Минка японский дом – Традиционное японское жилище – минка
Традиционное японское жилище – минка
До прихода в Японию буддизма повсеместно были распространено традиционное строительство домов, назывались они – Минка. В них жили в основном люди, которые не относились к сословию самураев: крестьяне, торговцы и прочий люд. Строили старинные дома минки в традиционном для этой страны стиле. В настоящее время нет деления на самураев и простых смертных, поэтому минками называют любое традиционное жилье.
С виду у минки и русской избы есть, что-то общее. Однако сразу бросается в глаза традиционная японская крыша. Она с виду кажется огромной и надетой на домик как шапка. Это называется «гассе-дзукури», что в переводе означает «сложенные руки». Такое название эти минки получили за сходство сводов со сложенными руками молящихся японцев. В зависимости от района страны и климатических условий минки делятся на несколько разных видов. Самые распространенные это встречающиеся в деревне «нока», а также городские «матия». Также есть минки встречающиеся в рыбацких поселениях – «гека».
Традиционно минки делались из дешевых и легкодоступных материалов: дерево, бамбук, солома, глина и другие материалы. Простые крестьяне не могли себе позволить дорогое сырье. В традиционном японском жилище нет капитальных стен. Вся конструкция держится на каркасе, а сами стены можно свободно раздвинуть для проветривания. Внутренняя планировка такого дома также отличается своей необычностью. Обычно японские домики строят двухэтажными.
Кухня находится ближе к выходу и обустроена прямо на земляном полу. Здесь обычно установлена глиняная печь и деревянный умывальник. В остальных комнатах на высоте полуметра от земли установлена покрытая татами перегородка, заменяющая пол. Остальная часть здания делится обычно на четыре части, но из-за раздвижных стен планировка дома легко меняется. Внутри дома все рассчитано на людей, сидящих на полу.
Ванну и туалет обычно строили за пределами дома, отдельными помещениями. Побывав в Японии, необходимо просто увидеть минку, ведь в традиционном жилье хранится дух и характер всего народа.
set-travel.com
Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища
Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.
В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.
Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).
В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».
Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.
«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.
Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.
Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.
Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.
Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).
На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.
Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали
Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.
Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.
Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.
Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок
Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.
Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.
Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.
Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.
В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.
Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.
Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).
Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.
Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.
В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.
Мотивация стиля
Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.
При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!
Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.
Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.
Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.
У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?
В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Японский стиль
Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.
Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.
Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.
После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.
По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.
Современное жилье в Японии
Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.
Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).
В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.
В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.
В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.
В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.
Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.
Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.
Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт (метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.
Домашний адрес
Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.
Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.
Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов. © kanzendo.ru
> Галерея фотографий – Японские интерьеры / Интерьеры в японском стиле
Похожие записи на сайте miuki.info:
miuki.info
Минка – традиционный японский дом – Ярмарка Мастеров
Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности значительно изменило и весь быт и уклад японского общества. Вот уже и минка – традиционный японский дом, ушёл в прошлое, оставшись только в виде музеев.
Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников. То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.
Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.
В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.
Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.
Как устроено японское жилище – минка
Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева. Япония гористая страна и склоны гор часто покрыты лесами. Практически горы занимают большую часть территории Японии. Людям для жилья досталось лишь побережье и долины рек.
Стены домов минка представляют из себя по сути лёгкий каркас. Между установленными вертикально стволами деревьев или брусками пространство заполняется весьма условно. Глухие стены занимают лишь незначительную их поверхность. Они часто заполнены сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой и обмазаны глиной.
Большая же часть стен представляет собой открытое пространство, которое может быть закрыто раздвижными или снимающимися панелями. Получается, что в летнее время японцы живут на открытой природе. В то же время нам, жителям более суровых климатических зон, кажется весьма странным жить практически без стен.
Пол в основной части дома делался приподнятым над почвой примерно на половину метра. Это нужно для того, чтобы проветривать его, спасая от гниения. Поскольку дом строится без фундамента, то может быть и подтоплен талыми или дождевыми водами если будет слишком близко к земле.
Внутри основная часть японского дома вообще не разделена на комнаты. Это одно большое помещение. Которое, впрочем можно разделить на различные зоны теми же передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели. Скажите пожалуйста, куда её ставить? К стене? Но ведь стен-то как таковых нет.
Обедать же усаживались перед маленькими столиками прямо на пол, на который предварительно ложили футоны. Футон – это матрац. На них же и спали ночью. А на день они убирались за ширмы. Передвижные перегородки и ширмы оклеивались рисовой бумагой или шёлком.
А вот еду готовили в отдельной части дома. Здесь не было пола. Вернее он был земляной или глиняный. На нём возводилась глиняная печь. На ней и готовили пищу.
Окон в доме могло вообще не быть. А свет проникал через полупрозрачные ширмы или перегородки. Либо просто через открытую часть стены, если это было лето.
Дом минка и его значение для Японии
Жизнь в традиционном японском доме минка — это своеобразная философия единения с природой. По сути люди, жившие в таком жилище, жили на природе, лишь слегка от неё отгородившись.
Многие традиции того времени благополучно перекочевали в современное японское общество полностью. Другие, лишь слегка изменились. Это и открытость характера. Минимализм в интерьере, многофункциональность большинства вещей. Маленькие столики и подушки вместо стульев и другие особенности, присущие лишь японцам.
Минка – традиционный японский деревенский дом, хоть и ушёл в прошлое физически, остался в японской душе и традициях.
www.livemaster.ru
Минка — традиционный японский дом
Главная страница » Виртуальная Япония Просмотров: 295Современная Япония сильно отличается от той которая была в прошлом. Стремительный прогресс и развитие промышленности изменили уклад жизни и традиции японцев. Также из жизни этих людей почти пропало такое понятие как «минка». Минка – это традиционный японский дом, который сегодня на территории страны можно найти только в качестве музея или в классических деревнях.
Традиционные деревянные дома в Японии
Минка по традиции считается жильем ремесленников и крестьян. А значит в нем живет небогатый слой населения. Единственным исключением можно назвать остров Хоккайдо, который является самым большим на всем Японском архипелаге и расположен севернее от других трех. Зимой он укрыт снегом, который может лежать довольно долго.
Центральная и южная часть Японии очень редко видит снег. Если он там и выпадает, то не лежит, а сразу начинается таяние. Температура зимой редко опускается ниже нуля. А вот летом, она способна держаться на отметке 28-30 градусов по Цельсию. Учитывая, что в данных регионах сильная влажность, это создает ощущение духоты.
Еще одним фактором который оказал свое влияние на японские дома – это активная тектоническая зона. Океанические плиты, заходят под материковую, именно на уровне архипелага. Таким образом, эти земли часто сотрясают землетрясения.
Все эти условия повлияли на строительство минки. Такой дом отвечает всем вышесказанным требованиям и оказывал свое влияние на жизнь рабочих и ремесленников. Зимой приходится немного обогревать, а летом, проветривать из-за духоты.
Материалы, из которых сделан дом, очень дешевые и в основном находятся поблизости. В случае разрушения землетрясением, все можно легко и без проблем восстановить. Именно в таких условиях появились дома минка. Собственно, в любой другой стране, старинные жилища тоже строились исходя из природных сюрпризов.
Как устроен дом
Основная часть дома – это каркас из дерева. Так как Япония имеет горы и склоны, на них часто располагаются леса. Так что поиск древесины никогда не был проблемой для японцев. Горы занимают огромные территории, поэтому людям приходилось селиться в равнинах или прибрежьях рек.
Стены – это легкий каркас из дерева. Пустые места между стволами деревьев или брусками обычно заполняются условно. Глухие стены занимают небольшую поверхность дерева. К тому же чаще всего японцы заполняли их камышом, сухими ветками, бамбуком и травой, а затем обмазывали все глиной.
При этом, основная часть стен – это открытое пространство, которое загораживается или закрывается специальными съемными панелями. Таким образом в жаркое время года, жители этой страны находятся фактически на природе. Нам, жителям более суровых климатов, это могло бы показаться странным.
Пол поднимается от земли примерно на пол метра. Это делается для проветривания и защиты от гниения. Если же дом будет близко расположен к земле, то он может быть подтоплен осадками, или талыми водами.
Внутри, японское жилище вообще не имеет комнат. По сути это одна большая комната. Но для того чтобы отделить разные зоны, японцы использовали специальные передвижные перегородки. Кроме того, японские дома не имеют практически мебели. Наверно потому что стен в помещении так таковых нет.
Обедали японские семьи прямо на полу, раскладывая еду не небольшой и низкий стол. А сами они садились на футоны. К слову футон – это небольшой матрас, предназначенный специально для этих целей. К тому же, на футонах крестьяне спали ночью. Днем все лишнее убиралось за ширмы, которые украшались шелком или рисовой бумагой.
Еда готовилась в отдельной части дома, в которой изначально не было специального пола. Он был покрыт глиной и землей. Именно в таком месте и строилась глиняная печь, в которой готовили еду.
Окон в домах практически не было. При этом свет в дома мог проникать с помощью специальных ширм или стенки перегородок, сделанные не плотными специально для этой цели. Летом была просто открытая стена.
Крыша в таком доме сделана из соломы, камыша или травы. Она должна была быть обязательно толстой. Это позволяло обезопасить дом от протеканий. Ну а, чтобы солома и трава не гнили, угол крыши иногда достигал 60 градусов.
Значение дома Минка для Японии
Жизнь в таком японском уникальном доме, это не просто нужда, но и своеобразная философия единения с природой. Люди, которые жили в доме манка, практически жили на природе, но слегка создав себе комфортные условия.
С тех времен многие традиции живут в Японии и по сегодняшний день. Некоторые традиции немного стали другими. Основными чертами сохранившимися и сегодня стал: открытый характер помещений, минимализм в плане мебели, многофункциональность каждой вещи в доме.
Минка – традиционный дом прошлого Японии. Не смотря на то что сегодня в таких домах, никто не живет, все же, он внес свой вклад в развитие культуры и остается в сердцах настоящих японцев по сей день.
ft-mania.ru
Японский традиционный дом. Всемирное наследие Гассё-дзукури • Yumenohikari
Минка (民家) – общее название для всех традиционных японских сооружений, за исключением дворцовой и храмовой архитектуры. Минка – также общее наименование традиционного японского дома крестьян, ремесленников и торговцев.
Минка условно делятся на крестьянские дома но:ка (農家 ) и городские матия (町屋). В рыбацких деревнях можно обнаружить также дома гёка (漁家) как разновидность крестьянского дома. Минка в разных регионах Японии имели свои особенности, в зависимости от типа местности и климатических условий. Но объединяющим архитектурным решением для всех типов минка было применение прямоугольной каркасной конструкции, основу которой составляли деревянные несущие столбы и перекладины.
Основные особенности японского традиционного дома
• Основные материалы для строительства минка были бамбук, дерево, глина, разные травы и солома.
• Каркас дома, крыши и стен изготавливались, как правило, из дерева.
• Внешние стены – из бамбука и глины.
• Раздвижные внешние стены или по-японски амадо, представляли собой деревянные панели. В теплое время года их могли снимать и убирать в специальную нишу.
• Внутренних стен в нашем привычном понимании не было. Вместо них в японском традиционном доме существует скользящие перегородки фусума (襖) и подвижные двери седзи (障子). Основа внутренних раздвижных перегородок – деревянная рама, которую обклеивали плотной рисовой бумагой.
• Пол представляет собой деревянный настил, установленный на уровне около полуметра над землей. Пол застилается матами из прессованной рисовой соломы татами (畳). Площадь комнат в Японии традиционно продолжают измерять в татами.
• Внутреннее пространство японского дома отличается свободной планировкой, аскетичностью и отсутствием каких-либо привычных нам предметов интерьера.
• Одно из главных мест в доме – токонома. Токонома (床の間) – декоративная ниша в стене, выполняющая эстетическую и в какой-то мере даже сакральную функцию. Обычно в ней размещали ценные для домочадцев свитки с живописью или японскими гравюрами, каллиграфией (написанными изречениями или стихотворениями), а также цветочную композицию — икебану.
Японский традиционный дом устремлен к природе, вся его конструкция открыта природе и он не существует вне её, вне её ритма и движения. Так рождается гармония – ключевое понятие, которое являет собой главный импульс для созидания и составляет основу японского архитектурного творчества. Японский дом – это микрокосм, маленькая частичка большой Вселенной, и вне её его существование невозможно представить.
Уникальное японское зодчество Гассё-дзукури
Особо выделим уникальную школу японского домостроения Гассё-дзукури, которая сложилась в горном районе острова Хонсю, в префектурах Тояма и Гифу, а именно в сёлах Гокаяма и Сирака-го.
Исторические поселения Гокаяма (五箇山) и Сирака-го (白川郷) внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающиеся образцы традиционных поселений, которые совершенным образом приспособлены к окружающей их природной среде и местным социально-экономическим условиям.
Именно поэтому об этом типе японского зодчества хотелось бы рассказать чуть более подробно, локализовав тем самым предмет данной статьи.
Гассё-дзукури происходит от японского 合掌造り(gasho:dzukuri), где первая часть «合掌» обозначает «молитвенно складывать ладони», а вторая часть слова «造り» – «изготовление, конструкция». Данное словосочетание указывает на главную отличительную особенность этого традиционного японского стиля домостроения – особых крутых двускатных крыш из плотно уложенной соломы, конструкция которых напоминает сложенные в молитве руки.
Строительство японского традиционного дома именно с такой крышей было в определенной степени продиктовано климатом горной местности этого района Хонсю. В горах зимой идут очень сильные снегопады. Поэтому, чтобы снег не задерживался на крыше и не привел к её разрушению, такая конструкция кровли была самой оптимальной.
Главное занятие жителей двух деревень было выращивание тутовых деревьев и разведение тутового шелкопряда. Для последнего занятия верхний этаж жилища был аккуратно приспособлен для данного вида производства.
Особенности японского архитектурного стиля Гассё-дзукури
1) Крыша японского традиционного дома этого стиля имеет угол около 60 градусов, образуя почти правильный треугольник. Также она сооружалась без помощи гвоздей.
2) Такая высокая крутая крыша хорошо защищала дом от проникновения влаги, дождя или снега. Уникальная конструкция крыши с крутым склоном не позволяла задерживаться дождю или снегу, в связи с этим она почти не промокала и не гнила. Также она позволяла обходиться без дымохода.
3) Дома имели достаточно большую площадь, три или четыре яруса, и исторически предназначались для проживания больших семей.
4) Внутреннее пространство японского дома использовали максимально эффективно. Обычно отдельные его помещения приспосабливали для разведения тутового шелкопряда и производства японской бумаги васи. Такие занятия в течение зимы обеспечивали надежный источник дохода для жителей горного Сирака-го.
5) Кстати, с древнейших времен дома в Японии и, в частности, гассё-дзукури строили, основываясь на принципах коллективной взаимопомощи «YUI». Yui (結) – это японское слово, обозначающее японскую традиционную систему взаимного добровольного обмена труда между крестьянскими семьями.
6) Поселения и дома Гассё-дзукури проектировались с учетом движения солнца и строились таким образом, чтобы все строения получали максимальное количество солнечного света.
7) Также благодаря своей пространственной ориентации дома были защищены от сильного ветра, дующего по направлению течения реки. Вход в дома располагался, как правило, сбоку, перпендикулярно основному направлению ветра.
Японский традиционный дом стиля Гассё-дзукури – это не простые типичные сельские дома, это колоссальные трех или пяти ярусные сооружения с гигантскими кедровыми колоннами и балками, которые укреплены и держат друг друга посредством сделанных человеком канатов и покрытые характерной соломенной крышей, толщина которой достигает почти метра. Гассё-дзукури – уникальный архитектурный стиль, кровля которого по словам японцев имеет сходство со сложенными вместе руками во время буддийской молитвы.
Гассё-дзукури – уникальный пример мирового зодчества, в котором стремление человека к единению и гармонии с природой, нашло в Японии своё непревзойденное локальное воплощение.
Месторасположение:
Поселение Гокаяма (деревни Ainokura and Suganuma): префектура Тояма
Поселение Сирака-го (деревня Ogimachi): префектура Гифу, неподалеку от города Такаяма (高山市).
yumenohikari.ru
Минка 民家 — дом людей
Минка 民家 (дословно «дом людей») – это традиционный японский дом.
В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, то есть несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.
Минка — традиционный японский сельский дом
Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома нока 農家 и городские дома матия 町屋. В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка 漁家.
В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» 合掌造り, которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».
Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.
«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.
Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.
Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.
Гассё-дзукури — традиционный японский сельский дом
Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.
Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» 切妻, крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой ёсэмунэ 寄せ棟 и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой иримоя 入母屋.
На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.
Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» 土間, а во второй пол поднимали на полметра выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо 竈, деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.
Большая деревянная дверь одо служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори 囲炉裏, но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.
Хотя существует множество различных способов размещений комнат в пределах дома, одним из наиболее популярных был способ ёмадори 四間取, согласно которому в «белом» доме выделялись четыре комнаты. Отдельными друг от друга они были только по названию, поскольку жителям нужно было пройти через ту или иную комнату, чтобы добраться до другой. Две из них использовались для повседневной жизни семьи, включая комнату, в которой находился ирори. Иногда для освещения использовалась маленькая масляная лампа, но из-за стоимости топлива, очаг чаще всего являлся единственным способом освещения в доме в тёмное время суток.
Во время приёма пищи вся семья собиралась в комнате с очагом, причём каждый член семьи имел своё собственное место, соответствующее его социальному статусу в пределах семьи. На той стороне, которая дальше всех находилась от домы, сидел глава семьи. С другой стороны сидела хозяйка и все женщины семьи, третья сторона предназначалась для членов семьи мужского пола и гостей, а четвёртую занимала груда дров.
Другие комнаты служили спальнями и комнатой для гостей. В комнате для приёма гостей в нише токонома, как правило, размещался свиток с изречениями или живописью или же ставилась икебана. Такие ниши ещё можно встретить в современных японских домах, особенно тех, в которых есть комнаты, выдержанные в традиционном японском стиле.
Туалет и ванна часто сооружались в виде отдельных ото всего дома структур или же в виде части основной структуры дома, но находящихся под карнизом крыши.
Матия — традиционный японский городской дом
Матия являлись традиционными городскими домами в Японии и типичными для исторической столицы Киото. Матия появились ещё в эпоху Хэйан и продолжали развиваться вплоть до эпохи Эдо и даже в перид Мэйдзи.
В матия обитали городские торговцы и мастера, которые вместе составляли класс, называемый тёнин («горожане»). Слово «матия» может писаться двумя способами: 町家 или町屋. Здесь «мати» 町 означает «город», а «я» — «дом» 家 или «магазин» 屋. В любом случае и то, и другое написание является верным.
Матия отличались от своих сельских собратьев. Основной дом омоя 母屋 располагался перед складскими помещениями кура 倉 или стоял отдельно засики 座敷.
Дома, как правило, была вытянута и проходила от передней части дома к складу, находящемуся на задворках, и к ней прилегали три-четыре комнаты. В комнате, которая ближе всех находилась к улице, использовалась для ведения дел или под магазин и называлась мисэ 店. Средняя комната использовалась для развлечения гостей, а в последней комнате, которая ближе всех находилась к саду во внутреннем дворе и в которой находилась токонома, жили хозяева. В отличие от нока, в матия часто была отдельная комната, где спала семья. Второй этаж дома использовался для хранения вещей, которыми семья пользовалась более регулярно, чем те, которые хранились на задворках на складе.
tenshin.ru
Как устроен традиционный японский дом. Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища
Японский традиционный домик имеет необычное название. Звучит оно как минка. В переводе это слово означает «дом людей». Сегодня в Стране восходящего солнца такое сооружение можно встретить лишь в сельской местности.
Типы японских домиков
В далекие времена словом «минка» называли крестьянские жилища Страны восходящего солнца. Такие же домики принадлежали торговцам и ремесленникам, то есть той части населения, которая не была самураями. Однако сегодня классового деления общества не существует, и слово «минка» применяется к любым традиционным японским домам, которые имеют соответствующий возраст. Такие жилища, расположенные в районах с разными климатическими и географическими условиями, имеют довольно широкий диапазон размеров и стилей.
Но как бы там ни было, все минка делятся на два типа. К первому из них относят Еще их называют нока. Второй тип минка — городские дома (матия). Существует еще и подкласс нока — рыбацкий японский домик. Как называется такое жилище? Это деревенские дома гёка.
Устройство минка
Традиционные японские домики являются весьма самобытными сооружениями. В целом они представляют собой навес, стоящий над пустым пространством. Крыша минка опирается на каркас, выполненный из и стропил.
Японские домики в нашем понимании не имеют ни окон, ни дверей. В каждой комнате есть три стены, представляющие собой легкие вынимающиеся из пазов створки. Их всегда можно передвинуть или снять. Эти стены и играют роль окон. Хозяева обклеивают их белой, похожей на папиросную рисовой бумагой и называют седзи.
Характерной особенностью японских домиков являются их крыши. Они похожи на руки молящегося человека и сходятся под углом в шестьдесят градусов. Та внешняя ассоциация, которую вызывают крыши минка, находит отражение в их названии. Оно звучит как «гассё-дзукури», что означает «сложенные руки».
Традиционные японские домики, сохранившиеся до настоящего времени, являются историческими памятниками. Часть из них охраняется национальным правительством или местными муниципалитетами. Некоторые из построек внесены в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Материалы основных конструкций
Крестьяне не могли позволить себе строительство дорогого жилища. Они использовали те материалы, которые были наиболее доступными и дешевыми. Минка строили из бамбука и дерева, глины и соломы. Использовались также разнообразные виды трав.
Дерево, как правило, применялось для изготовления «скелета» дома и крыши. Для внешних стен брались бамбук и глина. Внутренние были заменены скользящими перегородками или ширмами. При устройстве кровли использовали солому и травы. Иногда поверх этих природных материалов выкладывали черепицу, изготовленную из обожженной глины.
Камень служил для укрепления или создания фундамента. Однако при строительстве самого дома этот материал не применяли.
Минка представляет собой японский дом, архитектура которого традиционна для Страны восходящего солнца. Опоры в нем формируют «скелет» сооружения и хитроумно, без применения гвоздей, соединяются с поперечными балками. Отверстиями в стенах дома служат седзи, или тяжелые деревянные двери.
Устройство крыш
Гассё-дзукури имеют самые высокие и узнаваемые японские домики. И эту особенность придают им их удивительные крыши. Их высота позволяла жильцам обходиться без устройства дымохода. Кроме того, предполагала обустройство на чердаке обширных складских помещений.
Высокая крыша японского домика надежно защищала минка от осадков. Дождь и снег, не залеживаясь, сразу же скатывались вниз. Такая особенность конструкции не позволяла попадать влаге в помещение и гнить соломе, из которой была устроена кровля.
Крыши минка классифицируют по различным типам. В матия, например, они, как правило, остроконечные, двускатные, покрытые плиткой или дранкой. Отличались от них крыши большинства деревенских домов нока. Они, как правило, покрывались соломой и имели скат на четыре стороны. На а также в тех местах, где стыковались различные секции, устанавливались специальные колпаки.
Внутреннее убранство жилища
Минка, как правило, состоял из двух секций. В одной из них был земляной пол. Эту территорию называли дома. Во второй секции пол поднимали над уровнем жилища на полметра.
В первом помещении готовили пищу. Здесь размещали бочки для еды, деревянный умывальник и кувшины для воды.
В помещении с приподнятым полом имелся встроенный очаг. Дым от огня, разведенного в нем, уходил под крышу и совсем не мешал жителям дома.
Какое впечатление производит на европейских туристов японский домик? Отзывы тех, кто впервые попал внутрь минка, говорят о том удивлении, которое вызвало у них полное отсутствие мебели. Взору посетителей открываются только обнаженные деревянные детали конструкции жилища. Это опорные столбы и стропила, струганные доски потолков и решетчатые седзи, мягко рассеивающие солнечный свет через Совершенно пуст пол, накрытый соломенными циновками. Нет никаких украшений и на стенах. Исключением служит лишь ниша, в которой помещена картина или свиток со стихотворением, под которыми находится ваза с букетом цветов.
Европейскому человеку, который попадает в японский дом, кажется, что это не жилище, а всего лишь декорация для какой-либо театральной постановки. Здесь приходится забывать о существующих стереотипах и понимать, что жилище — это не крепость, а то, что позволяет ощутить гармонию с природой и своим внутренним миром.
Вековая традиция
Для жителей Востока немаловажную роль в общественной и духовной жизни играет чаепитие. В Японии эта традиция представляет собой строго расписанный ритуал. В нем принимает участие человек, который заваривает, а затем разливает чай (мастер), а также гости, пьющие этот удивительный напиток. Данный ритуал зародился в Средние века. Однако и сегодня он является частью японской культуры.
Чайный домик
Для проведения церемонии чаепития японцы использовали отдельные сооружения. Почетных гостей принимали в чайном домике. Основным принципом данной постройки являлись простота и естественность. Это позволяло проводить церемонию распития ароматного напитка, отдалившись от всех земных соблазнов.
Какие конструктивные особенности имеют японские чайные домики? Они состоят из одной-единственной комнаты, попасть в которую можно только через низкий и узкий проход. Чтобы зайти в домик, посетителям приходится сильно поклониться. В этом заложен определенный смысл. Ведь низко поклониться перед началом церемонии приходилось всем людям, даже тем, кто имел высокое общественное положение. Кроме того, низкий вход не давал в прежние времена пройти в чайный домик с оружием. Самураям приходилось оставлять его перед дверью. Это также заставляло человека максимально сосредоточиться на церемонии.
Архитектура чайного домика предусматривала наличие большого количества окон (от шести до восьми), которые имели различную форму и размер. Высокое расположение проемов указывало на их основное предназначение — пропускать солнечный свет. Любоваться окружающей природой гости могли лишь в том случае, если хозяева раздвигали рамы. Однако, как правило, во время ритуала чаепития окна были закрыты.
Внутреннее убранство чайного домика
Помещение для проведения традиционной церемонии не имело ничего лишнего. Его стены отделывались серой глиной, которая, отражая солнечный свет, создавала ощущение нахождения в тени и спокойствии. Пол непременно устилали татами. Самой важной частью домика служила сделанная в стене ниша (токонома). В нее помещали курильницу с благовониями, а также цветы. Здесь же находился и свиток с изречениями, которые подб
cok24.ru
Добавить комментарий