Построить схему сложного предложения: Как составить схему предложения

Содержание

Схемы сложных предложений

Схемы сложных предложений представлены двумя видами – схемы линейные и блочные. Линейные схемы встречаются более часто и представлены во всех типах сложных предложений, блочные же схемы, как правило, применяются относительно к сложным предложениям с разными видами связи и СПП с несколькими придаточными.

Рассмотрим на примерах поэтапное построение схемы сложного предложения.

1. ССП.

NB! Все части предложения на схеме представлены квадратными скобками [   ], а союз выносится ЗА скобки. Количество частей регламентируется количеством грамматических основ: каждая часть – это квадратные скобки + союз.

[Поднялся ветер] 1, и [стало сыро и мрачно] 2 [ ск. + подл. ], и [ сказ. ].

2. СПП.

NB! СПП состоит из главной части и части придаточной, которые графически представлены квадратными [ ] и круглыми ( ) скобками соответственно. Союз или союзное слово в СПП располагаются внутри частей. В СПП необходимо указывать те слова в главной части, которые являются опорными для придаточной части. Количество частей также регламентируется количеством грамматических основ. Придаточная часть определяется вопросом, который ставится от главной части. Придаточная часть несамостоятельна, т.е. использоваться без главной части она не может.

[Я увидел] 1, (что горы расступились) 2, (что в просвет между ними показалось море) 3.

[ подл. + ск. ], ( что… ), ( что… ).

Так как перед нами СПП с несколькими придаточными (однородное подчинение), поэтому мы можем представить и блочную схему. Для удобства обозначения в такой схеме главную часть мы обозначаем прямоугольником, а зависимые – кругом.

3. БСП.

NB! В БСП все части равноправны, но нужно быть внимательным со знаками препинания между частями.

[Всю дорогу от станции до хутора молчали] 1: [говорить мешала тряская езда] 2.

[ ск. ]: [ ск. + подл. ].

4.  СП с разными видами связи.

NB! Схемы этих предложений – синтез всех ранее рассмотренных схем. Но следует помнить, что СП с разными видами связи выделяется ведущая связь, которая объединяет блоки – части, наиболее связанные по структуре и смыслу.

[Переулок был весь в садах] 1, и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень] 2, (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) 3.

| [ подл. + ск. ] |, и | [ ск. + подл. ], ( так что… ) |.

В нашем предложении ведущая связь сочинительная (союз и), объединены два блока: 1 блок – предложение простое (1), 2 блок – СПП (2,3).

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat id=”2243″]

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Графические обозначения в схеме

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:

Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение,  где главный член – сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схемы с обращениями и вводными словами

Настя, иди уже домой!

[|O|,…]!

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

[…|O|,…]!

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

Кажется, Насте пора домой.

[|ВВ|,…].

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:

Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

[|ДО|,…].

“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:

Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

[X,|ПО|,…].

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Деепричастный оборот может стоять в любом месте:

Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

[…|ДО|,…].

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.

«[П!]»- [а].

Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.

[A]:«[П!]»

Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.

[A]:«[П!]» – [a].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

 Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…),        (чтобы…).

 

Как составить схемы предложений в русском языке. Схема сложного предложения

§ 1 Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения — одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения — роса покрывает. Однородные второстепенные члены — покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения — Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот — составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема — это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.:Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301 с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.-78с.
В школьном курсе изучения синтаксиса русского языка от учащихся требуется умение читать и чертить схемы любых предложений. Некоторым это занятие кажется неважным, второстепенным.

Однако тот, кто умеет составлять схемы предложений, быстро определяет их структуру и, как правило, безошибочно расставляет необходимые знаки препинания. Поэтому стоит уделить немного вре

10 сложных предложений схемы основы. Схема сложного предложения примеры В школьном курсе изучения синтаксиса русского языка от учащихся требуется умение читать и чертить схемы любых предложений. Некоторым это занятие кажется неважным, второстепенным.

Однако тот, кто умеет составлять схемы предложений, быстро определяет их структуру и, как правило, безошибочно расставляет необходимые знаки препинания. Поэтому стоит уделить немного времени, чтобы в этом разобраться и потренироваться в составлении различных схем. Конечно, чтобы вы быстрее все поняли, вам нужен пример.

Что нужно знать? Как составить схему предложения?

1. Рассмотрим построения предложения, где присутствует прямая речь. В их составе выделяют непосредственно прямую речь и слова автора. Первая заключается в кавычки и на схеме обозначается буквой П, авторские слова – буквой А (если стоят в начале предложения) или прописной а (в остальных случаях). Схемы очень просты. Вот пример построения различных вариантов.

«Завтра отправимся в поход», — объявил вожатый.
«П», — а.

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»
А: «П!»

«Завтра отправимся в поход, — объявил вожатый. — Встанем на рассвете».
«П, — а. – П».

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»- и посоветовал взять с собой лишь самое необходимое.
А: «П!» — а.

Как видите, знаки препинания обязательно отражаются и на схемах.

2. Изучая тему простых и сложных предложений, необходимо учиться изображать их схематически. Это помогает наглядно увидеть их строение и понять взаимосвязи между частями.

Чаще всего практикуются линейные схемы, в которых для обозначения главных предложений используются квадратные скобки, круглые – для выделения придаточных.

Кроме того, в каждой из частей определенными знаками (одной или двумя чертами) обозначаются главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). На схеме от главной части к придаточной ставится вопрос, и указываются средства связи (союз или союзное слово).

Например, простое полное предложение: Птицы улетели.

Схематически будет выглядеть так: [ — =].

[- , — =]. (Утки, гуси полетели на юг.)

Или: [ — =, =]. (Птицы собрались в стаи, потянулись на юг.)

3. Изображая схему сложного предложения, нужно помнить, что оно может быть как союзным (сложносочиненным или сложноподчиненным), так и бессоюзным. Все части сложного предложения и средства связи между ними должны быть отражены графически. Как это должно выглядеть, посмотрите на следующем примере:

Тучи разошлись, выглянуло солнышко, и дождевые капли вспыхнули, заиграли на листьях травы.

Схема построения предложения, пример «куда уж наглядней»:
[ — = ], [ = — ], и [ — =,= ].

Здесь вполне наглядно изображены три равноправные грамматические основы, заключенные в квадратные скобки. Указан и соединительный союз и.

4. В сложноподчиненном предложении всегда присутствует зависимая (придаточная) часть, к которой можно поставить вопрос от главной. В схеме ее выделяют с помощью круглых скобок. В них вписывают слово, благодаря которому придаточное присоединяется к главному.

Пес затосковал, потому что хозяин долго не возвращался.

[ — = ], (потому что).

Первая часть здесь главная, а вторая – зависимая (придаточное причины).

5. Наряду с линейными используются вертикальные (иерархические) схемы с теми же условными обозначениями, но придаточные части располагаются под той частью, от которой они зависят. При этом обычно знаки препинания не обозначаются.

Пес затосковал, потому что хозяин, которого он очень любил, долго не возвращался.

[- = ]
почему?
(потому что — =)
какой?
(которого — =)

Придаточных предложений может быть несколько, первого, второго и более порядка.

6. В предвузовской подготовке часто практикуются схемы, в которых главные части изображены в виде прямоугольников, а придаточные – в форме кружков. Кроме того, возможны схематические изображения, в которых союзы выносятся за пределы графических фигур (прямоугольника или круга), а союзные слова остаются внутри них (т.к. они являются членами предложения).

Умение составлять схему предложения необходимо школьникам и студентам филологических факультетов. Зачастую при выполнении синтаксического разбора возникают проблемы с составлением схемы предложения. При этом именно благодаря чёткой и понятной схеме можно увидеть части сложного предложения, проследить логику сочинения и подчинения, наглядно зафиксировать главные члены. Особенно удобно пользоваться схемами при разборе предложений усложнённой структуры, с разными видами связей. В школах и вузах также проводятся занятия, на которых не только составляют схемы готовых предложений, но и сочиняют тексты по заданным схемам. Важно владеть основными методами, чтобы составить схему предложения правильно. Тогда она поможет вам визуально представить синтаксическую структуру текста.

Для начала вам понадобится вспомнить все основные сведения из раздела «синтаксис».

Если у вас есть возможность, обращайтесь к учебным пособиям, образцам разбора. На этапе обучения желательно делать анализ и составлять схемы, сверяясь с образцами. Напишите для себя специальную памятку составления схемы предложения: укажите в ней разные типы схем, способы обозначений, добавьте примеры. Так вы лучше запомните нужные сведения, сможете пользоваться памяткой, если возникнут сложности при выполнении задания.

Алгоритм составления схемы предложения
Схему предложения нужно составлять по конкретному алгоритму. Постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться, делайте заметки на листочке, пишите черновик. Только после полного анализа предложения, когда вы проверите, правильно ли составлена ваша схема, можно перенести её на чистовик.

5 сложных предложений, как их составить?

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

У предложения есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами — сложными.

Читайте подробнее: Простое предложение в русском языке. Примеры

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение — это предложение, в котором несколько грамматических основ. Чаще всего их две, но может быть и больше.

Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).

Для примера приведем два сложных предложения:

  1. Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.

  2. Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

  • Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью — то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
    Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

  • Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
    Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

  • Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
    Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

  • Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
    Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений — примеры

  1. В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

  2. Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

  3. Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

  4. Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

  5. Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

  1. Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).

  2. Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

  1. Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
    Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
    Первая грамматическая основа — река не замерзла. Вторая — волны чернели.

  2. Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

  3. Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки — однородные подлежащие, играли и веселились — однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

  • и, да, ни… ни

  • а, но, однако

  • или, либо, или… или,

  • да, да и, тоже, также

  • то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

  • Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

  • Между двумя назывными предложениями:
    Хриплый стон и скрежет ярый.

  • Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
    Это кто такие и что им надобно?

  • Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
    Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

  • Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
    Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

Подробнее о пунктуации в сложносочиненных предложениях.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

  • Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
    Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

  • Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
    Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
    В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
    Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

  • Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
    Я бы тоже желал знать почему.

  • Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
    Позвонят — расспроси кто и зачем.

Подробнее о пунктуации в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

Подробнее о пунктуации в бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

  • Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

  • Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

  • Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

  • Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

  • Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

  • Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

  • Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

  • Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз — «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз — «что».

Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Самые простые схемы

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Отображение орфограмм

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Как помочь ребенку?

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

— Дети! — I___!

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

Примеры предложений и образцы схем

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  1. Читают предложение.
  2. Устанавливают смысл.
  3. Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  4. Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  5. Если есть диалог, ставят тире.
  6. Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.

После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

Помощь в составлении схем

Алгоритм построения схем

Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

Что нужно запомнить: примеры

Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

Вот несколько примеров:

  • Я пою. I___ ­­­___.
  • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
  • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
  • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

  • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
  • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
  • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
  • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?
Алгоритм построения схем

Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

  • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
  • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

Как можно самостоятельно выполнить синтаксический разбор любого предложения (схема и план) + 5 лучших онлайн сервисов для ленивых

На чтение 7 мин. Просмотров 518 Опубликовано

Приветствуем вас, дорогие друзья! Синтаксический анализ вызывает у новичка в этом вопросе большие трудности. Особенно пугает длинное предложение, которое имеет множество членов, предикативных частей. На деле выполнять решение не так страшно, и русский язык предельно логичен, как и его синтаксис. Из этой статьи вы узнаете о том, что такое полный синтаксический разбор предложения – образец анализа приведен подробно, в деталях.

Для чего нужен синтаксический анализ

Синтаксический анализ – это выделение членов предложения по их функциональному значению и описание высказывания исходя из его целевых, эмоциональных, структурных особенностей.

что такое синтаксический разбор предложения

Иногда его называют пунктуационным разбором. Такой анализ более глобален, чем орфографический, морфологический или фонетический.

Научившись самостоятельно делать синтаксический анализ на примере, можно разобраться в структуре высказывания, принципах его построения. Синтаксис и пунктуация взаимосвязаны, поэтому определение схемы дает знания о том, как расставлять знаки препинания.

Таблица или образец синтаксического разбора будут помогать как ребенку в начальной школе, так и студенту лингвистической специальности, изучающему русский язык.

Типы простого предложения

Простое предложение – это высказывание, где есть одно подлежащее и одно сказуемое. Также возможен вариант, когда есть только подлежащее или только сказуемое.

По цели бывают:

  • повествовательными – автор делится информацией, есть точка в конце;

Катя решила сделать гимнастику.

  • вопросительными – автор хочет узнать определенную информацию, есть вопрос в конце;

Когда уже наступит лето?

  • побудительные – автор побуждает сделать что-либо, восклицательный знак в конце.

Не сорите в общественном месте!

Побудительные высказывания часто имеют лексические маркеры, которые дают подсказку: давай, будем, сделай, идемте и т.п.

Классификация по эмоциональной окраске включает в себя:

  • восклицательные – есть восклицательный знак в конце;

Петя, почему ты не помыл руки?!

  • невосклицательные – нет восклицательного знака в конце.

На дворе снежно и солнечно.

По наличию главных членов простые предложения принимают такой вид:

  • односоставные – если есть подлежащее, но нет сказуемого, или наоборот;

В городе весна. 

В столице пахнет осенью.

  • двусоставные – есть и подлежащее, и сказуемое.

Зима настала в городе

Когда нет одного из главных членов:

  • назывные – только подлежащее;

Здесь глушь.

  • определенно-личные – только сказуемое, которое стоит в 1-м или 2-м лице;

Люблю кататься на коньках.

  • неопределенно-личное – сказуемое стоит во множественном числе и 3-м лице;

К вам пришли.

  • обобщенно-личное – грамматическая форма сказуемого не важна, важно только значение обобщенности и то, что высказывание можно отнести к любому человеку;

Работаешь, работаешь – и без результата.

  • безличное – сказуемое может быть наречием, а также страдательным причастием прошедшего времени или безличным глаголом.

Мне нужно выйтиЕму не спится.

Обобщенно-личный тип включает прежде всего пословицы, поговорки, фразеологизмы и другие устойчивые сочетания.

По наличию второстепенных членов высказывания делятся на:

  • нераспространенные – есть только грамматическая основа;

Корабль плывет.

  • распространенные – есть другие члены предложения, кроме грамматической основы: обстоятельство, или дополнение, или определение, или все вместе.

Корабль величественно плывет по волнам.

По критерию полноты выражения предложение может быть:

  • полным – все члены прописаны, нет недоговоренности;

Мое жилье располагается здесь.

  • неполным – определенные члены могут подразумеваться, нередко на их месте стоит тире.

А мое жилье – здесь.

Учитывая все критерии, по которым делятся предложения, и их характеристики, можно сделать подробный синтаксический анализ по плану.

Типы сложного предложения

Сложное – это высказывание, в котором при идеальном раскладе есть два подлежащих и два сказуемых. Но иногда случается, что есть только два сказуемых или только два подлежащих, одно сказуемое и два подлежащих и т.п.

В сложном предложении с несколькими придаточными частями можно найти даже 3 или 4 грамматических основы, а не только 2.

Сложные высказывания делятся по цели и эмоциональной окраске так же, как и простые.

При определении типа сложного предложения нужно смотреть на наличие союза:

  • союзное – союз есть;

Если бы на Земле не было воды, здесь бы не зародилась жизнь.

  • бессоюзное – союз отсутствует, может стоять запятая или даже двоеточие;

Ярик не пошел в школу и остался дома: он болел.

В зависимости от союза высказывания бывают:

  • сложносочиненные – союз сочинительный: сюда входят соединительные, противительные и разделительные;

Аня хотела хорошую оценку, но она не сделала домашнее задание.

  • сложноподчиненные – союз подчинительный: все остальные союзные группы относятся к этому виду.

Аня должна была сделать домашнее задание, чтобы учитель поставил ей хорошую оценку.

Необходимо указывать, какой союз соединяет предикативные части высказывания; в бессоюзных предложениях это интонация.

После указания типа придаточной каждая из частей разбирается как простое предложение. Порядок такой же, но алгоритм начинается с критерия односоставности/двусоставности.

Как составить схему

Рисовать схему нужно после выполнения самого разбора. Произведите сперва обобщающий пунктационный разбор, иначе она рискует быть неполной или неверной.

Предлагаем составление схемы по следующей последовательности:

  • рисуем скобки – в простом и сложносочиненном высказывании всегда нужны квадратные скобки, т.к. оно не имеет зависимых частей, а в сложноподчиненном –квадратными обозначается главная часть, а круглыми – зависимая;
  • делаем графическое отображение предложения внутри, отмечая только грамматическую основу прямыми линиями в логическом порядке, никаких пунктирных или волнистых подчеркиваний.
  • если есть союз или союзное слово, оно пишется буквами, а сверху подписывается с. или с. с.
  • если сложноподчиненное, нужно нарисовать стрелку от главной части и подписать сверху вопрос к придаточной, на который она отвечает.

синтаксический разбор сложного предложения схема

Например, схематический анализ сложноподчиненного предложения с разными видами связи выглядит так:

Я не хотел никого обидеть, но Саша надулся и сказал, что теперь он не будет со мной общаться.

[– =], но [– = и =], (что…).

Грамматическую основу рисуют только в главных частях, а союз в придаточной находится только внутри скобок, в отличие от независимых частей.

Образец простого разбора

Высшее общество всегда казалось ей неестественным, лживым и лицемерным.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное.

Грамматическая основа: подлежащее – общество, сказуемое – казалось неестественным, лживым, лицемерным. Второстепенные члены: высшее – определение, ей – дополнение. Осложнено однородными составными глагольными сказуемыми.

Образец сложного разбора

Артур, уберись в своей комнате до прихода гостей, иначе я тебя накажу.

Побудительное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из двух предикативных частей, средство связи – сочинительный союз «иначе».

Первая часть: односоставное, определенно-личное, распространенное, полное. Сказуемое – уберись. В своей комнате до прихода гостей – обстоятельство. Осложнено обращением.

Вторая часть: двусоставное, распространенное, полное. Подлежащее – я, сказуемое – накажу. Тебя – дополнение. Ничем не осложнено.

5 лучших онлайн сервисов

Синтаксический разбор предложения и текста сегодня можно выполнить онлайн и бесплатно.

ТОП-5 сервисов для этого:

  • ProgaOnline – делает подчеркивания, определяет не только части речи, но и их формы: падеж, число, лицо и др.;
  • Rustxt – яркий понятный дизайн, предоставляет довольно подробный синтаксический анализ;
  • Seosin – может разбирать не только словосочетание или предложение, но и текст, подчеркивает все члены, делает морфологический анализ;
  • GoldLit – неограниченное количество символов, есть анализы художественной литературы, но выдает только полный анализ части речи;
  • Школьный помощник – поможет только со справочной информацией по теме, есть схемы анализа и упражнения.

Необходимо помнить, что анализ, который выполняется любой программой, может содержать мелкие неточности.

Проблемы

Самой распространенной проблемой для школьника становится разделение частей речи от их функций в высказывании. Отсюда вытекает неумение правильно подчеркнуть члены.

Важно помнить: существительное либо местоимение может быть как дополнением, так и подлежащим, для имени прилагательного определение не приговор, числительные могут выступать в любой функции, а предлоги зависимы и закреплены за другими членами.

Побудительные предложения иногда заканчиваются точкой, а повествовательные – восклицательным знаком. Чтобы не запутаться, нужно обратить внимание на семантический аспект (что оно означает), а не только на знаки препинания.

Возникают проблемы и с тем, какими членами может быть осложнено предложение.

Высказывание часто осложняется:

  • вводными конструкциями;
  • деепричастием с зависимыми словами;
  • причастным оборотом;
  • сравнением и другими обособленными оборотами;
  • обращением;
  • приложением, т.е. определением в форме существительного;
  • однородными членами.

Выводы

В этом материале мы рассмотрели, как сделать синтаксический анализ простых и сложных предложений, разобрали конкретные примеры письменного анализа, возможные трудности. С использованием такой пошаговой инструкции и памяткой проанализировать высказывание сможет даже новичок.

предложений по диаграммам

Предложения могут быть очень сложными и содержать много разных частей речи, которые подразумевают множество различных грамматических правил. Даже самые простые предложения должны иметь субъект и глагол, а грамматические правила диктуют, как субъект и глагол взаимодействуют. Составление диаграмм предложений может помочь вам убедиться, что каждый фрагмент вашего предложения грамматически корректен, и может дать вам более глубокое понимание английского языка.

Цель предложений по диаграммам

Существует несколько разных причин, по которым составление диаграмм предложений может быть полезным, все из которых связаны с развитием более глубокого понимания грамматики английского языка.Составление диаграмм предложений может помочь вам:

  • Изучите и определите части речи

  • Узнайте, как части речи функционируют вместе для создания составных предложений

  • Изучите методы объединения предметов, глаголов и объектов

  • Понимать сложные грамматические инструменты, используемые для составления сложных предложений, в том числе предлоги, словесные существительные, модификаторы и сложные предметы.

Компоненты предложений

Предложения могут содержать несколько различных компонентов, которые должны работать вместе.Составление диаграмм предложений позволяет разделять и идентифицировать эти различные компоненты предложений, располагая их в виде изображений.

Хотя существует несколько различных способов составления схемы предложения, каждый из них включает в себя разделение предмета, предиката (глагола) и других компонентов предложения.

Эти компоненты могут включать:

  • Тема: О ком или о чем говорится в предложении. Лицо, выполняющее действие

  • Предикат: глагол или действие, которое выполняется

  • Прямой объект: что-то / кто-то, что действие совершается с

  • Косвенный объект: лицо / вещь, с которой выполняется действие или для

  • Предлоги: слова отношения, которые предоставляют информацию о том, как другие части предложения сочетаются друг с другом

  • Модификаторы: слова, которые предоставляют дополнительную информацию о предмете, действии или объекте в предложении

  • Статьи: слова, которые изменяют существительные

  • Зависимые / подчиненные предложения: предложения, которые не могут быть самостоятельными

При написании предложений предметы и глаголы должны совпадать по числу (например, у единственного субъекта должен быть глагол в единственном числе).Модификаторы также должны быть расположены как можно ближе к объекту или объекту, подлежащему изменению. Иногда в сложных предложениях может быть трудно определить, какой предмет и какой глагол связаны, или что прилагательное описывает.

Диаграммируя предложения, вы узнаете, как определить, как компоненты предложения работают вместе, и у вас появится более глубокое понимание функции, которую слова играют в предложениях. Это может помочь сделать ваше письмо более понятным и без грамматических ошибок.

Как составить схему предложения

Создайте свою «базовую линию»

Ваша базовая линия — это верхняя линия вашей диаграммы, которая объясняет, о чем идет речь в вашем предложении. Это фундаментальные части предложения.

  1. Начните с глагола и предмета. Напишите их в одной строке, между ними будет прямая линия

  2. . Напишите объект в той же строке, вертикальной линией, отделяющей объект от глагола.

    Каждый из других компонентов предложения — модификаторы, предлогические фразы, подчиненные предложения, междометия и т. Д. Помещаются ниже базовой строки предложения в соответствии с определенными правилами построения схем предложений.

    • Модификаторы (слова и фразы, которые предоставляют дополнительную информацию о предмете, глаголе или объекте) размещаются ниже базовой линии на наклонных линиях, идущих от того, что они модифицируют

    • Предлагательные фразы также идут ниже базовой линии на наклонных линиях, идущих от субъекта, объекта или глагола, которые они изменяют. Однако объект предлога идет по горизонтальной линии под предлогом.

    Подробно компоненты составных предложений

    • Каждый компонент составных предложений получает свою собственную отдельную диаграмму со своими отдельными базовыми линиями.

    • Два пункта соединены пунктирными линиями, а соединение написано на горизонтальной линии рядом с пунктирной линией.

    Примеры составления диаграмм предложений

    Самый простой способ понять построение предложений — это изучить предложения, которые были составлены, и попрактиковаться в создании собственных. Быстрый поиск в Интернете поможет найти веб-сайты, такие как «Руководство по составлению схем», в которых есть примеры и изображения схематичных предложений и объяснений.

    Руководство, показывающее предложения по диаграммам.

    Комплексное предложение

    Сложное предложение — это предложение, которое содержит независимое предложение и по крайней мере одно подчиненное предложение.

    What is a complex sentence?

    Это определение не поможет вам, если вы не понимаете пункты. Предложения — это группы слов, которые содержат как тему, так и глагол. Есть два типа: независимый и зависимый.

    Давайте рассмотрим их немного подробнее, чтобы вы могли лучше понять сложные предложения. Вот так!

    Независимая статья

    Независимые предложения — это то, как они звучат, — это независимые предложения! 🙂 Они представляют собой группы слов, которые содержат как субъект, так и глагол, и они могут стоять в одиночестве как законченные мысли.Вы можете иметь только одно независимое предложение и назвать его предложением.

    Это дом.

    Я пойду гулять.

    Когда предложение состоит из одного такого независимого предложения, как это, оно называется простым предложением.

    Подчиненный пункт

    Подчиненное предложение ( зависимое предложение ) также представляет собой группу слов, которая содержит оба предмета, но этот вид предложения не может оставаться самостоятельным как законченная мысль.

    , которые построил Джек

    , так как погода такая красивая

    Эти парни должны быть связаны с независимым предложением, чтобы иметь смысл. Когда мы делаем это, у нас остается сложное предложение!

    Это дом, который Джек построил

    Поскольку погода такая прекрасная, я пойду гулять.

    Три типа подчиненных пунктов

    Вы уже проделали большую работу, изучая сложные предложения.Похлопайте себя по спине. Если вы хотите узнать немного больше о том, как они могут отличаться друг от друга, продолжайте читать!

    Вот совок: есть только один вид независимых предложений, но есть три типа подчиненных предложений. Действительно смешная вещь о подчиненных предложениях состоит в том, что весь пункт собирается вместе, чтобы выполнить работу одной части речи.

    Таким образом, три типа подчиненных предложений — это те, которые действуют как прилагательные, наречия и существительные.

    Давайте рассмотрим несколько примеров.Помните, что все эти примеры предложений являются сложными, потому что они содержат независимое предложение и зависимое предложение.

    1. Зависимые предложения прилагательных действуют как прилагательные.

    Это означает, что они изменяют существительные или местоимения. На диаграмме ниже независимое предложение выделено черным, а зависимое прилагательное — синим. Обратите внимание, что зависимое предложение прилагательное связано с существительным дом в независимом предложении. Прилагательные изменяют существительные, а дом является существительным.

    relative pronoun sentence diagram

    Это дом , который Джек построил .

    2. Зависимые пункты наречий действуют как наречия.

    Это означает, что они изменяют глаголы, прилагательные или другие наречия. Они объединены в независимые предложения с подчиняющими союзами. На приведенной ниже диаграмме я вымыл посуду, — это независимое предложение, а после завтрака — это зависимое наречие.

    complex sentence diagram

    Я вымыл посуду после того, как съел завтрак .

    3. Положения о зависимом существительном действуют как существительные.

    Они могут выполнять любые из существительных заданий (субъект, прямой объект, объект предлога …). Они вводятся с помощью , то есть или слов, которые можно назвать маркерами существительных, как .

    Noun Clause

    Что бы вы ни хотели, — хорошо для меня.

    Вы также можете наслаждаться этими уроками

    ,

    Примеры сложных предложений и определение

    Что такое сложное предложение?

    Сложное предложение — это предложение, которое содержит одно независимое и хотя бы одно зависимое предложение (иногда называемое подчиненным предложением). Независимое предложение — это фраза, которая имела бы смысл, если бы она была самостоятельным предложением, тогда как зависимое предложение не будет составлять отдельное предложение. Когда эти два типа предложений появляются в предложении, мы создаем сложное предложение.

    Рассмотрим этот пример:

    • Мне нравится есть конфеты перед просмотром фильма.

    «Я люблю есть конфету» — это независимое предложение, поскольку оно составило бы полное предложение само по себе.

    «Прежде, чем я посмотрю фильм» — это зависимое предложение, поскольку оно само по себе не является полным предложением. Это «зависит» от первого предложения, чтобы фраза имела смысл.

    Определение сложного предложения

    Определение сложного предложения — это предложение, которое содержит одно независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение.

    Примеры сложных предложений

    В примерах сложных предложений, приведенных ниже, сначала ставится зависимое предложение. Обратите внимание, что зависимое предложение начинается с подчиняющего соединения (слова, например, с тех пор, как, поскольку, в то время как), и что предложения разделяются запятой:

    • . Поскольку он снова опоздал, его посадят за день.
    • Хотя я страстный фанат баскетбола, я предпочитаю футбол.
    • Хотя она считалась умной, она провалила все экзамены.
    • Всякий раз, когда идет дождь, мне нравится носить мое синее пальто.

    В примерах сложных предложений, показанных ниже, независимое предложение стоит первым. Обратите внимание, что в большинстве примеров разделы предложений не разделяются запятой, что является общим правилом в сложных предложениях, начинающихся с независимого предложения. Тем не менее, последний пример имеет запятую, поскольку это пример крайней контрастности. Этот крайний контраст относится к пунктам, выражающим идеи, которые почти противоположны по смыслу или которые должны быть сильно подчеркнуты.

    • Вечеринка — плохая идея, потому что соседи будут жаловаться.
    • Я очень счастлив, так как я вышел на пенсию.
    • Собака прыгнула ему на колени, когда он ел.
    • Энни все еще плакала, хотя она была рада новостям.

    Независимые и зависимые пункты

    Мы несколько раз упоминали, что сложное предложение содержит независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение. Но что это за предложения в предложении? И почему они важны в грамматике?

    Давайте посмотрим на более ранний пример сложного предложения:

    • Мне нравится есть конфеты перед просмотром фильма.

    Как мы уже говорили ранее, «я люблю есть конфеты» — это самостоятельный пункт. Это имеет смысл как отдельное предложение. «Прежде чем смотреть фильм» само по себе не имеет смысла. Однако давайте немного подправим предложение:

    • Я люблю есть конфеты, но я не люблю попкорн.

    Предложение теперь содержит два независимых пункта, так как «я люблю есть конфеты» и «я не люблю есть попкорн» могут образовывать законченные предложения. Пример теперь стал составным предложением, т.е.е. тот, который содержит два независимых предложения, соединенных координирующим соединением (но).

    Тем не менее, существует важное различие, которое необходимо сделать, когда в предложение добавлено подчиняющее соединение. Эти слова — например, с тех пор, как, когда, хотя, потому что — действуют, чтобы сделать предложение зависимым предложением, даже если оно выглядит как независимое предложение.

    • Мне нравится есть конфеты (самостоятельная статья — имеет смысл сама по себе).
    • Потому что я люблю есть конфеты (зависимое предложение — само по себе не имеет смысла без дополнительной информации).

    Примеры общего сложного предложения

    Как мы видели в предыдущих примерах, структура сложного предложения по существу выглядит следующим образом:

    • зависимый пункт + независимый пункт (запятая разделяет пункт)
    • Независимый пункт + зависимый пункт (запятая обычно не разделяет пункт)

    Итак, используя эту структуру, мы можем легко сформировать примеры сложных предложений:

    • Несмотря на преклонные годы, Элеса все еще оставалась лучшим игроком команды.
    • Elesa была все еще лучшим игроком в команде, несмотря на ее преклонные годы.
    • С тех пор, как Ханна приехала сюда, она была всего лишь проблемой.
    • Ханна была ничем иным, как проблемой, с тех пор как она попала сюда.

    Вы также должны знать, что сложное предложение может содержать более одного зависимого предложения. Вот несколько примеров таких типов сложных предложений:

    • Потому что я часто опаздывал, и так как я всегда забывал вещи, мои друзья считали меня рассеянным мозгом.
    • Несмотря на то, что война закончилась, и, как у людей, как правило, короткие воспоминания, люди города по-прежнему разделились из-за ее воздействия.

    complex-sentence

    Сложные предложения из литературы

    Ниже приведены некоторые цитаты из этих классических книг, которые можно считать сложными предложениями:

    • « Из-за того, что он был таким маленьким, Стюарта часто было трудно найти вокруг дома »
      E.B White — Stuart Little
    • « Мне никогда не жалко тщеславных людей, потому что я думаю, что они несут с собой комфорт с ними .
      Джордж Элиот — Мельница на нити
    • «И теперь, когда тебе не нужно быть идеальным, ты можешь быть хорошим».
      Джон Стейнбек — к востоку от рая

    4 типа структуры предложения

    Сложное предложение — это, конечно, только один тип предложения, которое мы можем использовать в письменной форме. Четыре типа предложения обсуждаются ниже:

    1. Комплексное предложение

    Как мы уже упоминали, сложное предложение — это предложение с независимым предложением и по крайней мере одним зависимым предложением.

    Пример:

    • Всякий раз, когда он был одинок, Ланс звал его мать.
    1. Составное предложение

    Составное предложение — это предложение с двумя независимыми предложениями, соединенными координирующим соединением (для, но, и, ни, или, пока, так).

    Пример:

    • Я родился в Соединенных Штатах, но я считаю себя канадцем.
    1. A Простое предложение

    Простое предложение — это предложение с одним независимым предложением и без зависимых предложений.

    Пример:

    • Давид осторожно едет утром на работу.
    1. Сложно-сложное предложение

    Сложно-сложное предложение — это предложение, содержащее как минимум два независимых предложения и как минимум одно зависимое предложение.

    • Джим не пьет пиво, потому что у него аллергия на глютен, поэтому он обычно пьет вино по выходным.

    Подчиненные союзы

    В английском языке существуют десятки подчиняющих соединений, и их использование неразрывно связано с зависимыми (подчиненными) предложениями.

    Типичные примеры подчиняющих соединений: После, до, хотя, хотя, так же, как, когда, когда, потому что, пока, пока, с тех пор. Эти слова и фразы действуют как модификаторы предложения, иногда изменяя фразу из независимого предложения в зависимое предложение.

    Есть два основных способа думать о подчиненных предложениях:

    • Слово или фраза, которая вводит зависимый пункт.
    • Слово или фраза, которая связывает независимое и зависимое предложение.

    Использование подчиненных предложений в сложных предложениях

    Как мы упоминали ранее, подчиненное предложение — это еще один способ обозначения зависимого предложения. Оба слова, подчиненные и зависимые, предлагают подсказки, чтобы помочь нам лучше понять функцию этих положений в письменной форме. Зависимый означает , зависящий от или , определенный , тогда как подчиненный означает ниже в ранге или положение . Это говорит нам о том, что — грамматически говоря — подчиненные / зависимые предложения не равны независимому предложению в предложении.

    Независимое предложение и подчиненное предложение не равны, поскольку последнее не может самостоятельно сформировать предложение. Подчиненное предложение, как таковое, зависит от независимого предложения, чтобы обеспечить полное значение.

    Вы не можете создать сложное предложение, не используя в нем подчиненное предложение. Другие типы предложений — сложные предложения, простые предложения — могут существовать без подчиненных предложений. Когда вы думаете об этом, подчиненное предложение — это то, что делает предложение «сложным».Подчиненное предложение требует помощи независимого предложения, чтобы оно имело смысл. Он перемещается назад или вперед через предложение, чтобы контекстуализировать себя, делая предложение более «сложным» в процессе.

    ,Сложное предложение

    : примеры и определение

    1. Что такое сложное предложение?

    Сложное предложение — это предложение с независимым предложением и зависимым предложением. Это один из четырех основных типов структур предложений. В сложном предложении независимое предложение разделяет основную информацию, а зависимые предложения предоставляют детали. Сложные предложения позволяют нам обмениваться большим количеством информации только одним предложением.

    2.Примеры сложных предложений

    В приведенных ниже примерах независимые предложения окрашены в оранжевый цвет, а зависимые предложения — в зеленый.

    • Когда собака отправилась на окружную ярмарку , он съел попкорн.
    • Если собака отправится на окружную ярмарку , она съест попкорн.
    • Собака отправилась на окружную ярмарку после того, как понюхала попкорн .
    • Собака пошла на окружную ярмарку , когда почувствовал запах попкорна.

    Как видите, иногда сначала появляется независимое предложение, а иногда — зависимое предложение.

    3. Части сложных предложений

    Все сложные предложения имеют одно независимое предложение и одно или несколько зависимых предложений . Они часто также включают зависимые «маркерные» слова или координирующие соединения.

    а. Независимое предложение

    Независимое предложение — это предложение, которое может существовать как само предложение.У этого есть предмет и предикат и имеет смысл как законченное предложение. Как уже упоминалось, независимый пункт разделяет основную информацию сложного предложения.

    • Собака съела попкорн.
    • Собака быстро побежала.
    • Он ел попкорн.
    • Он отправился на окружную ярмарку.

    Итак, вы можете видеть, что все пункты выше являются рабочими предложениями. Все сложные предложения имеют ТОЛЬКО одно независимое предложение.

    б. Зависимая (подчиненная) статья

    У зависимой статьи есть субъект и предикат; НО, это не может быть предложение. Он предоставляет дополнительную информацию о независимом предложении, и сам по себе он не имеет смысла, например:

    • После того, как он отправился на ярмарку
    • Хотя он ел попкорн
    • Пока он был в ярмарка округа
    • Когда собака пахла попкорном

    Хотя во всех приведенных выше примерах содержатся предметы и предикаты, ни один из них не имеет смысла.Каждый оставляет без ответа вопрос. Само по себе зависимое предложение — это просто фрагмент (неполное предложение). Таким образом, это должно быть объединено с независимым предложением, чтобы быть предложением.

    Сложные предложения имеют как минимум одно зависимое предложение, но могут иметь два или более.

    c. Зависимые «маркерные» слова / подчиненные конъюнкции

    Зависимое маркерное слово (также называемое подчиняющим конъюнктом ) идет в начале независимого предложения.Он превращает независимое предложение в зависимое предложение, добавляя такие детали, как время или контекст. Общие зависимые маркерные слова включают в себя после, хотя, как, потому что, прежде, даже если, даже если, если, если, хотя, если, если, если, пока, что угодно, когда, когда, когда, и , пока . Давайте начнем с независимого предложения:

    Он был на окружной ярмарке = Независимое предложение

    Теперь добавим зависимое маркерное слово, например, « при »:

    Когда он был в окружная ярмарка = Зависимая статья

    Вот несколько сложных предложений с подчеркнутыми словами :

    • Когда он был на окружной ярмарке , собака съела попкорн.
    • Хотя он любит сладкую вату , собака любит попкорн.
    • У собаки появляется боль в животе , если , то он ест попкорн.
    • Собака пошла на окружную ярмарку , когда в он почувствовал запах попкорна.

    Обратите внимание, что когда предложение начинается с подчиняющего соединения, в конце зависимого предложения ставится запятая.Когда подчиненное соединение находится в середине предложения, запятая отсутствует.

    Это отличается от того, что вы узнали с помощью сложных предложений! Итак, помните, когда в середине предложения есть подчиненное соединение, вам не нужна запятая.

    4. Как написать сложное предложение

    Сложные предложения очень распространены и их довольно легко написать, если вы помните их правила. При написании сложного предложения вы должны следовать этим важным рекомендациям:

    1. Все сложные предложения имеют независимое предложение и зависимое предложение.
    2. Сложные предложения могут иметь более одного зависимого предложения.
    3. Чтобы соединить независимые и зависимые предложения, вам нужны зависимые маркерные слова и / или подчиненные соединения.
    4. Зависимые маркерные слова идут в начале сложного предложения.
    5. Когда зависимое маркерное слово появляется в начале предложения, вам нужна запятая в конце зависимого предложения.
    6. Когда зависимое маркерное слово входит в середину предложения, вам не нужна запятая.
    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *