Рисунки в стиле модерн: Стиль модерн рисунок легкий — 70 фото
Мастера стиля модерн
виртуальная выставка
Мастера стиля модерн:
к 150-летию со дня рождения Обри Бердслея
Модерн, ар-нуво, югендстиль – все это названия одного периода в истории европейского искусства. Это время, когда произведения искусства стали функциональны, выплеснулись из музеев и стали заполнять дома и улицы. Основные черты этого стиля – культ природы, естественности, светлые тона и округлые линии. Книжная иллюстрация этого периода выходит на совершенно новый уровень. Иллюстрации больше не являются простым сопровождением текста, они живут самостоятельной жизнью, полностью преображая привычный вид книги. На выставке мы собрали издания из фонда редкой книги Библиотеки иностранной литературы, относящиеся к концу XIX – началу XX века, и наилучшим образом демонстрирующие особенности искусства этого очень неординарного времени.
Эстетическое движение (эстетизм) – идеология, в основу которой положено убеждение о преобладании в жизни эстетических ценностей над этическими, утилитарными, социально-экономическими, религиозными и моральными установлениями. В искусстве – преобладание прекрасной формы над содержанием.
Обри Бердслей (Бердсли) (1872 – 1898) – английский художник график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х годов.
В 1892 году Бердслею предложили сделать иллюстрации для «Смерти короля Артура» Томаса Мелори, это была изящная стилизация под средневековую живопись. Когда издатель Дж. М. Дент заказал только что закончившему обучение в художественной школе 19-летнему Бердслею иллюстрации к книге из серии рыцарских романов Томаса Мэлори «Смерть Артура», он хотел получить модные в ту пору иллюстрации в технике ксилографии в духе Уильяма Морриса. Дент использовал в книгоиздании новую технологию штрихового клише, которая воспроизводила рисунки тушью, что удешевляло и убыстряло печать.
За два года Бердслей создал 353 рисунка, включая полностраничные и двухстраничные иллюстрации, орнаменты, буквицы и виньетки. Его рисунки, навеянные картинами прерафаэлитов, вызвали лавину похвальных отзывов, пародий и новых заказов.
Но уже в следующем году Бердслей писал в письме другу: «…я нашел для себя совершенно новый метод рисунка, отчасти взятый из японского искусства… Мои персонажи немного сумасшедшие и отчасти неприличные. Странные обоеполые существа в костюмах, напоминающих костюм Пьеро, или в современных одеждах: совершенно новый мир, созданный мной». С этого издания и участия в выпусках художественного журнала «Савой» началась его профессиональная деятельность.
Художник очень избирательно подходил к литературе – он отбирал только то, что могло послужить основой для оригинального рисунка. Бердслей иллюстрирует произведения Эдгара По, Ювенала, Аристофана, даже Достоевского. Cамые известные книжные иллюстрации Бердслея – одиннадцать рисунков к трагедии Оскара Уайльда «Саломея» – вызвали громкий скандал, художника обвинили в безнравственности и запретили публиковать рисунки, тогда ему пришлось нарисовать второй, менее откровенный вариант, впоследствии допущенный цензурой. Но, надо отметить, автор «Саломеи» тоже был не в восторге от графики Бердслея: рисунки были весьма далеки от текста пьесы, а на некоторых из них в карикатурном виде был представлен сам Уайльд, его близкий друг.
После истории с «Саломеей» молодой художник был приглашен к сотрудничеству с литературно-художественным альманахом «Желтая книга». Начав с оформления обложки этого скандально известного издания, бросавшего вызов викторианскому обществу, Бердслей вскоре становится художественным редактором альманаха и полностью создает его облик. 1890-е — время когда выходит огромное количество иллюстрированных журналов. В обществе оформляется запрос на всевозможное иллюстрированное чтение. Альманах «Желтая книга», издававшийся с 1894 года, распространял идеи декадентства среди утонченной читательской аудитории, искавшей новых впечатлений.
В 1895 году после обвинительного приговора Уайльду Бердслей был уволен из «Желтой книги». Тем не менее, работы художника по-прежнему были весьма востребованными, а популярность его была столь велика, что он редко делал рисунки не на заказ и не оплаченные вперед. Теперь Бердслей рисовал обложки и иллюстрации к альманаху «Савой». Самые выразительные рисунки для «Савоя» посвящены персонажам вагнеровских опер. Ему также заказывали иллюстрации к многочисленным книгам, в частности к поэме Александра Поупа «Похищение локона» и к комедии Аристофана «Лисистрата».
Со временем Бердслей выбрал простую манеру рисунка. Иногда иллюстрация состояла буквально из нескольких линий.
На выставке представлено три издания с иллюстрациями Бердслея из собрания редких книг: иллюстрированный каталог его работ за авторством Артура Уильяма Саймонса , изданный в Париже в 1906 году; немецкое издание труда писателя и переводчика Германа Эссвейна , посвященное художнику и снабженное большим количеством иллюстраций, и, наконец, изданная в 1918 году Товариществом скоропечатни А.А. Левенсона пьеса «Пьеро» французского поэта-символиста Жюля Лафорга.
В английском книжном искусстве второй половины XIX – начала ХХ существует немало имен, значительно повлиявших на творчество многих художников, которые заимствовали не только художественные приемы, но и сами принципы архитектонического построения книги. В числе таких имен можно назвать имя Артура Рэкхема (1867–1939).
В иллюстрировании произведений главным для художника было повествовательное следование графическим принципам, образное воплощение стиля, создание эстетизированной атмосферы книги, ее целостной духовной среды. Доминировало такое изобразительное графическое начало, которое подчиняло себе пространственную структуру и сюжетность. Оно составляло единый развернутый декоративный ансамбль виньеток, буквиц, заставок и концовок, орнаментальных линеек, изящный надписей. Особенно хорошо это видно на примере иллюстраций к легендарному оперному циклу «Кольцо нибелунга» Вильгельма Рихарда Вагнера.
Иллюстрации Артура Рэкхема к «Кольцу нибелунга»
В основу тетралогии «Кольцо нибелунга» положены мифологический сюжет и мотивы народных легенд, саг, литературных памятников средневековья, великой германской эпической поэмы XIII века «Песнь о нибелунгах», скандинавских песен «Эдды» и многих других. Тетралогия представляет собой сложное переплетение сюжетных и идейных мотивов. Действие цикла происходит на земле, в водах Рейна, под землей и небесах, среди людей, карликов, богов, и заканчивается космической катастрофой охватывающей Вселенную.
Франкфуртское издание В.Р. Вагнера 1910 и 1911 годов, проиллюстрированное Рэкхемом, выпущено в двух томах, содержит 64 цветные полностраничные иллюстрации художника.
Иллюстрации Артура Рэкхема к «Кольцу нибелунга»
Еще одно замечательное издание нашей коллекции — сказки Ганса Христиана Андерсена на испанском языке с иллюстрациями Артура Рэкхема, напечатанное в 1935 году. Андерсена иллюстрировали самые именитые художники, а рисунки Рэкхема, безусловно, являются одним из лучших образцов среди этой впечатляющей коллекции.
Иллюстрации Артура Рэкхема к «Сказкам Андерсена»
Иллюстрации работы Артура Рэкхема содержит и книга A Christmas carol («Рождественская песнь в прозе») Чарльза Диккенса, изданная в 1915 году в Филадельфии.
Еще одно великолепное издание – Arthur Rackham’s book of pictures («Книга иллюстраций Артура Рэкхема»), выпущенное в 1913 году в Лондоне. Его тираж составил 1030 экземпляров. Том содержит 44 цветные иллюстрации и 10 черно-белых рисунков.
Иллюстрации Артура Рэкхема к «Рождественской песни в прозе» Чарлза Диккенса
«Книга иллюстраций Артура Рэкхема». 1913
Из Великобритании происходит еще одно заслуживающее внимания издание. Это так называемый «Келмскоттский Чосер», который увидел свет благодаря выдающемуся социальному реформатору, писателю и дизайнеру Уильяму Моррису (1834–1896).
Моррис учился в Оксфордском университете, где занимался теологией, но прервал обучение, так как потерял веру и в итоге не получил диплома. Но именно в Оксфорде он познакомился с Эдуардом Бёрн-Джонсом и оба присоединились к группе молодых людей, которые окружали поэта и художника Данте Габриэля-Россетти. Моррис сам мечтал стать художником, но не слишком преуспел в этом начинании.
В 1861 году он убедил своих друзей-художников и дизайнеров присоединиться к нему в создании компании по производству качественной мебели, набивных тканей, гобеленов, обоев и витражей. В 1875 году Моррис выкупил это предприятие у совладельцев и заново открыл фирму под названием Morris & Company. Также Уильям Моррис проявлял интерес к печати, изучал инкунабулы. В библиотеке Уильяма Морриса были средневековые иллюминированные рукописи, инкунабулы, палеотипы…
“
«С давних пор, – писал он впоследствии, – я испытывал глубокое восхищение перед произведениями средневековой каллиграфии и пришедшими им на смену первыми печатными изданиями. Относительно же книг XV столетия я заметил, что они прекрасны сами по себе, вне зависимости от дополнительных украшений, которыми они обильно снабжены: прекрасны благодаря одной только печати».
Недовольный снижающимся уровнем типографских книг Моррис решил создать собственную типографию, назвав ее Kelmscott Press.
Целью издательства было возрождение навыков ручной печати, которые, по мнению Морриса, были уничтожены механизацией, а также восстановление качества достигнутого пионерами книгопечатания в XV веке.
Моррис в своей типографии настаивал на использовании бумаги ручной работы. Он нашел бумажную фабрику в Литтл-Чарте в Кенте, владелец которой был готов воспроизвести итальянскую бумагу XV века, восхищавшую Морриса. Моррис хотел создать собственные чернила, чтобы быть уверенным в аутентичности и качестве их ингредиентов, но попытка была неудачной. Чернила стали заказывать в немецкой фирме Jaenecke.
Произведения Джеффри Чосера, переизданные в 1896 году, стали триумфом этого издательства. 87 гравюр на дереве, которые содержит эта великолепная книга, принадлежат Эдуарду Бёрн-Джонсу, знаменитому английскому художнику и другу Уильяма Морриса. Иллюстрации были выгравированы Уильямом Харкортом Хупером и отпечатаны черно-белым способом, некоторые надписи печатались красным шрифтом. Издание выполнено на бумаге ручной работы.
Вдохновением для него послужил образец, напечатанный Николасом Йенсеном в Венеции в 1470-х годах. Отдельные страницы фотографировались и увеличивались. Моррис копировал форму букв снова и снова, пока не убедился, что знает их размер. Затем он делал собственные рисунки в манере Йенсена.
Издание Чосера устанавливало новую планку для книжного дизайна в конце XIX века. Кроме того, это был последний великий проект в жизни Морриса.
Моррис и Бёрн-Джонс работали над книгой четыре года. В начале 1892 года были набраны две пробные страницы одного из шрифтов Морриса, названного «Троя». Результаты не удовлетворили издателя, проблема заключалась в размере шрифта. Была вырезана уменьшенная версия того же дизайна, которую назвали «Чосером». Моррис намеревался немедленно приступить к дизайну декоративных бордюров, но болезнь не позволила ему начать делать их сразу.
В то же время Бёрн-Джонс готовил 87 иллюстраций, при этом очень торопился, опасаясь, что уже очень тяжело больной Моррис может умереть до того, как проект будет завершен. Его карандашные рисунки были закрашены китайскими белилами и тушью Р. Каттерсоном-Смитом. А уже черно-белые рисунки перенесены на деревянные блоки и выгравировны У.Х. Хупером. Оригиналы этих рисунков сегодня находятся в музее в Кембридже.
Книга отличается большим количеством сюжетных иллюстраций и богатыми декоративными рамками.
“
Если мы доживем до ее завершения, она будет похожа на карманный собор – настолько она богато украшена, и я считаю Морриса величайшим мастером орнамента в мире.
Эдуард Бёрн-Джонс
Увидев первый экземпляр, Бёрн-Джонс написал: «Выйди такая книга, когда мы с Моррисом были мальчишками в Оксфорде, мы бы просто сошли с ума, но к концу наших дней мы сделали именно то, что мы сделали бы тогда, будь у нас такая возможность…».
На одной из карикатур он изобразил себя и Морриса в объятиях призрака Чосера, который произносит «Благословляю вас, дети мои».
Уильям Моррис скончался в год публикации книги. Всего было напечатано и продано 425 экземпляров по 20 фунтов стерлингов каждый. Еще 13 копий, напечатанных на пергамене, стоили 120 гиней (126 фунтов стерлингов), а 48 были специально переплетены в белую свиную кожу с серебряными застежками.
На нашей выставке представлен один из 425 «обычных» томов.
«Я начал издавать книги, – писал Моррис в статье о своей деятельности издателя-типографа, – надеясь, что некоторые из них заслужат право считаться красивыми – и в то же время легко читаемыми, ибо они не будут ослеплять взор причудливой формой шрифта и причинять читателю излишние хлопоты».
Так и произошло: изданные им книги считаются одними из самых красивых в мире, а предложенная им концепция книги как цельного объекта стала краеугольным камнем типографики.
Но не только Великобритания стала источником замечательных изданий с иллюстрациями в стиле модерн.
Франц фон Байрос (1866 – 1924) – австрийский художник и иллюстратор. Принадлежал к декадентскому движению в искусстве, часто использовал в своем творчестве эротические темы и фантасмагорические образы.
Фон Байрос родился в австро-венгерском Загребе, сейчас это Хорватия, учился в Венской академии, входил в круг друзей Иоганна Штрауса, на падчерице которого он женился в 1896 году, а затем переехал в Мюнхен.
В 1904 году он открыл свою первую выставку в Мюнхене, которая вызвала положительные отзывы. С 1904 по 1908 год ездил в Париж и в Италию, где продолжал учебу. В 1911 году Байрос создал свое самое известное произведение «Сказки туалетного столика», за которое впоследствии был арестован и выслан из Германии.
Отличный рисовальщик, Франц фон Байрос поддерживал декадентское искусство более чем через четверть века после смерти Обри Бердслея в 1898 году. Его искусство представляет собой коктейль из утонченности рококо, техники Бердслея и остроумного, декадентского эротизма. Он был вынужден переезжать из одной европейской столицы в другую, так как каждая возмутительная новая работа запрещалась властями.
После серии скандалов начала 1910-х годов фон Байрос перестал получать заказы на книжную иллюстрацию. В это время он много работает над экслибрисами для частных коллекционеров. И только в 1921 году получает большой заказ на создание иллюстрираций к «Божественной комедии» Данте, издание планировалось к 600-летней годовщине смерти поэта.
Также он нарисовал около 2000 иллюстраций для «Пентамерона» Базиле, сказок «Тысячи и одной ночи» и других изданий
На выставке представлена «Божественная комедия» Данте, издание напечатано в Цюрихе в 1921 году и содержит 39 цветных иллюстраций.
Альфонс Мария Муха (1860–1939), чешский живописец из Моравии, театральный художник, иллюстратор, дизайнер, был одним из наиболее известных представителей стиля ар-нуво.
С 1879 года Муха работал в Вене в художественных мастерских Каутский-Бриоши-Бургхардт в качестве художника театральных декораций. Официальное художественное образование Муха смог получить благодаря финансовой помощи графа Куэна фон Белази, который оплатил образование молодого художника в Мюнхене, а затем и в Париже.
Когда граф перестал финансировать художника, в поисках заработка Муха обратился к иллюстрированию книг. Он создавал обложки и иллюстрации, сотрудничая с различными французскими издательствами. А его написанные маслом работы переводились в ксилографию. За свою творческую деятельность художник участвовал в создании более 250 книг и периодических изданий.
В собрании редких книг Библиотеки иностранной литературы находится издание драматической поэмы в трех актах Поля Веролы «Рама» с иллюстрациями Альфонса Мухи, напечатанное в 1898 году в Париже.
Работы Аксели Галлен-Каллелы (1865 – 1931), художника, лидера национально-романтического направления финского модерна считались очень значимыми для финской национальной идентичности. Широкой публике он известен прежде всего как иллюстратор «Калевалы».
«Калевала» – карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рун, или песен. Создан Элиасом Лённротом на основе собранных им фольклорных текстов. Первый вариант опубликован в 1835 году, окончательный – в 1849.
В Финляндии Галлен-Каллела мечтал о создании иллюстраций к «Калевале». Работу поддерживало созданное в 1919 году «Общество Калевалы». Оно считало одной из своих основных задач содействие иллюстрированию эпоса. Галлен-Каллела был заместителем председателя общества вплоть до своей смерти. В 1920 году была достигнута договоренность с издательством Вернера Сёдерстрёма, что сначала будет издана «Декоративная Калевала», которая должна будет стать популярным изданием и предварительной работой для последующего издания «Большой Калевалы». «Декоративная Калевала» вышла в 1922 году.
На выставке представлено издание «Калевалы» 1981 года, которое содержит иллюстрации, сделанные художником к тому самому знаменитому тому «Декоративной Калевалы» 1922 года. Издание малотиражное – всего 200 нумерованных экземпляров.
Иллюстрации Галлен-Каллелы к роману Алексиса Киви «Семеро братьев» увидели свет в 1908 году. Роман написан в форме пьесы; это один из первых романов написанных на финском языке. По его мотивам было поставлено несколько спектаклей и снято несколько кинофильмов. Речь в романе идет о семи осиротевших братьях из Юкола и о том, как они, будучи недовольны порядками, царившими в финском обществе того времени, попытались бросить им вызов, поселившись в глухом лесу.
Эта работа художника в значительной степени повлияла на восприятие финнами книги Алексиса Киви, а также явилась ценнейшим образцом оформительского искусства. Книга также представлена на выставке.
В России в этот период также происходят колоссальные перемены в области искусства и культуры. Меняется и облик иллюстрированной книги. Программная идея синтеза искусств провозглашается в журнале «Мир искусства», который издается одноименным объединением, созданным в 1898 году группой художников, художественных критиков и меценатов, среди которых – Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Сергей Дягилев. Члены объединения выдвигают идею книги как единого целого: изображение должно быть увязано с текстом, все должно подчиняться общей стилистике книжного пространства. Кроме того, мирискусники возродили графику как самостоятельную область искусства. Ранее журнальная графика служила в основном для репродуцирования живописи. Заслуга внедрения в периодику оригинальной тиражной графики также принадлежит мирискусникам.
Журнал издавался с 1898 по 1904 год. Большое количество материалов журнала было посвящено вопросам декоративно-прикладного искусства, знакомству читателя с «новым искусством», публикациям статей ведущих теоретиков искусства, а также публикациям религиозно-философского и литературоведческого характера.
На выставке представлены обложка и заставки из нескольких номеров «Мира искусства» за 1901 и 1902 годы.
Но «Мир искусства» был не единственным журналом, который показывал массовому читателю образцы «нового искусства» и литературы новой эпохи.
«Весы» – научно-литературный и критико-библиографический ежемесячный журнал, выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с января 1904 года по декабрь 1909 года.
Инициаторы ежемесячника хотели создать в России чисто критический журнал по образцу западных изданий («Athenaeum», «Mercure de France», Literarisches Echo). Журнал был основным рупором российских символистов.
Редактором-издателем «Весов» бессменно был меценат Сергей Поляков, но фактическим руководителем журнала являлся Валерий Брюсов, особенно в первые годы его издания. Главными сотрудниками с самого начала являлись Андрей Белый, Константин Бальмонт, Василий Розанов, Максимилиан Волошин, Александр Блок и другие.
На протяжении всех лет существования журнала его оформлению уделялось особое значение. У каждого номера была своя индивидуальная обложка, в большинстве выпусков помещались заставки, виньетки, репродукции картин известных русских и иностранных художников-модернистов.
В январе 1906 года на самом пике первой русской революции, в Москве вышел первый номер роскошного журнала «Золотое руно». Его редактором-издателем был Николай Рябушинский.
«Золотое руно позиционировался как наследник «Мира искусства»: «В грозное время мы выступаем в путь…. Но мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя… Искусство – вечно, Искусство – едино, Искусство – символично, Искусство – свободно» (фрагменты из манифеста журнала)
На Рябушинского начали работать именитые «мирискусники» – Лев Бакст, Константин Сомов, Евгений Лансере. Им также принадлежала идея создания портретной галереи аргонавтов Золотого руна – своего рода почетная доска «величайших художников» современности. Первый номер был посвящен Михаилу Врубелю.
Первые полгода журнал выходил на русском и французском языках и распространялся в 11 городах России и в Париже.
Журнал печатался с большим количеством иллюстраций, репродуцируя многих известных художников, как российских, так и зарубежных. Также специально для каждого выпуска специально оформлялись титульные страницы, виньетки, буквицы и другие украшения.
Завершая выставку, мы считаем необходимым отметить, что издания конца XIX и особенно XX века не так часто попадают в собрание редкой книги. Большей частью это библиофильские издания. Такие книги отличаются малой тиражностью, особым художественным оформлением, другими интересными особенностями.
Подробнее вы сможете ознакомиться с упомянутыми здесь изданиями, заказав их в Центре редкой книги и коллекций. Также вы можете ознакомиться с изданиями из основного фонда, представленными на очной части выставки, дополняющей виртуальную выставку:
Leon Bakst: Set and costume designs; Book illustrations; Paintings and graphic works. Harmondsworth, 1987.
Barrie, James Matthew. Peter Pan in Kensington Gardens. New York, 1925.
Bayros, Franz von. Dulces Umbras: Novellen und 12 Bildbeigaben. Wien, 1913.
Aubrey Beardsley. Herrsching, 1976.
The collected drawings of Aubrey Beardsley. New York, cop. 1967.
Blei, Franz. Das Lesebuch der Marquise: Ein Rokokobuch.
Casanova, Giovanni Giacomo. Erinnerungen aus galanter Zeit. Berlin, 1912.
Dickens, Charles. A Christmas carol. London, 1915.
France, Anatole. Clio: Illustrations de Mucha. [Paris], 1900.
Irving, Washington. Rip Van Winkle. London; New York, 1907.
что такое модерн, особенности в живописи, история и примеры. Модерн в Англии и России
119195
- Сюжеты, темы и символизм модерна
- Английский modern
- Модерн в России
Модерн, или ар-нуво — это направление в искусстве, ставшее переходной ступенью от эклектики к художественным системам Новейшего времени. Модерн появился на рубеже XIX — XX веков сразу во многих странах, где развивался с учетом национальных особенностей. Произведения модернистов объединяют ряд общих черт — извилистые плавные линии, орнаментальность, плоскостное изображение. Называлось течение по-разному, но в любом определении использовались понятия «новый» или «современный». В Англии бытовал термин Modern Style, в России — модерн, во Франции — ар-нуво.
Модерн. Михаил Врубель. «Принцесса Греза»
Сюжеты, темы и символизм модерна
Модерн зарождался на фоне бурного развития технического прогресса, что приводило в смятение сознание людей конца XIX века.
Модерн. Фердинанд Ходлер. «День»
Модерн находился под сильным влиянием символизма, что нашло свое отражение в сюжетах. Живописцев и графиков прежде всего интересовали персонажи, открыто проявляющие свои чувства. Переполненные эмоциями юные герои, охваченные страстью прекрасные женщины — часто встречающиеся мотивы в творчестве художников. Однако в любовном томлении и в экстатических порывах нередко прослеживаются ущербность, надлом, бессилие перед стихией, характерные для искусства декаданса.
Модерн. Фердинанд Ходлер. «Женщина в экстазе»
Особенностью иконографики ар-нуво стало обилие природных мотивов, основанное на идее единства всего живого. Но животные, насекомые и растения интересовали мастеров только как объекты стилизации, и их изображения служили всего лишь элементами орнамента. Излюбленные цветы живописцев — тюльпаны, орхидеи и лилии — уже несли в себе определенные понятия. К примеру, колокольчики обозначали желание, подсолнухи — горение, а кувшинки знаменовали скорую гибель.
Модерн. Михаил Врубель. «Кувшинки»
Классические жанры — натюрморт, пейзаж — в творчестве мастеров живописи крайне редко, но встречаются. Но даже в этом случае картины природы наделены неким символическим смыслом. Действие на фоне острова подразумевало интригующую тайну, буря говорила о напряжении чувств, а волны на море обозначали обновление и перемены. Картины имели мало общего с реальной действительностью и опирались на заведомую условность.
Характерные особенности стиля модерн:
- изогнутые четкие линии, отсутствие прямых углов;
- природно-органические формы;
- декоративные элементы, выступающие частью сюжета;
- плоскостной рисунок;
- пастельная цветовая гамма с одним доминирующим тоном;
- равноценность изображения и фона.
Стилизация служила средством объединить условное и реальное, добиться преображения действительности. Творения мастеров отличает двойственность, подчеркнутая декоративность, отсутствие правдоподобия. Как показало время, такой подход не имел будущего. Новое искусство часто называют «вздохом умирающего столетия», оно стало лишь промежуточным явлением для перехода живописи на следующую ступень развития.
Модерн. Фердинанд Ходлер. «Чувство»
Английский modern
Истоки модерна следует искать в викторианской Англии, где прозвучали первые призывы вернуться к простым и органическим формам средневекового искусства. Стиль как самостоятельное явление окончательно сформировался в творчестве Артура Макмердо (Arthur Mackmurdo). Свою книгу «Городские церкви Рена» художник украсил изящным орнаментом из удлиненных изогнутых элементов с четкими контурами, а по краям страниц разместил стилизованные изображения подсолнухов и птиц. Художественный язык, созданный Макмердо, стал отличительной чертой нового направления.
Модерн. Артур Макмердо. «Городские церкви Рена. Иллюстрация»
Английский «современный стиль» доминировал прежде всего в графике и декоративно-прикладном искусстве, а на живопись распространился значительно позднее. Дальнейшее его развитие показало, что Великобритания, став родоначальницей ар-нуво, в дальнейшем остановилась, передав эстафету другим странам. К художникам поколения 1880-х годов позднее прибавилось всего несколько ярких имен.
Главная роль в позднем английском модерне принадлежит иллюстратору Обри Бёрдслею (Aubrey Beardsley). За короткое время художник проделал путь от прерафаэлитизма к новому стилю и создал выдающиеся произведения, полные эстетизма и изысканного гротеска. Его творения отличает твердая линия рисунка, четко разграничивающая участки черного и белого цветов.
Модерн. Обри Бёрдслей. «Павлинья юбка»
Модерн в России
Стиль формировался в России в русле национальных концепций. Источниками вдохновения для русских модернистов служило народное творчество, сказки, фольклор. Первым представителем ар-нуво в нашей стране стал Михаил Врубель, у которого орнаментальность всегда была органичной частью композиции. В произведениях других авторов стиль проявлялся не настолько ярко, что было вызвано быстрым развитием русского искусства и сильными позициями академической живописи.
Модерн. Михаил Врубель. «Демон сидящий»
К модерну относятся произведения Валентина Серова, основанные на мифологии и античных сюжетах. Александр Бенуа отдал должное направлению, хотя элементы стилизации у художника сочетались с изрядной долей натурного компонента. Но среди российских мастеров не появилось таких последовательных приверженцев Modern Style, как в Европе. Новое искусство не успело закрепиться в творчестве живописцев и быстро растворилось в авангардных течениях начала XX века. Несмотря на это, русский модерн высоко ценится на зарубежных аукционах антиквариата — картина «Радуга» Константина Сомова была продана за рекордную на тот момент сумму 7,3 миллиона долларов.
Модерн. Константин Сомов. «Радуга»
В настоящее время стиль ар-нуво востребован прежде всего в дизайне и интерьере. Работы мастеров представлены в каталогах онлайн-аукционов площадки Very Important Lot, где авторы напрямую продают свои работы коллекционерам.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Жозеф-Мари Вьен — единственный французский художник, удостоенный чести быть похороненным в столичном Пантеоне Арте повера — искусство с помойки Установлена личность загадочного граффитиста Бэнкси Фриц Климш — немецкий скульптор, который посвятил свою жизнь искусству и абсолютно не интересовался политикой Фирма Лорие — серебро в стиле ар-нуво Картина «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова — пейзаж и портрет русской души Илья Кабаков — самый известный на Западе русский художник Какие тайны скрывают знаменитые картины? Пять самых известных художников-авангардистов, чьи произведения должен знать каждый культурный человек Art Russia Fair — ярмарка современного искусства 2021Дизайн в стиле модерн: искусство и дизайн для людей
Логотипы, веб-сайты и многое другое…Логотипы, веб-сайты, обложки книг и многое другое…
Получить дизайн
Итак, что вы думаете, когда слышите слова «дизайн в стиле модерн»? Что-то французское, классическое, модное и, вероятно, дорогое? Ну, ар-нуво по-французски означает «новое искусство». Это должно было быть искусством для людей и попыткой отойти от традиционных форм искусства, которые часто были ограничительными и эксклюзивными. Движение в стиле модерн стремилось привнести красоту во все аспекты жизни и для всех людей.
В современном обществе мы больше склоняемся к использованию различных художественных стилей многовековой давности, даже не подозревая об этом. Мы реализуем эти исторические проекты, такие как ар-нуво, через наш брендинг, графический дизайн, домашний декор, архитектуру и многое другое. Оглядываясь назад на историю искусства, революционные произведения искусства были не только эстетическими, но и отражением части общества, движения, желаний и отвращений внутри общества.
Сегодня мы по-прежнему используем искусство таким же образом, мы используем его, чтобы отождествить себя с определенным движением или школой мысли, чтобы привлечь клиентов и зрителей. Так как же сегодня бренды и дизайнеры используют ар-нуво? В этой статье мы расскажем об истории модерна и основных характеристиках модерна, чтобы помочь вам найти его в современном дизайне.
История модерна
—
Движение модерн зародилось в конце девятнадцатого века и было придумано британским дизайнером текстиля, писателем и общественным деятелем Уильямом Моррисом вместе с другими сотрудниками движения «Искусство и ремесла».
Движение «Искусство и ремесла» возникло раньше модерна и было направлено на реформирование качественного функционального дизайна путем придания достоинств искусству, применяемому в повседневной жизни, которое в то время часто было недопредставлено и недооценено в мире искусства. Это чувство, стоящее за движением искусств и ремесел, можно увидеть в стиле модерн: желание деконструировать традиционные и часто элитарные идеи вокруг иерархии в искусстве.
Павлин и дракон, тканая шерстяная ткань, 1878 г. Автор Уильям Моррис. Via UnsplashСуть ар-нуво заключается в важности видеть красоту во всех предметах: искусство не обязательно должно быть безжизненной картиной, которую вы вешаете, оно может быть функциональным и доступным не только для немногих. Это была радикальная философия в элитарном мире искусства. Как сказал Уильям Моррис: «Не держите в своем доме ничего, о чем вы не знали бы, что оно полезно или что вы считаете красивым».
Сохраняя связь со своими британскими, средневековыми и романтическими истоками, стиль модерн черпал вдохновение в мире растений и природы, очень похожем на образы, связанные с художественным и литературным направлением романтизма. Романтизм зародился в восемнадцатом веке и делал упор на индивидуализм, спонтанность и свободу от правил и поощрял людей полагаться на свое воображение. Однако одним из основных элементов, отличавших романтизм от ар-нуво, было то, что романтики критиковали промышленную революцию, в то время как движение ар-нуво приняло ее и даже подпитывалось ею.
Стиль модерн и промышленная революция
Стиль модерн возник как реакция на крупные мировые события, включая промышленную революцию, начавшуюся в восемнадцатом веке. Промышленная революция была переходом от ремесленной экономики к экономике, в которой доминирует машинное производство, благодаря развитию технологий.
D. Napier & Son Ltd, «Aero Engine in the Making», Англия, около 1918 г. Через UnsplashПять ключевых факторов индустриализации:
- Земля
- Труд
- Капитал
- Технологии
- Соединения
Эти пять элементов также можно увидеть в стиле ар-нуво. Промышленная революция позволила ускорить и удешевить производство материалов, сделав доступными новые строительные материалы, такие как стекло, железобетон, чугун и сталь. Художники в стиле модерн использовали промышленное производство и доступность материалов для создания своих работ.
В стиле ар-нуво можно было создавать уникальные предметы ручной работы, а также производить предметы промышленным способом, чтобы небогатые люди также имели доступ к лучшим вещам в жизни. Именно это сделала возможной промышленная революция и, в свою очередь, дала возможность модерну достичь своей цели — предоставить искусство людям.
Цели ар-нуво
— Дизайн витражной лампы в стиле ар-нуво через Etsy
Одной из целей ар-нуво было разрушить разделение между изобразительным искусством и прикладным искусством. Изобразительное искусство можно назвать искусством просто из-за эстетики, часто лишенной концепции, но судимой в первую очередь по своей красоте. Однако прикладное искусство охватывало искусство целенаправленно, искусство, которое применяется к повседневным и практическим предметам. Этот жанр искусства позволил не только богатым получить доступ к красивым вещам в жизни, но и привнести красоту в пространства, которыми мог наслаждаться каждый, добавляя функциональное назначение, от архитектуры и дизайна интерьера до графики, ювелирных изделий и многого другого. Многие произведения искусства в стиле модерн были не картинами (что часто было доступно только богатым), а предметами обихода, такими как вазы, стулья, лампы и здания.
Пионеры стиля модерн бросили вызов обществу, в том числе художникам, ремесленникам и женщинам всех мастей, с целью восстановить качество ремесел ручной работы и создать современный дизайн как для практического использования, так и для красоты. Это развитие заставило мастеров пересмотреть обычные предметы и увидеть в них потенциальные шедевры. Имея это в виду, художники экспериментировали с целым рядом элементов, таких как создание свободных форм, линий и кривых, геометрических фигур, всех аспектов, которые теперь являются фирменными элементами дизайна в стиле модерн.
Времена года (серия) Альфонса Мухи через Фонд МухиДвижение в стиле модерн также стремилось изменить образовательные учреждения. С семнадцатого по девятнадцатый век в академическом мире искусств доминировала иерархия, в которой изобразительное искусство, такое как картины и скульптуры, считалось высшим, и поэтому ему уделялось больше внимания и возможностей. Стиль модерн пролил свет на художников всех дисциплин и оценил огромное количество произведений искусства.
Лестница Tassel House в стиле модерн в Брюсселе, спроектированная Виктором Орта. Через ВикипедиюХудожники модерна
—
Начавшись в Англии с Уильяма Морриса, вскоре распространились слухи о движении ар-нуво и о том, как оно преобразовывало мир искусства. Одним из художников, распространивших движение модерн на Бельгию, был молодой архитектор Виктор Орта, построивший дом в стиле модерн. Он считается одним из первых по-настоящему вдохновленных ар-нуво зданий благодаря новаторскому использованию материалов.
Знак парижского метро в стиле ар-нуво через Culture TripПод влиянием Орты французский архитектор и дизайнер Эктор Гидмар адаптировал стиль ар-нуво к входу в парижское метро «le Metropolitain».
Дизайн в стиле модерн привлек внимание после Всемирной выставки, проходившей в Париже в 1900-х годах. На выставке были представлены многие художники в стиле модерн, в том числе другой известный художник, Альфонс Муха, чешский живописец, иллюстратор и графический дизайнер. Он был наиболее известен своими яркими и уникальными декоративными театральными афишами. Он получил признание, в частности, благодаря своим плакатам с изображением французской актрисы Сары Бернар из-за того, как он представил Бернар с точки зрения публики как поклонников и наблюдателей звезды.
La Dame Aux Camelias’ Альфонса Мухи через WayfairСреди других ведущих архитекторов и дизайнеров в стиле модерн был венгерский архитектор Одон Лехнер. Он был хорошо известен и получил признание за свои грандиозные проекты, придающие жизнь и цвет зданиям Будапешта. Лехнер объединил стилистические элементы ар-нуво с традиционными венгерскими народными сказками, уходящим корнями в романтику.
Элизабет Сонрель, еще одна художница в стиле модерн, была французской художницей и иллюстратором в стиле модерн с элементами британских прерафаэлитов девятнадцатого века. Ее работы включали аллегорические сюжеты, мистику и символизм, а также портреты и пейзажи. Сонрель изображал идеализированных женщин, часто на религиозные темы, акварельными красками. Ее стиль был деликатным и ориентированным на детали.
Les Rameaux (Вербное воскресенье) 1897 г. Элизабет Сонрель через ashmolean.orgОсновные характеристики дизайна в стиле модерн Движение модерн. Эти техники изображали сказочные образы, которые представляли идею нестандартного мышления, иллюстрируя время появления новых мыслей.
Эти сказочные образы часто проявлялись посредством следующих характеристик:Чувственность
Стиль модерн отразил сексуальное пробуждение, которое происходило в то время. Женщины в стиле модерн часто изображались с чувством эротики, а в других дисциплинах использовались чувственные изогнутые формы и круглые формы, символизирующие тело.
Сегодня мы по-прежнему используем чувственность и эротику ар-нуво, чтобы привлечь внимание аудитории и рекламировать чувственные продукты, такие как эксклюзивные продукты питания или изысканные блюда, косметика, парфюмерия и алкогольные напитки. Взгляните на рисунки ниже, чтобы понять, что мы имеем в виду.
Design by Right HandDesign by ChiChiyaПлоская перспектива в японском стиле
Зигфрид Бинг, немецко-французский арт-дилер, познакомил Запад с японским искусством, и это внесло большой вклад в развитие дизайна в стиле модерн. Со временем японское искусство завоевало популярность в художественных кругах по всей Европе, в первую очередь благодаря выставке в Париже, где Бинг представил более 700 гравюр и более 400 книг из Японии.
Плакат в стиле модерн «Иов» Альфонса Мухи через alphonsemucha.org Иллюстрация укиё-э Такеучи Кэйсю через Ukiyo-e.orgХудожественное направление из Японии, которое больше всего повлияло на модерн, называлось укиё-э, что означает «картины плывущего мира». Укиё-э был сложным процессом создания гравюр на дереве, которые создавали плоские перспективы. Использование пространства, цвета и декоративных узоров, используемых в японских произведениях искусства, во многом вдохновило те же элементы в стиле модерн.
Изогнутые и плавные линии
Художники в стиле модерн изобрели стиль, в котором доминировали кривые. Whiplash был культовым элементом, характеризующимся изогнутой буквой «S» в линии, часто асимметричной и вдохновленной природой. Мы можем найти эти линии на балконах, перилах, фасадах, входах в дома и рамах.
Витражное окно и зеркало в верхней части Maison & Atelier Horta. Фото: Аластер Кэри-Кокс; Изображения Bridgeman из журнала Apollo MagazineСегодня вы можете увидеть эти изогнутые и плавные линии, часто используемые в дизайне логотипов и упаковки. Как показано в приведенных ниже примерах дизайнеров Renata_Costa и Mila Katagarova, дизайн создает плавный внешний вид. А декоративные и некритичные детали в конструкциях отражают архитектурное влияние модерна.
Дизайн упаковки Милы КатагаровойДизайн логотипа Renata_CostaЦветочные формы
Многие художники в стиле модерн использовали цветы или элементы природы, такие как лилии, ирисы, маки, бутоны роз, лебеди, павлины, стрекозы, формы яиц, облака или воду. Даже изображения женщин с красивыми длинными развевающимися волосами использовались для создания интересных имитаций самой природы, способствуя гармоничной композиции.
Мы видим это сегодня, когда бренды используют цветочные формы, чтобы передать ощущение роскоши, жизненной силы и женственности. Цветочные узоры в стиле ар-нуво используются везде: от плакатов, упаковки и этикеток продуктов до логотипов и дизайнов приглашений, посвященных таким событиям, как свадьбы или детские праздники. Они мгновенно делают любой дизайн более мягким и естественным.
Плакат в стиле модерн от Merci DsgnArt Nouveau logo от Agi AmriКогда использовать дизайн в стиле модерн в вашем брендинге
—
Дизайн в стиле модерн показывает нам, как принятие и сочетание различных культур с уважением и признательностью может заново изобретать и возрождать традиционные стили. Это классический стиль, который был сохранен и до сих пор прославляется в мире искусства, поскольку в то время он был настолько инклюзивным для всех художников.
Дизайн в стиле модерн часто используется для визуальной идентификации, которая хочет передать органичность или оригинальность, восхищение природой, стремление вдохнуть жизнь и красоту во все вещи, а также передать атмосферу элегантности. Если это некоторые из элементов, которые вы хотите, чтобы ваш бренд представлял, поэкспериментируйте с дизайном в стиле модерн самостоятельно или с помощью профессионального дизайнера.
Хотите добавить немного ар-нуво в свой следующий дизайн?
Работайте с нашим творческим сообществом дизайнеров, чтобы это произошло.
Получить дизайн
Стиль модерн: отпечатки на холсте, настенные рисунки и картины
Холст
Сплит-холст
В рамке Холст
В рамке Отпечатки
Холст
Репродукции в рамке
В рамке
ХолстСплит-холст
180 отпечатков на холсте
Сортировать
- ПОПУЛЯРНЫЕ
- СООТВЕТСТВУЮЩИЙ
- НОВЫЙ
- ЭКСКЛЮЗИВ
- ОГРАНИЧЕННЫЕ СЕРИИ
- СЛУЧАЙНЫЙ
- ЛЮБИМЫЙ
- ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕСТ
- ПОДБОР ЦВЕТА
- ТРЕНДЫ:ПРОДАЖА
- ТРЕНДЫ: ИЗБРАННОЕ
- ПОПУЛЯРНЫЕ
- ПОДБОР ЦВЕТА
- 5425″ data-filter-count=»{"style":{"fine-art":180,"classic-fine-art":180,"art-nouveau":180,"vintage-retro":69,"decorative":33,"oil-painting":27,"contemporary-fine-art":22,"typography":22,"traditional-decor":16,"hand-drawings-and-sketches":8,"black-and-white-decorative-art":7,"post-impressionism":7,"vintage-decor":2,"decorative-typography":1,"shabby-chic-decor":1,"holiday-decor":1},"sale":{"20":161,"40":19},"subject":{"people":144,"prints-publications":52,"portraits":47,"posters":47,"vintage-posters":45,"female-portraits":44,"advertisements":24,"floral-botanical":23,"food-drink":12,"erotic":10,"drinks":9,"places":9,"europe":9,"france":9,"seasons":9,"world-culture":9,"flowers":8,"transportation":8,"hobbies-lifestyles":7,"couples":6,"nudes":6,"female-nudes":6,"spring":6,"sports":6,"by-land":6,"bicycles":6,"liquor":5,"motivational":5,"cycling":5,"animals":4,"dance":4,"music":4,"performing-arts":4,"pop-culture":4,"food-drink-posters":4,"summer":4,"birds":3,"fantasy-sci-fi":3,"beer":3,"champagne":3,"food":3,"sleeping-and-napping":3,"love":3,"by-profession":3,"groups":3,"male-portraits":3,"travel-posters":3,"vintage-travel-posters":3,"can-can":2,"decorative-elements":2,"fashion":2,"wine":2,"fruits":2,"grapes":2,"holidays-and-seasonal":2,"classical":2,"dancers":2,"entertainers":2,"religion-spirituality":2,"scenic-landscapes":2,"autumn":2,"advocacy-art":1,"human-and-civil-rights":1,"womens-empowerment":1,"peacocks":1,"cats":1,"black-cats":1,"wildlife":1,"astrology":1,"astronomy-space":1,"moons":1,"crescent-moons":1,"furniture":1,"patterns":1,"education":1,"dreamscapes":1,"horror":1,"grim-reaper":1,"skulls":1,"mythical-creatures":1,"mermaids":1,"accessories":1,"hats":1,"historical-fashion":1,"carnations":1,"lilies":1,"sunflowers":1,"trees":1,"absinthe":1,"sweets":1,"chocolates":1,"cookies":1,"international-cuisine":1,"french-cuisine":1,"smoking":1,"mothers-day":1,"thanksgiving":1,"family-parenting":1,"instruments":1,"violins":1,"religious-figures":1,"royalty":1,"princes-princesses":1,"concert-posters":1,"movie-posters":1,"cult-classic-posters":1,"christianity":1,"nature":1,"urban":1,"city-parks":1,"winter":1,"by-air":1,"hot-air-balloons":1},"collection":{"museum-classics-and-more":123,"all-things-klimt":19,"black-and-white-art":8,"the-granger-collection":8,"topart":2,"vintage-apple-collection":2,"art-worth-the-time":1,"black-white-and-red-art":1,"granny-chic":1,"green-with-envy":1,"the-kiss-collection":1,"re-imagined-masters":1,"re-imagined-masterpieces":1},"color":{"white":117,"tan":109,"swamp-green":100,"cream":94,"black":83,"olivine":51,"earls-green":50,"silver":48,"sycamore":42,"corn":29,"dingley-green":22,"grey":22,"orange":21,"red":16,"light-yellow":15,"celery":10,"santa-fe":8,"turquoise":8,"gray":7,"grenadier":5,"jordy-blue":4,"royal-blue":4,"spring-leaves":4,"valencia":4,"viking-blue":4,"violet":4,"maroon":3,"orchid-pink":3,"astral-blue":2,"green":2,"smalt":2,"yellow":2,"astronaut":1,"azure-blue":1,"brown":1,"moody-blue":1,"perano":1},"shape":{"vertical":111,"pano-vertical":33,"square":20,"horizontal":16},"artist":{"alphonse-mucha":104,"gustav-klimt":19,"henri-de-toulouse-lautrec":11,"jules-cheret":10,"unknown-artist":8,"adolfo-hohenstein":4,"aubrey-beardsley":4,"aubrey-vincent-beardsley":4,"fanitsa-petrou":3,"manuel-orazi":3,"raphael-kirchner":3,"henri-privat-livemont":2,"paul-berthon":2,"vintage-apple-collection":2,"fred-ramsdell":1},"room":{"living-room":13,"bedroom":9,"dining-room":8,"bathroom":7,"kitchen":6,"vintage-posters-for-the-kitchen":6,"bathroom-nudes":5,"vintage-and-retro-bedroom":5,"floral-and-botanical-bedroom":3,"traditional-living-room":3,"bar":2,"bachelor-pad":1,"romantic-bedroom-love":1,"man-cave":1},"gift-guide":{"by-personality":1,"giftable-collections":1},"size":{"medium":179,"small":147,"large":138,"oversized":54}}» data-has-exclusive=»false»>
Дер Кусс
Gustav Klimt
Canvas Print
FROM
39,99 $
31,99 $
152
The Kisst av KlimtLes Saisons
Альфонс Муха
Печать на холсте
ОТ
39,000 $0003
31,99 $
136
Даная, 1907-08
Густав Климт
Печать на холсте
3Ла Данс, 1898
Альфонс Муха
Печать на холсте
ОТ
39,99 $
31,99 $
100
Густлим
Выполнение 03Печать на холсте
ОТ
39,99 $
31,99 $
42
Alphonse 1899 Primrose
Canvas Print
ОТ
69,99 $
41,99 $
57
5425″ data-has-exclusive=»false»/>Le Frou Frou
Коллекция Vintage Apple
Canvas Print
FROM
39,99 $
31,99 $
59
- 1
30361 The Bed, c.1892-95
Henri de Toulouse-Lautrec
Canvas Print
ОТ
39,99 $
31,99 $
2 52 52 550505
Мечты
Альфонс Муха
Печать на холсте
ОТ
39,99 $
31,99 $
20 119 119 119 118
3 90030201
6925″ data-has-exclusive=»false»/>Canvas Print
ОТ
39,99 $
31,99 $
128
0125″ data-has-exclusive=»false»/>3
31,99 $
105
5425″ data-has-exclusive=»false»/>
Добавить комментарий