Терем в древней руси: Каким был княжеский терем в Древней Руси
Каким был княжеский терем в Древней Руси
23.02.202123.02.2021 | adminadmin | Нет комментариев | 18:02
Наверняка, каждый, кто изучает историю, хоть раз задавался вопросом о том, что из себя представляет древнерусский терем. Откуда пошло это название, как выглядело царское жилище, из чего оно строилось – все это можно узнать, прочитав данную статью.
Этимология слова «терем»
Если верить учебникам истории и другим информационным источникам, слово «терем» пришло в наш язык из греческого. В исходном виде слово звучало как teremnon, что в переводе означает: «дом». В процессе эволюции русского языка, от слова отсоединился суфикс «non» по причине ненадобности. Таким образом и образовалось новое слово – терем.
Как выглядел древнерусский терем, и кто в нем жил?
Само слово «древнерусский» говорит о том, что для того, чтобы понять из чего строился терем, необходимо рассмотреть промежуток времени от крещения Руси до начала правления Петра I. В те времена львиная доля всех построек была из дерева. А это значит, что и дома селян, и княжеские хоромы строились из этого материала. Тому было две причины: во-первых, жить в сооружениях из дерева было комфортно, а во-вторых, недорого, так как материал для строительства было легко найти.
Однако терема отличались от обычных домов величественным внешним видом, а стоило войти внутрь, как вас тут же встречали огромные комнаты с невероятно красивым убранством и богатым интерьером.
В наше время, о том, что некогда существовали терема можно услышать разве что из сказок, мультфильмов, ну, и конечно же, из учебников истории. В Древней Руси терема представляли собой верхний ярус царских палат, который располагался над горницей. Иногда теремами являлись отдельны дворцы, построенные из дерева. Согласно былинам и легендам в теремах были широкие светлые комнаты с большими красными окнами. Такие комнаты именовались светлицами.
Насколько нам известно, в высоких теремах жили русские красавицы, а светлицы были предназначены для того, чтобы девушки занимались там рукоделием.
Поляшовский терем
Рассказывать можно долго и убедительно, но лучше, когда есть конкретные примеры. Самый знаменитый терем того времени, который существует и по сей день – Поляшовский царский терем, расположенный в Костромской области в деревне Погорелово.
Наверное, вы задаетесь вопросами: «Что это за терем?» «Кто его построил?» и «Как он дожил до наших дней?» Давайте обо всем по порядку.
В 500 километрах от Москвы есть одно забытое богом село, имя которому Погорелово. Раньше это место считалось государственным, а потому было очень богатым. В этом селе жило много крестьян. Все они по традиции занимались отходничеством и уезжали на заработки в Питер. Многим это давало возможность выбиться в люди. Ярким примером успешного крестьянина был Иван Дмитриевич Поляшов, который заработал на отходничестве куда больше других. Когда Иван Дмитриевич получил статус потомственного почетного гражданина, он вернулся в Погорелово и построил знаменитый дом-терем.
Поляшовский терем уникальный в своем роде. Его постройка со сложной планировкой перекликается с образцами лучших загородных дач того времени, а убранство праздных комнат поражает воображение своей неописуемой красотой. Но и это еще не все. Также этот терем невероятно практичен с точки зрения деревенского жителя: здесь предусмотрено все для комфортного ведения сельского хозяйства.
Однако, как и десятки других усадеб Костромской области, в 1918 году после революции дом был реквизирован. Поляшову пришлось поселиться на первом этаже, а остальное место заняли сельсовет и несколько крестьянских семей. В 35 году Иван Дмитриевич умер, а его дети переехали жить в Сибирь. Сельсовет закрылся в 1972-ом году и терем наверняка не дожил бы до наших дней, если бы тем же летом его не купил Анатолий Жигалов, который в настоящее время является хранителем терема…Вот так было спасено от верной гибели чудо древнерусской архитектуры.
Сейчас мы уже не сможем увидеть настоящий царский терем таким каким он был раньше. За последние годы культурное наследие страны стало ничем иным, как местом скопления туристов, а от некогда великого достояния наших предков осталось лишь одно название.
Русские терема • Изба
На Руси постройка дома было делом коллективным: избу для каждой семьи ставили всей деревней. Без единого гвоздя, используя только топор, русские плотники сооружали теплый и удобный дом. Существовали особые приметы, приемы выбора древесины. Сосну или ель брали ровную, прямую, обязательно выросшую в лесу. Если срубленное дерево падало на север или на кроны других деревьев, его браковали.
Разметив план будущего дома на земле при помощи колышков и веревок, копали яму небольшой глубины. Дом старались поставить на легкий фундамент – большие камни или пни, заложенные под углы, но иногда обходились и без него: укладывали первый венец на подушку из песка. Закладка нового дома включала в себя элементы древнего языческого обряда. Желая благополучия жителям дома, под каждый угол сруба клали монетки, шерсть или ладан.
Соединения бревен в углах венца или, как его еще называли, четверика, устраивали так. На концах бревен выбирали чашеобразный паз и укладывали бревна таким образом, что в результате получался прочный и надежный «замок». На Руси использовали два основных способа рубки – «в чашу» (или « в обло») и «в лапу».
При первом способе вырубку делали немного отступя от края бревна – получалась такая конструкция, при которой самые края бревен выступали наружу. Так углы дома предохраняли от промерзания. Кроме того, наши предки верили, что все очертания дома должны быть волнистыми, прямые линии считались нечистыми, дьявольскими. Более современной считается рубка « в лапу», при которой бревна соединяются на самом краю, делая пространство дома более просторным.
Основные помещения, необходимые для жизни семьи, задавали размеры сруба и всей конструкции дома. Высоты должно было хватить, чтобы поместилась жилая комната, погреб и чердак, использовавшийся чаще как сеновал и кладовая. И по сей день в сельской местности сохранилось подобное устройство крестьянского дома.
Принципы деревянного домостроения использовались на Руси повсеместно, и не только для сооружения крестьянских изб, но и для возведения жилищ бояр и купцов – теремов. Многие архитектурные элементы, присущие теремам, были перенесены русскими зодчими в каменные строения. Именно в таком виде они дошли до нас, ведь деревянных теремов не сохранилось совсем.
Возникли русские терема, когда восточные славяне еще во многом оставались язычниками, но уже приняли христианство византийского толка. Своеобразие этих построек было связанно именно с этим соединением двух культурных традиций в мировоззрении одного народа. Само слово «терем» — это заимствование из греческого языка и обозначает «жилище».
Только богатые и знатные люди могли позволить себе строительство терема. Это было большое многоуровневое строение, включающее множество различных помещений – комнат, сеней, балконов, хозяйственных пристроек. Все это соединялось переходами и лестницами, богато украшалось. Основными приемами декорирования теремов была разнообразная резьба и яркая узорчатая роспись. Зачастую терема сверкали позолоченными крышами.
Уникальное искусство древних мастеров – резчиков по дереву сохранилось в народе и дошло до наших дней. Основные приемы, которыми пользовались для создания деревянных узоров – это создание рельефов и сквозных пропилов. В первом случае создавалась объемная композиция, а во втором – ажурная, кружевная. Обязательно украшали резьбой определенные элементы дома — конек на крыше, фасад, крыльцо, наличники и ставни. +
В древности русский народ связывал свой дом с представлением о колеснице. Такое восприятие своего жилища уходит корнями в языческое прошлое восточных славян и их соседей скифов. Коньку, запряженному в избу-колесницу, помогали птицы, змеи и другие сказочные животные, расположенные на фасаде. Подобные символические фигуры служили как обереги, призванные защищать обитателей дома от враждебных внешних сил. Растительный орнамент деревянной вязи дополняли изображениями русалок, львов, петушков.
К сожалению, на протяжении длительного времени происходила не всегда удачная стилизация архитектурных элементов различных строений под избу. В результате и в прошлом, и сегодня возникают некие подобия русского дома. Неброская красота и соразмерность исконно народного жилища заменяется на китч и безвкусицу. В настоящее время истинные, неподдельные образцы русской резьбы по дереву можно еще увидеть в Повольжье. Каждый человек, желающий украсить свой дом деревянными кружевами, может поехать туда, разыскать эти дома, сфотографировать узоры, а заодно пообщаться с прямыми потомками мастеров, создавших эту красоту. А затем попытаться воспроизвести резные элементы самостоятельно. Ваш труд не пропадет даром: украсив свой дом в старинных традициях, вы не только порадуете себя, но и не дадите исчезнуть древнему мастерству.
Сейчас возрождается интерес к декорированию интерьеров изразцами. Изготовление изразцов было известно на Руси еще в допетровскую эпоху. Однако роспись отличалась от той, которую мы привыкли принимать за исконно русскую (то есть синие рисунки на белом фоне). Изначально в древнерусской традиции было принято изготавливать изразцы из терракотовой глины, а много позднее — расписывать их разноцветными яркими глазурями. Только при Петре Первом была заимствована голландская манера украшать изразцы бело-синим рисунком. Поэтому, если Вы хотите оформить печь, камин или другой элемент интерьера в русском стиле, лучше заранее продумать цветовую гамму и особенности узоров.
Теремной дворец
Написано по распоряжению князя Одоевского-Маслова, Начальника Управления Императорского Двора в Москве, С. де Бартеневым
Теремы в свое время составляли часть обычных резиденций Великого Герцоги. Он составлял верхний этаж резиденции и служил личными покоями государей.
Южный фасад Теремного дворца.
Несмотря на многочисленные перестройки, которым он подвергался, Теремной дворец в значительной степени сохранил свой старинный облик.
Основная часть Большого дворца скрывает одну сторону, но, тем не менее, сохраняет свое доминирующее положение, как и в прошлом, среди окружающих его зданий. Издалека видны причудливые формы его павильонов и башен.
Два ряда скульптурных карнизов образуют плавный переход между балюстрадой, крапчатой крышей и разнообразно орнаментированными окнами. Среди окон можно заметить окна комнаты третьего этажа, за которыми находится трон.
Северный фасад Теремного дворца
Первый этаж:
Эти помещения на этом уровне, называемые комнатами Алевизио, на самом деле служат помещениями для печей и мусора.
Второй этаж:
Состоит из сводчатых комнат (построены во второй половине XVI в.), приспособленных для проживания лиц Императорской свиты во время пребывания Двора в Москве.
Второй этаж:
(В помещения этого этажа можно попасть с лестничной площадки Спаса-на-Высоте и через «Чугунный коридор», соединяющий с северной стороны все помещения.)
Этот этаж — «подклетник» собственно именуемых Теремов, этаж царских личных покоев, построенных, как видно, по настоянию царя Михаила Федоровича.
Помещения этого этажа с их первоначальными сводами, довольно низкими и очень глубокими оконными переплетами занимают лица Императорской анфилады во время пребывания Двора в Москве.
Апартаменты второго этажа Теремного дворца.
В первой комнате люк открывает маленькую лестницу, ведущую в скрытую комнату, практически между сводом первого этажа и половицами второго. Подобные потайные комнаты часто встречаются в древнерусских жилищах.
Третий этаж:
Доступ к Переднему каменному двору (то есть к Террасе Спаса-на-Высоте) осуществляется по старой лестнице, где две лестницы были покрыты квадратными крышами, украшенными на выходе двумя львами. изваяны в камне, которые держат щиты с вензелем Императора Николая I. В тимпане над двумя параллельными арками у основания лестницы снаружи изображены Успение и Святая Троица. В XVII веке, как уже было сказано, эта лестница называлась Первым Золотым Перроном (nb: перрон = наружная лестница, расширенная площадкой). Его скульптурные ступени демонстрируют замечательный архитектурный орнамент 17 века.
Золотой Перрон.
Третий этаж Теремов, служивших в XVII веке царской резиденцией, является ценнейшим памятником древнерусского зодчества.
В комнатах этого этажа есть своды-колыбели со стрельчатыми пространствами над окнами, а опорными точками являются скульптурные консоли с изображением двуглавого орла.
Двери кессонные с плоскими арками, с разнообразным старинным орнаментом, высеченным в камне. Наличники окон украшены лепными узорами, имитирующими деревянную скульптуру. Деревянные оконные опоры со старинными скульптурными рисунками.
Наиболее примечательны керамические изразцовые печи, в которых до сих пор сохранилась большая часть древних изразцов.
Первая палата, Трапезная, называвшаяся ранее «Первый вестибюль Проходной», а в конце XVII века «Преддверная»
Своды расписаны изображениями Спасителя, Евангелистов, Архангелов Михаила и Гавриила, а на стенах изображения Святейшего Правоверного Императора Константина, матери его Елены и образы Великого Князя Владимира и Святой Ольги.
Старинный шкаф русской работы.
Вторая палата, Актовый зал, или Салон, называвшийся прежде «Первой палатой», а в конце XVII в. — Молельней (Крестовая).
На своде образ Пресвятой Богородицы, стоящей на полумесяце и держащей Младенца Иисуса. На стенах святые Борис и Глеб, святитель Николай Чудотворец, святые Александр Невский и святая Александра. Исполнение орнамента, обрамляющего эти картины, выполнено в древнерусском стиле.
Очень старые сиденья обиты венецианским бархатом.
В шкатулке, стоящей на консоли у окна, находится оригинал Акта об избрании Михаила Федоровича Романова на Престол. В другой шкатулке находится оригинал диплома Патриаршего института в России.
Третья палата (Тронный зал), называвшаяся раньше просто «Палата», что соответствует нашему сегодняшнему термину «Кабинет» Во времена царя Михаила Федоровича называлась Золотой комнатой.
В середине свода картина с изображением Спаса на престоле, вокруг него святители Василий Великий, святитель Григорий Назианзин, святитель Иоанн Златоуст и митрополиты Московские, святители Петр, святитель Алексий, святитель , Йонас и Святой Филипп.
На столбах, оконных арках и сводах гербы губерний Российской империи.
В «красном» углу, или красивом углу — Царское кресло, обтянутое бархатом.
У противоположной стены старинный шкаф русской работы.
В скульптурном ларце, стоящем на столе у среднего окна, хранится «Избранная книга Михаила Федоровича». Эта книга украшена иллюстрациями и рисунками, которые чем-то напоминают современные коронационные альбомы; он дает подробности коронации царя и содержит изображения событий.
Четвертая палата , спальня (опотчивальня) На стенах четыре медальона:
1. Рождество Христово;
2. Рождество Иоанна Предтечи;
3. Запрещение его имени;
4. Святитель Николай Чудотворец в детстве.
Скульптурная кровать конца XVII века с покрывалом и занавесками из китайского шелка. На старинной подушке кровати вышиты слова 40-го псалма Давида «О, всемогущий, препоясай свой меч и торжествуй».
Старинные деревянные скамейки имеют ноги в форме льва. Эти скамейки обиты венецианским бархатом..
Молельня, довольно маленькая, с двойным окном. Настенные росписи изображают святых.
На стене два стенных шкафа со стеклянными дверцами, в которых хранятся старинные иконы, кресты и панагии.
Между двумя шкафами, опираясь на кафедру, под стеклом находится рукописное Евангелие XIV века (Апраксос).
На первой странице Евангелия заголовок «гротескной» формы, такой же, какой мы часто видели во время посещения Дворца.
Металлические кольца, которые мы видим на сводах, служат для удержания люстр.
К палате примыкают небольшой вестибюль и комнатка, «где собирались служилые люди с тарелками, предназначенными к царскому столу»; другими словами, это был царский буфет.
Шкаф и стулья в этой маленькой комнате древнерусского производства.
Внутренние оконные рамы этих комнат все еще содержат оригинальные стекла из слюды.
В вестибюле боковая дверь ведет на маленькую круговую лестницу, очень узкую, которая соединяет этот этаж с этажами выше и ниже.
Он заканчивается небольшим Бельведером или «Башней удовольствий».
Эта очень красивая старинная лестница с каменными ступенями и опорами, вырезанными прямо в стене.
За одним поворотом открывается прекрасный вид на дверь Малого Терема.
Эта дверь с четырехлепестковым архивольтом полностью покрыта скульптурными орнаментами и изображениями монстров, единорогов и крылатых львов.
В тимпане архивольта в камне высечен двуглавый орел.
Четвертый этаж: На четвертом этаже есть только одна большая комната.
Построен Царем Михаилом Федоровичем для сыновей своих Алексея и Ивана, что подтверждается и надписью над восточной дверью: «Милостию Божиею и по велению Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, самодержца Всероссийского». Россия и обладатель многих суверенитетов, эти апартаменты построены для детей его и царевича князя Ивана Михайловича в 7144 году от сотворения мира».
В XVII веке это помещение называлось Каменным чердаком или Малым теремом с золоченой крышей (Теремок).
Карнизы окон теремка украшены зверями, птицами и чудовищами, высеченными в камне.
Две великолепные изразцовые печи, большая часть изразцов старинные, украшают комнату.
Снаружи мы обращаем внимание на скульптурные оконные рамы, на висящих замковых камнях которых изображены голуби и двуглавые львы.
Внизу лестница, ведущая в Верхний каменный двор на третьем этаже.
Терем | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено
Отдельное жилое помещение женщин в Московской Руси; также верхний этаж дворца, часто с двускатной крышей, как в Теремном дворце Московского Кремля.
Историки обычно использовали слово терем для обозначения комнаты или комнат, в которых были заключены московские царские и боярские женщины, чтобы отделить их от мужчин, как для поддержки обычая устраивать браки без предварительной встречи пары, так и для сохранения женского целомудрие до и после брака.
Это не означает, что московские элитные женщины не подвергались ограничениям по сравнению с их западными коллегами. За исключением свадеб и похорон, они не принимали участия в крупных придворных церемониях и приемах, которые были сугубо мужскими. О балах, маскарадах и прочих разнополых развлечениях не могло быть и речи, а московский двор не знал официального культа красоты. Женщины использовали занавешенные ниши в церкви, ездили в экипажах, защищенных занавесками, и носили скрытую одежду. Замужние женщины всегда покрывали волосы. Женихи не должны были видеть девушек до их свадьбы. Табу распространялось и на портреты с натуры. Мужские портреты москвичей редки, а женские почти отсутствуют. В Кремле чувство исключительности и тайны, культивируемое царем, естественно распространялось и на женщин, чьи покои были недоступны для всех, кроме назначенных дворянок, священников и членов семьи. Пристроенный к терему Золотой зал Царицы, украшенный фресками с изображением женщин-правительниц из библейской и византийской истории, служил местом для женских приемов. За пределами Кремля, в немногочисленных уцелевших боярских хоромах, трудно выделить помещения, специально отведенные под терем, но дворянкам полагалось вести себя скромно.
Добавить комментарий