Жилище японцев: Традиционный японский дом | Nippon.com

Жилище японцев 19 века — История и современность — LiveJournal

?

Previous Entry | Next Entry

Продолжаем обзор японской жизни 19 века по раскрашенным фотографиям Феличе Беато и его учеников.
Сегодня посмотрим на традиционное японское жилище, культура которого, как и японского быта в целом, складывалась веками и достигла своего расцвета накануне начала вестернизации.
Японские дома разительно отличались от европейских практически во всём. Они были рассчитаны на тёплый и влажный климат и имели в своей основе лёгкий деревянный каркас с земляным полом и соломенной крышей. Вместо стен – легкие раздвижные створки. Если они выполняли роль окон, они оклеивались белой рисовой бумагой. Обклеенные бумагой раздвижные перегородки (фусума) давали возможность изменять планировку в зависимости от ситуации: например, превратить две комнаты в одну.
Внутри дома — полный аскетизм. Как и почти все азиаты, японцы не знали стульев и сидели на матах около низенького столика. Вместо кроватей — те же маты или матрасы, которые убирались днём. Вообще, мебели было по минимуму.

Зимой в японских домах был нередко собачий холод, так как температура не отличалась от уличной. Тепло было только у очага, который сверху накрывался столом с одеялом вместо скатерти. Вся семья жалась к этому столику, засовывая ноги под одеяло. Потолки были совершенно прокопченными.
Зато настоящей гордостью японского жилища был маленький садик. Точнее сказать, всякого зажиточного жилища. Вот так описывает дома богатых японцев в Тоёхаре (Южно-Сахалинске) в своих мемуарах Дмитрий Крюков, начальник гражданского управления Южного Сахалина и Курильских островов, прибывший в город в сентябре 1945 года: «У каждого дома – парадный выход во двор. Сам двор чистый, благоустроенный, превращен в священное место для отдыха. Две-три сакуры, рододендроны, карликовые хвойные и другие деревца, дорожки выстланы мелким камнем или плитками, в центре – маленький бассейн; хотя и из водопровода, но журчит по желобу или переливается по камушкам маленький ручеек; тут же беседки, скамеечки.
Чем богаче владелец, тем больше, красивее внутренний дворик
» (источник).

После этого введения переходим к иллюстрациям.
Девушки в садике перед домом, 1880 г.:

Крупнее

Собственно, так был устроен традиционный японский дом внутри:

Вентиляция была «их всё»!

Японский дом не знал разделения жилых помещений на спальни, кухни, гостиные. Всё делалось в одной комнате:

В традиционном японском доме, как и во многих странах Востока, вся семья спала под одним одеялом.

Собственно, традиционная японская «кровать»:

Кровати в европейском смысле стали проникать в японские дома лишь в 20 веке.

Обед в японском доме:

Завтрак:

Чайная церемония:

Приготовление пищи:

Утренний туалет:

Из-за отсутствия мебели японское жилище кажется очень просторным:

Две дамы играют в го:

Способ обогрева: девушки читают, сидя под одеялом, под которым стоит горшок с горячими углями:

Да, вот так они жили веками без центрального отопления, водопровода, канализации и прочих радостей цивилизации. ..

Tags:
  • 1880-е,
  • 19 век,
  • Интерьеры,
  • История быта,
  • Этнография,
  • Япония
  • ariz_raiz : (no subject) [+2]
  • anemoska : (no subject) [+0]
  • amyatishkin : (no subject) [+12]
  • seakonst : (no subject) [+0]
  • baohu : (no subject) [+1]
  • khanid : (no subject)
    [+0]
  • Sveta-dance [blogspot.com] : (no subject) [+0]
  • zavodfoto : (no subject) [+0]
  • naxellent : (no subject) [+1]
  • rcoma : (no subject) [+0]
  • phd_paul_lector : (no subject) [+0]
  • zajcev_ushastyj : (no subject) [+0]

Powered by LiveJournal.com

Традиционный японский дом как объект недвижимости с точки зрения российского ГК

 

 

 

Слово Всеволоду Овчинникову. Пара цитат из главы «В тени под навесом», книга «Ветка сакуры». Речь идет о Японии 1960-х годов.

 

ЦИТАТА 1:

«Японский дом – настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.

  • Строя себе жилище– говорят японцы – мы прежде всего раскрываем зонт в виде кровли, чтобы на землю упала тень, а потом поселяемся в этой тени…

Действительно, японский дом – это навес, причем навес над пустым пространством. В жаркий день может показаться, что человек в такой комнате просто уселся посреди своего сада на небольшом затененном возвышении. Японский дом – это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор; это кровля, возведенная над пустотой. Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять.

Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются сёдзи. Те раздвижные створки, что делят собой внутренние помещения и одновременно служат дверьми, оклеиваются плотной раскрашенной бумагой и именуются фусума. Мало, однако, сказать, что стены японского дома способны раскрываться, превращая его в подобие беседки. Это действительно навес над пустотой, потому что такие раздвижные створки ограждают одно лишь пустое пространство. Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Здесь нет ни диванов, ни кресел, ни стульев, ни столов, ни буфетов с посудой, ни шкафов с одеждой, ни книжных полок, нет даже кроватей.

Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты сёдзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами – жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами.

Поскольку татами имеют раз и навсегда установленный размер – немногим более полутора квадратных метров,– комнаты в японских домах также бывают лишь определенной площади: три, четыре с половиной, шесть или восемь татами. Стало быть, и весь каркас здания – стропила, опорные столбы, балки – должен приноравливаться к этим установившимся традиционным габаритам.»

 

ЦИТАТА 2, с отличной иллюстрацией того, чем является то, «что прочно связано с землей»

«Многие конструктивные особенности японского дома, как и стандартизация его составных частей, порождены постоянной угрозой землетрясений. Хотя деревянный каркас ходит ходуном при подземных толчках, он, как правило, оказывается даже более стойким, чем кирпичные стены.

А уж если крыша все-таки обрушилась, дом можно без особого труда и затрат собрать заново. Всегда поражаешься быстроте, с какой японцы восстанавливают свои жилища, разрушенные стихийным бедствием.

А вот квартал современных многоэтажных домов в городе Ниигата надолго остался памятником землетрясения, свидетелем которого мне довелось быть. Многоэтажные корпуса не обрушились, нет – их железобетонный каркас оказался достаточно прочным. Как деревья, с корнем вырванные бурей, они завалились набок вместе с фундаментами. Я видел людей, которые ходили по стенам этих домов и, словно из трюмов, вынимали из окон свою домашнюю утварь.»

 

***

Исходя из этих описаний, у меня получается, что традиционный японский дом, в том виде, как его описывает Овчинников, не подходит под определение недвижимой вещи из ст. 130 ГК РФ. Какого-то более-менее мощного фундамента у него нет, а зачастую, видимо, и вообще никакого фундамента нет, стен нет, дверей нет, прочной связи с землей нет. Какой-то деревянный каркас с навесом – да и все.

И разобрать, и перенести такой дом на другое место можно легко и просто.

Хотя, с другой стороны, что значит, «прочная связь с землей»? Ведь при землетрясении, как утверждает Овчинников, такой дом может не разрушиться, а вот многоэтажные дома с железобетонным каркасом падают набок. Как дерево, с корнем. И какой в этом случае дом является более прочно связанным с землей?

 

***

Второй интересный момент, который проявляется в описании Овчинникова, это то, что японский дом – это, в первую очередь, кровля, навес, крыша. Ну так и привычные нам избы и дачи имеют крыши. Я бы от себя добавил, что у дома также должен быть пол. Лично мне ни разу не попадался дом без пола.

 

А теперь вопрос. Что можно скорее признать «домом»: 1) пол + стены, но без крыши или 2) пол + крыша, но без стен? В идеале, конечно, в доме желательно иметь и то, и другое, но если уж выбирать из того, что предложено, то я для меня домом будет пол + крыша, но без стен. Если убрать всегда присутствующий пол… Остается, что дом – это крыша.

