Портреты в культуре разных времен – Жанр портрета в культуре разных времен и народов

Содержание

Жанр портрета в культуре разных времен и народов

Портрет — жанр изобразительного искусства, несущий в себе неповторимые черты какого-либо человека. Для профессионального художника важный момент – передать не только видимое сходство с живой моделью, но и раскрыть индивидуальный внутренний мир человека, его душу. Этим и отличается жанр портрета в культуре разных времен.

Только опытному портретисту под силу выразить в работе особенности характера, эмоциональное состояние модели, ее настроение в данный момент. Важными в портрете являются все детали — внешность модели, одежда, фоновое окружение, аксессуары. Именно они дают художнику возможность показать также общественное положение портретируемого и добавить красок исторического времени той эпохи.

Эволюция портретного жанра

На сегодня изобразительное искусство собрало огромную коллекцию портретных изображений, включая наследие многих мастеров прошлого и настоящего, отобразивших жанр портрета в культуре разных времен. Сообщение, переданное ими в своих работах, лучше всего рисует картину времени, в котором жили и творили портретисты. В каждую эпоху существовали свои идеалы красоты, господствовали разные стили, менялись требования к портретному изображению. Для того чтобы отразить, сохранить и донести до потомков изображение лица, художники использовали разный материал. Выделяют портреты скульптурные, графические и живописные, что подчеркивает разносторонность, которой обладает жанр портрета в культуре разных времен. Картинки с изображением человеческого лица могли быть также выполнены и нетрадиционно: в виде мозаики, вышивки, аппликации и т. д.

Зарождение портрета

Первые рисованные портреты датированы глубокой стариной. Их родоначальниками можно считать найденные фаюмские портреты, названные по месту своего нахождения (египетский оазис Фаюм). Фрески, обнаруженные при раскопках в развалинах дворца на Крите, в сохранности донесли до нас прекрасные черты молодых женщин. Хотя изображение было весьма схематичным, данные фрески можно считать настоящими «протопортретами».

Первыми сохранившимися портретами, на которых были переданы индивидуальные черты человека, стали работы художников Древней Греции, Египта и Рима, сумевших представить в полной мере жанр портрета в культуре разных времен. Портреты эти были скульптурными и олицетворяли известных в то время поэтов и мыслителей, военачальников и правителей.

Древняя Греция

К изображению человека древнегреческие мастера обратились в архаический период. Искусство архаики связано с идеалом человека, прекрасного духом и телом. Это изображения прекрасных внешне людей, работы, напрочь лишенные портретного сходства.

В дальнейшем изображения становятся более сложными, мастера стремятся создавать острохарактерные портреты. Эпоха эллинизма стала временем внимания к человеку, его эмоциям. В скульптуру пришли динамичность и выразительность. Создаваемые статуи сохранили тело идеального человека, но стремились к портретному сходству. Античные скульпторы лепили в основном бюсты, но были и статуи в полный рост, которые устанавливали на постаменты. Было создано огромное количество скульптурных портретов из различных материалов: мрамора, бронзы, серебра, золота, слоновой кости.

Древний Рим

Интересы государства сочетались у римлян с вниманием к человеку, его индивидуальности. Художники размышляли о правах и обязанностях человека, о внутренней независимости и тяге к свободе. Это определяло развитие истинного скульптурного портрета. Римлян изображали одетыми в парадную одежду – тогу, ведь портрет был призван прославить знатность рода. Ранние изображения передают силу и стойкость характера, что и сохраняет в себе жанр портрета в культуре разных времен. Развитию римской скульптуры способствовал древний обычай делать посмертные маски.

Во второй половине II в. римский портрет достиг вершины своего развития. Скульпторы теперь стали обращать внимание не только на внешнее сходство с моделью, но и на раскрытие ее душевного состояния. Это привело к изменению техники изображения глаз — на смену инкрустации и раскраске пришли пластические приемы. Портретисты того времени стремятся к максимально точной передаче характера, обнажению важнейших черт личности.

Средневековье: Ян ван Эйк

Самостоятельным жанром искусства портрет стал во времена средневековья. Фламандец Ян ван Эйк был одним из первых художников, утвердившим жанр портрета в культуре разных времен. Сообщение, оставленное им в каждой живописной работе, дошло до потомков не хуже, чем в работах писателей и поэтов. Именно Ян ван Эйк сделал портрет самостоятельным жанром. По преданию, он был также автором техники масляной живописи. Одной из первых работ ван Эйка стала роспись Гентского алтаря. Среди персонажей есть и заказчики работы — так называемые донаторы (дарители), люди, жертвовавшие деньги на обустройство церкви. Традиция включать в религиозные композиции лица заказчиков картин существовала еще во времена Средневековья. Художник не просто включает фигуры донаторов в композицию произведений, а стремится раскрыть их характеры.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения портрет стал первым самостоятельным живописным жанром. Появившись во второй четверти XV в., он быстро стал популярным. Главной задачей портрета стало отражение личности выдающегося современника. Художники изображали не благочестивых и смиренных донаторов — их героями стали свободные лица, не только всесторонне одаренные, но и способные на решительные поступки.

Германия: Альбрехт Дюрер

Работы живописца и графика стали большим вкладом в развитие портретного жанра. Портреты Дюрера отличает внимание к неповторимой индивидуальности модели. Их герои — энергичные, умные, полные достоинств, энергии и сил. Автопортретам Дюрер придавал особое внимание, что для того времени было явлением необычным, стремился найти индивидуальные черты, то, что отличает одного человека от другого.

Италия: Леонардо да Винчи

Он был прекрасным живописцем, графиком, изобретателем, ученым, инженером и даже музыкантом. Его «Мона Лиза» («Джоконда») — самая известная в мире картина. Пейзаж в этом портрете — не просто фон. Женщина и природа сливаются в единое гармоничное целое. Художник словно стремится показать, что мир человеческой личности такой же большой и непостижимый, как и окружающая людей природа. Леонардо да Винчи сумел в своих произведениях обессмертить жанр портрета в культуре разных времен и народов.

Испания: Франсиско Гойя

Испанский художник Франсиско Гойя прославился как автор портретов и остросоциальных гравюр. Всем его произведениям свойственна страстная эмоциональность и острота характеристик. Гойя любил писать женщин — красивых и не очень, аристократок и служанок. Даже став любимцем правителей, придворным живописцем, Гойя предпочитал писать городскую бедноту.

Англия: Томас Лоренс

Портрет был высшим достижением английской живописи на стыке XVIII-XIX веков. Томас Лоренс был первым английским известным портретистом. Эффектные и виртуозные по технике исполнения портреты Лоренса несут отпечаток романтической возвышенности. Художник уделял большое внимание утонченности линий, богатству цветовой гаммы, смелости мазка. Лоренс писал портреты актрис и банкиров, детей и стариков, молодых людей и девушек. Он понимал всю глубину и важность такого вопроса, как жанр портрета в культуре разных времен. Альбом с репродукциями работ Лоренса был издан отдельной книгой и разошелся многотысячными тиражами по всему миру.

Франция: Огюст Ренуар

В первое десятилетие XIX в. главное место во французской живописи занимали ученики и последователи Давида. Их творчество перекликалось с желаниями общества времен правления Наполеона. Классицизм, господствовавший в этот период в искусстве, получившее название «ампир» — стиль империи. Этот стиль «красной линией» пронизал жанр портрета в культуре разных времен.

Огюст Ренуар не представлял своих полотен без человека, а портрет — вне жизненной ситуации. В середине 1870-х гг. портрет стал главным жанром в живописи Ренуара. В последние годы он начал работать над созданием детских портретов: писал детей в интерьере, на природе. Он точно воспроизводил фарфоровую кожу своих юных моделей, ясный и открытый взгляд, шелковистые волосы, нарядную одежду. Ренуар абсолютно преобразил и дополнил жанр портрета в культуре разных времен. Фото работ этого великого мастера можно увидеть во многих печатных изданиях по культуре и живописи.

Россия

Портретный жанр в России появился позже, чем в Европе (XVIII в.) и был во многом похож на икону. Начало российской портретной живописи связано с именами таких художников, как Никитин, Матвеев, Антропов, Аргунов.

Мастером портрета и жанровой картины был Василий Андреевич Тропинин. В своих произведениях он всегда давал непринужденную, но очень верную характеристику человека. Тропинин практически стал официальным портретистом Москвы.

Алексея Венецианова справедливо называют родоначальником бытового жанра в русском искусстве. Он впервые создал галерею крестьянских образов — правдивых, но не лишенных некоторой доли идеализации и сентиментальности.

Карл Павлович Брюллов написал большое число парадных портретов, проникнутых увлечением красотой человека, испытывающего радость бытия. К числу лучших портретов этого времени относятся «Всадница», портреты Самойловой, Перовского. Брюллов создает особый мир красоты, радости, мир счастливого детства.

Новое время

Новое время принесло новое отношение к искусству. Оно уже не должно было украшать, не должно «быть красивым». Портрет, ранее существовавший как бы в двух ипостасях (заказанный и исследовательский), становится более однородным. Теперь это главным образом коммерческий жанр, дающий художнику заработок, а не возможность выразить себя. Для самовыражения мастера теперь чаще выбирают другие жанры.

Стиль модерн, появившийся на рубеже XIX-XX вв., вернул костюмированные и ролевые портреты. Чтобы раскрыть характер модели, художники выбирали выразительные костюмы, интерьеры и даже позы, напоминающие о XVIII в. Это было не возвращением в прошлое, слепым подражанием, а своеобразной игрой, серьезной и смешной одновременно.

Вывод

Портрет продолжает свое существование и по сей день, правда, теперь, как раньше в Европе, он все больше становится заказным жанром. Пожалуй, это закономерный этап его развития. Однако, продолжая традиции, он остается важным историческим документом, который донесет до потомков память о нашей эпохе.

fb.ru

Жанр портрета в культуре разных времен и народов :: SYL.ru

Жанр портрета в культуре разных времен и народов остается одним из любимых в ярком мире изобразительного искусства. В портрете художник проявляет интерес к свойствам человеческого характера, умение эмоционально настроиться на волну своего персонажа. В лучших образцах портретного жанра можно разглядеть внутренний облик человека, трепетные мгновения его душевной жизни.

Жанровое своеобразие

В культуре разных времен жанр портрета – один из главных в графике, живописи и скульптуре. Каждая эпоха диктовала художнику определенные принципы в изображении людей сообразно тому, какой была цель создания художественного произведения. Были картины, изображавшие характеры или обобщенные типы, портреты-символы и рисунки-настроения.

Египетские ритуальные изображения

Портретный жанр возник в глубокой древности как попытка запечатлеть личность в глубине и разнообразии ее проявлений. В Египте бюст или статуя, изображавшая конкретного человека, имели магическое ритуальное значение – так отправляли в загробный мир душу усопшего. Портреты египетской знати, дошедшие до наших времен, интересны тем, что отображают неповторимую внешность и характер.

Во времена античности

В Древней Греции жанр портрета отражал значимые идеалы, владевшие умами людей. Красота, соразмерность, ориентир на эталонность присутствуют в скульптуре, мозаике, чеканке и фресках греков.

Древний Рим, подхвативший эстафетную палочку традиций античного искусства, добавил достоверности в передаче человеческой натуры. Портреты суровых императоров, волевых полководцев, проницательных философов и остроумных поэтов в бюстах и рельефных изображениях и сегодня поражают предельным правдоподобием. Одной из причин такой достоверности стало то, что искусство портрета в Риме тесно связано с изготовлением посмертных восковых масок. Их снимали с умерших и хранили в пределах домашнего алтаря.

Лучшим образцом портретной живописи являются удивительно реалистичные фаюмские погребальные портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи).

Портретный жанр в скульптуре развивался параллельно его эволюции в живописи.

Средневековые портреты

Во времена Средневековья изобразительное искусство в Европе переживало упадок, поскольку господствовало религиозное мировоззрение, согласно которому интеллектуальное и душевное существование человека было подчинено высшим силам и растворено в ощущении себя частицей божьего мира. Главной фигурой духовной жизни был бог, а изображать лик господа, согласно библейскому предостережению, было запрещено.

На Востоке с портретным жанром дела обстояли лучше. Китайский и японский средневековые портреты, несмотря на строгие каноны, воссоздают индивидуализированные образы представителей придворной знати. Жанр портретной миниатюры достиг совершенства в работах мастеров Средней Азии, Индии, Афганистана.

Говоря о жанре портрета в культуре разных времен и народов, нельзя не упомянуть о произведениях перуанских индейцев мочика. Изображения людей в них достоверно передают анатомические особенности строения человеческого тела и неповторимые специфические черты людей разных возрастов и социальных групп.

Гении Возрождения

В эпоху Ренессанса портретный жанр переживает новый взлет. Царствуют ценности гуманизма – вера в красоту человеческой личности, человек, как и в античные времена, считается мерой всех вещей. Центром расцвета живописи стала Италия. Из-под кисти гениев Возрождения — Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Тинторетто, Джорджоне — рождаются портреты, герои которых сознают собственную духовную свободу и переживают глубоко драматичную внутреннюю жизнь. Зарождаются традиции аллегорического портрета. Позднее Европейское Возрождение в лице Эль Греко, Пантормо, Бронзино дарит истории портреты, в которых душевное напряжение персонажей достигает огромного накала.

Портрет барокко

В 17 веке в ряде стран произошли изменения титанического масштаба, они коснулись науки и идеологии, социальной жизни людей и, разумеется, отразились в искусстве. Портретный жанр в живописи развивается в сторону воплощения насыщенного поиска смысла жизни и самопознания человека. На первые позиции выдвинулись голландские и фламандские художники, образовались две соответствующие школы. Техника живописи стремительно совершенствовалась, приобретали популярность групповые портреты, в основе композиции которых была динамика.

Европейский портрет 18 века переживает кризис: заказчики-аристократы не заинтересованы в изображении душевных бурь, они хотят быть на картине идеализированными. В портретах появляется либо напыщенная театральность, либо чрезмерная чувствительность. Лишь во времена позднего Просвещения в работах Фрагонара, Ватто, Шардена в изображение человека возвращается аналитизм, искренность и простота.

В поединке с фотографией

Хотя жанр портрета в разные эпохи переживал взлеты и падения, 19 век стал в его развитии своеобразным прорывом. Расширяется географический охват, совершенствуются и оттачиваются приемы, появляется обилие художественных стилей. Распространение фотографии становится своеобразным вызовом мастерам живописи. Новым словом в портретистике становятся открытия импрессионистов, стремившихся в портрете отразить динамику и текучесть каждого мгновения жизни.

Век двадцатый, отмеченный дыханием модернизма в искусстве, увел портрет в сторону условности и намеренного отказа от реализма. Тем не менее поиски в рамках реалистического наследия продолжились в творчестве американских, итальянских, польских, финских, русских художников.

В разное время жанр портрета в культуре того или иного народа живет по законам поиска новых форм и одновременно продолжает сохранять традицию. Так происходит и в 21 веке. Современное портретное искусство пользуется многообразной палитрой самых неожиданных средств и приемов.

Жанр портрета в искусстве России

В отличие от стран Востока и Западной Европы, портретное искусство на Руси появилось лишь в 17 веке с возникновением парсуны – портрета, написанного в стиле иконы. По-настоящему портретный жанр стал развиваться в России лишь в 18 веке. Первыми русскими портретистами историки живописи считают Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Алексея Антропова. На вторую половину столетия, которое принято назвать «веком портрета», пришлось творчество Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, которые могли составить конкуренцию любому прославленному художнику Европы.

Традиция психологизма, заложенная во времена романтизма, достигла невероятного расцвета в работах мастеров второй половины 19-го и начала 20 века. Портреты кисти Ильи Репина и Ивана Крамского, Василия Перова и Валентина Серова – это признанные шедевры жанра. В исканиях художников наметились попытки уловить и воплотить ассоциативный знаковый подтекст в изобразительном «отпечатке» человеческой личности.

www.syl.ru

История портрета

История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней

Основные принципы развития портретного жанра


 

На развитие портретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительных навыков и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности.

Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.

«Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем»…

Именно поэтому жанр портрета находится в упадке в XX и ХХI веках: «

как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?». Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения и портрет XVII века, 2-й пол. XVIII века.

Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности…

 

 

История портрета


 

Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта

). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века…

Древнеегипетский портрет


 

Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Сохранившиеся изображения лиц предшествующего периода — искусства Месопотамии, являются имперсональными изображениями божеств и не несут индивидуальных черт.

Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «

дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Поэтому на канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) проецировались собственно индивидуальные черты модели. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим: его жизненная сила «ка», и его душа «ба» оставляли человека при его смерти, но «ка» могла найти дорогу обратно в тело, для чего его необходимо было сохранять максимально целым и похожим — так возник принцип мумифицирования и портретирования.

Известные портреты периода Древнего Царства: статуи супружеской четы Рахотепа и Нофрет, вельможи Ти, Хефрена (Каирский музей), Хемона, писца (Лувр), Ранофера. Сохранились образцы деревянной портретной скульптуры — т. н. «

Сельский староста» (статуя Ка-Апера — Шейх эль Беледа, Каир). Одна из самых ранних царских статуй — фараона Хасехема (II династия).

В скульптуре устанавливаются строгие каноны определенных типов композиции — тип идущей фигуры с выдвинутой вперед ногой (всегда левой), тип коленопреклоненной фигуры, фигуры, сидящей на корточках или на троне, с симметрично положенными на колени руками. Статуи раскрашивались (на некоторых памятниках остатки краски сохранились). Употреблялись инкрустированные вставные глаза в статуи из полудрагоценных камней.

Портретная скульптура Древнего царства находится в полном контакте с архитектурой и подчиняется геометризированным принципам.

Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу нос, подчеркнуто большие губы. В эпоху V династии фласть фараона постепенно ослабевает, и начинают появляться портреты земельной знати, частных лиц.

Пропорции тела удлиняются, увеличивается красивая линия силуэта.

Со временем содержание древнеегипетского портрета углубляется (особенно в одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, XIV в. до н. э.). Наиболее прославленным египетским портретистом является скульптор Тутмос Младший, работавший в эту эпоху. Его самые известные работы — портреты царицы Нефертити.

Древнегреческий портрет

У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.

Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.

Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры.

Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов

), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человека. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.

Индивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, с одной стороны, в форме самоутверждения сильной эгоистической личности, стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле. Другая форма эллинистического индивидуализма связана с сознанием человеком своего бессилия перед законами бытия. Она проявляется в отказе от борьбы, в погружении в свой внутренний мир. Обе эти формы нашли свое отражение в эллинистическом портрете, где можно выделить две основные линии: тип портрета эллинистических правителей, в котором задача художника — прославление человека сильной воли и энергии, беспощадно сметающего на своем пути все препятствия для достижения своей эгоистической цели, и тип портрета мыслителей и поэтов, в образах которых нашло отражение сознание противоречий реальной действительности и бессилия преодолеть их.

Источники рассказывают о существовании в Греции живописного портрета, в частности превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось.

Древнеримский портрет

Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, статуе и герме, прибавили новый род — бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции).

В основе художественной структуры многих древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым — калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (к примеру портрет императора Вителлия).

Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались 

imagines. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. Это являлось рудиментом культа предков. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (

cursus honorum). В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы.

Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта, I—IV вв. н. э.), исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.

Портрет Средневековья

Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет. Мастера этих периодов изображают свои модели обобщенно и спиритуализировано, вдобавок, происходит значительный регресс технического мастерства, благодаря чему портреты различных императоров практически не отличимы, а идентифицировать по однообразным профилям на монетах мраморный бюст (также выполненный по канону) практически невозможно.

В следующее тысячелетие Европа не дает качественных образцов портрета. Происходит полный упадок жанра. Средневековая культура была сосредоточена на борьбе спиритуалистических и стихийно-материалистических тенденций, что наложило на развитие портрета особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.

Средневековый портрет в большинстве своих образцов имперсонален. В то же время некоторым готическим скульптурам, а также фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей присущи духовная характерность, ясная физиономическая определённость: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей. Автопортреты находят в миниатюрах писцов, например, в работе Хильдегарды Бингенской.

Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно-художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги. Его моделями являются преимущественно знатные лица — правители и члены их семей, свита, донаторы монастырей и церквей. «Долгий путь к реалистическому портрету начинается с изображений патрона», пишут исследователи. Одна из первых таких работ — портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304—1306 гг.

Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода — «Портрет Иоанна Доброго» (ок. 1349 г.). Изображения правителей на монетах, известные в Античности, в Средневековье также отсутствуют. Рождение монетного изображения в Западной Европе связывается с монетой, вычеканенной Сиджизмондо Малатеста для города Брешиа уже только около 1420 года. Это было началом отхода от средневековой традиции воспроизведения при чеканке символического образа властителя и, как следствие, перехода к изображению конкретного лица.

За пределами Европы

На территориях Востока, (где не было Тёмных веков), ситуация с портретным жанром в это время была более благоприятной. Китайский портрет, вероятно, восходит к 1000 г. до н. э., хотя сохранившиеся памятники относятся только к 1000 н. э. Большой конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X—XIII вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских портретов, часто выявляя в моделях черты интеллектуализма.

Психологически заострены некоторые портреты средневековых японских живописцев и скульпторов (например, «Портрет Минамото но Ёритомо»). Высокие образцы портретной миниатюры были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.

Перуанская культура индейцев мочика (I—VIII вв.) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты. Эти работы точно представляют анатомические особенности людей. Модели изображали так узнаваемо, что не было необходимости в атрибутах или подписях с именами. Мы легко узнаем членов элиты, священников, воинов и даже ремесленников. Встречаются люди разных возрастов. Женских портретов до сих пор не найдено ни одного. Есть специфический акцент на представлении деталей головных уборов, причесок, украшения тела.

Портрет Возрождения

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве.

В Италии портрет воскресили прежде всего скульпторы — Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Антонио Росселлино, Лука делла Роббиа, Донателло и т. д. Они быстро достигли блестящих результатов в своём стремлении воспроизводить человеческие лица согласно с действительностью, определенно выражать характеры и соблюдать благородство стиля. Первые портреты отталкивались от античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль. Чтобы «развернуть» позируемого в анфас и три четверти, (написав их также, как ранее Христа и святых в сакральных картинах), потребовалось определенное время и умственное усилие. Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным.

Новая идеология требовала новой структуры портрета. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве Средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто — в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя.

Отличительные особенности ренессансного портрета отчасти наметились уже в портрете XIV века (Джотто, Симоне Мартини) и прочно утвердились в XV в. (Мазаччо, Доменико Венециано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Мантенья, Антонелло да Мессина и проч.).

Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Самый известный портрет в мире — «Мона Лиза» кисти да Винчи был написан именно в эту эпоху. Наиболее прославленным мужским портретом этого времени был «Портрет Бальдассаре Кастильоне» Рафаэля (согласно своей значимости сегодня висит в Лувре напротив «Моны Лизы»).

Достижениям итальянских живописцев Ренессанса предшествовали успехи представителей Северного Возрождения, особенно мастеров ранней нидерландской живописи, в том числе Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг, Робер Кампен. При известной стилистической общности с итальянским портретом их произведения отличаются большей духовной заострённостью характеристик, предметной точностью изображения. Если итальянцы часто как бы возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания, органично включенная в его бесконечно сложную систему — для это использовалось как подробное прописывание материальной среды вокруг, так и малейших морщин на лице.

Из немецких живописцев этого периода особенно знамениты портретисты А. Дюрер и Ганс Гольбейн Мл. Менее известны французские мастера Жан Фуке, Франсуа Клуэ, Корнель де Лион.

Портрет маньеризма

В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения. Это в разной степени свойственно портретам итальянцев Понтормо и Бронзино, испанца Эль Греко.

В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета. Иератически застывшие портретные группы Средневековья сменяются многофигурными композициями, полными живой и действенной взаимосвязи между персонажами. Создаются первые значительные образцы группового и парного портрета в станковой живописи. В различных видах также развивается тип исторического портрета.

Портрет XVII века

В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живописи. К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви — фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.

В этот период в жизни европейских стран произошли коренные сдвиги — общественные, идеологические и научные. Они повлияли на сложение новых форм портрета, который теперь наполнен изменившимся мировосприятием. Оно порвало с антропоцентризмом, который был присущ Возрождению. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, но при этом одновременно присутствовало стремление к более глубокому самопознанию. Поэтому в портрете происходит поиск: создатели ищут большую адекватность истинному облику модели, пытаются раскрыть её характер многосложно. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи.

По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего ВеласкесХальс). Возросшая тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует разработке форм автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел ФабрициусАнтонис ван ДейкНиколя Пуссен). По прежнему не сдает позиций и аристократический портрет: Рубенс, Веласкес, ван Дейк создают как парадные портреты, так и проникновенно-лирические, интимные вещи. Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств: убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками, что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность.

В основе композиции многих портретов этого периода оказывается движение, при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового портретов, заметно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой портрет-картину (пример — «Ночной дозор» Рембрандта).

Значение крупнейших портретистов XVII века выходит далеко за пределы эпохи. Величайшими портретистами между фламандцами были Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк, а между голландцами — Рембрандт, Франц Хальс. Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов за всю историю жанра. Из портретистов других стран можно назвать Витторе Гисланди (Италия), Франсиско Сурбаран (Испания), Самуэль Купер (Англия), Филипп де Шампань, Матье Ленен (Франция).

Одновременно намечаются и негативные тенденции в развитии портретного жанра: во многих парадных портретах реалистическое уже с трудом прорывается сквозь условность форм барокко. Ряд портретов уже несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика (Пьер Миньяр, Антуан Куазевокс, Питер Лели).

Со складыванием академической живописи сформировалась так называемая иерархия жанров с условным делением жанров искусства на «высокие» и «низкие», причем портрет стали относить к «низким» жанрам, (в отличие от «высоких» мифологического и исторического жанров). Такое положение сохранялось до победы импрессионистов над Французской Академией под конец XIX века.

Портрет XVIII века

С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут его на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются забвению. Заказчик — как аристократ, так и буржуа требует от художника безоговорочной лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, условная репрезентативность.

Задавая тон во всех видах искусства, французская культура определяет в это время и развитие портрета. Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Для Европы становится эталонным созданный там образец официального искусства — парадные, ложноидеализирующие, мифологизированные портреты, где первая роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно происходит падение техники, появляются «кукольные лица».

Как пишут исследователи русского портрета XVIII века, «естественное в рамках этого метода подчинение индивидуальности ремесленно-корпоративному единству является определенной гарантией успеха в создании портрета в условиях неразвитости культуры данного жанра».

Живописцы этого периода: Гиацинт Риго, Жан Натье, Франсуа Гюбер Друэ, уже упоминавшийся Пьер Миньяр, Ларжильер. Искусство придворного портрета 30—50-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. Художники смягчали и приукрашивали черты лица, они очень дорожили передачей изящества туалетов, изощренной пышностью драпировок и аксессуаров, тонко рассчитанными декоративными эффектами. Натье придумал „мифологический“ портрет: изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям. В середине века чрезвычаной популярными при европейских дворах были застывше-идеальные работы Рафаэля Менгса.

Тем не менее, ближе к последней трети XVIII века ситуация начинает исправляться. Возникает и утверждается новый реалистический портрет, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Это аналитические образы живописца Мориса Латура (например, «Портрет аббата Юбера»), картины Аведа, Лиотара, скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, поздние работы Антуана Ватто, простые и искренние «жанровые» портреты Шардена, пастели Ж. Б. Перронно, портреты Фрагонара; в Великобритании — остросоциальные произведения У. Хогарта. Но пока они еще не привлекают внимание основного заказчика.

Развивается техника пастели, удобная для передачи настроений и лиц, но не идеальная для изображения помпезного декора. Итальянская школа портрета на протяжении XVIII века сохраняет высокое качество, но за некоторыми исключениями (Розальба Каррьера) не пользуется широкой славой.

К концу XVIII века о себе заявляет школа английских портретистов, дав таких мастеров первого ряда, как Джошуа Рейнольдс, Джордж Ромни, Томас Лоуренс и Томас Гейнсборо

shedevrs.ru

Проект. Жанр портрета в культуре разных времен.

На развитие портретного жанра влияют две тенденции — прогресс технических изобразительных навыков, например, овладение анатомией и композицией, умением построить полотно, а также развитие представлений о значимости человеческой личности, индивидуальности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.

Просмотр содержимого документа
«Проект. Жанр портрета в культуре разных времен.»

Жанр портрета в культуре разных времён.

Портрет

Портрет — (франц. portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.

Человек — главный герой этого жанра.

Наполеон

XIX век. Франция.

Первые портреты — посмертные маски.

Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы, похоже, изображать лица.

В. И. Ленин

XX век. СССР

Посмертная золотая маска фараона Тутанхамона

А.С.Пушкин.

XIX век. Россия.

Император Траян II век н. э.

Император Адриан

II век н. э.

В Древнем Риме внимание художников сосредотачивалось на особенностях лица — каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру.

Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.

Клавдий. I век н. э.

С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности.

Сандро Боттичелли Портрет Джулиано де Медичи. XV век .

Рафаэль Санти. Автопортрет 1506 г.

18 — 20 века привнесли в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительные понятия красоты.

Матисс Анри.

Эдвард Мунк. Художник Якоб Братланд. 1892 г.

Портрет девушки . 1910г.

Винсент Ван Гог.

Девушка в белом . 1890 г.

Пабло Пикассо. Голова женщины в голубой шляпе. 1939 г.

Спасибо за просмотр!

multiurok.ru

Жанр портрета в культуре разных времен Портрет

Жанр портрета в культуре разных времен

Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету-биографии.

Царица Древнего Египта. Нефертити Древнеегипетская царица, жена фараона Аменхотепа IV, известного в истории под именем Эхнатона. В 1912 году в Амарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити, созданные мастером Тутмесом. Хранятся в музеях Каира и Берлина.

Мадонна Литта. Леонардо да Винчи Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем» . Современное название картины происходит от имени её последнего (по указанию каталога Эрмитажа) владельца — герцога Антонио Литта (1819— 1866), владельца фамильной картинной галереи в Милан, (и через Джулио Ренато Литта — родственник Потемкина и Скавронских. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» ( «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино; «Венера, кормящая Амура» Лавинии Фонтана) была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет «Автопортрет» ( «Автопорт рет в возрасте двадцати восьми лет» , «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» ; Альбрехта Дюрера, написанный в начале 1500 года, — последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.

М. Караваджо. Лютнист «Лютнист» — одна из ранних картин Караваджо, для которых позировал его любимец Марио Миннити. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов и музыкальных инструментов.

Э. Греко. Мужской портрет с рукой на груди. Таков «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577 -1579), написанный мастером вскоре после его переезда в Толедо. Этот портрет признают одним из лучших в испанской живописи XVI века.

Э. Делакруа. Фредерик Шопен Незавершенный портрет Фредерика Шопена был написан французским живописцем Эженом Делакруа в 1838 году. Этот портрет занимает далеко не самую ключевую роль в творчестве художника, но в то же время очень интересен по многим причинам.

А. Ватто. Меццетен — персонаж итальянской комедии дель арте, некогда популярной в Париже, хитрец и шут. Он одет в свой традиционный наряд — берет, полосатый жакет с белым гофрированным воротником и бриджи. Меццетен — Антуан Ватто. Между 1718 и 1720.

Леонардо да Винчи. Джоконда «Мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо. Мы можем видеть её в Париже, в Лувре. Ряды длинных галерей, на стенах — драгоценные свидетельства творческого гения человека; каждый этюд, каждая картина — кладезь исторического прошлого, живые свидетельства немногих избранных.

Художники Леона рдо ди сер Пье ро да Ви нчи — итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» . Жан Антуа н Ватто , более известный как Антуан Ватто — французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства. . Фердина н Викто р Эже н Делакруа — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Эль Гре ко — испанский художник. По происхождению — грек, уроженец острова Крит. Микела нджело Меризи да Карава джо — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. .

Спасибо за внимание! Выполнила : Абдрахманова А.

present5.com

Презентация по искусству (8 класс) «Жанр портрета»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по искусству (8 класс) «Жанр портрета»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ЖАНР ПОРТРЕТА В КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ ВРЕМЁН. * Боголапова Наталья Викторовна

2 слайд Описание слайда:

* 1. Изображение человека в праздничном костюме на фоне архитектурных величественных зданий или интерьеров торжественных залов 2. Изображение человека в домашнем платье на нейтральном фоне 3. Изображение группы людей-родственников 5. Изображение художником самого себя 4. Портрет-образ литературного героя Каким видам портретного жанра соответствуют следующие формулировки: (парадный портрет) (камерный портрет) (семейный портрет) (иллюстративный портрет) (автопортрет)

3 слайд Описание слайда:

* Соедини изображение с названием вида портретного жанра Иллюстративный Камерный Парадный Семейный 1. 2. 3. 4.

4 слайд Описание слайда:

Ф. Рокотов. Портрет графа А. Орлова Н. Крамской. Портрет поэта Н. Некрасова. Д. Левицкий. Портрет Д. Дидро Какой из этих портретов парадный? *

5 слайд Описание слайда:

В. Боровиковский. Портрет сестёр Гагариных. А. Венецианов. Девушка с телёнком. В. Тропинин. Автопортрет Есть ли среди представленных портретов семейный портрет? Поясни свой ответ. *

6 слайд Описание слайда:

Сказка, портрет, натюрморт и «марина»- В жанрах искусство живёт на картинах. Чтоб человеком культурным считаться, Должен ты в жанрах легко разбираться. *

7 слайд Описание слайда:

Вот пред тобою образ мадонны, Он также прекрасен, как лик на иконе. В нём вечного света любви красота, И нежной, наивной души чистота. * Рафаэль Санти Мадонна Конестабиле

8 слайд Описание слайда:

Художник лишь краской и кисточкой тонкой Сумел жизнь вдохнуть в вечный образ мадонны, Оставив его как прекрасный завет, Чтоб знали мы жанр на картине * Рафаэль Санти Мадонна Грандука портрет.

9 слайд Описание слайда:

Видов у жанра портрета не мало. Искусство портрета власть прославляло, И не заметив в картине иронии, Богач любовался собою довольный. * Борис Кустодиев Купец

10 слайд Описание слайда:

На этих портретах всё поражает – Богатством атласа одежды сверкают. Здесь в стиле барокко сложны интерьеры, Здесь вкуса высокого всюду примеры. * Дмитрий Левицкий Портрет Екатерины II Дмитрий Левицкий Портрет А. Ф. Кокоринова Дмитрий Левицкий Портрет А. Д. Ланского

11 слайд Описание слайда:

И место картины в торжественном зале. Его, не заметив, пройдёшь ты едва ли. Себя в ней герой ощущает громадным, Ну а портрет назовём мы Наталья Викторовна * П. Рубенс Портрет герцога Лермы парадным. Наталья Викторовна

12 слайд Описание слайда:

Счастливые лица на этом портрете. Здесь вместе влюблённые, чтобы отметить Рожденье семьи в году юбилейном, И этот портрет назовём мы * П. Рубенс. Портрет с женой Изабеллой Брант. семейным.

13 слайд Описание слайда:

Здесь автор сумел сквозь время шагнуть И пристально в наши глаза заглянуть. И хочется «здравствуйте» — тихо сказать, И руку ему благодарно пожать За то, что искусство своё этот гений Сумел передать для других поколений. На автора глядя, сумей дать ответ: Жанр картины * Рафаэль Санти. Автопортрет. автопортрет.

14 слайд Описание слайда:

На этой картине пред нами сейчас В домашнем халате герой без прикрас. Портрет этот не для торжественных мест, Где залов больших ослепительный блеск. Он место уютное в доме найдёт, Там, где хозяин портрета живёт, Где он отдыхает от дел утомлённый, Склонившись над белым листом вдохновлённый. Какой вид портрета сейчас перед вами: Парадный иль камерный? Думайте сами! * В. Тропинин. Портрет А. Пушкина Камерный.

15 слайд Описание слайда:

— жанр изобразительного искусства, изображающий человека или группу людей. В портрете художнику важно передать не только внешнее сходство, но и характер человека, и время в котором он живёт, и своё отношение к нему. * Портрет

16 слайд Описание слайда:

* изображение человека в праздничной одежде на фоне роскошного интерьера. Парадные портреты предназначены для больших залов, поэтому размеры их тоже большие. Цель парадного портрета – продемонстрировать положение человека в обществе. В этом жанре прославился русский художник 18 века Дмитрий Левицкий. Он писал портреты императрицы Екатерины Великой а также парадные портреты многочисленных её приближённых. Парадный портрет

17 слайд Описание слайда:

* – изображение группы людей, объединённых родственными узами. Излюбленный жанр голландских художников 17 века. Его прославили такие непревзойдённые мастера как Рембрант, Рубенс, Ван Дейк. Среди русских мастеров 18 века в жанре семейного портрета много работал Владимир Боровиковский. Семейный портрет

18 слайд Описание слайда:

* — изображение художником самого себя – автора. Благодаря автопортрету мы можем иметь представление о внешности прославленных художников, живших много сотен лет тому назад. Но так бывает далеко не всегда. Например многочисленные автопортреты художника О.Кипренского – разные. А всё потому, что изображая себя, художник стремился передать не внешнее сходство, а свой внутренний мир, своё настроение в данный момент. Автопортрет

19 слайд Описание слайда:

— изображение человека в домашнем платье на нейтральном фоне. Как правило небольшой по размеру и предназначался для небольших рабочих кабинетов или спален. В камерном портрете лучше раскрыт духовный мир человека, его увлечения, привычки. Человек предстаёт таким, каким его знают только родные и близкие люди. В жанре камерного портрета преуспел русский художник В. Тропинин. Его биография очень интересна: бывший крепостной за свой талант получил свободу. Если ты не поленишься и найдёшь материал об этом художнике в библиотеке или сети Интернет, ты получишь настоящее удовольствие, да к тому же будешь лучше разбираться в живописи. * Камерный или кабинетный портрет

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-191326

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация на тему Жанр портрета в культуре разных времён

Слайд 1

Жанр портрета в культуре разных времён.

ученицы 8 класса «Б» Черкашиной Анастасии.

п. Тульский 2014 год.

Слайд 2

Портрет — (франц. portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.

Слайд 3

Человек — главный герой этого жанра.

Камерный портрет портрет, использующий поясное, подгрудное или поплечное изображение человека.

И. Никитин Петр I

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещение, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье… A. C. Пушкин «Стансы»

В. Крюков. Портрет императора Петра I.

Ф. Рокотов

Портрет неизвестной в розовом платье.

Парадный портрет

К. Васильев Портрет Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

Во вражьей тьме Россия спит, Но Свет идёт и пробудит — Копьё Георгия летит…

Зевес быкам дал роги, Копыта лошадям, Проворны зайцам ноги, Зубасты зевы львам, Способность плавать рыбам, Парение орлам, Бесстрашный дух мужчинам; Но что ж он дал женам? Чем все то заменить? Красой их наделяет: Огонь и меч и щит Красавица сражает. Г. Р. Державин «К женщинам»

Ю. Сергеев «Возмездие»

Слайд 4

Первые портреты — посмертные маски.

Гай Юлий Цезарь 44 до н. э. Рим.

Посмертная маска королевы Шотландии Марии Стюарт. XVI век .

В. Шекспир. XVII век Англия.

Наполеон XIX век. Франция.

А.С.Пушкин. XIX век. Россия.

В. И. Ленин XX век. СССР

Посмертная маска И.В. Сталина XX век. СССР

Посмертная золотая маска фараона Тутанхамона XIV век до н. э. Египет.

Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы, похоже, изображать лица.

Золотая «маска Агамемнона» крито-микенская культура XVI в. до н. э.

Слайд 5

В Древнем Египте лицам придавали спокойствие и величие, убирали все случайное, и отрешенные от сиюминутности глаза смотрели сквозь время.

Древние Греки тоже преуспели в создании идеального (совершенного) лица.

фараон Рамсес II XIII век до н. э.

Нефертити XIV век до н. э.

Групповой портрет . Фреска из египетской пирамиды

Эхнатон и Нефертити XIV век до н. э.

Кефисодот. Спартанка. IV век до н. э.

Пракситель. Венера из Арля IV век до н. э.

Кресилай. Портрет Перикла. V век до н. э.

Слайд 6

В Древнем Риме, наоборот, внимание художников сосредотачивалось на особенностях лица — каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.

Голова старика в покрывале (староримское направление).

Портрет неизвестной римлянки. 80—90-е г. н. э.

Клавдий. I век н. э.

Император Траян II век н. э.

Император Адриан II век н. э.

Гай Марий I век до н. э.

Слайд 7

Сандро Боттичелли Портрет Джулиано де Медичи. XV век .

Рафаэль Санти. Автопортрет 1506 г.

Леонардо да Винчи. Портрет Изабеллы де Эсте. 1499 г.

С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности.

Слайд 8

П. Рубенс Портрет маркизы Бригитты Спинолы Дориа 1606 г.

Антонис ван Дейк Автопортрет 1621 г.

Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. 1460 г.

Ханс Мемлинг. Мужской портрет 1470-1480

Рембрандт. Портрет старика в красном. 1654 г.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. 1667 г.

Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече. 1640 г.

Художники севера Европы научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к своеобразию их индивидуальности.

Слайд 9

Ватто. Капризница, 1718 г.

Латур. Жан-Жак Руссо, 1753 г.

Фрагонар. Дени Дидро 1769 г.

Джордж Ромни. Портрет миссис Хэрриет Гриер 1781 г.

Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1770 г.

XVIII век — век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов.

Слайд 10

Винсент Ван Гог. Девушка в белом . 1890 г.

Пабло Пикассо. Голова женщины в голубой шляпе. 1939 г.

Эжен Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838 г.

Матисс Анри. Портрет девушки. 1910г.

Сальвадор Дали. Автопортрет. 1921 г.

Моне Клод. Портрет Виктора Жакмона, держащего зонт. 1865 г.

Эдвард Мунк. Художник Якоб Братланд. 1892 г.

Эдгар Дега. Римская нищенка . 1857 г.

XIX — XX века привнёс в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительные понятия красоты.

Слайд 11

Русская портретная живопись начала свою блестящую историю с начала XVIII столетия.

И.Я.Вишняков . Портрет Сарры Фермор. 1749 г.

И.Н. Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. 1716 г.

Ф.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763 г.

В. Л. Боровиковский. Портрет Павла I в белом далматике. 1799-1800 г.

Д.Г. Левицкий. Портрет Г.К.Левицкого 1779 г.

В. А. Тропинин. Портрет сына. 1818 г.

О.А.Кипренский Автопортрет с кистями за ухом. Около 1808 г.

И.Н.Крамской Портрет Л.Н.Толстого 1873 г.

В.Г. Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872 г.

И. Е. Репин: Автопортрет. 1887 г.

Слайд 12

Русское изобразительное искусство в XX -XXI веке, как никогда раньше, зависело от общественно-политической ситуации в стране.

В. А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911 г.

Б. Д. Григорьев Портрет Мейерхольда 1916 г.

И. Бродский. Ленин на фоне Кремля.1924 г.

Казимир Малевич Портрет девушки с гребнем в волосах 1932-33 г.

М. В. Нестеров Портрет скульптора В. И. Мухиной 1940 г.

Мухина В. И. «Партизанка». 1942

Зураб Церетели. «Дворник» (Портрет Юрия Лужкова) 2002 г.

К. Васильев. Портрет Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. 1975 г.

С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха. 1937.

А. Плотнов. Ю. А. Гагарин. 1976 г.

Слайд 13

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, — Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, — Обязательно картина Называется портрет !

Спасибо!

prezentacii.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *