Резьба по дереву с элементами растений – Общие законы композиции в резьбе по дереву
Общие законы композиции в резьбе по дереву
19.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 18.06.12
Для резчика по дереву композиция решается в основном рисунком (в плоскорельефной резьбе) и пространственным размещением объемов. Но и цвет не может не приниматься во внимание. Соприкосновение с ним начинается хотя бы при выборе материала для темы. Например, скульптура женской модели, особенно работа с маской, требует мелкотекстурной монотонной древесины, лучше светлых тонов, таких, как самшит, береза, липа, груша и др. Особенно ответственная задача возникает тогда, когда мастер прибегает к искусственному изменению цвета древесины отдельных частей композиции, о чем мы говорили раньше, в разделе о тонировании резьбовых изделий.
Такая же тонкая задача цветовой композиции появляется, если резная поделка выполняется сборной из различных кусков древесины одной и той же породы, что мы видели на примере цветовых комбинаций в изготовлении рамы из лимонного дерева. И непосредственно с проблемами цветовой гармонии резчик сталкивается в работах с накладной резьбой из отличающихся по цвету пород дерева или в рельефной интарсии (примеры выбора цвета древесины в накладной резьбе рассматривались на с. 121). Все эти вопросы решаются мастером по художественной обработке дерева с помощью тех правил цветовой композиции, о которых мы говорили выше.
Также и задачи композиции рисунка в плоскорельефной резьбе, а иногда в барельефной и горельефной перекликаются с теми же правилами, которые были изложены для фронтальной композиции. Редко какая работа по дереву, даже объемная, обходится без использования орнамента, правил ритма, симметрии. Здесь мы остановимся лишь на отдельных уточнениях изложенных положений, применимых для резьбы по дереву.
Резьбовые композиции по характеру использованных элементов можно разделить на три группы: орнаментальные, сюжетные и сюжетно-орнаментальные. Орнаментальные композиции могут решаться во фризовом исполнении по типу описанных ленточных орнаментов (рис. 220), а также в виде изолированных украшений: розеток, обрамлений, накладных рамочек. Последние подразделяются на композиции раскрытые (рис. 221, а), развивающиеся от центра, и закрытые, имеющие всегда четкий внешний линейный контур (рис. 221, б, в, г).
Рис. 221. Изолированные орнаменты: а — раскрытый; б, в, г — закрытые |
|
Выполняя орнаментальную композицию, резчик должен опасаться выйти за границу меры, т. е. ему необходимо помнить, что покрыть орнаментом поверхность не всегда значит сделать ее красивой, художественно выразительной. В общей композиции поделки орнамент наносится на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить, подчеркнуть другую поверхность. И здесь должны учитываться равновесие и пропорции создаваемых этим орнаментом контрастных расчлененных полей (гладкого и резного), их согласованность и связь с главным композиционным центром. Иначе говоря, орнаментируемая площадь и ее расположение — это локальное и общее композиционное решение, хотя и не однозначное, но продуманное, сведенное к гармонии.
Подбирая тот или иной орнамент, мы соотносим его характер и рисунок с назначением поделки, т. е. с ее утилитарной основой. Надо помнить, что орнамент, если даже он чисто геометрический, несет в себе определенное настроение, содержание. Он может быть строгим, лаконичным, спокойным или торжественным. Но может быть игривым, легким, изящным или же напряженным, резко угловатым и т. д.
Сюжетные композиции в резьбе включают в себя фигуры людей, животных, растений, то, что не связано с геометрией, симметрией, строгим орнаментом. Этот вид композиции наиболее сложен, особенно если учесть, что изображенные на ней фигуры должны быть не натуралистичными, а декоративно преобразованными, или, как говорится, стилизованными. Задача их — украшение предмета, поэтому форму, контур, взаимную композицию используемых фигур нужно тщательно продумать и отработать, подчеркнуть четкостью силуэта. Иногда они «геометризируются» (рис. 222, см. также рис. 82).
Рассмотрим, например, композиционные приемы, которыми пользуется автор поделки, изображенной на рис. 223.
Рис. 222. Геометризация и стилизация формы в сюжетных композициях резьбовых изделий: |
|
Рис. 82. Ваза. Эскиз по мотивам грузинской резьбы | Рис. 223. Фантастическое животное — миниатюрная резьба (нэцкэ) японского мастера |
Вписывая фигуру мифологического животного в вытянутую деревянную заготовку, мастер, чтобы не нарушить задуманную форму животного, применяет минимально низкую рельефную резьбу.
Обозрение миниатюры с близкого расстояния требует особенной, геометрически четкой линии контура и орнамента резьбы. Умелые сочетания на малой площади различных видов резьбы, их контраст с гладкой полированной поверхностью, приемы ритма геометрических элементов резьбы и ритмики мягких контуров создают впечатление богато декорированного изделия.
Рис. 83. Стилизованная маска для вертикально вытянутой ниши или филенки |
Кроме применения указанных выше принципов композиции (целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие, единство) для построения резного ансамбля так же тщательно и с использованием всех правил композиции решается каждый его узел, все составляющие части. Более отчетливо, чем в станковой живописи, здесь наблюдаются элементы повтора, ритмики, соразмерности и пропорций.
Указанные типичные черты композиции в резьбе по дереву мы можем видеть на поделке, изображенной на рис. 83, представляющей маску льва, которая воспринимается так же, как мифическое существо с бородой.
Кроме подчеркнутой стилизации формы, где две переплетающиеся половинки гривы в виде бороды смотрятся как ноги с когтистыми лапами, в поделке мы прослеживаем четко выраженную ритмику контуров и линий в нижней части маски: наклонная винтообразная линия, идущая по верхнему контуру нижней лапы, повторяется на очерке второй ноги, затем — прядь бороды, идущая к середине кольца, и снова с угасанием появляется эта линия в прядях гривы на голове. Аналогичные композиционные линии ритмики мы можем наблюдать и в другом направлении переплетающихся полос бороды. Кольцо левой и правой половинами объединяет их, связывает вместе. Ту же ритмику мы видим в завитках гривы по бокам головы (ассоциация с ушами), в завитках строго геометрической формы (элемент контраста), воспринимаемых зрительно как рога, то же самое — в контуре кольца и ниже — на затухание — в концах прядей бороды.
Применяя другие принципы композиции к рассматриваемой маске, можно отметить и ее композиционный центр (сама маска — «лицо»), и членение поделки, и противопоставление рельефа трех ее основных полей: верхняя часть — грива, лицевая часть и борода.
Именно потому, что рисунок и форма играют Особую роль в резьбе, резчиком используются такие выигрышные элементы композиции, как грозди и листья винограда, акантовый лист, листья клена, герани и др. При этом листьям растений придается хотя и типичная для каждого растения форма, но наиболее приятно воспринимаемая глазом, что мы видим на примерах построения листьев в разделе о золотом сечении.
Рис. 52. Виноградная кисть является пластически выигрышным объектом для барельефного орнамента | |
Рис. 56. Рисунок и композиция виноградного листа в резьбе по дереву. Пятилепестковый лист винограда (а) и трехлепестковый лист (б) | |
Форма, размеры и сочетания ягод в виноградной кисти также берутся в продуманной композиции (см. примеры, приведенные на рис. 52 и 56). С таких позиций, в частности, решался вопрос композиции рамы из лимонного дерева (см. рис. 12), где отдельными ритмическими звеньями являются: грозди, четыре листа винограда на осях эллипса, подчеркивающие ее общую симметрию и орнаментальность, чередующиеся одинаковые элементы витого обода и листьев. В свою очередь, витой обод выполнен в строгой геометрической форме с винтовыми витками из лозы, также геометризированы и огибающие его листья.
Рис. 12. Сборная рама из резных деталей (лимонное дерево). Портрет — масло. Фрагменты рамы: роза, соединение звеньев внешнего обода из витой лозы с листом-обоймой |
|
С другой стороны, вольная трактовка остальных листьев винограда, форма кистей и нарочитый отход от строгой симметрии их расположения по полю рамы снимают сухость контуров и линий геометрии, дают большую пластичность.
На этом примере, как и на некоторых других, мы видим, что основная задача композиции с объемными массами заключается в поиске зрительного равновесия не только за счет элементов со строгой симметрией, но и в правильном размещении этих объемов, с увязкой их относительно композиционного центра, т. е. в поисках симметрии равновесия.
Почти в каждой поделке, описанной в этой книге, имеются ритмические элементы или детали. В одном случае — статичноть одинаковых элементов и равных интервалов, в другом — динамика изменяющихся размеров и пропорций. В композиции осьминога с рыбой (см. рис. 21) наряду со строгой последовательностью уменьшающихся присосков и расстояний между ними (ряд присосков смотрится как кайма) наблюдаются ритмические повторы ячеек чешуи, не имеющих геометрической закономерности. Декоративный характер рыбы подчеркнут и другими ритмами на хвосте, плавниках.
Рис. 21. Рыба и осьминог — скульптурная композиция (эвкалипт). Фрагменты композиции | ||
В композиции накладной резьбы колонны (см. рис. 13) полезно обратить внимание на то, что концевые элементы этой резьбы отличаются по характеру от ее средних элементов (рис. 14). Так поступают всегда, если ряд повторов во фризе резьбы не замкнут, роль концевых элементов в этом случае — завершить композицию.
В заключение рассмотрим на конкретном примере, как может сложиться для резчика поиск композиционного решения при изготовлении какого-либо изделия. Предположим, что требуется сконструировать форму ручки (или двух ручек) для вазы, изображенной на рис. 224. В этой работе мы исходим из положения, что форма вазы задана, т. е. определена какими-то другими условиями. Заметим, кстати, что в рассматриваемом случае форма вазы диктовалась желанием наглядно выявить изгибы контрастных листов шпона, закрученных вокруг центрального стержня (см. рис. 224).
Рис. 224. Поиск композиции ручки для вазы. Примеры |
Ритмично-полосатое поле корпуса вазы подсказывает сделать ручку из контрастного материала и по форме и по цвету, но увязанного с характером вазы. Лучшим материалом будет береза, липа или лимонное дерево, т. е. древесина однородной светлой текстуры. Может быть применена и монотонная темная древесина. Она придала бы большую интимность, «камерность» поделке. Однако яркий декоративный стиль вазы больше соответствует «звучной» и контрастной ей светлой древесине.
Для создания целостности композиции к светлой ручке надо добавить что-то еще, например основание и крышку из светлого материала, иначе две контрастные разнородные детали не свяжутся, будут чужими.
После анализа отвергается идея сделать эти детали мелкорезными, так как мелкая рябь резьбы будет конкурировать с полосатой вазой. Также не подойдет хотя и крупнорельефный, но сюжетный, изобразительный мотив: листья и ягоды винограда, растительный или анималистический орнамент и др. Почти что геометрически четкие линии полос ведут нас к решению с кривыми, плавными и четкими линиями. Таким образом, поиск композиции ручки сводится к поиску ее силуэта. Необходимость сохранения равновесия в композиции заставляет резчика искать выпуклость этого силуэта против шейки вазы.
Принимая во внимание изложенное, останавливаемся на варианте «г», который кажется приемлемым. В этом варианте ручка необычная, нестандартная, с капризными изгибами, что роднит ее с такими же неожиданными извивами линий на корпусе вазы. Попытаемся идти по этому пути в поисках другого оригинального решения: усилим изломы и неправильную форму ручки, в результате приходим к варианту «д». В нем пришлось сделать для равновесия такую же асимметричную крышку. Получилось интересно, но неудовлетворительно: налицо «архитектурные излишества», чрезмерное украшательство, страдает равновесие. Заманчива идея силуэта в виде двух птиц с сомкнутыми клювами. Это вносит поэтичность, способствует художественной выразительности поделки.
Попробуем пойти в обратном направлении: упростить изгибы линий и решить задачу с помощью симметрии, что приведет к равновесию. Получился вариант «е» с силуэтами дятлов. Увязываем силуэт птиц с корпусом вазы, получаем новый общий очерк поделки и «выходим» к поиску местоположения и формы крышки, которая должна завершить общий силуэт вазы. Таким же образом к нему привязывается и основание с отверстиями, образующими перемычки (что пришлось повторить и в крышке), т. е. полосы, аналогичные полосам силуэтов ручек.
В поиске фигур птиц помним, что они не должны быть натуралистичными: они остаются ручками, но похожими на птиц.
Рис. 44. Ваза (клееный слоистый шпон, липа, бронза) |
Вернемся к первым вариантам. Имея уже опыт, доведем их до четкости, лаконичности, так как они имеют свои достоинства, заключающиеся в их простоте. Выберем окончательный вариант, но попытаемся и в него внести исправления. Например, в последнем варианте сделаем вместо ручек два ушка, поставив их плоскости параллельно друг другу, и т. д.
Такой поиск может быть продолжен и приводит иногда к интересному, самому неожиданному решению, далекому от начальных вариантов. Нам хотелось на этом примере не столько определить путь поиска (он может быть и иным, присущим индивидуальности мастера), сколько показать необходимость его, а также необходимость выверять найденные решения с помощью канонов, которые выработаны в искусстве.
Вариант вазы, выбранный для поделки автором книги, показан на рис. 44 . Там же дана технология изготовления описанных выше светлых деталей вазы.
Следующий раздел: Творчество скульптора Предыдущий раздел: Композиция в маркетри. Фронтальная композиция
podelki-sr.ru
Резьба по дереву. Восхитительные деревянные цветы Владимира Налимова
Владимир профессионально занимается резьбой по дереву. Все изделия выполнены в авторской технике скульптурной резьбы по дереву и представляют собой миниатюрные композиции в виде цветов и растений. Материалами для изготовления послужили такие ценные породы дерева как: махагони, карагач, груша, бук и др.
«Лилия» (береза, ива красная, карагач) 12х9см
Работы Владимира Налимова трудно отнести к какому-то конкретному виду резьбы, поскольку они выполнены в уникальной, авторской технике оттачиваемой на протяжении нескольких лет.
И если их и можно назвать скульптурной резьбой малых форм, то с большими оговорками.
Изделия не вырезаются из цельного куска, а представляют собой композиции из отдельных, идеально подогнанных друг к другу, составляющих из различных пород дерева (береза, карагач, осина, махагони и т.д.).
Сам автор, называет свои работы миниатюрами из дерева, а посетители выставок часто добавляют к этому определению слово «ювелирные»….
«Пион» (береза, карагач) 23х18см
«Гвоздика» (береза, карагач) 18х10см
«Роза №1» (осина, карагач, береза) 28х10см
«Роза №2» (осина, карагач, лиственница) 13х10см
«Абстрактная композиция №1» (осина, карагач) 27х9см
«Огонек» (береза, карагач) 12х6см
«Цикламен» (ива, карагач, береза) 12х10см
«Абстрактная композиция №3» (осина, карагач, береза) 17х6см
«Розы» (карагач) 12х5см
«Абстрактная композиция №4» (осина, карагач, береза) 11х3см
«Ирис» (береза) 28х9см
«Ирис №2» (ива красная,береза) 25х8см
Сайт Владимира Налимова — http://artcarving.narod.ru
worldcabinetry.ru
Орнаменты для прорезной и геометрической резьбы
Резьба по дереву – очень древнее искусство. Художественная резьба и обработка древесины была и остается самым доступным и привлекательным способом украсить свой дом и быт. Простейшие резные узоры и символы со временем превратились в красивейшие орнаменты, поражающие своей изящностью и необычайным живым теплом.
Подборка резных орнаментов для резьбы по дереву Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Виды резных орнаментов
Для декорирования деревянных изделий резные орнаменты использовались издревле. Орнамент представляет собой узор, характеризующийся ритмичным расположением деталей, выполненных в виде различных изобразительных элементов.
Существует множество разнообразных орнаментов: геометрические и растительные узоры, изображение зверей, человека и птиц. Часто сложные элементы резьбы упрощаются и стилизуются в более доступные для зрительного восприятия и изготовления детали.
Геометрический орнамент
Узоры геометрического орнамента состоят из простых деталей, сочетание которых может подчас создавать фантазийные картины удивительные по красоте. Резные деревянные украшения и композиции обычно представлены в виде орнаментных полос, розеток, звезд или каймы. Отдельные элементы также могут использоваться самостоятельно:
- Точка. Редко используются в качестве самостоятельного элемента, но при повторении приобретает декоративный эффект.
- Линии. Часто используемый элемент, чаще всего применяется для разграничения отдельных мотивов.
- Ломаная линия. Зигзаг – это символичный знак воды.
- Квадрат и ромб. Часто служит для ограничения пространства заполненного мотивами.
- Шестиугольники и восьмиугольники. Традиционный элемент в восточных мотивах.
- Кресты. Древние символы разнообразного строения.
- Спирали и витые шнуры. Красивые элементы с криволинейным геометрическим строением.
- Круг. Заключает в себе узор или является самостоятельной деталью композиции.
Геометрический орнамент применяется в различных видах резьбы по дереву, но особенно в геометрической и контурной технике.
Растительные орнаменты
Растительный или лиственный узор может быть выполнен в виде каймы или полосы орнамента с повторяющимися элементами или представляет собой отдельную композицию с изображением деревьев, плодоносящих растений, цветов и так далее. Представители флоры либо изображаются очень натуралистично, либо стилизуются и упрощаются.
После геометрической резьбы растительный орнамент самый популярный, он может использоваться во всех видах резьбы. В разные времена и у разных народов существовали свои излюбленные растительные узоры.
Самыми распространенными растительными формами с древних времен являются: лилия, виноград, дуб, хмель, лотос, лавр, плющ.
Зооморфный орнамент
Животный или зооморфный орнамент построен на повторении изображения животных. Они могут быть как существующими, так и мифическими. Чаще всего изображения животных для резьбы являются стилизованными.
Зооморфный орнамент один из древнейших, в разных странах существуют свои предпочтения и символическое значение того или иного животного.
В резной композиции может присутствовать не только определенное животное, но и отдельные детали – головы лапы, крылья. Анималистический орнамент часто сочетается с другими узорами – растительными или геометрическими элементами.
Пример эскиза зооморфного орнаментаЗооморфные узоры используются в любых видах резьбы от плосковыемчатой до скульптурной резьбы.
Изображение человека в орнаменте
Схематично или реалистично изображение человека часто используется в резном искусстве по дереву. Например, человеческое лицо используется для украшения таких декоративных элементов как маскарон. Человек часто присутствует в орнаментах с растительными или животными мотивами.
Комплексные орнаменты
Также существуют резные элементы несущие как декоративную, так символическую нагрузку:
- надписи, иероглифы, арабская вязь и прочее;
- геральдика – эмблемы, гербы фамильные и разных стран;
- символические мотивы – они очень разнообразны, например, крест, знак «инь-янь», лотос, солярные знаки и так далее.
Основные формы резного орнамента
В зависимости от характера композиции, расположения и формы различают следующие виды орнаментов:
Резные орнаменты для резьбы по дереву- Ленточный орнамент и кайма. Резная деталь, окаймляющая изделие или проходящая по его краю.
- Гирлянда. Узор волнообразной формы с растительными мотивами.
- Розетка. Отдельный симметричный вид орнамента правильной формы: круг, многоугольник, овал.
- Пальметта. Представляет собой веерообразный резной декор.
- Арабеска. Составляет сложный витиеватый узор из геометрических или растительных орнаментов.
- Венок. Элемент резьбы с растительным мотивом.
- Плетенка. Узор с переплетением элементов – стебли, ленты, полосы и прочее.
- Панно. Узор, заключенный в резную рамку или ленту.
- Ажурный орнамент. Выполняется в технике пропильной резьбы, особенность которой создание сквозного фона рисунка.
Эскизы орнаментов для резьбы по дереву
Прежде чем воплотить резной орнамент на дереве, вначале создаются эскизы узора для резьбы на бумаге. После выбора подходящего орнамента нужно изготовить шаблон определенного размера. Это достаточно легко сделать с помощью принтера или копировального аппарата заранее задав нужный размер копии (увеличить, уменьшить, расширить или сжать).
Шаблон можно изготовить и вручную путем масштабирования по клеткам. Линейное масштабирование позволяет изменить размеры исходного эскиза.
Так выглядит шаблон эскиза орнаментаДальше орнамент переносят на дерево с помощью копировальной бумаги. Несложный шаблон для сквозной резьбы можно вырезать ножницами и приложив к заготовке обвести узор карандашом.
В интернете или специальных магазинах можно найти подходящий шаблон для резьбы по дереву — от простых геометрических орнаментов до целых картин. Начинающим мастерам при выборе шаблона следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Новичкам не следует выбирать шаблон со сложным орнаментом для рельефной резьбы. Тем, кто впервые взялся за резак лучше выбирать эскизы с несложными узорами геометрической техники резьбы.
- При выборе определенной техники следует подбирать шаблон подходящий именно для этого вида резьбы. Так для плоскорельефной, геометрической или прорезной резьбы есть свои шаблоны. Эскизы также бывают отдельно для розеток, каймы, ленточных орнаментов и так далее.
- Создавать трафарет и переносить узор на деревянную заготовку следует тщательно и точно. От аккуратности нарисованного узора будет во многом зависеть конечный вид изделия.
proekt-sam.ru
Резные украшения деревянного дома: особенности резьбы элементов декора
Многие владельцы элитных загородных домов предпочитают современным материалам природную древесину. Их жилые сооружения, украшенные домовой резьбой, становятся местными достопримечательностями. Красивый декор, уникальный и необычный, станет предметом зависти соседей. Замечательное украшение под силу сделать народному умельцу, если он владеет искусством резьбы по дереву.
Названия различных резных элементов для деревянного домаДеревянные строения эффектно выделяются на фоне неживого пластика. Резная роспись обладает волшебной магией, защищающей владельца жилища от напастей. Оригинальный резной декор дома из дерева должен быть гармоничным.
Важно, чтобы не было конфликтующих элементов, которые мешают воспринимать архитектурный ансамбль. Чтобы создать деревянное украшение, важно знать много нюансов, которыми владеют русские резчики.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Виды резьбы для украшения загородного дома
Резные изделия для деревянных строений встречаются в следующих разновидностях:
- Глухая резьба. У этой резьбы есть ещё одно название – корабельная. Деревянные узоры выполняют прямо на бревне или брусьях. Глухой вид резьбы для домов в наше время применяется очень редко. Ведь бревно означает площадь в несколько десятков квадратных метров. Узор выполненный глухой резьбой
Поэтому ручная обработка занимает достаточно много времени, и без специальных навыков здесь обойтись невозможно. Работа настоящего мастера стоит дорого. И таких народных умельцев практически уже не осталось.
- Ажурная резьба. Это сквозная резьба, для выполнения которой потребуется лобзик. Предварительно каждая резная деталь для дома изготавливается в мастерской. Готовые элементы просто накладывают на фасад и закрепляют. Деревянные узоры, изготовленные при помощи этого вида резьбы, кажутся лёгкими и практически невесомыми. Такие накладки не утяжеляют конструкцию дома.
Красивыми украшениями служат резные узоры. К самым распространённым вариантам относят геометрические орнаменты и резьбу с растительными мотивами.
Опытные мастера смогут сделать статуи или фигуры животных, а также изобразить сюжеты.
Элементы резных украшений
Декорирование деревянного дома с помощью резьбы меняет облик сооружения кардинальным образом. Постройку можно преобразить полностью таким образом, чтобы она превратилась в настоящую русскую сказочную избу или резной терем.
Сделайте из постройки домик-пряник, украсив его ажурным кружевом. Следует отметить, что элементы резьбы наиболее гармонично смотрятся на строениях из древесины.
Сегодня деревянные постройки из брёвен или брусьев возводятся буквально за один сезон.
Термообработанная древесина, новые защитные средства и лакокрасочные материалы, обладающие антисептирующими свойствами, позволяют делать декоративные фасады долговечными.
Для декорирования фасадов домов применяются следующие элементы:
Даже использование резных наличников и карнизов окутает строение элементами волшебства. Красота древесины, подчёркнутая рукой мастера, послужит прекрасным украшением на протяжении долгих лет. Если соблюдались все правила при обработке деревянных деталей, тогда они переживут своих создателей.
Резной деревянный карниз украшает постройку. С его помощью оформляется крыша, и производится горизонтальное деление дома. В старину узоры могли изготавливаться исключительно вручную.
Пример украшения карниза в брусовом домеСегодня современные технологии создают фантастические ажурные рисунки. На компьютере легко сделать нужный ажурный узор. Резные детали – это неотъемлемая часть уникальных проектов деревянного строительства. Благодаря их применению сооружения оживают.
Резные наличники используют, чтобы сделать декоративную отделку окон и дверей более привлекательной. Их можно изготавливать самостоятельно, что позволяет сэкономить в значительной степени денежные средства владельца жилища.
Если правильно заготовить древесину и знать технологию изготовления, тогда можно сделать прекрасные самоделки для украшения дома своими руками. Начинающему мастеру следует познакомиться с тем, какими бывают наличники. Он должен определиться, какие именно изделия для него подходят.
Вернуться к оглавлениюСекреты самостоятельного изготовления наличников
Чтобы овладеть искусством резьбы, понадобится не только терпение и время. Перед началом работы подготовьте нужный инструмент:
- стамески – плоскую, круглую, полукруглую, угловую, цезарики, клюкарзы;
- шипорезный инструмент;
- нож-резак;
- нож-косяк.
У каждого из инструментов своё предназначение. С помощью стамесок мастер легко снимает слой древесины сверху. Этим инструментом выполняют пазы или отверстия. У стамески имеется хвостовик и заострённая режущая часть. В процессе резьбы умелец держится за рукоятку. Можно также применять киянку.
Шипорезный инструмент представляет собой многофункциональное приспособление, позволяющее изготавливать шипы и проушины с высокой точностью. В дальнейшем вырезанным элементам не требуется подгонка.
Варианты узоров резных наличниковНожи являются необходимыми инструментами. Популярный нож-резак многие мастера изготавливают самостоятельно. У инструмента имеется ряд преимуществ:
- небольшой вес;
- простой дизайн;
- способность выполнять много функций.
Как сделать самостоятельно нож-резак
Конструкция инструмента представлена следующим образом. Хвостовик скрывается в ручке. Материалом для режущей части служит сталь с размерами:
- толщиной – 1,6 мм;
- шириной — 25 мм;
- длиной – 130 мм.
Твёрдая древесина – подходящее решение, а для ободка используют мельхиор, латунь или серебро. Штырёк заклёпки изготавливают из металла. Толщина у него должна быть 3 мм, а длина – 2,5 мм.
Разные типы ножей для резьбы по деревуЧтобы изготовить нож-резак понадобятся инструменты: пила, напильники, кузнечный горн или другое приспособление для термообработки и эпоксидный клей.
Этапы процесса изготовления
- Изготовьте эскизы. Сделайте несколько набросков. Выберите те, которые нравятся, и перенесите их на картон. Избегайте острых углов на рукоятке, иначе пальцы будут быстро уставать.
- Возьмите вырезанный эскиз в руку, чтобы почувствовать, насколько конструкция ножа является удобной. Если вас всё устраивает, можно обрисовать контуры на этикеточной бумаге и наклеить эскиз на пластину из стали.
- Выпиливание лезвия с последующей обработкой производится с помощью ножовки. Альтернативный вариант – это использование ленточной пилы. Скос лезвия обработайте напильником. Чем ближе к концу, тем лезвие тоньше. Нанесите линию рикассо. Напильник помогает придать лезвию достаточную остроту. После этого производится шлифовка наждачной бумагой.
- Закаливание стали и отпуск материала – две необходимые процедуры. Чтобы закалить сталь, её нужно нагреть, пока она не станет красно-оранжевой. Для охлаждения материал помещают в масло. Мелкая шкурка снимает налёт окиси тёмного цвета. Сталь нагревают, пока не появится сливовый оттенок. Произведите отпуск материала и обработайте лезвие наждачкой. Зеркальный блеск стали позволяет получить полировальный круг или машина.
- Для рукоятки требуются 2 заготовки прямоугольной формы. Под хвостик режущей части сделайте небольшую канавку. Заготовки необходимо зашкурить и склеить вместе. Используйте клей ПВА.
- Есть два способа изготовления ободка. Сначала делают ручку, а потом ободок, или наоборот. Для ободка применяется шаблон в форме овала. Его переносят на лист серебра и выпиливают. Концы полоски обрабатываются напильником. Запаяйте шов. Лучше воспользуйтесь серебряным тугоплавким припоем или соответствующим флюсом.
Изготовление ручки и ободка для ножа-резака
- Украсьте готовый нож-резак резьбой. Зашкурите рукоятку и пропитайте составом масла и лака. Эпоксидный клей залейте в отверстие, предназначенное для рукоятки. Произведите сборку ножа. Чтобы надёжно закрепить лезвие вставляется специальный штырёк-заклёпка.
Этим инструментом можно делать красивые узоры и орнаменты для домов и других построек. Нож-резак вместе с металлической линейкой позволяет вырезать геометрические фигуры, состоящие из прямых линий. Кривые линии для орнамента, используемого в качестве украшения домов, вырезаются от руки.
Элементы резьбы домов поражают своей невообразимой красотой и загадочностью. Сооружения словно накрыты кружевными покрывалами.
В уникальный ансамбль идеально впишутся другие работы резчика:
Стать обладателем дома-сказки не составит труда, когда есть сильное желание.
proekt-sam.ru
Виды резьбы по дереву. Основные характеристики
У каждого народа – своя культура, быт, традиции. Но всех объединяет одно – стремление к прекрасному. И если у древнего человека при обустройстве жилья была единственная цель – скрыться от непогоды и диких животных, то с переходом к оседлой жизни меняются приоритеты: развитие науки и культуры ведет к обустройству быта, жилье украшается. Развитие ремесел в той или иной местности зависит от наличия материалов и ископаемых. Так, в районе северных морей, где основными промыслами являются рыбалка и охота, зарождается резьба по моржовой кости. В горных районах с большими запасами руды развивается кузнечное дело. Лесные регионы богаты древесиной. Издавна она используется для строительства жилья и обустройства быта. Заканчивая полевые работы, крестьяне, чтобы скоротать долгие зимние вечера, занимаются резьбой по дереву. Со временем увлекательное хобби превращается в основное ремесло.
Многие достигают в этом небывалого мастерства. Изделия мастеров вправе соперничать с произведениями именитых художников. Да и зачем сравнивать? При помощи нехитрого инструмента и фантазии руки мастера из самой обычной древесины создают необыкновенные и редкие шедевры. Художественная резьба по дереву – явление поистине уникальное.Резьба по дереву: основные виды
Со временем этот вид прикладного искусства не только не утратил свою популярность, но и наоборот, получил развитие. В зависимости от типа используемых материалов и способа их обработки выделяются новые виды резьбы по дереву: рельефная, плоскорельефная, скульптурная, плосковыемчатая и пропильная. Основное отличие состоит в расположении узора по отношению к поверхности или фону работы. У каждого из этих видов – свои приемы выполнения, задачи и конечный результат. Остановимся на каждом из них подробнее.
Пропильная резьба
Это один из способов резьбы, когда с полотна полностью удаляется фон. Он имеет и другие названия: прорезная или сквозная резьба по дереву.
Этот термин точно описывает процесс обработки дерева. Здесь прекрасно сочетается геометрическая резьба и рельеф. Это один из древнейших приемов, он требует определенного мастерства и сноровки, как, например, ажурная сквозная резьба. Техника здесь следующая: заготовку закрепляют, расчерчивают, наносят основной рисунок и просверливают отверстия для пилы. По контуру производят опиловку и последующую подготовку материала для работы: снятие фаски стамеской и зачистку заготовки шкуркой. Создается эффект воздушности, легкости, невесомости. Работа настолько тонкая и изящная, что иногда трудно поверить в то, что использовалась древесина.Плоскорельефная резьба
Все виды резьбы по дереву отличаются своим отношением к фону: он либо отсутствует, либо находится в одной плоскости с рисунком, или же утоплен на несколько миллиметров вовнутрь. Фоном служит поверхность изделий, которую украшают геометрические фигуры или растительный узор. В данном случае он вокруг поверхности рисунка удаляется и врезается на 5-7 миллиметров вглубь полотна. Выполняется работа таким образом, что фон и рисунок находятся как в одной плоскости, но при этом выглядят объемными, так и в разных: рисунок приподнимается над фоном за счет углублений по его контуру, но при этом все детали находятся на одинаковой высоте. В этом стиле обычно изображают фигурки людей, животных и птиц, элементы растительного мира. Все зависит от задумки мастера и техники исполнения. Чаще всего плоскорельефная резьба используется в архитектуре и прикладном искусстве.
Рельефная резьба
Все виды резьбы по дереву требуют определенной сноровки и мастерства. Начинать нужно с самых простых узоров. Чтобы правильно понять суть каждого элемента, новичку все новые и более сложные детали лучше воспроизводить из пластилина, а потом приступать к обработке древесины. Это касается и рельефной резьбы.
Она по праву считается наиболее живописной. Это рисунок, высеченный в древесине, обработанный по всей поверхности и выпуклый относительно фона. В качестве идеи могут использоваться изображения флоры и фауны, вензеля, различные символы, геометрические фигуры. Качество готового изделия напрямую зависит от выбора древесины. В этом случае хороши в использовании береза, дуб, бук. Их древесина дает возможность четко проработать каждый элемент вплоть до мельчайших деталей, четко выделить контуры. Фон в этом случае срезается, чтобы занизить все детали орнамента по отношению к основному рисунку на всех одинаковых точках его частей. Далее на пониженных участках орнамент восстанавливается. Затем подбирается и шлифуется фон. Это достаточно трудоемкая техника. Поэтому требует терпения и определенного опыта.Скульптурная резьба
Рассматривая основные виды резьбы по дереву, нельзя оставить без внимания скульптурную.
Этот способ обработки древесины позволяет создавать объемные изображения без фона — скульптуры, которые можно рассмотреть со всех сторон. Используется техника в основном в процессе изготовления сувениров, игрушек, предметов быта, для украшения интерьера.Плоскостная резьба
Отличительной чертой этого вида обработки древесины является нанесение орнамента на плоскую поверхность. В зависимости от характера нанесения узора это может быть плосковыемчатая резьба, то есть рисунок выводится в виде выемок, углублений, и плоскорельефная, когда орнамент выступает над поверхностью.
Каждый из этих видов подразделяют на несколько подвидов, среди которых есть и плосковыемчатая геометрическая резьба. Этот вид – один из самых простых. Издавна он используется в декоре различной домашней утвари с плоской поверхностью: разделочных досок, деревянной посуды, мебели. Из инструментов применяется только нож-косяк, а в качестве рисунка используются геометрические фигуры: квадрат, ромб, треугольник, круг, овал и их сочетания. Интересно то, в древности геометрическая резьба использовалась не как простое украшение. Каждый элемент носил символический характер, служил в качестве оберега.Итак, мы рассмотрели основные виды резьбы по дереву. Конечно, это материал не одной статьи. И даже не одной книги. Опыт мастеров передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. Что-то, к сожалению, утрачено, а что-то сохранилось, видоизменилось и переросло в новую отрасль. А это уже хороший признак. Он еще раз доказывает, что данный вид декоративного искусства продолжает развиваться. И сегодня он не менее популярен, чем несколько столетий назад.
fb.ru
Орнаменты для резьбы по дереву для начинающих с фото и видео
Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Они возникли из-за потребности людей украшать предметы. С помощью ножа, стамески и прочих предметов можно вырезать красивый орнамент, который будет радовать глаз и даже защищать от злых сил. Так считали в древней Руси, поэтому каждый дом был украшен неким узором, для которого тщательно подбиралась древесина. Сейчас же вырезанные предметы – это некая редкость, которую чаще всего встретишь в антикварных магазинах. В этой статье мы научимся подбирать наиболее подходящие орнаменты для резьбы по дереву.
Узоров орнаментов тысячи или миллионы, но также можно увидеть одинаковые элементы, которые будут символизировать разные сущности, такие как «священные» животные на примере коня, оленя, птицы, которые изображены на верхушке изделия. Самым частым является волнистый узор орнаментов или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. А также изображаются кружочки, капли росы или дождя.
Различные узоры встречаются в книгах или Интернете. Вы можете найти узор на свой вкус и узнать его символ.
Разнообразие вариантов
Как говорят, фасад – это лицо дома, а окна – его глаза. Поэтому сейчас во время домовой резьбы достается огромное внимание эскизам различных орнаментов. Они должны иметь обязательно одинаковую длину или толщину – достаточно важное правило для начинающих.
Для выполнения этих работ вам потребуются такие инструменты, как ножи, стамески и прочие инструменты, а самые лучшие породы деревьев – груша, липа, кедр, ольха, клен.
Чтобы вырезать рисунок, необходимо нарисовать его на древесине. Существует очень большое количество способов переноса картинки на дерево (копирка, калька, двухсторонний скотч), которые помогут начинающему человеку четко и ровно нарисовать эскиз.
Эскизы бывают разные: те, которые посвящены животным и людям, растениям, или те, которые будут переплетаться или, наоборот, будут геометрические. Геометрическая резьба делает обычные вещи необычными. В качестве примера рекомендуем посмотреть удивительные работы, украшенные геометрической резьбой, они также желательны для новичков. Этот орнамент применяется в контурной резьбе, он состоит из простых деталей, которые в последствии объединяются в сложную, объемную (или нет, как в контурной резьбе) композицию. Основным элементом геометрической резьбы является трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которых образуют пирамиду. Еще часто изображают линии, кривые линии, точки, спирали.
Ну или еще один прекрасный способ — это трафареты, которые хороши тем, что данные шаблоны будут долгосрочными, если их сделать из толстого материала (пластик, ПВХ листы), которые в будущем должны быть покрыты оливой. Трафарет – это приспособление, которое используют для нанесения на определенную поверхность большого количества идентичных символов или узоров. Особенно он помогает новичкам или мастерам, которые пытаются выполнить очень сложные работы.
Существует несколько видов трафаретов: ленточные, орнаментные для досок, полотенец, а также специализированные под определенный инструмент.
На фото изображен один из примеров ленточного трафарета:
Рисунков орнаментов разнообразное количество. Их можно достать из тематических журналов, газет и также видео-уроков. Например, художники из центра «Татьянка» достаточно точно рисуют различные орнаменты:
Очень часто в изделиях можно встретить растительный орнамент.
Он выполнен полосами, которые повторяются одна за одной, а в общем представление будут иметь целую картину, с изображение деревьев, цветов, дополнением геометрической резьбы. Этот вид орнамента очень популярный и встречается везде, практически в каждом изделии, кроме тех, которые являются только геометрическими.
Вы можете встретить определенные виды орнамента, которые нередко используют мастера. Среди них разновидности дуба, винограда, хмеля, плюща, которые в древние времена несли смысл.
Орнамент — это величайшая ценность для русских людей, ведь они считали , что в нем сохраняется тайный посыл своим последователям. Русский орнамент также имеет свои правила: общая композиция должна выглядеть как эскизы, которые идут по очереди. Достаточно важно знать символы, какие элементы отпугивали злых духов, а какие наоборот загоняли духов к себе, какой цвет что символизирует, ведь очень часто можно было узнать характер незнакомой девушки, просто посмотрев на ленточки на ее венке .
Славяне считали, что орнамент сможет защитить и исполнить их желания. Картинка, которая покажет простые эскизы русского орнамента:
На них чаще всего изображались символы бесконечности, вьющиеся линии или простейшие геометрические знаки, символы богов, разные цветы, капельки.
Прорезная или ажурная резьба говорит сама за себя. Просто услышав название, мы можем понять, что она будет напоминать приятную ажурную ткань, что эта резьба не будет иметь фона (его удаляют) и что ее чаще всего можно встретить в украшении дома (наличник, беседка, веранда), интерьера (зеркальных рам, шкатулок). Она выглядит очень воздушно, потому что чаще всего ее делают не из толстого дерева. Начало прорезная резьба берет с 18 столетия, во времена Барокко, когда каждый хотел пышно все украсить и показать, какой он изысканный. Прорезную резьбу изготовляют при помощи ножей, лобзика и других материалов, каждый элемент орнамента продумывается отдельно.
Видео по теме статьи
Похожие статьи:
knittochka.ru
по дереву, лобзиком, на станке, резцами, для начинающих, трафареты, заготовки, ножи
Трудно точно сказать, когда появились первые изделия, которые были выполнены из дерева. Но можно с уверенностью заявить, что первыми предметами из дерева были символы-идолы. Они представляли собой изображение зверей и небесных светил. Такие изделия довольно часто были талисманами. На сегодняшний день это ремесло сохранилось и на рынке можно встретить множество сувениров из дерева.
Полка своими руками из дерева служит не только элементом декора, но также используются в домашнем хозяйстве.
Из дерева делают самые различные поделки, даже такие, которые можно сравнить с кружевным предметом. Достаточно часто из данного материала изготавливают предметы обихода и декора, резную мебель.
Немного истории
Глубочайшие корни принадлежат и художественной резьбе, ее главному скульптурному течению. Все мы слышали рассказы, в которых упоминались корабли с резными фигурами на носу. Они являлись талисманами для мореплавателей. И неудивительно, что скульптурная техника резьбы имеет «морское» происхождение, лишь потом она появилась и на «суше».
В конце XIX-начале XX веков главным направлением стал такой вид деятельности, как прорезная резьба. Она применялась для оформления фасада дома. Имела выразительные черты и «воздушность».
Материал для изделий
Правильная постановка рук при выпиливании лобзиком.
От того, насколько правильно выбрана порода дерева, зависит художественная ценность готового изделия.
Вот список самых популярных пород древесины:
- Липа. Довольно легко обрабатывается режущими инструментами, так как она мягкая. Ее используют для выполнения орнаментов, небольшой пластики и различных скульптур.
- Осина. По своим характеристикам схожа с липой.
- Береза. Отлично подается полированию и морению. Ее применяют при изготовлении мебели.
- Сосна. Изделия смотрятся очень красиво, если расположить годичные кольца симметрично.
- Дуб, ясень. Древесина выглядит очень выразительно в больших изделиях. Особенно ценна та, которая пролежала долгое время в воде, ее еще называют мореным дубом.
- Ольха. Древесина имеет приятный розоватый оттенок. Отлично подойдет для небольшой пластики с подробными деталями.
- Яблоня, груша. Сложно высушивать без образования трещин. Полируется до блеска.
- Клен. Трудно резать, так как древесина очень плотная. Ее используют для изготовления музыкальных инструментов.
- Рябина. Применяется в токарном деле, в небольшой пластике и полировке.
- Лиственница. Красивая в обработке древесина. Из нее отлично смотрятся изделия, не имеющие мелкие детали и хорошо полированные.
- Кедр. Используется в создании декоративного искусства.
- Тис. Хорошо поддается полировке. Его ценят в производстве мебели за красоту.
- Можжевельник. Срезы стволов используют в мозаичных работах. Из него получаются красивые украшения.
Техника безопасности по вырезанию из дерева
Простые шаблоны для выпиливания лобзиком.
- Необходимо приобрести фартук или халат из достаточно плотного материала. При работе рукава надо засучить до локтя, а лучше всего подобрать одежду без рукавов.
- Если длинные волосы, то их надо собрать в пучок или спрятать под головной убор, чтобы они случайно не попали во вращающуюся часть инструмента.
- Приобретите очки с обычными стеклами. Они помогут защитить ваши глаза от попадания в них пыли и частичек древесины.
- Не вырезайте на коленях. Приобретите струбцины или упор.
- Все необходимые инструменты для работы должны лежать справа от вас.
- Все режущие инструменты надо хранить в специальных защитных наконечниках. Если таких нет, их можно сделать самостоятельно из резины или пенопласта.
- При обжиге деревянных изделий следите, чтобы рядом не было легко воспламеняющих веществ, таких как бензин, скипидар, лак и другие. В помещении должен иметься огнетушитель.
- Недалеко должен лежать набор медикаментов, ведь у начинающих мастеров иногда могут возникать различной степени травмы.
Инструменты для вырезания по дереву
Шаблоны цифр для выпиливания электролобзиком.
- Богородский ножик. Используется для создания скульптурной техники.
- Ножик-косяк (имеет заточку 20°). Используется при плоскорельефном, плосковыемчатом, ажурном, рельефном выполнении.
- Ножик-резак. Дополнительный предмет. Требуется для выполнения многих видов техники.
- Прямая стамеска (имеет заточку 18-20°). Считается дополнительным предметом при выполнении разных технологий.
- Стамеска полукруглой формы. Один из главных приборов, который нужен для выполнения любого вида деятельности. Существуют стамески отлогого, среднего и крутого вида.
- Стамеска-клюкарза. Этот инструмент имеет лезвие изогнутой формы. Благодаря такому изгибу рукоятка при работе не будет задевать рабочую поверхность.
- Стамеска-церазик. Походит на крутой инструмент полукруглой формы. Имеет ширину детали 2-3 мм. Используется для вырезания тоненьких прожилок. Разрез будет иметь размер в соответствии с габаритами инструментов.
- Уголки или гейсмус (имеет угол заточки 50-70°). Применяют для создания V- образного выреза и для выполнения разных элементов контурной техники.
- Штихель. Данный инструмент имеет угловой загиб 15°. Рукоятка выглядит довольно часто, как гриб. Используется для выборки разнообразных прожилок при выполнении гравюр.
- Клепики. Они имеют разные габариты, но вид затачивания у них всегда только один из трех: меч, лист и ноготь. Первые два вида имеют названия: клепики-листы и клепики-мечи. Используются в плоскорельефном и объемном исполнении для убирания фона в труднодоступных местах.
- Стамеска-ноготок. Имеет отличие от обычных клепиков только видом затачивания. Она у них выглядит в форме ногтя. Его назначение — выполнение работ в трудных местах и создание деталей скобчатой техники.
- Ложечники. Хороший вид данного инструмента — это ложечный ножик, у которого заточено кольцо с приделанным прутом. Такой предмет применяется для убирания больших мест в глубине и для обрабатывания внутренних поверхностей при создании посуды.
- Пуансонки и чеканки — это стальные стерженьки, который имеют на рабочем окончании орнамент. Требуются для чеканки фона в плоскорельефном и рельефном исполнении.
Основные техники вырезания из дерева своими руками
Контурная резьба — это рисование резцом на древесном материале. Выполнять ее можно при помощи ножичка, косяка, уголочка, церазика, полукруглой стамески. Шкурить лицевую основу перед выполнением работы не надо, так как мельчайшие частички пыли забьют все отверстия в древесине и лезвие инструмента довольно быстро затупится.
Направление зубьев пилки.
Чтобы сгладить поверхность, можно применить рубанок, напильник с большой, а потом с маленькой насечкой.
Имеются небольшие отличия в вырезании рисунка на фанере и доске:
- Контурная резьба на фанере. Начинают тренировки с вырезания сплошного фона, а далее переходят уже к более сложным элементам.Очень эффектно смотрится контурная резьба, если ее выполнить на тонированной поверхности. Для этого подбирается рисунок и отрезается необходимый кусок фанеры. Торцы зачищаются шкуркой. После этого лицевую сторону надо покрыть черным нитролаком. Вместо него можно взять тушь, гуашь или морилку.
- Контурная резьба на доске. При помощи ножа делают прямые и закругленные линии, которые могут иметь различные направления в зависимости от слоя древесины. После надреза доска поворачивается на 180° и такие же линии выполняются с другой стороны. Главное — следить, чтобы длина и глубина были одинаковыми.
Геометрическая резьба. Данный вид резьбы очень просто выполнить. Для него не потребуется сложного инструмента.
Для работы потребуются мягкие нетекстурные породы: осина, липа, ольха. Не выбирайте тополь. Он слишком мягок. Если у вас уже имеется опыт, то вы легко справитесь с березой и красным деревом. Очень красивый орнамент получается на дубе, но резьба потребует больших физических усилий.
При выполнении данной техники соблюдайте следующие правила:
- срез рекомендуется выполнять одним движением, кроме тех элементов рисунка, которые имеют большие размеры;
- при выполнении работы надо соблюдать один угол наклона, если смена наклона не предусмотрена в самом рисунке;
- постарайтесь избегать подрезания против слоя, так как может возникнуть скол;
- для работы воспользуйтесь прочным, но не толстым косяком, что позволит меньше разводить слои.
Геометрическая резьба имеет широкое разнообразие элементов: линия, треугольник, квадрат, ромб, глазки и чешуйки. Все эти виды позволяют создать любую композицию.
Кудринский орнамент
Инструменты для выпиливания из дерева.
Данная техника представляет собой вырезание элементов растений, которые состоят из стилизованных листочков, бутончиков, цветочков. Порой могут добавляться образы птичек, животных и различных героев из былин.
Такой орнамент обычно вырезают на ольховых, липовых, осиновых заготовках, еще используются твердые основы из красного дерева, ясеня, дуба. У последних материалов получается блестящий срез, но при работе с ними потребуются немалые усилия и частая заточка инструмента.
Обычно для получения кудринского рельефа пользуются стамесками отлогой и полукруглой. Но если таких инструментов у вас нет, можно использовать ножик с узким усиком.
Рельефная резьба в плоскостном исполнении
Самый сложный вид исполнения. Выглядит достаточно эффектно.
На подготовленную плоскость переносим эскиз планируемого орнамента. Все пустоты снимаем подходящим инструментом под углом 45°. Если присутствуют большие промежутки между частями орнамента, то вырезаем из дерева плоский фон.
Для этого используется ручной фрезер, имеющий упор ограничения, или клюкарза, имеющая плоское лезвие.
При желании поверхность изделия морится. Чтобы отбелить поверхность узора, необходимо просто протереть ее влажной тряпкой. Осветлить орнамент можно еще при помощи шкурки. Делается это только после полного высушивания изделия.
Прорезная резьба в плоскостном исполнении
При срезании всего фона рельефа, т. е. убирании насквозь всей толщины материала, получается вид резьбы, который получил название прорезной. Ее выполнение возможно, если необходимые детали рисунка скреплены друг с другом, иначе они просто упадут.
При выполнении сквозной резьбы подготовленную деталь с нанесенным орнаментом необходимо положить на ровную поверхность. Это необходимо, чтобы с обратной стороны не образовывались сколы. Коловоротом или крутыми стамесками прорезаются отверстия в фоне. Рекомендуется выполнять эту работу стоя, аккуратно врезая инструмент в деревянную поверхность. При помощи стамески, подходящей по радиусу, или лобзика обрезаются полностью по контуру рисунка детали орнамента. Для создания углов используются ножи и уголки. Как только фон будет снят, можно приступать к самому орнаменту. Обработка поверхности и покрытие делаются на усмотрение мастера.
Мозаика из дерева
Данный метод применяется уже давно. При помощи него делали украшения для мебели, выполняли настенные панно, выстилали полы, создавали художественные изделия. По своей технике исполнения мозаика имеет следующие разновидности:
Варианты бабочек из фанеры.
- Инкрустация — маленькие вставочки из костей, перламутра, различной древесины в другой материал. В главном материале, который считается основой для изделия, выполняют углубления. Именно в них и будут размещены и закреплены различные вставные элементы. Данным методом можно украшать поверхности или создавать целые композиции, фигуры.
- Блочная мозаика — включает в себя соединение отдельных брусочков или различных пластиночек, которые могут быть выполнены из разных оттенков пород. После этого материал подвергается распиловке. Получаются детали с одинаковыми элементами узора. Эти материалы используются для получения разных композиций или отдельных отрывков украшения.
- Интарсия — в подготовленное деревянное основание вставляются пластины из различной древесины.
- Маркетри — в данной технике вставочным элементом служит строганый шпон — фанера, имеющая один слой и выполненная из различной древесины. Приклеивают шпон к деревянной основе, стараясь плотно подогнать друг другу различные детали, которые нужны по эскизу.
При грамотном использовании цветового разнообразия древесины и при большом его количестве мозаика дает хорошую возможность создавать сложные узоры и живописные сценки.
Основные изделия для новичков
Схема утки из дерева.
Каждый новичок, который решил заняться резьбой по дереву, обязательно попробует сначала выполнить нетрудные изделия. Именно они становятся первой пробой и дадут приобрести необходимые навыки.
- Ложки. При выполнении этого предмета осваиваются азы самых распространенных видов резьбы.
- Кухонная утварь. В основном начинают с разделочной доски. Именно на ней можно поучиться выполнять различные техники выполнения.
- Украшения из дерева. Позволят вам приобрести навыки более сложных технологий.
Основные шаги при работе
Работа с деревом требует полной отдачи, хотя для некоторых это только хобби.
- Первым шагом при работе является подготовка необходимого инструмента. Обязательно проверьте инструменты и, если необходимо, поточите их. Ведь только острым предметом можно создать аккуратную работу. Даже если планируется простая работа, то все равно надо подготовить несколько видов резаков с различными лезвиями.
- Далее подготавливается сама деревянная заготовка. Выбирается рисунок. Если вы начинающий любитель резьбы, то выбирайте только мягкие породы.
- Чтобы не пришлось откладывать работу на потом, сразу изучите материал по тому изделию, которое планируется выполнить. Если есть возможность, попросите мастера вам помочь. Ведь именно специалист в своем деле подскажет тот или иной разрез. Данное ремесло довольно сложно изучать по написанным материалам.
- После этого подготовьте рабочее место. Нанесите узор на заготовку и начинайте вырезать.
- Как только все элементы будут вырезаны, необходимо ошкурить готовую деталь. При необходимости покрыть лаком.
Подводим итоги
Резьба по дереву — довольно сложное ремесло. Для новичка будет не просто выполнить даже простые элементы. Потребуется запастись терпением и приложить максимальные усилия.
Уже давно человек занимается обрабатыванием деревянных полотен и прекрасно знает все ее качественные характеристики. Резьба по дереву считается достаточно древним искусством.
Сегодня можно найти достаточно много специальных школ, которые занимаются обучением резьбе по дереву. Данный вид деятельности никак не относится к обычным ремонтным работам. Хотя данное ремесло иногда применяется при такой деятельности. Например, оно позволит без труда скрыть образовавшиеся изъяны древесины (царапины, сучки), легко и красиво украсить непривлекательные двери, мебель и т.п.
1poderevu.ru
Добавить комментарий