История японских домов | Виртуальная культура | Детский интернет Япония

Земляные постройки и надземные дома

В древней Японии существовало по существу два разных типа домов. Первым был так называемый дом-землянка, в котором столбы вставляли в большую яму, вырытую в земле, а затем окружали травой. Второй был построен с приподнятым над землей полом. Говорят, что стиль дома с приподнятым полом пришел в Японию из Юго-Восточной Азии, и этот тип здания, по-видимому, использовался для хранения зерна и других продуктов, чтобы они не портились от жары и влажности.

Земляной дом Дом на возвышении

Шинден-Зукури и Сёин-Зукури

Примерно в одиннадцатом веке, когда уникальная культура Японии достигла своего полного расцвета, представители аристократии начали строить для себя особый стиль дома под названием синдэн-дзукури . Этот тип дома, стоявший посреди большого сада, был симметричным, а его комнаты соединялись длинными коридорами. Это позволило жителям насладиться сезонными событиями и красотой природы.

По мере того как политическая власть переходила от знати к самураям (классу воинов) и распространялась новая форма буддизма, основные аспекты традиционной японской культуры, какой мы ее знаем сегодня, начали укореняться, в том числе икебана (аранжировка цветов), чайная церемония , и Noh театр. Самураи создали свой дом под названием сёин-дзукури . Это влияние можно увидеть в орнаменте алькова гостевых комнат современных домов.

Модель shinden-zukuri дом (Национальный музей истории Японии) Сёин-дзукури (Дзисё-дзи)

Гассё-Зукури

Дома простых людей развивались по-разному. Фермеры в разных регионах страны имели дома, приспособленные к местным условиям. Дома, построенные в стиле гассё-дзукури в Сиракава-го, внесенном в список Всемирного наследия, являются примерами жилых домов, в которых жили простые люди. В некоторых фермерских домах было место для содержания скота и лошадей в помещении, в то время как дома горожан часто теснились вдоль улиц. Поскольку городские домовладельцы облагались налогом в зависимости от ширины передней стороны дома, их дома строились длинными и узкими. Этот стиль до сих пор можно увидеть в исторических городах, таких как Киото.

Дома в стиле гассё-дзукури в деревне Сиракава, префектура Гифу.

Кура-Зукури и дома с центральным коридором

Жилье продолжало развиваться в период Мэйдзи (1868-1912). В некоторых городах были дома, построенные в стиле кура-дзукури , которые имели японский внешний вид, но были сделаны из более огнестойких материалов. Говорят, что стиль, который является основой современных японских домов, которые обычно имеют длинный коридор через середину дома с комнатами по бокам, сочетает в себе иностранную культуру со стилем дома, предпочитаемым самураями.

Дом в стиле kura-zukuri в Кавагоэ, префектура Сайтама.

Ссылки по теме

A Гассё-Зукури Деревня стиля (видео)

Японский: 五箇山 合掌造り集落
Русский: Фермерские дома Гокаямы с соломенными крышами
Французский: Fermes au toit de chaume de Gokayama
. Испанский: Haciendas con techo de paja en Gokayama
. Китайский: 五个山合掌结构建筑村落
Португальский: Гокаяма — Antigas Casas com Telhado de Palha
Арабский: بيوت غوكاياما الزراعية المسقوفة بالقش

Предыдущий

Следующий

  • Структура японского дома
  • История японских домов
  • Жизнь в японском доме

Дизайн и идеи для современной жизни

Пара дизайнеров вплетает свежие элементы в 107-летний таунхаус в Киото

Вдохновленные паукообразным, Кристофер Флехтнер и Дзюнко Утияма превращают традиционную матию в творческий центр, где «все…

Автор: Терин Джексон — 19 дней назад

Семья в Японии максимально использует тесное пространство при еще более ограниченном бюджете

Для пары и их маленькой дочери In Studio проектирует безмятежный дом на склоне холма с продуманным интерьером.

Дом отдыха на Хоккайдо перекликается с текстурами и топографией природы

Японский архитектор стирает границы между убежищем и участком в летнем убежище, окруженном лесом.

Садовый холм отражает свет в этот современный токийский дом

На угловом участке в Токио современное убежище основано на традициях японского искусства и садового дизайна.

Фикус растет в этом залитом солнцем доме в Киото

Этот дом открытой планировки в Японии, оформленный с использованием традиционных материалов и эстетики, укрепляет связь молодой семьи с природой и друг с другом.

Коробки из гофрированной стали для создания крошечного дома в Токио

Дом Tokyo от UNEMORI ARCHITECTS, построенный UNEMORI ARCHITECTS с максимальной площадью 280 квадратных футов, умело использует высокие потолки и половинные уровни.

Дерево растет в центре скромного токийского дома

В нескольких минутах от городской суеты столицы архитектор сочетает сталь, дерево и бетон в гармоничном убежище для семьи из пяти человек.

Радуга разноцветных арок украшает жилой/рабочий дом в Японии

Пастельные арки, открытые балки и открытая планировка превращают семейный дом в радикальное пространство для жизни и работы архитектурной фирмы.

Изящная деревянно-земляная хижина сливается с японским лесом

Японский архитектор Тоно Мираи — пионер «земной архитектуры» — работает с мастерами-ремесленниками над созданием праздничного домика для семьи из Токио.

Дом японского художника в форме клина спрятал свое жилое пространство за стеной галереи

Этот радикальный дом на японской дороге Токайдо, историческом восточном морском пути страны, одновременно служит художественной галереей и студией.

Пляжный домик архитектора приносит атмосферу калифорнийского серфера в Чигасаки, Япония

Архитектор и серфер Кенитиро Ивакири ремонтирует для себя пляжный домик в Шонане, регионе Японии, известном своими местами для серфинга.

Японский дом в форме куба, широко открывающийся в горы и небо

Лента стеклянных срезов проходит через этот монолитный дом, обрамляя вид на окружающий ландшафт.

Гигантская лестница проходит через сердце этого токийского дома

Сюрреалистичная, невероятная лестница добавляет новый уровень функциональности дому в Минато, Токио.

Этот японский дом с земляными стенами был вдохновлен замками из песка

Вместо того, чтобы сбрасывать выкопанную землю, ADX использовала ее для строительства нового дома для клиента, восстанавливающегося после землетрясения 2011 года.

Жилое/рабочее пространство этого японского архитектора воплощает собой тихое отражение

Дизайн этой трехуровневой конструкции был вдохновлен одним деревом.

Воздушный каркасный дом соединяет общину в сельской местности Японии

Дом Хара, спроектированный студией Takeru Shoji Architects, открывается внешнему миру.

Компактный дом в Японии определяется динамическими арками и пышными двориками

Arbol Design создает крошечный дом в Осаке с консольным передним фасадом, который, кажется, парит над полом сада.

Этот минималистичный японский дом вращается вокруг внутреннего сада

Внутренний и внешний двор позволяют ветвям деревьев касаться потолка этой узкой резиденции в Осаке.

Стена для скалолазания позволяет этой японской семье сблизиться во время занятий боулдерингом

Компания Horibe Associates выделила место для стены для скалолазания профессионального уровня в центре этого дома в Цукаваки.

Затененная веранда окружает это японское жилище

Крытая веранда, взятая из традиционной энгавы, расширяет гостиную к окружающим плантациям мандарина.

Eastern Promise

400-летняя икона японского дизайна вдохновляет поколения современных архитекторов.

Назад к природе

Единственный в своем роде дом на японском острове стирает границу между внутренним и внешним пространством.

Эта карамельная квартира в Токио выглядит достаточно хорошо, чтобы поесть

Пастельные тона, графические узоры и контрасты материалов в доме Адама Натаниэля Фурмана в Нагачо вызывают мгновенный кайф от сахара.

Компактный деревянный дом в Японии

Стены, пол и потолок этого компактного дома в Японии украшены характерным деревянным узором.

Святилище U-образной формы в Японии окружает атриум

В Кишиваде, в Южной Осаке, из этого безмятежного жилища открывается вид на рисовые поля и леса за ними.

Этот японский дом имеет затонувший интерьер, который сливается с землей

Дом в яме в Японии имеет гладкие закругленные стены, а также подземную кухню и гостиную.

Распределение бюджета: Уставший дом 80-х годов в Японии получил яркую реконструкцию за 164 тысячи долларов

Дополнительные окна и открытые стеллажи помогают Suita House в Осаке казаться просторным и современным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *