Женский угол в избе: «Углы» крестьянской избы
Где в русском доме находился бабий угол, что там происходило и Почему мужчинам вход туда был запрещен
Представить старинную русскую избу без печи просто невозможно. Но не многие знают, что за каждой печкой располагался так называемый бабий угол. Это было место исключительно женское, куда мужчины входить не имели права. А за нарушение этого правила могли быть очень серьёзные последствия. Читайте, почему на Руси не было поваров мужчин, как печная нечисть могла наказать мужика и что такое бабий кут.
Лучшие повара – мужчины, но только не в старой Руси или почему стыдно было подходить к печи
На Руси выпеканием хлеба и готовкой в печи занимались женщины. /Фото: i.pinimg.com
На Руси мужская и женская работа чётко разделялись. Невозможно было представить себе женщину, которая занималась столярными работами. Мужчина же свою очередь никогда не готовил еду. Сегодня, когда лучшими поварами мира по праву признаны мужчины, это выглядит достаточно странно, но тем не менее выпекали хлеб и готовили в печи для всей семьи только женщины. Если обратиться к «Домострою», то в нём можно найти инструкции по просеиванию муки, замесу теста, приготовлению различных блюд.
Прекрасно, что есть, откуда черпать знания. Однако всё это было предназначено исключительно для женщин, но не для мужчин. Считалось, что представителям мужского пола такими делами заниматься не следует, это стыдно. Они подходили к печи в редких случаях, например во время обрядов. При этом не готовили пищу, а лишь имитировали процесс. Например, существовал свадебный обряд «Каравайник», во время которого молодой холостяк должен был поставить в печь свадебный каравай. Это было гарантией, что в будущем молодая пара будет иметь много детей и все они будут здоровы.
Печная нечисть, наказывающая мужчин-нарушителей
Домовиха (жена Домового) охраняла женское царство и помогала хорошим хозяйкам. /Фото: chert-poberi.ru
Мужчины не любили подходить печи не только потому, что это считалось стыдным. Была еще одна причина —печь была символом своеобразного моста между миром мёртвых и живых, а также по народным преданиям в ней могла прятаться различная нечисть. Например, через печную трубу на улицу вылетала прогуляться и похулиганить ведьма. Таким же образом покидала дом душа умершего. И наоборот, снаружи через эту же трубу в избу мог пролезть чёрт или даже проникнуть тяжелая болезнь. Разве кто-то мог мечтать о такой ситуации? Чтобы упросить нечистую силу покинуть дом, с ней разговаривали через трубу. Говорили, что в печи может поселиться Печая или Домовиха. Её задача состояла в охране границ мира женщин и наказание мужчин, которые имели неосторожность нарушить запрет и приблизиться к печке.
Женщины же могли подружиться с Домовихой. Иногда её представляли как небольшую полную старушку, которая помогала в домашней работе, но исключительно хорошим, рачительным хозяйкам. Она могла и убрать, и детей покачать, и приготовить что-то. Но неряхи не могли рассчитывать на ее благосклонность. Наоборот, им она могла отомстить за разгильдяйство, например, испортить стряпню.
Бабий кут и мужской угол как символ двоеверия
Бабий кут — женское царство. /Фото: ds01.infourok.ru
В планировке русской избы можно наблюдать своеобразное двоеверие. Если провести аналогию с праздниками, то люди часто празднуют христианскую Пасху и при этом с удовольствием поедают блины во время гуляний на Масленицу, а это языческий праздник. В избах существовал (и существует) так называемый красный угол. Это самое почетное место в доме, где размещается глава семьи, мужчина. Красный угол носит ещё название большого, старшего, переднего. Именно в нём развешивали иконы, и называли также божьим или святым. Антиподом мужскому углу был бабий кут, который также называли печным углом, середой, теплюшкой, шомышой. Он располагался между устьем печи и противоположной стеной, где женщины работали.
В бабьем куте стояла лавка с посудой, надблюдники (полка для блюд, тарелок, чашек, ложек, ножей, вилок), ручные жернова. Печь же была границей между мужскими и женскими углами. Одновременно она как бы разделяла православный и языческий мир. Мужчины старались не приближаться к печке, ведь она была символом языческой нечистоты, женского мира. Народное сознание воспринимало углы в своеобразном конфликте, то есть как противопоставление светлого и темного, грязного и чистого, святого и порочного.
Мужской угол находился справа от входа. Его можно было узнать по широкой лавке, которая с обеих сторон ограждалась досками. Они имели форму конской головы, отсюда пошло название «коник». Под лавками хранились инструменты, которые мужчины использовали при ремонте и иных сугубо мужских работах. В своем углу мужчины занимались починкой обуви и утвари, мастерили корзины и прочие изделия из лозы. На лавку в мужском углу разрешалось садиться гостям, которые заглянули ненадолго. Здесь же мужчины отдыхали и спали.
Рожать – не мужское дело: печь и роженицы
Существовавший обычай припекания младенцев нашел свое отражение в сказках про Бабу-Ягу. /Фото: express-k.kz
Женщина и печь на Руси были тесно связаны. Что касается фольклора, то там они становились единым целым. Существовали и особые «печные» ритуалы, например, припекание младенцев. Он заключался в том, что при рождении слабого малыша клали в тёплую печь, чтобы спасти от смерти. В сказках, где фигурирует Баба-Яга (женщина!) можно прочесть о том, как она сажает непрошеных гостей в печку. В некоторых регионах женская одежда и части тела имели одинаковые названия с некоторыми деталями печи. Например, в Рязани печь называли грудка, а в Карелии такое название носила лежанка, установленная около печки.
Понятно, что это своеобразное отождествление кормления, выкармливание. Женщина кормит младенца, печь кормит людей. В бабьем углу часто проходили роды. Различные обряды, проводимые над новорождёнными и роженицами, тоже предполагали использование печи. Выпечка хлеба символизировала зачатие и дальнейшее рождение. Как и женщина, печь вынашивала и рожала хлеб. Когда в ней пекли каравай, садится на печку было строго-настрого запрещено. Как при родах муж не имел права находиться рядом с женой, так по аналогии во время выпечки хлеба подходить к печи представителям сильного пола запрещалось.
Также существовали свои запреты, связанные с похоронами. Сегодня бы они многим показались странными.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Бабий кут или «В русской избе было запретное место для мужчин»
Наткнулась сегодня на интересную статью Википедии ВКонтактике про бабье место в избе, именно название этого поста, заключенное в кавычки, значилось в начале перепоста. Мне описанное в статье импонирует в том плане, что в нашем доме кухня тоже как бабий кут и муж не касается порядков, установленных на ней. Как говорит один наш друг, каждый должен заниматься своим делом, а быт и кухня все-таки удел женский. И очень интересно читать о всяких обычаях и поговорках об этом месте и одноименном празднике. И пусть что-то из написанного ниже и выдумано, но как же это все интересно…
«Бабий кут (бабий угол, печной угол) — пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы.
В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.» (Википедия)
А вот еще из Википедии: «К Татьяниному дню девушки мастерили небольшие метёлочки из тряпочек и перьев. Считалось, если такую метёлочку незаметно положить в бабий кут в доме желанного парня — то парень уже точно на ней женится, а их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Матери отлично знали эти уловки и тщательно выбирали невесту, которой удастся «спрятать» веничек.
Во время сватовства невеста находилась за кутной занавеской, отсюда выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь же она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь; выход невесты из печного кута в красный угол рассматривался как прощание с отчим домом.»
А в этом Источнике говорится, что:
«Бабий кут — это бабий угол, место у русской печи, где стояли квашенка и квасники, горшки и чугуны, то есть утварь домашняя, что по хозяйству годилась, хозяйство ставила на добрые ноги.
Если про сам кут все понятно, то вот упоминание «Большухи» интригует, надо будет почитать про нее, да и вообще про уклад, интересно ведь все это.
Из того же источника и еще вот этого я узнала, что «бабий кут» это еще и праздник, ныне именуемый «Татьянин день». Правда это или нет, я еще не разобралась, но сама информация любопытна:
«Бабий кут — это одно из русских народных названий праздника, известного нам как Татьянин день. А само словосочетание «бабий кут» означает — бабий угол, так в деревнях называли место у печи, где хранилась разная домашняя утварь, и где хозяйка обычно проводила много времени.
При поиске картинки каравая воткнулась вот на это:
«А девушки в этот день рано утром шли на реку, где выбивали половики. Девушки наряжались и поджидали у реки деревенских парней, которые должны были помочь отнести чистые половики домой.»
))Мы с бабушкой в моем детстве выбивали половики на реке зимой, очень весело было, да еще бабушка моя — певунья. Она не только множество народных песен знала, но еще всякие запевки, частушки, былинки))Жаль, что память ее сейчас подводит. ..
P.S.: Все картинки найдены в Яндексе, выбирала те, что по смыслу текста более всего подходят. За любые замечания буду благодарна, а то вдруг задену кого-то за живое своим невежеством по данной теме.
Притчи 21:9-19 Лучше жить одному в полуразрушенной лачуге чем делить особняк с придирчивым супругом. Злые души любят создавать проблемы; они ничего не чувствуют к друзьям и соседям. Простаки только усердно учатся Лучше жить в углу крыши Чем в доме с сварливой женщиной. Душа нечестивого желает зла; Его сосед не находит благосклонности в его глазах. Когда насмешник наказан, Лучше жить одному в углу чердака. чем со сварливой женой в прекрасном доме. Злые люди желают зла; их соседи не получают от них пощады. Если карать насмешника, то простому лучше жить в углу на кровле, Чем с дебоширом в большом доме. Душа нечестивого желает зла: Его ближний не находит расположения в его глазах. Когда насмешник пу Лучше жить в уголке на крыше чем в доме со ссорящейся женой. Злые люди хотят только навредить другим.
Притчи 21:9-19
Лучше жить одному в полуразрушенной лачуге чем делить особняк с придирчивым супругом. Злые души любят создавать проблемы; они ничего не чувствуют к друзьям и соседям. Простаки только учатся трудным путем, но мудрые учатся, слушая. Верный Богу человек увидит нечестивого насквозь и отменить зло, которое они запланировали. Если ты заткнешь уши свои для криков бедняков, ваши крики останутся неуслышанными, без ответа. Незаметно преподнесенный подарок успокаивает раздражительного человека; душевный подарок охлаждает горячий нрав. Хорошие люди празднуют торжество справедливости, но для делателей зла это плохой день. Кто блуждает по прямому и узкому попадает в сборище призраков. Вы зависимы от острых ощущений? Какая пустая жизнь! Стремление к удовольствию никогда не бывает удовлетворено. Что плохой человек замышляет против хорошего, бумерангами; заговорщик получает его в конце. Лучше жить в палатке на природе чем с сердитым и капризным супругом.
Читать всю главу
Лучше жить в углу крыши Чем в доме с сварливой женщиной. Душа нечестивого желает зла; Его сосед не находит благосклонности в его глазах. Когда насмешник наказан, наивный становится мудрым; Но когда мудрый получает наставление, он получает знание. Праведник рассматривает дом нечестивого, Превращая нечестивых в погибель. Тот, кто закрывает ухо свое от крика бедняка Тоже будет плакать сам, а ответа не будет. Подарок в тайне усмиряет гнев, И взятка за пазухой, сильный гнев. Совершение правосудия — радость для праведных, Но это ужас для делающих беззаконие. Человек, который сбивается с пути понимания Покоится в собрании мертвых. Тот, кто любит удовольствия, станет бедняком; Кто любит вино и масло, тот не разбогатеет. Нечестивый — выкуп за праведного, И вероломное на месте праведного. Лучше жить в пустыне Чем с сварливой и досадной женщиной.
Поделиться
Читать главу полностью
Лучше жить одному в углу чердака чем со сварливой женой в прекрасном доме. Злые люди желают зла; их соседи не получают от них пощады. Если накажешь насмешника, простодушный станет мудрым; если наставишь мудрых, они станут еще мудрее. Праведник знает, что происходит в домах нечестивых; он навлечет на них бедствие. Те, кто затыкают уши от криков бедняков будут проигнорированы в свое время нужды. Тайный дар успокаивает гнев; взятка под столом усмиряет ярость. Справедливость — радость для благочестивых, но это устрашает злодеев. Человек, отступивший от здравого смысла окажется в компании мертвецов. Те, кто любит удовольствия, становятся бедными; те, кто любит вино и роскошь, никогда не будут богатыми. Злые наказываются вместо благочестивых, и предатели вместо честных. Лучше жить одному в пустыне чем с сварливой, жалующейся женой.
Поделиться
Читать всю главу
Лучше жить в углу на кровле, Чем с дебоширом в большом доме. Душа нечестивого желает зла: Его ближний не находит расположения в его глазах. Когда кощунник наказывается, простой становится мудрым: И когда мудрый получает наставление, он получает знание. Праведник мудро обдумывает дом нечестивого: Но Бог ниспровергает нечестивых за их нечестие. Кто затыкает уши свои от вопля бедняка, Он и сам возопиет, но не будет услышан. Дар тайный усмиряет гнев: И награда в лоне крепкой ярости. Радость праведному творить суд: Но гибель будет для делающих беззаконие. Человек, который сбивается с пути понимания Останутся в собрании мертвых. Кто любит удовольствия, тот будет беден: Кто любит вино и масло, тот не разбогатеет. Нечестивый будет выкупом за праведного, И преступник для праведных. Лучше жить в пустыне, Чем со сварливой и злой женщиной.
Поделиться
Читать всю главу
Лучше жить в углу на крыше чем в доме со ссорящейся женой. Злые люди хотят только навредить другим. Их соседи не получают от них пощады. Если вы накажете тех, кто насмехается над мудростью, глупец может обрести мудрость. Но если учить мудрых, они получат знание. Бог, который всегда прав, наблюдает за домом нечестивого и наводит пагубу на всякого злого человека. Тот, кто игнорирует бедных, когда они взывают о помощи также будет звать на помощь и не будет услышан. Тайный подарок успокоит разгневанного человека; подарок, сделанный тайно, усмирит великий гнев. Когда справедливость восторжествует, хорошие люди счастливы, а злые люди разоряются. Кто не пользуется здравым смыслом окажется среди мертвецов. Кто любит удовольствия, тот обеднеет; кто любит вино и благовония, никогда не разбогатеет. Злые люди будут страдать вместо добрых людей, и те, кому нельзя доверять, пострадают вместо тех, кто поступает правильно. Лучше жить одному в пустыне чем со ссорящейся и жалующейся женой.
Поделиться
Читать всю главу
Лучше жить в углу кровли, Чем со сварливой женщиной в широком доме. Душа нечестивого желает зла: Его ближний не находит расположения в его глазах. Когда кощунник наказывается, простой становится мудрым; И когда мудрый получает наставление, он получает знание. Праведник смотрит на дом нечестивого, Как нечестивцы низвергаются в погибель. Кто затыкает уши свои от вопля бедняка, Он также будет плакать, но не будет услышан. Дар тайный усмиряет гнев; И подарок в груди, сильный гнев. Праведнику приятно творить правду; Но это гибель для делающих беззаконие. Человек, который сбивается с пути понимания Покоится в собрании мертвых. Кто любит удовольствия, тот будет беден: Кто любит вино и масло, тот не разбогатеет. Нечестивый — выкуп за праведного; И вместо праведных приходит вероломный. Лучше жить в пустынной земле, Чем с сварливой и капризной женщиной.
Поделиться
Прочитать главу полностью
Лучше жить на углу крыши чем делить дом со сварливой женой. Нечестивые жаждут зла; их соседи не получают от них пощады. Когда наказывают насмешника, простодушные обретают мудрость; обращая внимание на мудрых, они получают знание. Праведник замечает дом нечестивого и губит нечестивых. Кто затыкает уши от крика бедняка тоже будет кричать и не будет услышан. Подарок, подаренный тайно, успокаивает гнев, и взятка, спрятанная в плаще, усмиряет великий гнев. Когда вершится правосудие, оно приносит радость праведникам но ужас для злодеев. Кто уклоняется от пути благоразумия отдыхает в компании мертвых. Кто любит удовольствия, тот обеднеет; кто любит вино и оливковое масло, никогда не разбогатеет. Нечестивый станет выкупом за праведного, и неверные за праведных. Лучше жить в пустыне чем со сварливой и ворчливой женой.
Поделиться
Прочитать главу полностью
Лучше жить в углу на кровле, Чем в доме с сварливой женщиной. Душа нечестивого желает зла; Его сосед не находит благосклонности в его глазах. Когда кощунник наказывается, простой становится мудрым; Но когда мудрый получает наставление, он получает знание. Праведный Бог мудро рассматривает дом нечестивого, Свержение нечестивых за их нечестие. Кто затыкает уши свои от крика бедняка Тоже будет плакать сам и не быть услышанным. Подарок тайный гнев усмиряет, И взятка за спиной, сильный гнев. Радость праведных вершить правосудие, Но погибель придет к делающим беззаконие. Человек, который сбивается с пути понимания Покоится в собрании мертвых. Тот, кто любит удовольствия, будет бедным человеком; Кто любит вино и масло, тот не разбогатеет. Нечестивый будет выкупом за праведного, И неверный за праведных. Лучше жить в глуши, Чем со сварливой и злой женщиной.
Поделиться
Читать всю главу
Лучше жить в углу кровли [на плоской крыше, защищенной от непогоды] Чем в доме с сварливой (сварливой) женщиной. Душа нечестивого желает зла [подобно вызывающей привыкание субстанции]; Сосед не находит сострадания в его глазах. Когда насмешник наказан, наивный [выслушивает урок и] становится мудрым; Но когда мудрый и способный к обучению человек получает наставления, он получает знание. Праведник наблюдает за домом нечестивого — Как нечестивцы повержены в погибель. Кто затыкает уши свои от крика бедняка Будет кричать сам, и не будет ответа. Подарок в тайне усмиряет гнев, И взятка [спрятанная] в кармане, сильный гнев. Когда совершается правосудие, это радость для праведных (праведных, стоящих в правильном положении перед Богом), Но для злодеев это бедствие. Человек, который сбивается с пути разумения (благочестивой мудрости) Останется в собрании мертвых. Тот, кто любит [только эгоистичные] удовольствия, станет бедным человеком; Кто любит вино и [оливковое] масло и предан им, тот не разбогатеет. Нечестивый станет выкупом за праведного, И вероломные вместо праведных [ибо они попадают в свои собственные ловушки]. Лучше жить в пустыне Чем со сварливой и беспокойной женщиной.
Поделиться
Прочитать главу полностью
Лучше жить одному в покосившейся лачуге чем делить замок с сварливым супругом! Злые всегда жаждут зла; они не проявят пощады и не получат пощады. Бессмысленные люди усваивают свои уроки трудным путем, но мудрые поддаются обучению. Благочестивый, праведный человек имеет способность нести свет наставления нечестивым даже если он презирает то, что делают нечестивые. Если ты закроешь свое сердце от криков бедняков, тогда я закрою уши, когда ты будешь кричать мне! Попробуйте подарить тайный подарок тому, кто на вас зол и наблюдайте, как исчезает его гнев. Добрый, щедрый подарок имеет большое значение чтобы успокоить гнев того, кто в ярости. Когда справедливость восторжествует, любящие Бога празднуют и радуются, но нечестивые начинают паниковать. Когда ты оставляешь пути мудрости, вы будете блуждать в царстве темных духов. Любить удовольствие ради удовольствия познакомит вас с бедностью. Наслаждаясь жизнью в роскоши никогда не сделает вас богатым. Нечестивые навлекают на себя сами страдания, которые они планировали для других, ибо их предательство возвращается, чтобы преследовать их. Лучше жить в хижине в глуши чем с сварливым, ворчливым супругом!
Поделиться
Читать всю главу
Лучше жить в углу на кровле чем в доме со сварливой женой. Душа нечестивого желает зла; его ближний не находит пощады в его глазах. Когда наказывается насмешник, простой становится мудрым; когда мудрец получает наставление, он приобретает знание. Праведник наблюдает за домом нечестивого; он повергает нечестивых в погибель. Кто закрывает ухо свое от вопля бедняка будет сам звать и не будет услышан. Подарок в тайне отвращает гнев, и скрытая взятка, сильный гнев. Когда вершится правосудие, это радость для праведников но ужас для злодеев. Тот, кто сбивается с пути здравого смысла покоится в собрании мертвых. Кто любит удовольствия, тот будет бедняком; кто любит вино и масло, тот не будет богат. Нечестивый — выкуп за праведного, и предатель для праведных. Лучше жить в пустыне чем с сварливой и капризной женщиной.
Поделиться
Прочитать главу полностью
Каждый день вдохновляет и призывает вас искать близости с Богом.
Ministry
Useful Links
- Help
- Donate
- Bible Versions (2,919)
- Bible Languages (1,945)
- Verse of the Day
A digital ministry of
© 2023 Life. Church / YouVersion
- Политика конфиденциальности
- Условия
В Непале трудно положить конец смертоносным «менструальным хижинам»
Предназначено для медицинских работников
Переключить навигацию
Логотип БМЖ
Карта сайта
Поиск
Переключить верхнее меню
- Новости и просмотры
- Положить конец…
- В Непале трудно положить конец смертоносным «менструальным хижинам»
Особенность БМЖ 2020; 368 Дои: https://doi. org/10.1136/bmj.m536 (опубликовано 14 февраля 2020 г.) Цитируйте это как: BMJ 2020;368:m536
- Артикул
- Связанный контент
- Показатели
- ответов
- Экспертная оценка
- Роджита Адхикари, независимый журналист
- Катманду, Непал
- rojitaadhikari{at}gmail.com
В конце прошлого года 21-летняя женщина задохнулась и умерла в хижине в Непале, куда ее отправили жить во время менструации. Роджита Адхикари считает, что практика чхаупади до сих пор пользуется местной поддержкой
Парбати Рават умерла в возрасте 21 года. «Это был четвертый день ее менструации», — рассказала The BMJ невестка Парбати Дамбара Рават. «Обычно она просыпалась рано и шла в джунгли за дровами или на рисовое поле работать», — сказала она. Но в то утро Парбати не присоединилась к своей невестке. «Я звонил ей много раз. Она не ответила».
Чхаупади — это глубоко укоренившаяся и многовековая индуистская практика, используемая в основном в некоторых частях далекого запада и среднего запада Непала. Он основан на убеждении, что женщины и девочки нечисты, нечисты и неприкасаемы во время менструации. Когда у женщин наступают менструации, им не разрешают выполнять ряд повседневных дел, и их загоняют в «менструальные хижины», где они живут и спят.
Распространенность чхаупади неизвестна, но опрос, проведенный в прошлом году исследователями из Университета Бата и Центра исследований окружающей среды, здоровья и народонаселения (CREHPA) в Непале, дает представление. Исследователи опросили 400 девочек-подростков в деревнях на Среднем Западе Непала, в самом сердце района чхаупади. Они также проводили фокус-группы.1
Опрос показал, что 60% девушек знали, что чхаупади незаконна, но практиковали ее 77%. Исследователи обнаружили, что эта практика была широко распространена в этой области даже среди людей с более высоким уровнем образования.
Добавить комментарий