Домовая резьба: Домовая резьба: история символики и орнаментов

Домовая резьба: история символики и орнаментов


Домовая резьба – это разновидность народного творчества, которое применяется для украшения экстерьера частных домов. Но до внедрения христианства у него была другая роль. Люди верили, что символы, вырезанные на досках, защищают их от бед и болезней. В этой статье мы рассмотрим, когда и как возникла эта традиция, какие у нее особенности и что означали узоры, которые наносили на деревянные поверхности наши предки.

Содержание:

  • История домовой резьбы
  • Ключевые виды узоров
  • Вспомогательные узоры
  • Послесловие


История домовой резьбы

Первые упоминания о том, что люди начали украшать свои дома резными узорами, относятся к 8 веку нашей эры. Этим занимались викинги, которые жили на территории современной Норвегии и Дании. Сначала рисунки использовались для декорирования, но затем ситуация изменилась: викинги стали наносить руны на столбы жилищ и оружие, считая, что они придают людям силы.

На территории Руси традиция украшать дома резьбой возникла в 10 веке. Ее переняли у варягов, которые путешествовали по территории, торговали и вели оседлый образ жизни. Славяне создали собственные узоры, базировавшиеся на рунах, но придали им более мирское значение. Они начали изображать природу: солнце, небо, тучи, землю, животных, леса и пр.

Обратите внимание: постепенно домовая резьба у славян также приобрела мистические и магические свойства. Люди начали верить, что узоры защищают их от злых духов, болезней и неудач.

Славяне стали вырезать узоры на досках и размещать их над входными дверьми и окнами, чтобы внутрь не могла попасть нечистая сила. Постепенно сложились определенные традиции, которые распространились практически по всей славянской Руси.



Ключевые виды узоров

При помощи домовой резьбы предки передавали свои знания о картине мира и своих ценностях. Они обожествляли природные стихии, которые обеспечивали жизнь и защищали людей от смерти. Наиболее популярными мотивами стали:

  1. Солярные знаки. Изображение солнца встречалось повсеместно. В славянской мифологии ключевой фигурой был Дажьбог (бог света и тепла). Люди считали, что солнце – это главный источник жизни, и поклонялись ему. Его изображали в виде круга с пересекающимися внутри линиями или с лучами, стремящимися в разные стороны. Обычно его размещали в верхней части крыши, там, где сходились скаты. Кстати, двускатная крыша символизирует движение солнца по небу: сначала вверх, а потом вниз.
  2. Дождевые знаки. Также относится к основным символам, ответственным за плодородие. Обычно они наносились множественно и выполнялись в виде пересекающихся полос или капель. Дождевые символы размещались под солнцем, обычно на стыке фасада и фронтона. Также их наносили на вертикальные наличники, обрамляющие окна и двери.
  3. Знаки земли. Выполнялись в виде ромба или квадрата, которые символизировали поле. Поскольку славяне занимались земледелием и напрямую зависели от урожая, то этот символ был популярным. Обычно его размещали над окнами, ведь земля находится под дождем и солнцем.

Таким образом славяне передавали свое представление о мироустройстве: вверху солнце, внизу земля, посередине – вода. Солярные символы включали в себя свастику, которую называли коловратом. Она могла быть статической (лучи расходились строго вертикально или горизонтально) или динамической (в разные стороны). Также к солярным символам относился громовой знак (шестиконечный крест, описанный кругом). Поскольку он напоминал колесо, то его считали частью колесницы Перуна, на которой он ездил по небу.

Также в ходу был восьмилучевой коловрат, символизирующий Сварога, бога мудрости, который создал землю, людей и животных. Использовались картинки солнца в виде розеток или цветков, изображения креста – знака вечности, неба, жизни и двух начал (женского и мужского).

Обратите внимание: многие знаки изображались парно. Так передавалась дуальность всего сущего: верхнего и нижнего мира, дня и ночи, добра и зла, жизни и смерти.



Вспомогательные узоры

Кроме основных символов солнца, земли и воды использовались и вспомогательные:

  1. Изображение Мокоши (богини плодородия). Ее рисовали в виде женщины, которая подняла руки к солнцу. В некоторых вариациях она, наоборот, опускает ладони к земле. Вокруг нее изображали животных и птиц.
  2. Изображение Велеса. У славян он был богом подземного и морского мира. Несмотря на то, что он был антагонистом Перуна, изображением часто оформляли наличники, поскольку считалось, что бог дарует процветание и богатство.
  3. Изображения леса или Мирового дерева, которое является осью мира. В его корнях лежит мир Яви, в ветвях – Прави.
  4. Огнецвет или папоротник. Считалось, что он цветет только одну ночь в году. Если найти его, то можно было стать сильным, богатым и мудрым.
  5. Пространство. Его изображали при помощи нескольких скрещенных стрел. Эта картинка обычно символизировала стороны света или время дня.

Параллельно с этим славяне использовали и звериные знаки. Все они что-то означали. Например, лошадь – выносливость и силу, олень – длинную жизнь, ворон – мудрость, а сокол – отвагу.

Интересно знать: часто на наличниках изображались голуби, которые символизировали пару. Считалось, что этот элемент приносит в дом счастье и детей. Голубей до сих пор выпускают на свадьбах – они сохранили свое значение даже в 21 веке.



Послесловие

После распространения христианства славянские символы утратили свое магическое значение. Домовую резьбу начали использовать только для украшения, но даже сейчас в ней просматриваются древние мотивы и символы.

Сегодня домовая резьба переживает второе рождение. Появились новые техники, позволяющие создавать прорезные или классические наличники по шаблонам или трафаретам. Благодаря этому они стали доступнее – позволить себе украшения может абсолютно любой человек.

Читайте также

Домовая резьба

Резьба по дереву является одним из старинных русских народных промыслов. Особое развитие этот вид декоративно-прикладного искусства получил в оформлении экстерьера (внешнего вида) дома.

Полудеревянный дом с украшенным резьбой вторым этажом

Новосибирск, ул. Красноярская,112 / 1905 года, 33; фото И.Г. Минова, 2010 г.

Резной декор наличников, балкона, досок угловой обшивки, карнизов и фриза напоминает белое кружево и ярко выделяется на фоне более темного фасада.

Домовая резьба используется в декоре почти всех конструктивно значимых элементов строения: кровли и фасада, оконных и дверных проемов, крылец и балконов и др.

На территории России домовая резьба отличается по используемым материалам, преобладающему виду (технике) резьбы, а также по основным мотивам орнамента.

Неокрашенные резные наличники и пилястра

Томск, ул.

Белинского, 80; фото В.В. Любимова, 2006 г.

Потемневшая от времени древесина приобретает благородные оттенки, которые в зависимости от структуры материала, особенностей рельефа резьбы и интенсивности освещения могут восприниматься по-разному. Когда-то основатель виртуального музея наличников Иван Хафизов назвал томские окна с неокрашенными обрамлениями «шоколадками», однако глубокий коричневый цвет таких резных украшений дома не всегда однороден. Зачастую резные детали выглядят словно покрытые патиной, напоминающей то позолоту, то иней.

Резные украшения деревянного дома в Западной Сибири обычно изготавливаются из хвойных пород древесины как наиболее влагоустойчивых за счет присутствия в их составе смол. Предпочтение отдается сосне, отличающейся податливостью в обработке и относительной дешевизной (а также сибирской сосне – кедру). Резные детали часто оставляются неокрашенными, иногда окрашиваются в цвет фона либо по контрасту с ним; пестрая окраска (с использованием нескольких цветов) не распространена.

Глухая резьба на нижнем щитке наличника

Тюмень, ул. Челюскинцев, 20; фото В.В. Говориной, 2018 г.

Рельефный растительный орнамент, украшающий широкую подоконную доску наличника, смотрится особенно выразительно на фоне строгого оформления верхней части оконного обрамления и боковых стоек.

Главным основанием для выделения различных видов (техник) резьбы по дереву, включая и домовую, являются такие характеристики резного изделия, как наличие или отсутствие фона, а также отделяемость или неотделяемость узора от фона. Если глухая резьба является способом получения узора с сохранением фона, а сами узор и фон при использовании такой техники представляют собой цельный массив древесины, то сквозная резьба подразумевает удаление фона, а накладная – прикрепление готовых резных элементов к гладкой основе, т.е. создание сборных конструкций.

Сквозная и накладная резьба в декоративном оформлении дома

Томск, ул. Гагарина, 34; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Выполненные в технике сквозной резьбы подзоры, украшающие карниз и фризовую доску здания, в сочетании с размещенным во внутреннем поле полукруглого фронтончика ажурным «солнышком» придают верхней части фасада некоторую воздушность, в то время как декорированные объемными накладками наличники выглядят более основательно.

Многочисленные разновидности внутри трех основных видов резьбы выделяются с учетом пространственного взаиморасположения фона и узора (особенностей рельефа), характера рисунка характер (его прямолинейности или криволинейности, формы и степени сложности), а также ряда других признаков (см. сводную таблицу «Виды и разновидности домовой резьбы»).

В разные исторические эпохи под влиянием господствующих в архитектуре и декоре стилей наибольшую популярность приобретали то одни, то другие виды домовой резьбы, а также их комбинации. При этом в экспертном сообществе массовая мода на тот или иной вид резьбы иногда подвергалась жесткой критике. Позднее, когда история применения различных видов резьбы в украшении жилища была в значительной мере исследована, искусствоведы пришли к осознанию того, что каждая отдельная техника имеет собственную ценность в рамках художественной задачи, поставленной мастером. По прошествии времени резной декор деревянной застройки старых городов Западной Сибири воспринимается уже как целостная традиция, значимость которой не в последнюю очередь связана с разнообразием используемых техник.

Сложносоставной орнамент в резном декоре дома

Томск, ул. Татарская, 46; фото В.В. Любимова, 2010 г.

В резном узоре, украшающем наличники и пилястры здания, можно различить классические розетки и вазоны с растениями, славянские стилизованные изображения Змея и даже восточные арабески, однако в конечном итоге все эти элементы сливаются в единый густой растительный орнамент.

Репертуар мотивов западносибирской домовой резьбы складывается на основе общерусской традиции (обереговые знаки солнца, земли, воды и др.), влияния стилевой архитектуры (декоративные элементы классицизма, барокко, модерна) и заимствования из художественной практики коренных народов Западной Сибири (главным образом татар) или южных соседей сибиряков. Главной тенденцией в освоении этих мотивов является более или менее свободное их комбинирование с частичной или полной утратой первоначального ритуально-магического смысла, стилевой и национальной отнесенности.

Прииртышский «деревянный позумент»

Омск, ул. Тарская, 20; фото А. Сумина, 2011 г.

По наблюдениям Л.В. Чуйко, резной декор омских домов «редко выступает за пределы архитектурной основы, не отстоит от плоскости на сколько-нибудь значительное расстояние и не образует крупных объемных или ажурных фрагментов», напоминая скорее позумент, чем кружево. Объясняется это не столько эстетическими предпочтениями резчиков, сколько их стремлением как можно дольше сохранить резные украшения дома в неблагоприятных климатических условиях (сильный ветер, резкие перепады температур, пыльные бури, метели с колючим снегом и др.; подробнее см. «Основные направления городской домовой резьбы Западной Сибири», с. 131).

Несмотря на то, что западносибирскую домовую резьбу характеризует значительное количество общих черт, она отличается и заметной вариативностью. Эта вариативность обусловлена природными условиями регионов, типом и этническим составом населенных пунктов, к которым относится деревянная застройка, и стимулируется присутствием каменных строений, наличием крупных художников-архитекторов, доступностью архитектурно-художественной информации, возможностью пройти профессиональную подготовку в области декоративно-прикладного искусства и т. п.


  1. Буриков, В.Г. Домовая резьба / В.Г. Буриков, В.Н. Власов. – М. : Нива России, 1992. – 352 с. : ил. – (Библиотека сельского умельца).
  2. Чуйко, Л.В. Система расположения домовой резьбы, ее связь с архитектурной основой. Соотношение основных систем архитектурной декорации, композиционные решения, художественные особенности (Омск, Тара) / Л.В. Чуйко // Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры : Омск и Тара, конец XIX – вторая половина XX в. / Л.В. Чуйко. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – [Параграф] 2.4. – С. 86-102 : ил.
  3. Чуйко, Л.В. Основные направления городской домовой резьбы Западной Сибири / Л.В. Чуйко // VI научные чтения памяти С.Н. Баландина (Новосибирск, 18-19 апр. 2011 г.). – Новосибирск, 2012. – С. 128-133.
  4. Шайхтдинова, Н.Х. Деревянная резьба Тюмени : [альбом] / Н.Х. Шайхтдинова ; [спец. фотосъемка А.В. Свердлова]. – Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. – 159 с. : ил.

House Sculpture — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Carving Room Kitchen & Bar в Вашингтоне, округ Колумбия

    Основное содержание начинается здесь, вкладка для начала навигации

    И Carving Room Kitchen & Bar, и CR NoMa — это то, что владельцы Одед Вейцманн и Рэйчел Штайман считают типичными ресторанами района: места без претензий, принадлежащие местным жителям, которые знают и ценят район, а также людей, которые там живут и работают. Это места, где собираются семьи, воссоединяются старые друзья и впервые встречаются новые. Рецепт прост: собрать людей вместе вокруг еды, приготовленной с нуля, местного пива и авторских коктейлей в пространстве, спроектированном с учетом их потребностей.

    Carving Room

    Carving Room Kitchen & Bar открыл свои двери в начале 2013 года. Меню состоит из жареного мяса домашнего копчения. Будь то 21-дневная вяленая солонина, 9-дневная вяленая пастрами или 100% грудинка домашнего помола, из которых состоит чрезвычайно популярный бургер Carving Room, каждый найдет что-то для себя. За последние восемь лет Carving Room обслуживал тысячи гостей каждую неделю. Независимо от того, заходите ли вы перекусить перед мероприятием на Capital One Arena за углом или являетесь одним из постоянных клиентов, которые в третий раз на этой неделе получают свою обычную еду, в Carving Room вы найдете вкусные напитки и свежую еду, приготовленную из высококачественных ингредиентов — с соответствующим обслуживанием.


    Забавный факт: в январе 2016 года Carving Room была показана в Diners, Drive-Ins и Dive на The Food Network! Мы были рады начать серию 24-го сезона «Все виды мяса» и поделиться нашим сэндвичем с пастрами поблано, домашним чоризо и марокканскими сигарами с ведущим Гаем Фиери.

    CR NoMa

    CR NoMa открылся весной 2019 года в быстрорастущем районе NoMa на северо-востоке округа Колумбия. CR (что означает Carving Room) NoMa был способом для Одеда и Рэйчел выразить себя по-новому как в дизайне, так и в меню, сохраняя при этом свои корни Carving Room. Цель состояла в том, чтобы создать отличное пространство, которое одновременно было бы теплым и светлым, предлагая инновационные варианты знакомых ароматов.


    Меню предлагает некоторые классические блюда из оригинальной Carving Room, в том числе выдержанную домашнюю пастрами Рубен, марокканские сигары, сефардские салаты и бургер Carving Room, а также некоторые новые фавориты, такие как кубинская домашняя выдержанная пастрами. В совершенно новом обеденном меню Одед снова черпает вдохновение из своих ближневосточных и североафриканских корней, предлагая тушеную и приготовленную на гриле баранину, овощные салаты, лепешки и мясо на гриле, приправленное фирменными специями региона, такими как кориандр и тмин. В меню также есть несколько новых интерпретаций оригинальных продуктов; например, вы найдете домашнюю пастрами и солонину Deckle из Carving Room, а также вяленую утку, домашние соленые огурцы, сыр и домашнюю горчицу в разделе колбасных изделий Нижнего Ист-Сайда. CR NoMa был разработан с учетом потребностей сообщества, поэтому барная зона была построена с подковообразным баром на 20 мест и общим столом с живой кромкой из сосны Восточного побережья на 24 места, где вы можете насладиться 15 сортами местного пива на разлив, 2 разливными коктейлями, и сезонное меню коктейлей, а также отличная беседа.


    Интересный факт: название района НоМа является сокращением от «Север Массачусетса», потому что Массачусетс-авеню служит южным периметром этого оживленного района.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *