные кольца.Особенно красивая текстура на тангентальном срезе.Древесина легкая, мягкая, легко колется.На тангентальном срезе режется тяжело.Если сосна не обессмолена, то шлифуется и окрашивается плохо.Пригодна для всех видов резьбы, в том числе и для токарных работ.
Ель.Древесина белая, слегка желтоватая или с розоватым оттенком.Хорошо видны годичные кольца.У ели легкая, мягкая древесина, легко колется.При высыхании трескается.Текстура ели в месте отрастания ветвей по кругу ствола очень красивая, хорошо проявляется при токарных работах.Пригодна для домовой, геометрической резьбы.Из-за сучковатости и неоднородности в рельефной резьбе применяется редко.
Рябина.Порода с красивым красно-бурым ядром.Заболонь белая, иногда содержит бурые и черные слои.Древесина твердая, тяжелая и прочная, хорошо обрабатывается резцами.Красивы из рябины токарные изделия.Пригодна для декоративных работ небольшого размера.Шлифуется легко.При хранении сильно усыхает.Подвержена растрескиванию.
Черемуха.Древесина крепкая, вязкая и тяжелая.Хорошо режется, шлифуется и окрашивается.При сушке коробится мало.Но древесина сувеля черемухи шлифуется тяжело.При сушке может растрескиваться.У взрослого дерева древесина красно-бурая с черными прожилками.Пригодна для большинства видов резьбы, токарных работ,  изготовления украшений (бижутерии), небольших поделок.
Черешня
.Ядровая порода.Древесина желто-коричневая, до бурой, с очень красивой текстурой.Быстро сохнет.Древесина твердая, хорошо режется, но при неаккуратной работе дает задиры и сколы.Приятно пахнет.Отлично шлифуется.Пригодна для рельефной, объемной резьбы, токарных работ,  поделок и сувениров.
Груша.Древесина от розовато-коричневой до красно-бурой.Тяжелая, твердая, но режется отлично во всех направлениях.Ее можно использовать для изготовления мелких поделок с тонкой проработкой рисунка, для рельефной, объемной резьбы, токарных работ.Высушенная древесина не коробится и не трескается.Отлично шлифуется.Полированная поверхность выглядит очень красиво.
Яблоня.»Яблони в цвету-такое чудо!». Действительно, чудесная порода для резьбы.Ядровая порода.Ядро красно-коричневое, заболонь бело-розовая.Древесина плотная, твердая, при сушке сильно трескается.Даже пролежавшая несколько лет заготовка при обработке дает трещины.Хорошо режется, отлично шлифуется и полируется.Очень красивы из яблони токарные изделия.По яблоне можно выполнять очень тонкую резьбу.Прекрасно смотрятся небольшие поделки, статуэтки, сувениры, шкатулки.
Шелковица или тутовое дерево.Цвет древесины желтоватый до желто-коричневого.Твердая порода, но хорошо режется, шлифуется и полируется.Позволяет прорабатывать очень мелкие детали.
Орех грецкий.Ядровая порода.Ядро серо-коричневое.Заболонь сероватая с различными оттенками вплоть до черного. Корень и комель с очень красивой текстурой.Легко режется и обрабатывается.Очень красивы токарные изделия.На них можно получить цветовые переходы от белого до черного.Пригодна для рельефной, объемной резьбы, поделок и сувениров.
Клен.Древесина однородная, белая с хорошо обозначенными границами годичных колец.Древесина крепкая, тяжелая и твердая.Режется с трудом, но срез очень четкий и гладкий.Хорошо шлифуется и полируется.Полированные изделия выглядят очень красиво.Пригодна для всех видов резьбы и токарных работ.
Красное дерево
.Хотя в России и не произрастает, раздобыть его можно.Древесина по цвету от желтовато-розовой до красно-бурой, почти вишневого цвета.Имеет своеобразную ленточную структуру с чередованием матовых и блестящих полос.Твердая, крупнососудистая древесина.При резьбе может крошиться.Шлифуется и окрашивается хорошо.Подходит для изготовления различных панно, статуэток.
Ясень.Ядровая порода, светло-бурая, с коричневым оттенком.Заболонь от желтоватой до розовой.Древесина крупнососудистая, твердая, текстура красивая.Режется с трудом, крошится по годичным слоям.Перед финишной отделкой необходимо грунтовать (заполнять поры), чтобы выровнять поверхность.О заполнении пор читайте здесь.
Акация.Ядровая порода.Ядро темно-коричневое, до пунцового, заболонь от белой до желто-зеленой.Очень прочная, твердая древесина.Переход по границам годичных колец резкий, это создает очень красивую текстуру.Срез блестящий, гладкий.Режется с трудом, шлифуется хорошо.Из акации получаются очень красивые украшения, поделки и сувениры.Хорошо подходит для токарных работ.
Дуб.Ядровая порода.Ядро от желто-коричневого до темно-красного.Заболонь светло-желтая.Все знают, что древесина дуба очень прочная и твердая («крепок, как дуб!»). У дуба красивая текстура, особенно на поперечном срезе.Пригоден для всех видов резьбы, особенно для объемной.Режется тяжело, шлифуется хорошо.Поскольку древесина дуба крупнососудистая, то перед отделкой ее необходимо грунтовать — заполнять поры.Лучшей отделкой для древесины дуба считается воск.Подвержен растрескиванию.Из дуба получаются красивые токарные изделия при поперечном точении.
Самшит.Светло-желтая порода древесины с характерным приятным запахом.Очень твердая, режется с трудом.Позволяет прорезать тонкие детали.Отлично подходит для изготовления мелких поделок, сувениров, статуэток.Кто бывал в Крыму, видел на лотках у набережных множество сувениров из самшита.
   Итак, мы рассмотрели характеристики наиболее часто встречающихся древесных пород.Большинство из них произрастает в средней полосе России.
   Надеюсь, эта информация будет полезной для вас.
          Всего доброго и до свидания!

www.rezbakrasa.ru

Начало.Заготовка древесины для резьбы. | Журнал Ярмарки Мастеров

Здравствуйте уважаемые резчики, любители резьбы по дереву и просто сочувствующие! Не стану грузить вас традиционным вступлением , типа : “История резьбы по дереву уходит своими корнями глубоко в глубь, а ветвями упирается высоко ввысь.” Пропущу так же всякую заумь, вроде тангенциальных разрезов и классификации деревьев на кошерные и не кошерные. Всё это вы в изобилии найдёте на страницах многочисленных изданий, как правило, один в один повторяющих друг друга.О себе :
Резьбой по дереву занимаюсь 24 года , скоро юбилей. Учился у резчиков – профессионалов и любителей. Кое-что вычитал в книгах, многое узнал на собственном опыте. На страницах этого сайта хочу рассказать о том , что я знаю и умею сам , не претендуя на истину в последней инстанции, и не оспаривая других точек зрения, за исключением явных ляпов , напечатанных в некоторых учебных пособиях, которые могут привести не только к бессмысленной трате времени и средств, но и к серьёзным травмам. ( Я всего этого, к сожалению, не только насмотрелся, но и, по молодости, напробовался на себе).

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 1

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 2

Разумеется – никакая резьба по дереву не состоится, если у Вас не будет в наличии, как минимум, дерева. Существует много способов заготовить впрок материал для резьбы. О них мы и поговорим на этой странице:

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 3

Даже насквозь промокшая под дождём балка высыхает быстро и ничего ей не делается. Иное дело – свежесрубленный ствол , покрытый корой. Влага в таком стволе находится внутри клеток, и, при испарении, движется вдоль волокон быстрее , чем поперёк . Окончательно портит дело слой коры , пропускающий влагу ещё хуже , порой , на столько , что дерево успевает сгнить быстрее, чем высохнуть. В то же время, со стороны торца (место спила), испарение очень интенсивно. Диаметр ствола в этом месте уменьшается быстрее, чем в середине, и, бабах ! – вдоль ствола пошла трещина , а то и не одна . После этого заготовку можно тщательно вымыть , покрасить и выбросить, чтоб глаза её не видели. Но не всё так плохо ! Существует много способов высушить древесину без потерь и трагедий. Как Вы , наверное , уже поняли , все они сводятся к тому , чтобы заставить влагу испаряться равномерно во все стороны : где надо ускорить , где нужно – замедлить. А потому – вот Вам способ первый – медленный и печальный:

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 4

Осенью, когда листья с деревьев уже облетели, ну, или, почти облетели, а снег ещё и не думал выпадать, для заготовки самое подходящее время. Соков в стволах мало, а в лес ходить ещё не холодно. Резчики по дереву тогда отправляются в лес , в места , предназначенные под вырубку (ну , или лесник укажет, какие деревья можно рубить , в общем , не маленькие , сами знаете , что к чему).С собой берут пилу или топор ( а, если заготовка предстоит большая , то и то и другое) , нож для снятия коры (сгодится сапожный, или любой другой с широким крепким лезвием) , полиэтиленовые мешки и старые резинки от трусов. А ещё не плохо бы прихватить какую ни будь писатку (маркер,фломастер,или,хотя бы карандаш любой, только не светлый). Деревья срубают, и нарезают чурбаками, длиной от 0,5 метра до любой, какую позволят условия транспортировки и хранения, чем длиннее, тем лучше. Кору со ствола снимают почти полностью, только по краям, с обоих концов, оставляют кольца из коры, длиной от 10 до 15 см. На концы надевают полиэтиленовые мешки и плотно заматывают резинками. На самом деле , можно не париться , а просто замазать торцы краской , но это не очень надежно. Для длинного ствола – не страшно , ну , потрескается он с концов сантиметров на 10 , а остальное высохнет без потерь , а вот короткую заготовку можно испортить.

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 5

Как видите , влага в этом случае испаряется равномерно по всей длине ствола. Следовательно – при сушке , его диаметр уменьшается везде одинаково , и ничего не бабахает. Затем берут маркер и пишут прямо на стволе: что за порода и когда срублена. Поверьте на слово – очень пригодиться. В таком виде стволы укладывают на просушку . Лучше всего, где ни будь на сеновале , в общем , на открытом воздухе , под навесом. Но можно и в городской квартире на шифоньере, или на шкаф закинуть. Чтобы стволы хорошо обдувались воздухом , их можно переложить крест на крест, или разделить какими ни будь вставками . Можно этого и не делать , всё равно всё высохнет. Сохнет древесина ровно год. Говорят , что именно от этого появилось выражение «готовить загодя» , но за это поручиться не могу.

А как поступить, если нет ни мешков, ни краски? Или надо заготовить толстущий стволище для какой нибудь садовой скульптуры?

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 6

В этом случае кору снимают не полностью, а вдоль ствола прорубают стамеской канавку, глубиной 0,1 диаметра ствола. А называется такая заготовка – кряж.

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 7

Весной , до начала сокодвижения , отправляемся в лес ,и ,выбрав подходящее дерево , снимаем с него кору. Потом спокойно идём домой и ждём. Когда приходит срок , дерево из последних сил выбрасывает листочки, выдавливая из себя последние запасы влаги. А новых не поступает, кора то снята. Примерно к новому году древесина дозревает окончательно. Тогда её и рубят. Проверив этот способ на практике, могу добавить, что место, на котором растёт выбранное дерево, должно хорошо продуваться ветром, иначе, древесину сожрут таки грибок и серая гниль. Но уж если всё получилось, то не найдёшь материала лучшего качества!

А можно ли высушить корягу с множеством загибов и отростков?

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 8

Да, можно, притом, не одним способом. Вот, например, такой: зарыть заготовку в кастрюлю с песком , поставить в духовку на медленный огонь и тушить до готовности. Хороший способ, но только песок должен быть крупный и хорошо просеянный, а лучше – промытый, иначе в поры дерева набьётся пыль, а это очень плохо.

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 9

Или вот, например: Небольшую заготовку заворачиваем в полиэтиленовый пакет, и кладём на батарею. Когда на стенках пакета изнутри появятся капельки воды, выворачиваем его наизнанку и повторяем всё заново. Первое время эту процедуру приходиться повторять три – четыре раза в сутки. Потом реже. Можно значительно ускорить процесс сушки, если заготовку завернуть в один, или несколько слоёв газеты. Газета будет намокать, впитывая в себя влагу. Но тут главное – не переборщить. Если слоёв будет слишком много, то дерево начнёт отдавать влагу слишком быстро, и потрескается не хуже, чем на открытом воздухе.

В тёплых странах используют ещё один вид сушки: Заготовку зарывают в сухую землю. Сверху устанавливают навес от дождя. Через год дерево готово к резьбе. У нас на Урале, правда, такой способ не прокатывает. Слишком влажная почва. Где бы ни закапывал, всё сгнивает начисто, и никакой навес не помогает. И ещё, не знаю, как они избегают загрязнения материала. Наверное, в тряпицу какую – ни будь заворачивают. Частицы земли, попавшие в поры дерева в два счёта испортят любой инструмент.

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 10

И ещё один вид сушки. Я бы назвал его «С ног на голову». Сушить таким образом можно только осину. А открыли его мы с моим корешем, когда были ещё зелёными практикантами в нашем родном зубильно – дробильном цехе. Значица, дело было так: Решили мы заняться резьбой по дереву и пошли в лес за дровами. О том, что это надо делать осенью, мы, конечно, ничего не знали. Пошли весной, в пору цветения подснежников. А вокруг благодать! Тепло. Птички поют, надрываются. Древесный сок из под пилы ручьём бежит. Напилили мы осиновых чурбаков и принесли их в цех, тайком от мастера, разумеется. О том, что кору надо снимать, мы тоже ничего не знали. Единственное, что сделали правильно, так это то, что догадались замазать торцы толстым слоем отработанного бакелитового лака. На просушку чурбаки определили туда, где их никто не смог бы найти. Открутили крышку большой вентиляционной трубы, аккуратно уложили наши заготовки на дно, и закрутили крышку, мол, так и было. В трубе чурбаки постоянно обдувались сильным потоком воздуха. Наверное, поэтому они не сгнили, а высохли таки через девять с небольшим месяцев. Кора на чурбаках сильно скукожилась, но не отпала, и они стали заметно легче. Первые фигурки вырезать было легко и приятно. Но с каждым новым месяцем резать становилось всё труднее и труднее. Сперва мы думали, что неправильно точим инструмент, и часами мучили наши резцы, пробуя разные способы заточки. О том, что заточка не причём, догадались тогда, когда решили выточить на токарном станке балясину для балкончика в садовом домике, вместо сломанной. Выточить то выточили, но сломали четыре резца из сверхпрочного сплава. Много позже мы прочитали в одной мудрой книге, что в старину был такой специальный способ сушки осины, чтоб рубить весной и сушить в коре. И что сейчас этот способ утерян. И что от срубов, сделанных из такой осины и простоявших триста лет, топор отскакивает. Вона как!

Кроме сушки есть ещё много способов заготовки дерева. О них я расскажу позже.

www.livemaster.ru

Древесина для резьбы — выбор лучшего материала

Резьба по дереву – достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

 

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Так, при скульптурной резьбе рекомендуется использовать прочные породы дерева: дуб, кедр и т. д. А при рельефной или геометрической – липу, берёзу и ольху, которые отличаются мягкостью и гибкостью.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом – светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Похожие материалы:

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины – это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15–20%. Сама процедура сушки может занять много времени – несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8–10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты – эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

rus-bondar.ru

Волшебно красивая резьба по бересте

Береста — это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза  имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту — прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,

плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества — молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты — что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.  

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев — берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.

Береста — один из самых поэтических материалов народного декоративно- прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов, в зимнюю пору — от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту  использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.

Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.

Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.

Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы — их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА ПО БЕРЕСТЕ. МАСТЕР-КЛАСС

 

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо.

Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо. Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в «Татьянке», то у меня в наличии вот такой набор стамесок. Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать — это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.   Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.

     

  Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:    

 

  Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию. 

Источник

sdelaisam.mirtesen.ru

какая древесина подходит для резьбы по дереву?

Резьба по дереву – одно из самых древних ремесел, которое увлекает всех, кто заинтересовался этим искусством. Начать вырезать из дерева может каждый, освоив несколько простейших уроков для новичков и затем совершенствуя свои навыки на практике. К тому же это ремесло не требует больших затрат, так как для занятия им понадобятся лишь необходимые инструменты и древесина.

Вопрос выбора древесной породы для резьбы – один из самых актуальных для новичков. Как известно, существуют мягкие и твердые сорта древесины, которые отличаются по плотности, толщине и пористости волокна, влажности и гибкости. Еще с тех времен, когда резьба по дереву была не просто искусством, а необходимой для организации быта деятельностью, излюбленным материалом для изготовления различных изделий стала липа.

Особенности строения и качества липы как материала для резчика очевидны: это мягкая, податливая древесина, имеющая тонковолокнистую структуру, дарит отличные возможности для искусной работы не только опытным мастерам, но и начинающим. На заготовках из липы удаются самые тонкие и изящные узоры, а природный цвет – ровный белый – избавляет от необходимости учитывать особенности текстуры в процессе работы.

Другие породы, которые также удачно подходят для резчика – это береза и ольха. Береза славится своей мягкостью, поэтому резьба по дереву многими новичками начинает осваиваться именно с этого материала, доступного в любой полосе России, в том числе и по стоимости. Более всего береза подходит для азов этого искусства – вырезания простых геометрических фигур, что позволяет «набить руку».

Ольха широко используется в декоративно-прикладном искусстве. Ее древесина после рубки меняет свой цвет, который сначала становится красным, а затем розовым. Структура ольхи не является столь однородной, как в случае с липой, но, тем не менее, она хорошо режется.

Новичкам в резьбе по дереву не рекомендуется начинать работу с твердых пород – дуба, груши, ореха и прочих. Они сложнее поддаются резке и отделке, а инструменты требуется часто затачивать, поэтому к освоению такой древесины стоит приступать после отработки навыков на мягких породах. Из дуба и ореха изготавливают изделия, требующие прочности и долговечности: двери, сундуки, коллекционную посуду и т.д.

Таким образом, опытные резчики по дереву советуют начинающим осваивать это искусство с мягких пород древесины, которые не затупляют инструменты, легко поддаются резке и позволяют получить необходимые навыки.

< Предыдущая   Следующая >

www.tehnology-pro.ru

Волшебно красивая резьба по бересте

Береста – это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза  имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту — прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,


плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты — что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.

 

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь,
которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи.
В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали
для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев — берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.


Береста — один из самых поэтических материалов народного декоративно-
прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево
от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная
кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ»
защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов,
в зимнюю пору — от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту  использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.


Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.


Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.


Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.


Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы – их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.


Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в “Татьянке”, то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

 

Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.

       

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

     

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком :) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

:)

 

 

Галинка

delaemrukami.boltai.com

Резьба по бересте — Славянская культура

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).  

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда. 

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Прорезная резьба. Работаем с берестой.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты – резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) – их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон – гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в «Татьянке», то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать — это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком 🙂 Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Похожие статьи:

Ремесла → Кронид Гоголев – гениальный резчик по дереву

Ремесла → Садовая мебель

Ремесла → Резьба по дереву

Ремесла → Резчик по дереву Валерий Простянкин

Ремесла → Шемогодская береста

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *