Нормандский стиль: НОРМАННСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия
НОРМАННСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия
НОРМА́ННСКИЙ СТИЛЬ, условное название, применяемое к архит. сооружениям, возведённым по заказу норманнов в завоёванных ими землях в сер. 11–12 вв. На всех этих территориях Н. с. является разновидностью романского стиля, однако отличается собственной худож. спецификой в каждом из регионов.
Норманнский стиль. Собор в городе Или (Великобритания). Начат в 1081–83 (достраивался в 12–14 вв.).
В англ. архитектуре, где распространение романики началось после нормандского завоевания Англии 1066 и где с помощью нового стиля осознанно вытеснялось англосаксонское зодчество предшествующего периода, понятие «Н. с.» фактически является синонимом романского стиля. На раннем этапе (до 1090) в церковной и замковой архитектуре в Англии господствовали решения (тип кладки, вертикаль нефа, состоящая из аркад, чередование опор, использование сводов и пр.
Норманнский стиль. Королевский (Норманнский) дворец в Палермо (Сицилия). 11 в. Фото В. М. Паппе
Для юж.-итал. областей Калабрии и Апулии, завоёванных к 1072 Робертом Гвискаром, появление норманнов означало начало латинизации этого региона, который ранее находился преим.
под визант. и араб. влияниями. Норманны способствовали распространению бенедиктинских монастырей, строили и перестраивали гор. соборы (в Таранто, 1070; в Отранто, 1088). Образцом для подражания стала ц. Свт. Николая в Бари (1087 – кон. 12 в.) – трёхнефная базилика с эмпорами и стропильными перекрытиями, сочетающая черты ломбардо-эмилианского (небольшое крыльцо на колонках, подпираемых фигурами львов), пизанского (декор в виде слепых аркад) и французского (2 башни, которые фланкируют фасад с ризалитами) зодчества. По её подобию были возведены соборы Св. Сабина в Бари (1034–64), Сан-Валентино в Битонто (11–12 вв.), Св. Николая Паломника в Трани (закончен в сер. 13 в.), Санта-Мария-Маджоре в Барлетте (начат в 1126), Санта-Мария-Ассунта в Руво-ди- Пулья (12–13 вв.) и др. На завоёванных территориях норманны возводили многочисл. замки (вначале деревянные, затем каменные) по технологии, вывезенной из Нормандии: на искусственном возвышении, в окружении мощных стен и рва, с высокой башней-донжоном (в Мельфи, кон.Норманнские постройки на о. Сицилия несут на себе отпечаток вост. влияний. Королевский (Норманнский) дворец (11 в.) с Палатинской капеллой (1-я пол. 12 в.), а также резиденции Ла-Дзиза (1154–60) и Ла-Куба (1180) в Палермо гораздо ближе зданиям Кордовы, Константинополя и Дамаска, чем Сев. Европы. В соборах Палермо (1185) и Чефалу (ок. 1148), палермитанских церквах Сан-Джованни-деи-Леббрози (1071), Сан-Джованни-дельи-Эремити (ок. 1136), Санта-Мария- дель-Аммиральо (Марторана, 1143), Сан- Катальдо (сер. 12 в.) и др. постройках сплавлены черты араб., визант. и европ. архитектуры и декора. Космополитизм Н. с. в Юж. Италии, на Сицилии, предвосхитил «классицизм», расцветший в 13 в. при дворе Фридриха II Штауфена.
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru |
Нормандский стиль | архитектура | Британика
Винчестерский собор: потолочные своды
Смотреть все медиа
- Дата:
- в. 1000 — г. 1200
- Похожие исполнители:
- Маттео Карнеливари
Просмотреть весь связанный контент →
Нормандский стиль , романская архитектура, которая развивалась в Нормандии и Англии между 11 и 12 веками и во время повсеместного принятия готической архитектуры в обеих странах. Поскольку только незадолго до норманнского завоевания Англии (1066 г.) Нормандия стала заселенной и достаточно сложной, чтобы создать архитектуру, нормандский стиль развивался почти одновременно в двух странах; ранние постройки, возведенные вскоре после завоевания, очень похожи. В конце концов, однако, стили двух стран разошлись, и архитектура Нормандии приблизилась по форме к типичному французскому романскому стилю, тогда как архитектура Англии (называемая англо-нормандской архитектурой) стала гораздо более отличительной национальной традицией.
В церковной архитектуре общий ранненорманнский стиль следовал общим романским чертам массивной конструкции, основанной на округлой арке и аддитивном пространственном членении; тип здания был романской разработкой плана раннехристианской базилики (продольной с боковыми проходами и апсидой, или полукруглой проекцией восточного, или святилищного, конца центрального прохода) — приподнятый неф (центральный проход) с окнами, пронзающими верхние стены (фонарь), трехчастное внутреннее членение нефа на нижнюю аркаду (отделяющую неф от боковых проходов), трифорийную аркаду (отделяющую верхний неф от галерей над боковыми проходами) и фонарь, трансепты (образующие поперечный проход, пересекающий неф перед святилищем), и западный фасад, завершенный двумя башнями. Ярким примером раннего норманнского стиля является церковь Сент-Этьен в Кане (начало 1067 г.), которая послужила близкой моделью для более поздних английских соборов Эли (9 г.0029 с.
Больше из Британники
Западная архитектура: Нормандия
Поздняя англо-нормандская церковная архитектура, хотя в основном являлась продолжением более раннего норманнского стиля, находилась под влиянием других областей и все более отчетливого местного подхода к строительству. Основными характеристиками этой английской архитектуры являются чрезвычайно длинные церковные планы, массивный, величественный внешний вид (особенно в частом использовании больших круглых колонн, ширина которых иногда равна промежуткам между ними в аркаде нижнего нефа) и относительное безразличие к структурной логике. . Это безразличие выражалось в широком разнообразии второстепенных конструктивных деталей (таких как различные пропорции трех этажей нефа и случайное добавление четвертого этажа) и в тенденции инкрустировать каменные поверхности мелким геометрическим и переплетенным орнаментом, который затемнял их. а не раскрытие базовой структуры.
За исключением небольших приходских церквей, сохранивших саксонскую декоративную традицию, фигурная скульптура была редкостью. Большинство англо-нормандских церквей имели деревянные крыши вместо обычных романских круглых каменных сводов; примечательным исключением является Даремский собор, неф и хор которого ( c. 1104) поддерживаются первыми известными образцами стрельчатых ребристых сводов (которые пересекаются наверху и переносят вес здания на скелетную структуру вертикальной конструкции). валов), почти на столетие предвосхитивший всеобщее принятие того, что должно было стать характерной чертой готического строительства. Квадратный восточный конец вместо закругленной апсиды является стандартным для английской готической архитектуры. Помимо соборов Эли, Нориджа, Питерборо и Дарема, основными церквями, начатыми в англо-нормандском стиле, являются Кентерберийские ( с. 1070) и соборы Херефорда ( c. 1107), Саутуэллский собор (11 век) и церковь аббатства в Тьюксбери ( c. 1088). Менее тесно связанные с основной англо-нормандской традицией, но важные сами по себе, многие цистерцианские аббатства, построенные в романский период в Англии, — среди них Риво (9).0029 с. 1132), Фонтанное аббатство ( c. 1135), Киркстолл ( c. 1152), Buildwas ( c. 1155), Байлендское аббатство ( c. 1175) и Фернесс ( c. 1175) и Фернесс ( c. 1175) ).
Военные и бытовые приложения также были распространены, и они демонстрировали такое же огромное достоинство, как и церковные структуры. Для нормандского замка была характерна внушительная прямоугольная крепость. Примерами англо-нормандского стиля в замках являются крепость и часовня Лондонского Тауэра (1078–109 гг.).0), замок Колчестер (после 1071 г.) и замок Хедингем ( ок. 1140).
Французский нормандский | Департамент археологии и сохранения исторического наследия штата Вашингтон (DAHP)
1918–1940
Несмотря на то, что он никогда не был так популярен, как колониальное или тюдоровское возрождение, на северо-западе Тихого океана есть ряд хороших примеров построек, вдохновленных французскими норманнами. Этот стиль, как и английский Тюдор, представляет собой стиль возрождения, восходящий непосредственно к средневековой европейской архитектуре. Однако, в отличие от другой архитектуры, вдохновленной французами, такой как Вторая империя, изящные искусства и стили Шато, которые были основаны на великих парижских дворцах; Французский норманнский стиль создан по образцу деревенской народной архитектуры французской сельской местности.
Этот стиль чаще всего использовался в жилой архитектуре и возник в результате расширения знаний о французской архитектуре и понимания французской культуры после Первой мировой войны. Среди литературы, предоставляющей архитекторам и строителям множество моделей для черчения дизайнерских идей, были « фермерских домов, усадеб, малых замков, маленькая церковь в Нормандии и Бретани» Ральфа Адамса Крама (1917 г.) и Х.Д. Эберлейн Небольшие усадьбы и усадьбы во Франции , опубликовано в 1926; «Домашняя архитектура в сельской Франции » Сэмюэля Чемберлена , опубликованная в 1928 году; и множество местных складов пиломатериалов, таких как Copeland Lumber Company, которые предоставили строителям идеи и недорогие планы.
Как следует из названия, этот стиль заимствует элементы дизайна непосредственно у французского региона Нормандия. В этом районе амбары пристраивали к жилым помещениям, а зерно или силос хранили в центральной башне/башенке. Этот элемент служит главной определяющей чертой стиля возрождения 1920-х и 30-х годов. Башня, чаще всего круглая, могла быть восьмиугольной или квадратной в плане и увенчана конусообразной крышей. В большинстве домов эта башня служит главным входом, а внутри — удобным местом для лестницы. Что касается основной части дома, то большинство жилищ во французском норманнском стиле опираются на боковой фронтон или крутую шатровую крышу. В некоторых примерах используются обрезанные фронтоны, в то время как другие имитируют соломенные крыши с перевернутыми гребнями и / или закатанными карнизами.
Наружные стены облицованы кирпичом, камнем, штукатуркой, гонтом или любой их комбинацией. Некоторые могут даже использовать декоративный фахверк на части фасада. Идея заключалась в том, чтобы создать здание, которое, кажется, развивалось с течением времени. Другие особенности включают асимметричное размещение многокамерных окон, мансардных окон с вальмовой или односкатной крышей, круглых или сегментных проемов и дощатых входных дверей с большими декоративными коваными петлями.
Штат Вашингтон Примеры
Деннис Хаус Сиэтл — 1926 | Дом Сиэтл — 1938 г. | Дом Уолла Уолла — ок. 1934 г. |
Дом Уолтера Уинтерса Олимпия — 1931 | Дом Гудвина Лонгвью — 1939 | Элдридж Хаус Беллингем — 1926 |
Дом Эверетт — 1926 г. | Дом Порт Таунсенд — около 1929 г. | Дом Сиэтл — около 1932 г. |
Для получения дополнительной информации:
- Таунсенд, Гилберт и Дж. Ральф Далзелл, Как спланировать дом .
Добавить комментарий